- Преподавателю
- Другое
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 01. ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 01. ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Быченкова Т.П. |
Дата | 28.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Комитет образования и науки Курской области
Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Железногорский политехнический колледж
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.01. ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
(электроподвижной состав)
Специальность: 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог
Базовая подготовка среднего профессионального образования
2015
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 23.02.06. Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО 4
МОДУЛЯ
2.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 6
3.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 7
4.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛ 27
5.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) 35
-
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
«Эксплуатация и техническое обслуживание подвижного состава»
(электроподвижной состав)
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа профессионального модуля (далее -рабочая программа) является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 23.02.06. Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Эксплуатация и техническое обслуживание подвижного состава (базовая подготовка) и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК1. Эксплуатировать подвижной состав железных дорог.
ПК2. Производить техническое обслуживание и ремонт подвижного состава железных дорог в соответствии с требованиями технологических процессов.
ПК3. Обеспечивать безопасность движения подвижного состава.
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке рабочих по профессиям:
16885 Помощник машиниста электровоза;
18507 Слесарь по осмотру и ремонту локомотивов на пунктах технического обслуживания;
18540 Слесарь по ремонту подвижного состава.
1.2. Цели и задачи профессионального модуля - требования к результатам
освоения профессионального модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен: иметь практический опыт:
- эксплуатации, технического обслуживания и ремонта деталей, узлов, агрегатов, систем подвижного состава железных дорог с обеспечением безопасности движения поездов;
уметь:
-
определять конструктивные особенности узлов и деталей подвижного состава; -обнаруживать неисправности, регулировать и испытывать оборудование подвижного состава;
-
определять соответствие технического состояния оборудования подвижного состава требованиям нормативных документов;
-
выполнять основные виды работ по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава;
-
управлять системами подвижного состава в соответствии с установленными требованиями;
знать:
-
конструкцию, принцип действия и технические характеристики оборудования подвижного состава;
-
нормативные документы по обеспечению безопасности движения поездов;
-
систему технического обслуживания и ремонта подвижного состава.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы профессионального модуля:
всего -2364 часа, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 2148 часов, включая
обязательную аудиторную учебную нагрузку обучающегося -1536 часов; самостоятельную работу обучающегося -462 часов;
учебной и производственной практики -828 часов.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) Эксплуатация и техническое обслуживание подвижного состава, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
Наименование результата обучения
ПК 1.1 Эксплуатировать подвижной состав железных дорог
ПК 1.2
Производить техническое обслуживание и ремонт подвижного состава железных дорог в соответствии с требованиями технологических процессов
ПК 1.3 Обеспечивать безопасность движения подвижного состава
ОК 1
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий
ОК 8
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 9
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
ОК 10
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций
Наименования разделов профессионального модуля*
Всего часов
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов), ч
Практика, ч
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
Самостоятельная работа обучающегося
учебная
производственная (по профилю специальности)**
всего
в т.ч.
лабораторные работы и
практические занятия
в т.ч.
курсовая работа (проект)
всего
в т.ч.
курсовая работа (проект)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
ПК 1.1 ПК 1.2
Раздел 1. Выполнение технического обслуживания и ремонта электроподвижного состава
811
574
150
237
144
324
ПК 1.1
ПК 1.3
Раздел 2. Обеспечение технической эксплуатации электроподвижного состава
725
450
106
225
360
Производственная практика (по профилю специальности), ч
-
-
Всего
2364
1024
256 -
462
-
144
684
Примечания: * - раздел профессионального модуля - часть программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений и знаний;
** - производственная практика (по профилю специальности) может проводиться параллельно с теоретическими занятиями междисциплинарного курса (рассредоточенно) или в специально выделенный период (концентрированно).
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Выполнение технического обслуживания и ремонта электроподвижного состава
МДК.01.01. Конструкция, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава (электроподвижной состав)
811
Тема 1.1. Общие принципы ра-
Содержание
34+ 4
2
боты и система ремонта электроподвижного состава
1
Виды электроподвижного состава (ЭПС): электровозы и тяговые агрегаты, их технические и экономические характеристики ЭПС. Технические характеристики тяговых агрегатов Основные эксплуатационные требования, предъявляемые к ЭПС. Принцип и условия работы ЭПС, схема преобразования энергии ЭПС, основные системы ЭПС и их назначение
2
Классификация ЭПС по роду тока и осевой формуле. Основные узлы и аппараты электровозов постоянного тока. Основные узлы и аппараты электровозов и тяговых агрегатов переменного тока
3
Соответствие технического состояния оборудования ЭПС требованиям нормативных документов. Виды износов и повреждений узлов, деталей, агрегатов и систем ЭПС. Объем технических обслуживаний, текущих и капитальных ремонтов ЭПС. Способы очистки, осмотра и контроля узлов и деталей ЭПС. Технология восстановления, упрочнения. Способы соединения деталей ЭПС. Виды контроля качества ремонта. Общие меры безопасности труда при ремонте ЭПС.
Лабораторная работа
4
1
Определение конструктивных особенностей узлов и деталей различных серий тяговых агрегатов
Тема 1.2. Механическая часть
Содержание
100 + 36
3
1
Кузов. Назначение и классификация кузовов ЭПС. Требования, предъявляемые к кузовам и их элементам. Конструкция кузова электровоза управления (ЭУ). Рама кузова. Конструкция кузова моторного думпкара (МВ). Механизм открывания бортов. Расположение оборудования на ЭУ. Расположение оборудования на МВ. Системы вентиляции и отопления на тяговых агрегатах. Связи кузова с рамой тележки. Характерные износы и повреждения оборудования и деталей кузова ЭУ и МВ. Осмотр и ремонт деталей кузова при техническом обслуживании ЭПС. Технология ремонта кузовов ЭУ и МВ. Техника безопасности при техническом обслуживании и ремонте кузовов.
2
Ударно-тяговые приборы. Назначение и классификация ударно-тяговых приборов, устройство и принцип действия автосцепных устройств СА-3 и усиленной автосцепки Уралвагонзавода. Назначение и принцип действия поглощающих аппаратов различных типов. Знаки клейма. Характерные износы и повреждения деталей автосцепки и поглощающего аппарата, причины их возникновения и меры предупреждения. Основные нормы и допуски на износ деталей автосцепного устройства, проверка шаблонами. Виды и периодичность технического осмотра и ремонта автосцепных устройств. Требования ПТЭ к установке автосцепных устройств. Техника безопасности при техническом обслуживании и ремонте ударно-тяговых приборов.
3
Тележки. Назначение и устройство тележек. Назначение, классификация и конструкция рам тележек. Техническое обслуживание. Технология ремонта рам тележек. Технологический процесс сборки тележек и подкатки их под кузов. Осмотр и ремонт деталей тележек без разборки при различных видах технического обслуживания и ремонта. Правила безопасности труда при техническом обслуживании и ремонте тележек.
4
Колесные пары. Назначение, классификация и конструкция колесных пар. Формирование колесных пар. Знаки и клейма. Требования, предъявляемые к колесным парам в эксплуатации. Виды, сроки и объем технических обслуживаний, освидетельствований и ремонта колесных пар. Измерительный инструмент, краткие сведения о дефектоскопии элементов колесных пар. Правила безопасности труда при техническом обслуживании и ремонте колесных пар
5
Буксовые узлы. Назначение, принцип работы. Классификация, конструкция букс. Особенности конструкции букс с устройством для отвода тока и приводом скоростемера. Требования, предъявляемые к буксовым узлам в эксплуатации. Характерные неисправности букс, причины их возникновения и предупреждения. Виды, периодичность и содержание ревизий. Техническое обслуживание и ремонт букс. Правила безопасности труда при техническом обслуживании и ремонте буксовых узлов.
6
Рессорное подвешивание. Назначение, классификация, схемы рессорного подвешивания. Конструкция и характеристика элементов рессорного подвешивания. Понятие о жесткости и гибкости рессор. Упругие опоры кузовов. Люлечное подвешивание. Гидравлические и фрикционные гасители колебаний. Характерные износы и повреждения, причины их возникновения и меры предупреждения. Техническое обслуживание и технология ремонта рессорного подвешивания, гасителей колебаний. Правила безопасности труда при техническом обслуживании и ремонте.
7
Тяговый привод. Назначение, классификация и способы подвешивания тяговых приводов. Конструкция опорно-осевого подвешивания. Конструкция опорно-рамного подвешивания. Сравнение различных типов приводов. Зубчатые передачи. Определение параметров зубчатых передач. Кожуха зубчатых передач. Моторно-осевые подшипники (МОП) Техническое обслуживание. Техническое обслуживание и ремонт деталей колесно-моторного блока и подвешивания тяговых двигателей. Ремонт деталей передачи. Ремонт деталей опорно-осевого подвешивания. Сборка колесно-моторного блока при опорно-осевом подвешивании. Одиночная смена колесно-моторного блока и колесной пары.Правила безопасности труда при техническом обслуживании и ремонте тягового привода.
8
Вспомогательное оборудование. Схемы и приборы пневматических цепей. Питательная и тормозная цепи. Противопожарная система электроподвижного состава. Вспомогательные цепи (управления токоприемниками, цепи разгрузки, пескоподачи). Пневматическая система моторного вагона. Меры безопасности при использовании средств пожаротушения при пожаре
9
Окраска кузовов и деталей ЭПС. Назначение применяемых для окраски узлов и деталей ЭПС лакокрасочных покрытий. Условия качественной окраски. Текущий уход за лакокрасочными покрытиями. Правила безопасности труда при выполнении лакокрасочных работ, противопожарная техника безопасности. Обеспечение экологической безопасности.
Практические занятия
36
1
Исследование конструкции кузовова электровоза управления (ЭУ) и моторного вагона-думпкара и рам (МВ). Техническое диагностирование и определение неисправностей кузовов и рам кузовов ЭУ и МВ; методы ремонта и условия для дальнейшей эксплуатации.
2
Исследование конструкции связей кузова с рамой тележки. Техническое диагностирование и определение неисправностей центральных и боковых опор; методы ремонта и условия для дальнейшей эксплуатации.
3
Исследование конструкции и принципа действия ударно-тяговых приборов. Техническое диагностирование и определение неисправностей ударно-тяговых приборов; методы ремонта и условия для дальнейшей эксплуатации.
4
Исследование конструкции рам тележек тяговых агрегатов. Техническое диагностирование и выявление основных неисправностей рам тележек; методы ремонта и условия для дальнейшей эксплуатации.
5
Исследование конструкции колесных пар тягового агрегата. Техническое диагностирование и определение неисправностей колесных пар; методы ремонта и условия для дальнейшей эксплуатации.
6
Исследование конструкции букс колесных пар. Техническое диагностирование и определение температур нагрева буксовых узлов, выявление основных неисправностей. Виды ревизий букс; методы ремонта и условия для дальнейшей эксплуатации
7
Исследование конструкции рессорного подвешивания. Техническое диагностирование и выявление основных неисправностей рессорного подвешивания; методы ремонта и условия для дальнейшей эксплуатации
8
Исследование конструкции колесно-моторных блоков (КМБ). Выявление основных неисправностей опорно-осевой тяговой передачи; методы ремонта и условия для дальнейшей эксплуатации
9
Исследование пневматических систем ЭПС. Проверка действия пневматических схем цепей пескоподачи и цепей разгрузки моторных вагонов-думпкаров
Тема 1.3. Электрические маши-
Содержание
42 +10
3
ны ЭПС
1
Назначение, классификация электрических машин, конструкция, принцип действия. Материалы, применяемые в электрических машинах
2
Электрические машины постоянного тока.
Принцип действия, конструкция и назначение узлов и деталей, образующих электрическую машину. Коллектор. Обмотки якорей. Уравнительные соединения; ЭДС и электромагнитный момент; магнитная цепь машины; физическая сущность реакции якоря и коммутации. Схемы возбуждения и характеристики двигателей с различными видами возбуждений; регулирование напряжения на зажимах генератора.
3
лектрические машины переменного тока.
Назначение, устройство, принцип действия и режим работы электрических машин переменного тока. Процессы, протекающие при пуске и работе асинхронных двигателей. Регулирование напряжения синхронных генераторов и частоты вращения асинхронных двигателей, их рабочие характеристики, основные формулы, характеризующие работу электрических машин переменного тока
4
Трансформаторы. Назначение, принцип действия, устройство тяговых трансформаторов. Схемы соединения обмоток. Режимы работы и способы регулирования напряжения. Специальные типы трансформаторов
5
Аккумуляторные батареи. Назначение, принцип действия кислотных и щелочных аккумуляторов. Процессы, протекающие при зарядке и разрядке. Электродвижущая сила, напряжение и емкость аккумуляторных батарей
6
Электромашинные преобразователи. Назначение, классификация, принцип действия, конструкция электромашинных преобразователей. Сглаживающие реакторы и дроссели. Выпрямительные установки, их назначение. Конструкция полупроводниковых приборов. Вольт-амперная характеристика диодов и тиристоров.
7
Техническое обслуживание и ремонт электрических машин.
Характеристика работ, выполняемых по ремонту электрических машин при различных видах технического обслуживания и ремонта. Основные неисправности в эксплуатации и методы их выявления, определение условий дальнейшей эксплуатации, сушка обмоток без демонтажа с ЭПС. Техническое обслуживание и ремонт остовов и статоров, щеткодержателей и их кронштейнов, якорей и роторов. Сборка и испытание электрических машин. Правила безопасности труда при выполнении работ по техническому обслуживанию, ремонту, сборке и при испытании электрических машин
8
Техническое обслуживание и ремонт силового оборудования. Объем ревизий и технология ремонта тягового трансформатора, сглаживающих и переходных реакторов, индуктивных шунтов и трансформаторов, регулируемых подмагничиванием шунтов. Объем испытаний после ремонта.
Техническое обслуживание и ремонт выпрямительных установок. Диагностика блоков выпрямителей. Проверка технического состояния аккумуляторных батарей. Неисправности аккумуляторных батарей, технология приготовления и заливки электролита. Технология заряда батарей. Правила безопасности труда при выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту трансформаторов, выпрямительных установок, аккумуляторных батарей
Лабораторные работы
10
1
Исследование конструкции и работы электрической машины постоянного тока. Техническое обслуживание и методы ремонта электрических машин постоянного тока
2
Исследование конструкции и работы электрической машины переменного тока. Техническое обслуживание электрической машины переменного тока
3
Техническое обслуживание тягового трансформатора. Определение неисправностей тягового трансформатора и методов их устранения
4
Проверка технического состояния тягового двигателя постоянного тока, выявление неисправностей, определение условий дальнейшей эксплуатации
Тема 1.4. Автоматические тор-
Содержание
88 + 34
3
моза подвижного состава
1
Основы торможения. Образование тормозной силы. Коэффициент трения колодок о колесо и факторы, влияющие на его величину. Сила сцепления колеса с рельсом и факторы, влияющие на ее величину. Меры по увеличению коэффициентов трения и сцепления. Тормозные колодки. Максимально допускаемое нажатие тормозных колодок. Заклинивание колесных пар, причины возникновения и меры предотвращения. Величина и темп понижения давления в тормозной магистрали. Понятие о тормозном пути и способах его определения
2
Общие сведения об автоматических тормозах. Классификация и принцип действия автоматических тормозов. Нормативные требования, предъявляемые к устройству, техническому обслуживанию и эксплуатации тормозного оборудования. Расположение тормозного оборудования на ЭПС
3
Приборы питания тормозов сжатым воздухом. Назначение, классификация, конструкция, принцип действия и технические характеристики компрессоров. Конструкция, принцип действия и технические характеристики компрессоров КТ-6Эл. Назначение, конструкция главных резервуаров. Назначение, конструкция, принцип действия регуляторов давления. Правила безопасности труда при обслуживании приборов питания.
4
Приборы торможения. Назначение приборов торможения. Назначение, конструкция поездного крана машиниста усл. № 395.Принцип действия кранов машиниста усл.№ 395. Назначение, конструкция крана вспомогательного тормоза усл. № 254, положения его рукоятки. Принцип действия крана вспомогательного тормоза усл. № 254 при независимой схеме включения и при включенииего в качестве повторителя.
Дополнительных приборов управления. Назначение, конструкция и принцип действия электропневматического клапана автостопа (ЭПК-150). Назначение, конструкция и принцип действия воздухораспределителей и авторежимов усл.№ 265А-1. Конструкция и назначение тормозных цилиндров и запасных резервуаров. Правила безопасности труда при обслуживании приборов
5
Воздухопровод и рычажные передачи. Классификация воздухопроводов по их назначению. Нормативные требования, предъявляемые к воздухопроводам ЭПС. Тормозная магистраль, ее устройство и содержание в эксплуатации. Краны и клапаны воздухопроводов. Назначение, конструкция и действие концевых кранов, стип-кранов, трехходовых кранов, разобщительных кранов, выпускных, предохранительных, переключательных и обратных клапанов, соединительных рукавов, масловлагоотделителей и фильтров. Назначение, устройство, принцип действия тормозной рычажной передачи, ее КПД и передаточное число. Схемы и регулировка тормозной рычажной передачи. Регуляторы выхода штока тормозных цилиндров. Назначение, конструкция и принцип действия редуктора усл. № 348. Правила безопасности труда при обслуживании воздухопроводов и тормозной рычажной передачи
6
Электропневматические тормоза. Классификация и принцип действия электропневматических тормозов (ЭПТ). Назначение и конструкция блоков питания и управления, контрольных приборов. Схемы электропневматического тормоза ЭПС
7
Ремонт и испытания тормозного оборудования. Показатели работы тормозных приборов. Виды и сроки ремонта и испытания тормозных приборов. Организация ремонта и испытания тормозного оборудования в депо. Виды неисправностей тормозных приборов и методы их определения. Основные приемы ремонта деталей и узлов тормозных приборов и тормозного оборудования в целом. Испытание тормозных приборов.Правила безопасности труда при ремонте тормозного оборудования
Лабораторные работы
34
1
Исследование схемы расположения тормозного оборудования на подвижном составе
2
Исследование конструкции и принципа действия компрессора КТ6-Эл
3
Исследование конструкции и принципа действия регулятора давления АК-11Б
4
Исследование конструкции и принципа действия поездного крана машиниста усл. № 395
5
Исследование конструкции и принципа действия крана вспомогательного тормоза усл. № 254
6
Исследование конструкции и принципа действия воздухораспределителя усл. № 270-006
7
Испытание компрессора КТ6-Эл
8
Испытание и регулировка крана машиниста усл.№ 395
9
Испытание и регулировка крана вспомогательного тормоза усл. № 254
10
Испытание воздухораспределителей усл.№270-006
Тема 1.5. Электрическое обору-
Содержание
98+32
3
дование ЭПС
1
Общие сведения об электрическом оборудовании. Назначение, классификация, кинематика подвижных соединений, электрическая дуга и способы ее гашения. Конструкция элементов дугогасительных устройств
2
Коммутационные аппараты силовых цепей. Назначение, устройство, характеристики и принцип действия индивидуальных электропневматических и электромагнитных контакторов, групповых двухпозиционных и многопозиционных переключателей, электропневматических вентилей включающего и выключающего типа. Типы приводов групповых аппаратов
3
Токоприемники. Назначение, классификация, конструкция, принципы работы токоприемников. Условия, влияющие на качество токосъема. Особенности конструкции бокового токоприемника. Меры, обеспечивающие защиту локомотивной бригады от попадания под высокое напряжение
4
Аппараты защиты электрооборудования. Назначение, конструкция, принцип работы аппаратов: главных выключателей, быстродействующих выключателей. Реле перегрузки. Реле промежуточное. Тепловые реле. Реле дифференциальной защиты. Струйное реле. Разрядники. Плавкие предохранители.
5
Параметрические аппараты. Назначение, конструкция, принципы действия и функции параметрических аппаратов. Обозначение на схемах сглаживающих и переходных реакторов, индуктивных шунтов, фильтров радиопомех. Определение сопротивления резистора по его маркировке
7
Аппараты управления. Конструкция и принцип действия контроллеров машиниста. Выпрямительно-стабилизирующие устройства цепей управления. Электромагнитный рельсовый тормоз (ЭМРТ). Кнопочные выключатели управления и галетные переключатели.
8
Аппараты автоматизации процессов управления. Назначение электронных блоков автоматики и их влияние на работу электрооборудования. Блоки управления системой плавного регулирования напряжением.
9
Аппараты личной безопасности и безопасности управления поездом. Блокировки высоковольтных камер, конструкция, принцип действия. Конструкция и принцип работы защитного вентиля. Заземляющие штанги. Типы и функциональное назначение приборов безопасности движения, их взаимодействие с цепями управления ЭПС
10
Измерительные приборы, аппараты сигнализации, вспомогательное электрическое оборудование. Устройство и схемы включения измерительных приборов на ЭПС. Назначение основных сигнальных ламп и действия локомотивной бригады при их загорании.
Назначение и виды материалов и изоляторов. Провода и кабели. Расчет сечения провода по токовой нагрузке. Виды наконечников. Клеммные рейки и разъемные соединения. Изоляторы.
11
Техническое обслуживание и ремонт электрических аппаратов. Требования, предъявляемые к электрическим аппаратам и их содержанию. Возможные износы, неисправности и повреждения, причины их возникновения, методы их выявления и меры предупреждения, определение условий дальнейшей эксплуатации. Правила безопасности труда при выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту электрических аппаратов. Средства защиты обслуживающего персонала от попадания под напряжение
Лабораторные работы
32
1
Исследование конструкции и работы электропневматического контактора. Выявление основных неисправностей. Регулировка и испытание электропневматического контактора
2
Исследование конструкции и работы электромагнитного контактора. Выявление основных неисправностей. Регулировка и испытание электромагнитного контактора
3
Исследование конструкции и работы реверсивного переключателя. Выявление основных неисправностей. Регулировка и испытание реверсивного переключателя
4
Исследование конструкции и работы центрального токоприемника. Выявление основных неисправностей. Регулировка и испытание центрального токоприемника
5
Исследование конструкции и работы бокового токоприемника. Выявление основных неисправностей. Регулировка и испытание бокового токоприемника
6
Исследование конструкции и работы главного выключателя. Выявление основных неисправностей. Регулировка и испытание главного выключателя
7
Исследование конструкции и работы контроллера машиниста. Выявление основных неисправностей. Регулировка и испытание контроллера машиниста
8
Исследование конструкции и работы реле перегрузки.. Выявление основных неисправностей. Регулировка и испытание реле перегрузки.
Тема 1.6. Электрические цепи
Содержание
62 + 34
3
ЭПС
1
Общие сведения об электрических цепях. Способы регулирования частоты вращения тягового двигателя в тяговом и тормозных режимах. Принцип прямого и косвенного управления. Неуправляемые и управляемые выпрямители. Высоковольтные цепи и цепи управления. Однопроводные и двухпроводные схемы. Правила сбора схемы на минимальное напряжение и в тормозной режим
2
Электрические цепи электровозов постоянного тока. Работа силовой схемы грузового электровоза: цепь 1-й позиции, перегруппировки, работа в тормозном режиме, при отключении группы тяговых двигателей. Работа цепей управления: подъем токоприемника, запуск вспомогательных машин, сбор схемы на минимальное напряжение, работа цепей управления при наборе и сбросе позиций (прямые и обратные переходы), работа в тормозном режиме, работа аппаратов защиты. Работа силовой схемы пассажирского электровоза: цепь 1-й позиции, перегруппировки, работа в тормозном режиме, включая работу статического возбудителя. Работа цепей управления: подъем токоприемника, запуск вспомогательных машин, сбор схемы на минимальное напряжение, работа цепей управления при наборе и сбросе позиций (прямые и обратные переходы), работа в тормозном режиме, работа аппаратов защиты
3
Электрические цепи электровозов переменного тока. Работа силовой схемы электровоза с контактным регулированием: принцип регулирования по полупериодам, переход с позиции на позицию, работа схемы в тормозном режиме. Характеристика системы вспомогательных машин. Работа цепей управления: подъем токоприемника, запуск вспомогательных машин, сбор схемы на минимальное напряжение, работа цепей управления при наборе и сбросе позиций (прямые и обратные переходы), работа в тормозном режиме, работа аппаратов защиты. Принцип работы выпрямительно-импульсных преобразователей (ВИП) в режимах тяги и рекуперации. Схемные решения, достоинства и недостатки ВИП. Работа силовой схемы пассажирского электровоза: принцип регулирования напряжения при переключении первичной обмотки трансформатора. Принцип работы управляемого выпрямителя и однофазного зависимого генератора. Работа силовой схемы электровоза с зонно-фазовым регулированием в режимах тяги и рекуперативного торможения
4
Электрические цепи тяговых агрегатов переменного тока. Работа силовой схемы: в режиме тяги от контактной сети; в автономном режиме от дизель-генераторной установки; в режиме реостатного торможения с независимым возбуждением тяговых двигателей: в режиме реостатного торможения с самовозбуждением тяговых двигателей при отсутствии напряжения в контактной сети; ввод тягового агрегата в депо от источника низкого напряжения; работа схемы при выходе из строя одной выпрямительной установки. Работа цепей управления: подъем токоприемника, запуск вспомогательных машин, сбор схемы на минимальное напряжение, работа аппаратов защиты. Назначение блокировок в цепях управления. Причины простейших неисправностей в электрических цепях
5
Электрические цепи электропоездов переменного и постоянного тока. Работа силовой схемы электропоезда с вентильным переходом. Контуры токов в силовой схеме электропоезда. Напряжение холостого хода выпрямительной установки
6
ЭПС двойного питания. Принцип работы силовых цепей электровоза двойного питания на примере локомотивов ВЛ82м, ЭП10 и др., сравнение электрической части с ЭПС постоянного и переменного тока. Принцип построения схем многосистемных электровозов и электропоездов за рубежом
7
ЭПС с бесколлекторными тяговыми двигателями. Преимущества и недостатки бесколлекторных тяговых двигателей. Способы регулирования частоты вращения асинхронных и вентильных тяговых двигателей. Принцип работы автономного инвертора тока и автономного инвертора напряжения. Принцип работы, схемные решения частотно-импульсных и широтно-импульсных регуляторов, их достоинства и недостатки
8
Техническое обслуживание и ремонт электрических цепей. Виды повреждения электрических цепей. Основные неисправности в эксплуатации и методы их выявления, определение условий дальнейшей эксплуатации. Способы восстановления электрических цепей. Порядок проверки состояния электрических цепей с применением диагностического оборудования. Аварийные схемы в электрических цепях. Правила безопасности труда при выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту электрических цепей
Лабораторные работы
26
1
Исследование работы схемы силовой цепи тягового агрегата ОПЭ 1АМ в режиме тяги
2
Исследование работы схемы силовой цепи тягового агрегата ОПЭ1АМ в режиме реостатного торможения
3
Исследование работы схемы вспомогательных цепей тягового агрегата ОПЭ1АМ
4
Исследование работы схемы цепей управления тягового агрегата ОПЭ1АМ
5.
Исследование работы схемы силовой цепи тягового агрегата НП1 в режиме тяги
6.
Исследование работы схемы силовой цепи тягового агрегата НП1 в режиме реостатного торможения
7.
Исследование работы схемы вспомогательных цепей тягового агрегата НП1
8.
Исследование работы схемы цепей управления тягового агрегата НП1
Практические занятия
8
1
Выявление основных неисправностей работы цепей управления тяговых агрегатов в эксплуатации и методы выявления, определение условий дальнейшей эксплуатации
2
Поиск основных неисправностей работы силовых цепей тяговых агрегатов в эксплуатации, методы выявления, определение условий дальнейшей эксплуатации
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 01
237
Систематическая проработка конспектов занятий, учебных изданий и специальной технической литературы. Подготовка к лабора-
торным работам и практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя. Оформление отчетов по
лабораторным работам и практическим занятиям, подготовка к их защите.
Тематика индивидуальных заданий (расчетно-графических работ, презентаций) по заданию преподавателя:
Определение минимального объема технического обслуживания детали или узла ЭПС.
Определение норм, требующих соблюдения охраны труда при выполнении различных видов ТО и ремонта узлов и деталей ЭПС.
Изучение нетиповых конструктивных узлов, деталей ЭПС.
Сравнение узлов ЭПС одинакового назначения
Учебная практика
144
Виды работ:
Слесарные работы (измерение, плоскостная разметка, резание, опиливание, сверление, нарезание резьбы, рубка, гибка, клепка, при-
тирка, шлифовка, изготовление деталей по 12-14 квалитетам, разборка и сборка простых узлов).
Обработка металлов на токарном станке.
Обработка металлов на фрезерном и строгальном станках.
Электросварочные работы (наплавка валиков и сварка пластин при различных положениях шва).
Электромонтажные работы (разделка, сращивание, монтаж проводов; монтаж и разделка кабелей; заземление; паяние и лужение,
монтаж электроизмерительных приборов, монтаж простых схем)
Производственная практика (по профилю специальности)
324
18507 Слесарь по осмотру и ремонту локомотивов на пунктах технического обслуживания.
18540 Слесарь по ремонту подвижного состава.
Виды работ:
Измерение универсальными и специальными инструментами и приспособлениями средней сложности.
Ремонт и изготовление деталей по 10-11 квалитетам.
Разборка и сборка узлов подвижного состава с тугой и скользящей посадкой.
Регулировка и испытание отдельных узлов.
Выбор и применение смазывающих и промывающих жидкостей.
Демонтаж и монтаж отдельных аппаратов, узлов и приборов систем подвижного состава.
Соблюдение правил и норм охраны труда и требований безопасности
Раздел 2. Обеспечение техниче-
725
ской эксплуатации электропод-
вижного состава
МДК.01.02. Эксплуатация под-
450
вижного состава и обеспечение
безопасности движения поездов
(электроподвижной состав)
Тема 2.1. Техническая эксплуа-
Содержание
124
3
тация железных дорог и безо-
1
Безопасность движения поездов. Общие понятия, основные обязанности работников железнодорож-
пасность движения
ного транспорта и их ответственность
2
Общие положения по содержанию сооружений и устройств железных дорог. Габариты, сооружения и устройства локомотивного, вагонного и станционного хозяйств, восстановительные средства
3
Содержание железнодорожного пути. План, профиль, размеры колеи, стрелочные переводы, переезды, путевые и сигнальные знаки
4
Сооружения и устройства сигнализации, централизации и блокировки автоматики и связи
5
Сооружения и устройства электроснабжения железных дорог.
Устройства электроснабжения. Схемы электроснабжения. Комплекс устройств
6
Подвижной состав и специальный подвижной состав
7
Сигнализации на железных дорогах. Общие положения, классификация сигналов на железнодорожном транспорте, сигнализация светофоров, условия видимости сигналов
8
Сигнальные указатели, знаки, сигналы ограждения. Сигнальные значения, схемы установки
9
Поездные и маневровые сигналы. Ручные сигналы, обозначение подвижного состава, звуковые сигналы, сигналы тревоги
10
Организация технической работы станции. Раздельные пункты, производство маневров, закрепление вагонов на станционных путях, формирование поездов, порядок включения тормозов в поездах, обслуживание поездов
11
Движение поездов. Общие положения, график движения, прием и отправление поездов, движение поездов при автоматической блокировке, диспетчерской централизации, полуавтоматической блокировке, электрожезловой системе, телефонных средствах связи, выдача предупреждений, перевозка опасных грузов
12
Движение поездов в нестандартных ситуациях с разграничением времени, при перерыве всех средств сигнализации и связи, восстановительных и пожарных поездов, вспомогательных локомотивов, хозяйственных поездов, оказание помощи поезду, осаживание поездов на перегоне. Регламент действий работников в аварийных и нестандартных ситуациях
13
Руководящие документы по обеспечению безопасности движения на железнодорожном транспорте. Классификация нарушений безопасности движения в поездной и маневровой работе и порядок служебного расследования этих нарушений
Практические занятия
18
1
Определение неисправностей стрелочного перевода, запрещающих его эксплуатацию
2
Определение неисправностей колесных пар подвижного состава, с которыми запрещается их эксплуатация
3
Проверка правильности сцепления автосцепок
4
Ограждение опасных мест, мест препятствий, подвижного состава
5
Подача и восприятие ручных и звуковых сигналов
6
Определение порядка действий в аварийных и нестандартных ситуациях
7
Оформление поездной документации (оформление справки о тормозах формы ВУ-45, оформление бланка письменного разрешения зеленого цвета формы ДУ-54)
Тема 2.2. Техническая эксплуа-
Содержание
100
3
тация электроподвижного со-
1
Экипировка ЭПС. Назначение, виды работ, обязанности работников по экипировке ЭПС,
става
правила охраны труда при выполнении работ
2
Обязанности локомотивной бригады. Должностная инструкция. Приемка и сдача ЭПС. Заступление на работу, подготовка локомотива к работе, проверка работоспособности систем, приведение систем ЭПС в нерабочее состояние
3
Прицепка, отцепка ЭПС при маневровой работе, расцепка и сцепка моторвагонного подвижного состава (МВПС), закрепление ПС
4
Ведение поездов. Порядок использования систем, обслуживание в пути следования, контроль за работой систем
5
Техническая эксплуатация автоматических тормозов. Подготовка тормозного оборудования перед выездом из депо, продувка, проверка и регулировка, опробование тормозов, регулировка выхода штока ТЦ, обеспеченность поезда тормозными средствами по справке ВУ45, управление тормозными приборами
6
Автоматизированная система управления ЭПС. Микропроцессорная система управления локомотивом (МСУЛ), система человек-машина
7
Охрана труда при эксплуатации и обслуживании ЭПС - перед началом работ, во время выполнения работ, в аварийных ситуациях, по окончании работ
8
Правила противопожарной безопасности (ППБ) электроподвижного состава. Использование противопожарных средств на ЭПС
9
Ведение учетной и отчетной документации. Маршрут, формуляр, ТУ 152, ТУ28
10
Эксплуатация ЭПС в зимних условиях. Нормативно-правовая и техническая документация
Лабораторные работы
10
1
Управление ЭПС при ведении поездов (на тренажерах)
2
Подготовка систем ЭПС к работе (на тренажерах)
3
Приведение систем ЭПС в нерабочее состояние (на тренажерах)
4
Регулирование автоматических тормозов ЭПС. Опробование тормозов локомотива. Заполнение справки о тормозах
5
Ведение журнала ТУ 152
Практические занятия
18
1
Подготовка тормозного оборудования перед выездом из депо, продувка, проверка и регулировка, опробование тормозов, регулировка выхода штока ТЦ; обеспеченность поезда тормозными средствами по справке ВУ45; управление тормозными приборами
2
Использование противопожарных средств на ЭПС
3
Порядок использования систем ЭПС, обслуживание в пути следования, контроль за работой систем
4
Ограждение опасных мест, мест препятствий, подвижного состава
5
Определение порядка действий в аварийных и нестандартных ситуациях
6
Оформление учетной и отчетной документации, маршрута, формуляра, ТУ152, ТУ28. Ведение журнала ТУ 152
Тема 2.3. Поездная радиосвязь
Содержание
36
3
и регламент переговоров
1
Радиостанция. Назначение, основные режимы работы, основные правила пользования
2
Основная нормативно-правовая документация по регламенту переговоров при поездной и маневровой работе. Распоряжение МПС РФ от 26.09.2003 г. № 876 р «О регламенте переговоров при поездной и маневровой работе на железнодорожном транспорте общего пользования». Распоряжение ОАО «РЖД» от 31.03.2010 г. № 684 р «Об утверждении Регламента переговоров при поездной и маневровой работе при инфраструктуре ОАО «РЖД»
Практическое занятие
8
1
Выполнение регламента переговоров между машинистом и помощником машиниста локомотива по радиосвязи с работниками хозяйства перевозок во время движения по участкам и железнодорожным станциям железной дороги, а также при производстве маневровой работы
Тема 2.4. Электроснабжение
Содержание
50
3
ЭПС
1
Системы питания ЭПС. Схема внешнего электроснабжения ТП, схему тяговой сети постоянного тока, однофазного переменного тока и системы переменного тока 2x25 кВ, цепь тока по элементам схемы
2
Тяговые подстанции. Типы, основное оборудование, упрощенные силовые схемы, защита от повышенного тока и напряжения
3
Контактная сеть. Назначение, виды, габариты, классификация, конструкция деталей контактной сети, их крепление и расположение между собой, воздушные стрелки, сопряжение анкерных участков
4
Питание и секционирование контактной сети. Схемы питания, принципы секционирования, изолирующие сопряжения, стыкование участков постоянного и переменного тока
5
Защита систем электроснабжения. Типы и устройство быстродействующих выключателей (БВ), главных вывключателей (ВГ), фидеров, назначение постов секционирования, структурная схема электронной защиты; назначение, принцип работы телеблокировки
6
Взаимодействие ЭПС с устройствами электроснабжения. Взаимодействия токоприемника с контактной сетью, влияние климатических условий, поддержания напряжения в тяговой сети
Лабораторные работы
12
1
Исследование конструкции контактной сети. Выявление визуальных неисправностей контактной сети
2
Определение исправного состояния контактной сети
3
Устройство тяговой подстанции
4
Установка и снятие заземляющей штанги
5
Регулировка воздушной стрелки
6
Определение неисправностей сопряжения анкерных участков, методы устранения и условия дальнейшей эксплуатации
Тема 2.5. Основы локомотивной
Содержание
76
3
тяги
1
Силы, действующие на поезд. Основные режимы движения поезда, сила тяги, сцепление колес с рельсом, повышение тяговых свойств локомотива
2
Тяговые характеристики. Характеристики тягового электродвигателя (ТЭД), на ободе колеса, локомотива; сравнение ТЭД с различными возбуждениями; построение тяговой характеристики при износе бандажа колесной пары при изменении напряжения и поля ТЭД, пуск ЭПС; ограничения на использование силы тяги
3
Силы сопротивления движению поезда. Виды, физическая сущность, способы снижения, способы расчета основного и дополнительного сопротивления, спрямление профиля пути
4
Тормозные силы поезда. Назначение, классификация, расчет тормозных сил, тормозной коэффициент, обеспеченность поезда тормозными средствами, характеристики электрического торможения и принципы регулирования
5
Уравнение движения поезда. Условия движения поезда в режимах тяги, выбега и торможения. Диаграмма удельных ускоряющих и замедляющих сил
6
Расход электрической энергии. Токовые характеристики, нагревание и охлаждение ТЭД, расчет расхода электрической энергии, способы экономии
Практические занятия
26
1
Пересчет электромеханических характеристик ТЭД
2
Построение тяговой характеристики локомотива и действующих ограничений
3
Расчет и построение удельных сил поезда в режиме выбега
4
Расчет и построение удельных сил поезда в режиме тяги
5
Расчет и построение удельных сил поезда в режиме торможения
6
Спрямление профиля пути
7
Решение задач по тормозным силам поезда и расчет тормозного пути по номограмме
8
Расчет массы поезда с проверкой на трогание с места на расчетном подъеме
9
Построение кривой скорости движения поезда графическим методом
10
Построение кривой времени
11
Построение кривой тока
12
Определение полного и удельного расхода электрической энергии на тягу поездов
13
Построение кривой нагрева тяговых двигателей
Тема 2.6. Локомотивные сис-
Содержание
54
2
темы безопасности движения
1
Основные сведения о локомотивных системах безопасности. Классификация, назначение, способы контроля скорости и состояния машиниста. Локомотивные устройства безопасности (ЛУБ), принцип работы радиоканала, СНС (спутниковая навигационная система). Обзор зарубежных систем АЛС
2
Автоматическая локомотивная сигнализация (АЛС). Классификация систем АЛС. Назначение, принцип работы АЛСН, микроэлектронная система АЛС-ЕН
3
Скоростемеры. Скоростемер 3СЛ2М, КПД; технические характеристики, поблочное устройство, эксплуатация
4
Дополнительные устройства безопасности
Устройства предотвращения самопроизвольного скатывания поезда. Устройство контроля бдительности типа Л-116(Л-116У). Конструкция и работа устройства контроля бдительности машиниста (УКБМ). Устройство контроля параметров движения поезда Л-132 («Дозор»). Контроль несанкционированного отключения электропневматического клапана (ЭПК). Современные системы дополнительных приборов безопасности. Телеметрическая система контроля бодрствования машиниста (ТСКБМ)
5
Основные системы автоматического ведения поезда. Назначение и принцип действия систем автоматического ведения пригородных, пассажирских, грузовых поездов и поездов метрополитена. Основные составляющие эффекта применения системы автоведения. Устройство и функции унифицированной системы автоведения поездов (УСАВП)
6
Унифицированная система автоматического управления тормозами. Технические характеристики, поблочное устройство, назначение, принцип действия комплектов оборудования САУТ-У и САУТ-ЦМ, особенности работы и возможности каждого из них, состав и назначение блоков, правила эксплуатации
2
7
КЛУБ-У - комплексное локомотивное устройство безопасности.
Технические характеристики, поблочное устройство, эксплуатация. Специальное локомотивное устройство безопасности КЛУБ-П
8
Перспективные системы безопасности. Назначение, основные принципы работы систем «КУПОЛ», систем управления маневровой (МАЛС) и горочной автоматической локомотивной сигнализации (ГАЛС)
9
Контроль параметров движения поезда. Расшифровка записей поездок. Автоматизированное рабочее место (АРМ) расшифровщика, выявление нарушений при управлении системами ЭПС по записям технических средств
10
Техническое обслуживание локомотивных систем безопасности. Особенности записи работы устройств безопасности на скоростемерных лентах и цифровых носителях информации. Основные методы диагностики аналогово-релейных и микропроцессорных устройств безопасности. Принципы технического обслуживания. Информационно-управляющая система повышения безопасности железнодорожного движения с функцией автоведения (ИУСДП)
Лабораторные работы
8
1
Исследование работы электромеханических устройств безопасности
2
Исследование работы систем автоматического ведения поезда
3
Исследование систем автоматического управления тормозами
4
Исследование работы устройства КЛУБ-У
Практические занятия
6
1
Расшифровка записей поездок
2
Проверка микропроцессорных систем безопасности с помощью переносных диагностических средств
3
Подготовка к работе микропроцессорных систем безопасности
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ.02
225
1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебных изданий и специальной технической литературы.
2. Подготовка к лабораторным работам
и практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя,
оформление отчетов по лабораторным работам и практическим занятиям, подготовка к их защите.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
1. Изучение отдельных глав инструкций и руководств по эксплуатации.
2. Изучение отдельных глав должностных инструкций.
3. Сравнительный анализ работы устройств в различных режимах.
4. Решение задач по основам локомотивной тяги.
5. Работа по индивидуальным планам (заданиям).
6. Отработка регламента переговоров
Производственная практика (по профилю специальности)
16885 Помощник машиниста электровоза; 16887 Помощник машиниста электропоезда;
18507 Слесарь по осмотру и ремонту локомотивов на пунктах технического обслуживания; 18540 Слесарь по ремонту подвижного состава. Виды работ:
Подготовка ЭПС к работе, приемка и проведение ТО. Проверка работоспособности систем ЭПС.
Управление и контроль за работой систем ЭПС, ТО в пути следования. Приведение систем ЭПС в нерабочее состояние, сдача. Выполнения требований сигналов. Подача сигналов для других работников.
Выполнение регламента переговоров локомотивной бригады между собой и с другими работниками железнодорожного транспорта. Оформление и проверка правильности заполнения поездной документации. Определение неисправного состояния подвижного состава по внешним признакам.
Изучение техническо-распорядительного акта железнодорожной станции (ТРА станций), профиля обслуживаемых участков, расположения светофоров, сигнальных указателей и знаков. Соблюдение правил и норм охраны труда, требований безопасности
360
Всего
2364
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
-
- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
-
- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация профессионального модуля предполагает наличие:
-
учебных кабинетов: «Конструкция подвижного состава», «Техническая эксплуатация железных дорог и безопасность движения»;
-
лабораторий: «Электрические машины и преобразователи подвижного состава», «Электрические аппараты и цепи подвижного состава», «Автоматические тормоза подвижного состава», «Техническое обслуживание и ремонт подвижного состава»;
-
мастерских: слесарных, электромонтажных, электросварочных, механообра-батывающих.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Конструкция подвижного состава»:
-
детали и узлы подвижного состава (ЭПС);
-
наглядные пособия;
-
комплект учебно-методической документации;
-
плакаты, электронные обучающие ресурсы (ЭОР), видеофильмы;
-
видеопроектор, ПЭВМ.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Техническая эксплуатация железных дорог и безопасность движения:
-
средства технической диагностики и неразрушающего контроля узлов и деталей подвижного состава;
-
образцы деталей и узлов подвижного состава с естественными и искусственными дефектами, СОП;
-
наглядные пособия;
-
комплект учебно-методической документации;
-
плакаты, электронные обучающие ресурсы (ЭОР), видеофильмы;
-
видеопроектор, ПЭВМ.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории «Электрические машины и преобразователи подвижного состава»:
- коллекторная машина, асинхронная машина, синхронная машина, трансформатор, контрольно-измерительные приборы, пускорегулирующая аппаратура, источники питания;
- комплект плакатов;
- комплект учебно-методической документации.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории «Электрические аппараты и цепи подвижного состава»:
- индивидуальные контакторы, групповой переключатель, аппараты защиты электрооборудования, аппараты автоматизации процессов управления, низковольтное вспомогательное оборудование, низковольтное электронное оборудование, средства защиты обслуживающего персонала от попадания под напряжение;
- комплект плакатов;
- комплект учебно-методической документации.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории «Автоматические тормоза подвижного состава»:
-компрессор, регулятор давления, кран машиниста, кран вспомогательного тормоза, блокировочное устройство, воздухораспределитель грузового типа, регулятор режима торможения, реле давления, детали пневматической арматуры;
- комплект учебно-методической документации.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории «Техническое обслуживание и ремонт подвижного состава»:
- рабочее место преподавателя; посадочные места по количеству обучающихся; детали и узлы ЭПС;
-стенды по испытанию и проверке узлов и деталей ЭПС; метрический измерительный инструмент;
- измерительные приборы; мегоомметр;
- комплект плакатов по программе модуля ПМ.01.
Оборудование мастерских и рабочих мест мастерских: слесарной:
-
рабочие места по количеству обучающихся;
-
станки: настольно-сверлильные, заточные, шлифовальные;
-
набор слесарных инструментов;
-
набор измерительных инструментов и приспособлений;
-
заготовки для выполнения слесарных работ;
электромонтажной:
-
рабочие места по количеству обучающихся;
-
паяльная станция;
-
наборы инструментов и приспособлений;
-
заготовки; электросварочной:
-
рабочие места по количеству обучающихся;
-
сварочные посты;
-
наборы инструментов и приспособлений;
-
заготовки;
механообрабатывающей:
-
рабочие места по количеству обучающихся;
-
станки: токарные, фрезерные, сверлильные, заточные, шлифовальные;
-
наборы инструментов и приспособлений;
-
заготовки.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Федеральный закон от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (с изменениями от 7.07.2003 г., 8.11.2007 г., 22.07.2008 г., 23.07.2008 г., 26.12.2008 г., 30.12.2008 г.).
-
Федеральный закон от 10.01.2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (с изм. от 7.07.2003 г., 4.12.2006 г., 26.06.2007 г., 8.11.2007 г., 23.07.2008 г.).
-
Федеральный закон от 17.07.1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (с изм. от 20.05.2002 г., 10.01.2003 г.,
9.05.2005 г.).
4. Федеральный закон от 9.02.2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безо-
пасности» (с изм. от 23.07.2008 г., 19.07.2009 г.).
5. Распоряжение Правительства от 22.11.2008 г. № 1734-р « Об утверждении Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030
года».
Нормативно-техническая литература:
-
Инструкция МПС России от 16.10.2000 г. № ЦРБ-790 «Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации».
-
Инструкция МПС России от 25.10.2001 г. № ЦТ-ЦШ-889 «Инструкция о порядке пользования автоматической локомотивной сигнализацией непрерывного типа (АЛСН) и устройствами контроля бдительности машиниста».
-
Инструкция МПС России от 4.07.2000 г. № М-1954у «Инструкция по заземлению устройств энергоснабжения на электрифицированных железных
дорогах».
-
Инструкция МПС России от 14.03.2003 г. № ЦЭ-936 «Инструкция по техническому обслуживанию и ремонту оборудования тяговых подстанций электрифицированных железных дорог».
-
Инструкция МПС России от 25.04.2002 г. № ЦШ-ЦТ-907 «Инструкция по эксплуатации комплексного локомотивного устройства безопасности».
-
Инструкция МПС России от 27.09.1999 г. № ЦТ-685 «Инструкция по техническому обслуживанию электровозов и тепловозов в эксплуатации».
-
Инструкция МПС России от 24.09.2001 № ЦТ-ЦШ-857 «Инструкция
по техническому обслуживанию автоматической локомотивной сигнализации непрерывного типа (АЛСН) и устройств контроля бдительности машиниста».
-
Инструкция МПС России от 10.04.2001 г. № ЦТ-814 «Инструкция по подготовке к работе и техническому обслуживанию электровозов в зимних и летних условиях».
-
Федеральный закон от 10.01.2003 г. № 17-Ф3 «Инструкция по сигнализации на железнодорожном транспорте Российской Федерации».
10. Федеральный закон от 10.01.2003 г. № 17-Ф3 «Инструкция
по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации».
11. Федеральный закон от 10.01.2003 г. № 17-Ф3 «Инструкция по эксплуатации тормозов подвижного состава же-
лезных дорог».
-
Инструкция МПС России от 27.09.1999 г. № ЦТ-68 «Инструкция по техническому обслуживанию электровозов и электропоездов в эксплуатации».
-
Инструкция МПС России от 27.04.1993 г. № ЦТ-ЦОУ-175 «Инструкция по обеспечению пожарной безопасности на локомотивах и моторвагонном подвижном составе».
-
Приказ Министерства транспорта РФ от 21.12.2010 г. № 286 «Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации».
-
Приказ МПС России от 03.07.2001 г. № ЦТ-ЦЭ-844 «Об утверждении Инструкции о порядке использования токоприемников электроподвижного состава при различных условиях эксплуатации».
-
Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте. ППБО-109-92 (утв. МПС РФ 11.11.1992 г. № ЦУО-112) (с изм. от 06.12.2001 г.).
17. Правила тяговых расчетов для поездной работы. М.: Транспорт,
1985.
18. Правила устройства и технической эксплуатации контактной сети элек-
трифицированных железных дорог (утв. МПС России от 25.06.1993 г.
№ ЦЭ-197).
-
Распоряжение МПС РФ от 26.09.2003г. № 876р «О регламенте переговоров при поездной и маневровой работе на железнодорожном транспорте общего пользования».
-
Распоряжение ОАО «РЖД» от 31.03.2010 г. № 684 р «Об утверждении Регламента переговоров при поездной и маневровой работе при инфраструктуре ОАО «РЖД».
Учебники и учебные пособия:
-
Венцевич Л.Е. Локомотивные устройства обеспечения безопасности движения поездов и расшифровка информационных данных их работы. М.: ГОУ «УМЦ ЖДТ», 2009.-
-
Сидоров Н.И., Сидорова Н.Н. Как устроен и работает электровоз. М: Транспорт, 2010
-
Бервинов В.И., Доронин Е.Ю. Локомотивные устройства безопасности. М.: ГОУ «УМЦ ЖДТ», 2005.
-
Грищенко А.В., Стрекопытов В.В. Ролле И.А. Устройство и ремонт электровозов и электропоездов. М.: Издательский центр «Академия», 2011.
-
Венцевич Л.Е. Локомотивные скоростемеры и расшифровка скоросте-мерных и диаграммных лент. М.: УМК МПС России, 2002.
-
Ветров Ю.Н., Приставко М.В. Конструкция тягового подвижного состава. М.: Желдориздат, 2000.
-
Гут В.А. Преобразовательные устройства электропоездов переменного тока. М.: ГОУ «УМЦ ЖДТ», 2006.
-
Дайлидко А.А. Электрические машины тягового подвижного состава. М: Желдориздат, 2012.
-
Добровольская Э.М. Электропоезда постоянного и переменного тока. М.: Издательский центр «Академия», 2004.
10.Безрученко В.Н., Браташ В.А.., Петрович Л.В. Электроподвижной состав промышленного железнодорожного транспорта: Киев: Вища школа. Головное изд-во, 2011.
-
Кацман М.М. Электрические машины. М.: Издательский центр «Академия», 2007.
-
Клочкова Е.А. Промышленная, пожарная и экологическая безопасность на железнодорожном транспорте: Учебное пособие. М.: ГОУ «УМЦ ЖДТ», 2008.
-
Кузнецов К.В., Дайлидко Т.В., Плюгина Т.В. Локомотивные устройства безопасности. М.: ГОУ «УМЦ ЖДТ», 2008.
-
Находкин В.М., Черепашенец Р.Г. Ремонт электроподвижного состава. М.: Транспорт, 2008.
-
Николаев А.Ю., Сесявин Н.В. Устройство и работа электровоза ВЛ80: Учебное пособие для образовательных учреждений ж.-д. трансп., осуществляющих профессиональную подготовку. М.: ГОУ «УМЦ ЖДТ», 2006.
-
Осипов С.И., Осипов С.С. Основы тяги поездов. М.: УМК МПС России, 2006.
-
Афонин Г.С., Барщенков В.Н., Кондратьев Н.В. Автоматические тормоза подвижного состава. М.: Издательский центр «Академия», 2010.
18. Пегов Д.В., Бурцев П.В., Андреев В.Е. и др. Электропоезда постоян-
ного тока ЭТ2, ЭТ2М, ЭР2Т, ЭД2Т. М.: Центр Коммерческих Разработок,
2003.
-
Забелин Г.Д.. Под редакцией Потапова М.Г. Ремонт электроподвижного состава промышленного транспорта: М.: Транспорт, 2005.
-
Понкратов Ю.И. Электропривод и преобразователи подвижного состава. М.: ГОУ «УМЦ ЖДТ», 2007.
-
Потанин А.А. Управление и техническое обслуживание электровозов переменного тока. М.: ГОУ «УМЦ ЖДТ», 2008.
-
Просвирин Б.К. Электропоезда постоянного тока: Учебное пособие. М.: УМК МПС России, 2001.
23. Мазнев А.С., Шатнев О.И. Электрические аппараты и цепи подвижного состава. Учебное пособие. М: Издательский центр «Академия»,2012.
Дополнительные источники:
1. Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремон-
ту колесных пар тягового подвижного состава колеи 1520 мм от 27.12.2005 г.
№ КМБШ.667120.001 РЭ.
Учебные иллюстрированные пособия и электронные образовательные ресурсы:
-
Асадченко В.Р. Автоматические тормоза подвижного состава железнодорожного транспорта. М.: УМК МПС России, 2002.
-
Заболотный Н.Г. Электрические аппараты электровозов постоянного и переменного тока. М.: ГОУ «УМЦ ЖДТ», 2005.
-
Сорокина Л.В. Техническая эксплуатация железных дорог и безопасность движения. М.: ГОУ «УМЦ ЖДТ», 2005.
-
Организация работы локомотивных бригад при возникновении нестандартных ситуаций. М.: ФГОУ «УМЦ ЖДТ», 2010.
-
Ремонт колесной пары электровозов с унифицированной механической частью. М.: УМК МПС России, 1999.
6. Устройство автосцепки СА-3. М.: УМК МПС России, 2000.
-
Устройство и принцип действия автоматических тормозов подвижного состава. М.: ГОУ «УМЦ ЖДТ», 2007.
-
Устройство и технология обслуживания светофоров, маршрутных и световых указателей. М.: ГОУ «УМЦ ЖДТ» , 2009.
Средства массовой информации
-
«Железнодорожный транспорт» (ежемесячный научно-теоретический технико-экономический журнал). Форма доступа: zdt-magazine.ru
-
Международный информационный научно-технический журнал «Ло-комотив-информ». Форма доступа: railway-publish.com/journ_li.html
3. Транспорт России (еженедельная газета). Форма доступа:
transportrussia.ru
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Освоение модуля ведется после изучения общепрофессиональных дисциплин: «Инженерная графика», «Техническая механика», «Электротехника», «Электроника и микропроцессорная техника», «Материаловедение», «Метрология, стандартизация и сертификация», «Железные дороги», «Охрана труда», «Безопасность жизнедеятельности».
Учебная и производственная практика проводится образовательным учреждением при освоении студентами профессиональных компетенций в рамках модуля, может реализовываться как концентрированно, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках модуля.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Реализация программы профессионального модуля должна обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемого модуля. Преподаватели имеют опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы. Преподаватели проходят стажировку в профильных организациях не реже одного раза в 3 года.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Результаты (освоенные профессиональные компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
1 2
3
ПК 1.1. Эксплуатировать подвижной состав железных дорог
демонстрация знаний конструкции деталей, узлов, агрегатов и систем ЭПС;
полнота и точность выполнения норм охраны труда;
выполнение ТО узлов, агрегатов и систем
ЭПС;
выполнение ремонта деталей и узлов
ЭПС;
изложение требований типовых технологических процессов при ремонте деталей, узлов, агрегатов и систем ЭПС;
правильное и грамотное заполнение технической и технологической документации;
быстрота и полнота поиска информации по нормативной документации и профессиональным базам данных;
точность и грамотность чтения чертежей и схем;
демонстрация применения ПЭВМ в профессиональной деятельности
текущий контроль в форме защиты отчетов по лабораторным работам и практическим занятиям; тестирования по темам МДК; квалификационного экзамена; зачетов по учебной и производственной практике
ПК 1.2. Производить техническое обслуживание и ремонт подвижного состава железных дорог в соответствии с требованиями технологических процессов
демонстрация знаний конструкции деталей, узлов, агрегатов и систем ЭПС;
полнота и точность выполнения норм охраны труда;
выполнение подготовки систем ЭПС к работе;
выполнение проверки работоспособности систем ЭПС;
управление системами ЭПС;
осуществление контроля за работой систем ЭПС;
приведение систем ЭПС в нерабочее состояние;
выбор оптимального режима управления системами ЭПС;
выбор экономичного режима движения поезда;
выполнение ТО узлов, агрегатов и систем ЭПС;
применение противопожарных средств
текущий контроль в форме защиты отчетов по лабораторным работам и практическим занятиям; тестирования по темам МДК; квалификационного экзамена; зачетов по учебной и производственной практике
ПК 1.3. Обеспечивать безопасность движения подвижного состава
демонстрация знаний конструкции деталей, узлов, агрегатов и систем ЭПС;
полнота и точность выполнения норм охраны труда;
принятие решения о скоростном режиме и других условиях следования ЭПС;
точность и своевременность выполнения требований сигналов;
правильная и своевременная подача сигналов для других работников;
выполнение регламента переговоров локомотивной бригадой между собой и с другими работниками железнодорожного транспорта;
проверка правильности оформления поездной документации;
демонстрация правильного порядка действий в аварийных и нестандартных ситуациях, в том числе с опасными грузами;
определение неисправного состояния железнодорожной инфраструктуры и подвижного состава по внешним признакам;
демонстрация взаимодействия с локомотивными системами безопасности движения
текущий контроль в форме защиты отчетов по лабораторным работам и практическим занятиям; тестирования по темам МДК; квалификационного экзамена; зачетов по учебной и производственной практике
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
изложение сущности перспективных технических новшеств
экспертное наблюдение и оценка на лабораторных работах и практических занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практике
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
обоснование выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач в области разработки технологических процессов;
демонстрация эффективности и качества выполнения профессиональных задач
экспертное наблюдение и оценка на лабораторных работах и практических занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практике
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
демонстрация способности принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
экспертное наблюдение и оценка на лабораторных работах и практических занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практике
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
нахождение и использование информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
экспертное наблюдение и оценка на лабораторных работах и практических занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практике
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
демонстрация навыков использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности
экспертное наблюдение и оценка на лабораторных работах и практических занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практике
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения
экспертное наблюдение и оценка на лабораторных работах и практических занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практике
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий
проявление ответственности за работу команды, подчиненных, результат выполнения заданий
экспертное наблюдение и оценка на лабораторных работах и практических занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практике
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
планирование обучающимся повышения личностного и квалификационного уровня
экспертное наблюдение и оценка на лабораторных работах и практических занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практике
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
проявление интереса к инновациям в профессиональной области
экспертное наблюдение и оценка на лабораторных работах и практических занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практике
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)
демонстрация готовности к исполнению воинской обязанности
экспертное наблюдение и оценка на лабораторных работах и практических занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практике
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
ТЕМА: «Исследование конструкции кузова электровоза управления (ЭУ) и моторного вагона думпкара (МВ). Техническое диагностирование и определение неисправностей кузовов и рам кузовов ЭУ и МВ; методы ремонта и условия для дальнейшей эксплуатации»
ЦЕЛЬ: исследовать конструкцию кузовов ЭУ и МВ тяговых агрегатов ОПЭ и НП, дать сравнительную характеристику. Научиться проводить техническое диагностирование кузовов ЭУ и МВ, выявлять их неисправности и определять условия для дальнейшей их эксплуатации.
Оборудование и инструменты
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2
ТЕМА: «Исследование конструкции связей кузова с рамой тележки. Техническое диагностирование и определение неисправностей центральных и боковых опор; методы ремонта и условия для дальнейшей эксплуатации»
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3
ТЕМА: «Исследование конструкции и принципа действия ударно-тяговых приборов. Техническое диагностирование и определение неисправностей ударно-тяговых приборов; методы ремонта и условия для дальнейшей эксплуатации»
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4
ТЕМА: «Исследование конструкции и