Урок по развитию речи Гимн Тюльпану

Раздел Другое
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-экскурсия калмыцкого языка в 10 классе

по теме «Гимн тюльпану»

В.Б.Кюкеева

Приютненский филиал БПОУ РК «Элистинский политехнический колледж»

Цель урока:

- образовательная: обучение устной и письменной речи;

- развивающая: развитие умений анализировать, выделять главное;

- воспитательная: воспитание нравственных качеств личности учащихся и бережного отношения к природе.

Дидактическими принципами данного урока являются:

- доступность (от простого к сложному: от ответов на вопросы до выводов);

- наглядность;

Учитывая специфичность момента, изучение нового материала в непривычной обстановке, формой урока выбрала урок-экскурсию.

Ход урока:

Приветствие (слайд с приветствиями на калмыцком, осетинском и русском языках). Урок начинаю с приветствия и короткой беседы с учащимися на калмыцком языке, чтобы ввести их в атмосферу языка, познакомить с темой урока:

- Я рада нашей с вами встрече и желаю всем мира, добра и красоты! Пусть ваши помыслы будут светлы и чисты, как белый цвет этих хадаков. Я предлагаю вам пройти этой белой дорогой и окунуться в мир калмыцкого языка! Знакомьтесь - язык великого «Джангара», язык бескрайней степи (отрывок Бумбин орн). Но прежде чем отправиться в дорогу, нам необходимо получить некоторые знания. Вы согласны? А знакомство начнем с калмыцкой степи, с ее украшения - тюльпана. Итак, повторите за мной - хальмг тег, бамб цецг.

Специальный элемент урока - фонетическая зарядка. Фонетическая зарядка позволяет сконцентрировать внимание учащихся на фонетических трудностях путем отработки звуков изолированно и в словах, словосочетаниях и предложениях по схеме: буква - слово - словосочетание - предложение; при этом происходит проверка и активизация лексического минимума:

- о - Осетия - Моя осетия - Я люблю свою Осетию; -м - мама - любимая мама - Я дарю своей маме прекрасный букет цветов - и т.д.

Калмыцкие буквы (слайд калмыцких букв и слогов):

- читаем слоги: - мө, -мә, -мү; -аң, -һа, -җа

- читаем слова: сән, өрөн, ээж, һалун, сәэхн т.д.

Материал урока организован ситуативно-тематически. Это позволит отработать правила правописания и произношения калмыцких слов:

- ребята, в каждом языке есть правила правописания и произношения;

- в калмыцком языке есть несколько правил; вот одно из них: в калмыцких словах между согласными и в конце слова после согласного слышатся, но не пишутся гласные - ы и - э;

- эти звуки называют неясные гласные - тодрха биш эгшг;

- поэтому ударение чаще всего падает на последний слог или на конец слова (отработка слов).

Помочь учащимся понять содержание материала и применить его при выполнении различных упражнений: через наглядность, позволяющую соотносить слышимое с видимым; через контекст и другие языковые средства:

- слайд со степными животными: сайгак, суслик, лиса, волк (отработка слов по правилу);

- закрепление: написать на доске названия животных;

- игра со словами: образно нарисовать значение слова (мимика, жесты) и загадать друг другу;

- кто больше запомнил слов;

- после знакомства с некоторыми обитателями калмыцкой степи, приступаем к нашему главному знакомству (слайд с тюльпанным полем).

Текст:

-Хаврин хальмг теегт

бамб цецг урһна.

Бамб цецг болһн

теегин кеерүл болна.

Бамб цецг бичә тасл!

Бамб цецг оньдин хадһл!

- найти слова с калмыцкими буквами;

- найти слова с неясными гласными;

- работа по переводу;

- работа по вопросам (в парах).

Упражнение - чтение вслух - служит средством совершенствования произносительных навыков учащихся и прежде всего обучения интонации, выразительного чтения.

Структура калмыцкого предложения (слайд текста с подчеркнутыми членами предложения):

- ребята, внимательно посмотрите на текст и попробуйте вывести еще одно правило - правило построения калмыцкого предложения;

- какую схему предложения можно построить; где стоят подлежащее, сказуемое, определение?

- на доске написать схему: прилагательное - существительное - глагол.

Работа с текстом - выборочная работа - определение частей речи.

Работа с деформированным текстом (отработка структуры калмыцкого предложения):

- проделана работа по определению частей речи, что поможет при выполнении данного задания;

- урһна, хаврин, бамб цецг, хальмг, теегт (слова предварительно подчеркнуть как члены предложения).

Работа с текстом - умение правильно отвечать на вопросы и составлять их, умение выделять главное и интерпретировать основную мысль (парная работа).

Составление словосочетаний со словом тюльпан (слайд с прилагательными):

- улан, шар, цаһан, каңкнсн, хар, сәәхн;

- каждый ученик составляет словесный букет разноцветных тюльпанов.

Разбор текста как литературное произведение - проделанные до этого упражнения дают возможность детям сделать небольшой анализ стихотворения:

- определяем:

жанр

название

автор

главная тема

главный образ

время

место

Литературн йилглт:

- эн шүлг;

- эн «Бамб цецг» гидг шүлг би (свое имя) бичв;

- һол тор: бамб цецг бичә тасл;

- һол дүр: бамб цецг;

- цаг: хавр;

- орм: хальмг тег.

Воспроизведение изучаемого материала развивает память, закрепляет грамматические правила, структуру калмыцкого предложения и, конечно же, читая вслух, декламируя, они выражают гордость за степное украшение, за свой край:

- заучивание наизусть: на каждой строчке оставляем только начальные буквы слов, учащиеся сами воспроизводят по памяти полное слово:

Х х т

Б ц у.

Б ц б

Т к б.

Б ц б т!

Б ц о х!

Творческая работа: нарисовать степной пейзаж и природу Осетии:

- какая картина получилась? (яркая, красивая)

- какие цвета использованы?

- какие слова сближают эти картины?

- что произойдет, если мы не будем беречь природу?

- какой она станет?

Бамб цецгин частр:

Кемр би цецгэ таслхла,

кемр чи цецгэ таслхла,

кемр мадн: чи болну, би болну,

кемр цугтан цецгэ таслхла:

газр деерк ургмл цоокрх,

хамтхасд модн деер ончрх,

йиртмжин бээдл сольгдх!

Если я сорву цветок,

если ты сорвешь цветок,

если мы: и ты, и я;

если все мы сорвем цветы.

Мир вокруг оскудеет!

На деревьях листья осиротеют!

Природа вокруг омертвеет!

Завершение урока (слайд девушек в национальных костюмах на фоне тюльпанов):

- вот мы и проделали свой путь в бескрайнюю калмыцкую степь;

- эти прекрасные как тюльпаны степняночки олицетворяют красоту и гармонию степи, ее нежность и величие;

- пусть и ваша жизнь будет подобна этим тюльпанам!

© 2010-2022