• Преподавателю
  • Другое
  • Статья «Применение проектной технологии в урочной и внеклассной деятельности студента»

Статья «Применение проектной технологии в урочной и внеклассной деятельности студента»

Раздел Другое
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья «Применение проектной технологии в урочной и внеклассной деятельности студента»

Автор: Селихова Наталья Викторовна

ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К.Лысенко»

Наблюдать, углубляться,

подмечать законы высшей премудрости,

есть наслаждение для души.

П.А. Федотов


Организация проектной и исследовательской деятельности студентов в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических. Эти задачи могут решаться в любом образовательном учреждении при наличии инициативной группы педагогов единомышленников. Этим педагогам потребуется определённый уровень научно-методической подготовки, владение технологией проектирования и исследовательским методом.
Исследовательская деятельность студентов - это деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций:

  • постановку проблемы;

  • изучение теории, посвященной данной проблематике;

  • подбор методик исследования и практическое овладение ими;

  • сбор собственного материала;

  • анализ и обобщение;

  • научный комментарий;

  • собственные выводы.

Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
Проектная деятельность студента - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность - деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.
Учебное исследование и научное исследование. Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении студентами функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции студента в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося). Поэтому при организации образовательного процесса на основе исследовательской деятельности на первое место встает задача проектирования исследования. При проектировании исследовательской деятельности студентов в качестве основы берется модель и методология исследования, разработанная и принятая в сфере науки за последние несколько столетий. Эта модель характеризуется наличием нескольких стандартных этапов, присутствующих в любом научном исследовании независимо от той предметной области, в которой оно развивается. При этом развитие исследовательской деятельности студентов нормируется выработанными научным сообществом традициями с учетом специфики учебного исследования - опыт, накопленный в научном сообществе, используется через задание системы норм деятельности.

Педагог может как сам вести определенную проектную деятельность, так и использовать данный метод в обучении своих студентов.

Метод же проектов, используемый педагогом в обучающей его деятельности, ориентирован на самостоятельную деятельность студентов - индивидуальную, парную, групповую, которую студенты выполняют в течение определенного отрезка времени.

Существуют основные требования к использованию метода проектов: наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; план мероприятий, пр.). Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность студентов. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов). Использование исследовательских методов предусматривает также определенную последовательность действий:

  • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола»);

  • выдвижение гипотез их решения; обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);

  • обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.);

  • сбор, систематизация и анализ полученных данных;

  • подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

  • выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Реализация метода проектов (исследовательского метода) на практике ведет к изменению позиции преподавателя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих студентов. Изменяется и психологический климат в группе, так как преподавателю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу студентов на разнообразные виды самостоятельной деятельности студентов, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

В своей практике использую проектную деятельность по двум направлениям: проектные уроки и проекты во внеурочной деятельности.

Проектные уроки провожу на тех темах, где преобладает теоретический материал, где можно значительно и интересно расширить его за счет внеучебных источников. На этих уроках я кратко по структурно-логической схеме или по опорному конспекту предлагаю студентам увидеть весь материал в целом, показываю причинно-следственные связи между событиями и явлениями, разнообразные зависимости между объектами, процессами. На последующих уроках ребята разбивают тему на части, делятся на группы, знакомятся с критериями презентаций, совершенствуют навыки свертывания и анализа информации, составляют вопросы по теме, дополняют материал, продумывают наглядный материал: рисунки, плакаты, опыты, анимации, раздаточный материал, составляют план защиты своего проекта, продумывают формы и методы подачи материала в презентации. Далее осуществляется публичная презентация своего учебного продукта.

Внеурочные проекты ребята готовят дома, выбрав интересующие их темы. Представляют их в различных видах: исследовательский проект, проект-инсценировка, организационный проект, проект-выставка, проект-видеофильм, проект - рекламный ролик, мультимедийный проект.

Заключение. Приобщение студентов к научно-исследовательской, поисковой деятельности является одной из форм обучения в современной школе. Проект рассматривается как эффективный способ развивающего и проблемного обучения. Данный вид деятельности многофункционален в большей степени, чем многие другие. Проектная деятельность наглядно демонстрирует возможности моно- и полипредметного, индивидуального и группового (разнообразных образовательных маршрутов) проектов. Предполагает широкое разнообразие тем, предусматривает не только исследовательский компонент изучаемой проблемы, но и активное использование ИКТ- компетентности студентов, т.е. предусматривает общественно значимую деятельность. В результате реализации проекта собирается и систематизируется материал, резко возрастает уровень использования наглядности, изменилось отношение к предмету у ребят далеких от учебных предметов по профессии, но увлеченных ПК, изменяется отношение к ПК как к дорогой, увлекательной игрушке. В результате реализации проекта создается такие пособия, материал которых можно использовать для работы на уроках, во внеурочное время, для проведения содержательного досуга. В заключении хочу заметить: применение проектных технологий позволяют удовлетворить одну из наиболее важных потребностей студентов - ощущение полезности своей деятельности. И по прошествии скольких то лет, может быть, мы услышим в свой адрес слова, сказанные Александром Македонским: «Отец дал мне жизнь, а учитель бессмертие».



© 2010-2022