- Преподавателю
- Другое
- Для участи я в конкурсе на тему Какой учитель сегодня нужен школе?
Для участи я в конкурсе на тему Какой учитель сегодня нужен школе?
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Нурпиисова О.С. |
Дата | 26.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Северо-Казахстанская область
Аккайынский район
КГУ «Чаглинская средняя школа»
Лекция- диалог
«Какой учитель сегодня нужен школе?»
участников областного конкурса профессионального мастерства и эффективного наставничества
«Педагогический дуэт»
(учитель-профессионал-молодой учитель)
Нурпиисовой Орынтай Султанбековны-Ильченко Екатерины Сергеевны
аул Шагалалы, 2015 год
Глава государства обозначил не только долгосрочные ориентиры реализации Стратегии «Казахстан-2050», но и определил практические шаги по всем приоритетным направлениям развития страны.
Идея «Мәңгілік Ел» базируется не только на многовековой мечте нашего народа, но и на конкретных результатах развития Казахстана под сильным лидерством Президента. Казахстан обрел юридически оформленную и признанную мировым сообществом государственную границу, сумел выйти на рельсы устойчивого социально-экономического развития, занял прочные позиции на международной арене. Как заявил Президент, выполнение этой исторической миссии будет осуществляться на основе Стратегии - 2050. Это значит, что казахстанцам не придется дожидаться далеких времен, но получать конкретные результаты уже в ближайшем будущем при условии упорного труда во всех сферах экономики и общественной жизни.
В общей сложности Глава государства поставил сегодня перед правительством и госорганами 15 конкретных задач. Кроме того, Назарбаев, по подсчетам экспертов, озвучил порядка 80 инновационных идей. Одним из шагов, предложенных нашим Президентом, является «Повышение качества человеческого капитала на основе ОЭСР. … обновление стандартов школьного обучения для функциональной грамотности».
Мы осознаем важность всех аспектов Послания Главы государства и необходимость сохранения высоких темпов работы по его обеспечению. Нас радует значимость важных направлений и реформ, а также большое внимание выделенное образованию.
На развитие и формирование личности нынешних школьников влияет множество факторов, характеризирующих все более социально-экономические отношения в обществе. Воспитание ребенка в жестких условиях рынка предъявляет повышенные требования к профессиональной деятельности учителей.
Профессия педагога - одна из важнейших в современном мире. От его усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Профессиональный педагог - это единственный человек, который большую часть своего времени занимается воспитанием и обучением детей. Если процесс обучения детей учителем прекратится, то неизбежно наступит кризис. Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога, поэтому выражает единство его теоретической и практической готовности в целостной структуре личности и характеризует его профессионализм.
«…В самом деле, какой бы предмет ни преподавал учитель, он передаёт ученику, прежде всего убеждения в силе человеческого разума, могучую тягу к познанию, любовь к истине и установку на самоотверженный общественно полезный труд. Когда же учитель способен заодно продемонстрировать учащимся высокую и отточенную культуру межличностных отношений, справедливость в сочетании с безупречным тактом, энтузиазма в соединении с благородной скромностью, - тогда, невольно подражая такому педагогу, младшее поколение формируется духовно гармоничным, способным к человечному разрешению столь нередких в жизни межличностных конфликтов». (Елизаров А.Н.)
Содержание профессиональной компетентности педагога той или иной специальности определяется квалификационной характеристикой. Она представляет собой нормативную модель компетентности педагога, отображая научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений и навыков. Квалификационная характеристика - это, по существу, свод обобщенных требований к учителю на уровне его теоретического и практического опыта.
В образовательном процессе сельская школа занимает весомое место. Сельская школа несет в себе особую, жизнесберегающую миссию. Сейчас меняются ее функции и задачи. Наряду с традиционными, школа вынужденавыполнять социально-правовую функцию. Включающую охрану прав ребенка, психологическую помощь. Защиту ребенка от травмирующих ситуаций в семье. Поэтому так важен поиск новых принципов деятельности сельской школы, так и разработка новых форм работы.
Цель нашего диалога: рассмотреть личность учителя в современной школе, выделить место учителя в современной школе;
В «Толковом словаре» В. Даля слово «учитель» определяется как наставник, преподаватель, т.е. подчеркиваются две его основных функции - руководство приобретением и реализацией социального опыта ученикам и передача накопленных человечеством знаний. Эти функции были для учителя основными на всем протяжении истории человечества.
Учитель в современной школе выполняет ряд функций:
-
Учитель - организатор учебного процесса в школе. Он - источник знаний для учащихся как во время уроков, дополнительных занятий и консультаций, так и вне рамок учебного процесса.
-
Большинство учителей выполняют функцию классных руководителей (т.е. являются организаторами воспитательного процесса).
-
Современный учитель не может не быть социальным психологом, ибо ему необходимо уметь регулировать межличностные отношения учащихся, использовать социально-психологические механизмы детского коллектива. Как член педагогического коллектива учитель участвует в организации жизнедеятельности школьного коллектива, работает в методических объединениях учителей-предметников и классных руководителей, выполняет общественные поручения.
-
Каждый учитель, выступая с лекциями, беседами перед родителями учащихся и общественностью, является пропагандистом педагогических знаний.
Говоря об индивидуальном стиле педагогической деятельности, имеют в виду, что педагог учитывает свои индивидуальные склонности, особенности, свою индивидуальность. Педагоги, обладающие разной индивидуальностью, из множества учебных и воспитательных задач могут выбрать одни и те же, но реализуют их по-разному. Рассмотрим основные признаки индивидуального стиля педагогической деятельности. Он проявляется:
-
в темпераменте;
-
в характере реакции на те или иные педагогические ситуации; в выборе методов обучения;
-
в подборе средств воспитания;
-
в стиле педагогического общения;
-
в реагировании на действия и поступки детей; в манере поведения; в предпочтении тех или иных видов поощрения или наказания;
-
в применении средств психолого-педагогического воздействия на детей.
Поэтому любой педагогический опыт буквально копировать не стоит; воспринимая главное в нем, учитель должен стремиться к тому, чтобы оставаться самим собой. Это не только не снизит, но существенно повысит эффективность обучения и воспитания детей на основе заимствования передового педагогического опыта. Попытки прямого копирования передового педагогического опыта одних учителей бесперспективны, т.к. такой опыт практически неотделим от личности учителя, а психологическую индивидуальность педагога трудно воспроизвести, без нее результаты неизбежно оказываются другими.
Проведены исследования по социальному портрету учителя: по образованию, по стажу, по полу, по уровню материального достатка, каковы жиненные ценности учителя, в какой помощи нуждается учитель, о причине выбора педагогической профессии, что думает педагог обуровне воспитания казахстанского патриотизма, взгляд на будущее Казахстана, участие в делах своей школы, совхоза, района.
В 2005 году у нас в школе был проведен педсовет, темой которого и был вопрос «Каким должен быть учитель?». Мы тогда с учителями нашей секции тоже провели опрос. Прошло 10 лет. И мы опять провели опрос среди учителей нашей школы, чтобы сравнить, изменились ли ответы наших учителей.
-
по возрасту сейчас средний 36 (45);
-
по стажу - 17 (20);
-
образование высшее имеют 15 опрошенных, 4 бакалавра, 1 магистрант;
-
по уровню материального достатка: учителя считают, что средний (низкий);
-
жизненные ценности: не случайно говорят «бытие определяет сознание», и как следствие этого, круг жизненных ценностей учителя сконцентрирован вокруг личных интересов: на первом месте семья, потом здоровье, на третьем месте большинство голосов отдано детям. Затем забота о пожилых родителях, и очень печально, что мысли о небходимости стать высокопрофессиональным специалистом занимает только лишь пятое место (для сравнения: в 2005 году, стать высокопрофессиональным специалистом занимало третье место). Возникает вопрос почему? Богатство на шестом месте;
-
причина выбора педагогической профессии: Большинство выбрали профессию педагога по примеру своего учителя (9), по зову сердца (7), и из любви к детям (5).
-
в какой помощи нуждается учитель: как и в 2005 году большинство учителей нуждаются в научно-методической (10), в организации работы с родителями (3), помощи психолога и социального педагога (2), жилищно-бытовые условия вызывают затруднения у 3 учителей;
-
об уровне воспитания казахстанского патриотизма и гражданственности 65% учителей считают, что этот уровень у нас средний и 25% - низкий, и только 10% - высокий. (Соотношение такими и остались);
-
взгляд на будущее Казахстана довольно оптимистичен: большинство учителей верят в будущее Казахстана, как мирного, многонационального, толерантного государства, которое в будущем войдет в 20 развитых стран.
Из этого опроса, наверное, можно сделать вывод, что социальный статус учителя нашей школы - средний.
Эффективное осуществление системы воспитания и обучения детей всецело зависит от личности учителя. Педагогу необходимо обладать следующими личностными качествами, которые представляются самыми главными.
Во-первых, любить детей такими, какие они есть. Надо одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и прилежного. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять и самолюбие и достоинство, не радоваться успехам каждого.
Во-вторых, уметь понимать детей, то есть стать на их позицию, принимать их заботы и дела как серьезные и считаться с ними. К этим заботам и делам нужно проявлять не снисхождение, а уважение. Понимать детей - значит не подчинять их нашей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни. Понимая движения души и переживания сердца ребенка, его чувства и устремления, педагог сможет заняться глубинным воспитанием, когда сам ребенок становится его соратником в своем же воспитании.
В-третьих, необходимо быть оптимистами, верить в преобразующую силу воспитания. Речь идет о деятельном оптимизме, когда педагог глубоко вникает во внутренний мир ребенка - и в зависимости от этого ищет пути воспитания, обучения и развития.
В-четвертых, учителю должно быть присуще все лучшее, что людям нравится в человеке: и улыбка, и строгость, и сдержанность, и скромность, и чуткость, и искренность, и интеллигентность, и общительность, и любовь к жизни.
Индивидуальность учителя выступает в двух аспектах - и как цель самой профессиональной деятельности, и ка цель профессионального развития. Но у нас зачастую складывается ситуация. Когда от учителя требуют формировать индивидуальность школьника, забывая индивидуальность самого учителя.
Мы глубоко убеждены, что школьное дело живет энергией людей. В чьих руках оно находится. Учитель - это не столько профессия. Сколько образ жизни, особый взгляд на мир и человека, целенаправленная деятельность, соответствующая высококультурного общества и высококультурной личности. Поэтому учительская ценность определяется не возрастным цензом, а уровнем профессионализма. Если дети хотят учиться, то в хорошей школе, у хороших учителей. Такую школу может возвести только коллектив единомышленников, профессионалов и мастеров своего дела, неравнодушных и творческих. Учитель обладает особым чувством новизны, движения вперед, зарядом молодости, бодрости и оптимизма. Только учитель способен преодолеть самого себя, Время, Историю, Эпоху, Пространство: он всегда на шаг впереди всего идущего: он лидер, умеющий заглядывать и в исторические зеркала, и далеко вперед. Моды на образование, воспитание не бывает, как не бывает моды на учителя, школу. Это вечно. Сегодня все понимают. Что качество образования напрямую связано с качеством жизни, здоровье молодежи - с будущим здоровьем нации.
Список литературы
-
Елизаров А.Н. Роль духовных ценностных ориентаций в процессе интеграции семьи// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 1997. - №3.-С.24-28.
-
Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М.: Дрофа, 2001. - 324с.
-
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Антропологический принцип в психологии развития // Вопросы психологии. 1998. №6.-С.32-35.
-
Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев 1973-296с.
-
Якобсон П.М. Психология учителя. - СПб.: Нева, 2002. - 319с.
-
«Воспитание школьника», №4,2004г.
-
«Учитель Казахстана», 18 февраля 2005 г.