Для участи я в конкурсе на тему Какой учитель сегодня нужен школе?

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Северо-Казахстанская область

Аккайынский район

КГУ «Чаглинская средняя школа»









Лекция- диалог

«Какой учитель сегодня нужен школе?»

участников областного конкурса профессионального мастерства и эффективного наставничества

«Педагогический дуэт»

(учитель-профессионал-молодой учитель)

Нурпиисовой Орынтай Султанбековны-Ильченко Екатерины Сергеевны



















аул Шагалалы, 2015 год

Глава государства обозначил не только долгосрочные ориентиры реализации Стратегии «Казахстан-2050», но и определил практические шаги по всем приоритетным направлениям развития страны.

Идея «Мәңгілік Ел» базируется не только на многовековой мечте нашего народа, но и на конкретных результатах развития Казахстана под сильным лидерством Президента. Казахстан обрел юридически оформленную и признанную мировым сообществом государственную границу, сумел выйти на рельсы устойчивого социально-экономического развития, занял прочные позиции на международной арене. Как заявил Президент, выполнение этой исторической миссии будет осуществляться на основе Стратегии - 2050. Это значит, что казахстанцам не придется дожидаться далеких времен, но получать конкретные результаты уже в ближайшем будущем при условии упорного труда во всех сферах экономики и общественной жизни.

В общей сложности Глава государства поставил сегодня перед правительством и госорганами 15 конкретных задач. Кроме того, Назарбаев, по подсчетам экспертов, озвучил порядка 80 инновационных идей. Одним из шагов, предложенных нашим Президентом, является «Повышение качества человеческого капитала на основе ОЭСР. … обновление стандартов школьного обучения для функциональной грамотности».

Мы осознаем важность всех аспектов Послания Главы государства и необходимость сохранения высоких темпов работы по его обеспечению. Нас радует значимость важных направлений и реформ, а также большое внимание выделенное образованию.

На развитие и формирование личности нынешних школьников влияет множество факторов, характеризирующих все более социально-экономические отношения в обществе. Воспитание ребенка в жестких условиях рынка предъявляет повышенные требования к профессиональной деятельности учителей.

Профессия педагога - одна из важнейших в современном мире. От его усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Профессиональный педагог - это единственный человек, который большую часть своего времени занимается воспитанием и обучением детей. Если процесс обучения детей учителем прекратится, то неизбежно наступит кризис. Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога, поэтому выражает единство его теоретической и практической готовности в целостной структуре личности и характеризует его профессионализм.

«…В самом деле, какой бы предмет ни преподавал учитель, он передаёт ученику, прежде всего убеждения в силе человеческого разума, могучую тягу к познанию, любовь к истине и установку на самоотверженный общественно полезный труд. Когда же учитель способен заодно продемонстрировать учащимся высокую и отточенную культуру межличностных отношений, справедливость в сочетании с безупречным тактом, энтузиазма в соединении с благородной скромностью, - тогда, невольно подражая такому педагогу, младшее поколение формируется духовно гармоничным, способным к человечному разрешению столь нередких в жизни межличностных конфликтов». (Елизаров А.Н.)

Содержание профессиональной компетентности педагога той или иной специальности определяется квалификационной характеристикой. Она представляет собой нормативную модель компетентности педагога, отображая научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений и навыков. Квалификационная характеристика - это, по существу, свод обобщенных требований к учителю на уровне его теоретического и практического опыта.

В образовательном процессе сельская школа занимает весомое место. Сельская школа несет в себе особую, жизнесберегающую миссию. Сейчас меняются ее функции и задачи. Наряду с традиционными, школа вынужденавыполнять социально-правовую функцию. Включающую охрану прав ребенка, психологическую помощь. Защиту ребенка от травмирующих ситуаций в семье. Поэтому так важен поиск новых принципов деятельности сельской школы, так и разработка новых форм работы.

Цель нашего диалога: рассмотреть личность учителя в современной школе, выделить место учителя в современной школе;

В «Толковом словаре» В. Даля слово «учитель» определяется как наставник, преподаватель, т.е. подчеркиваются две его основных функции - руководство приобретением и реализацией социального опыта ученикам и передача накопленных человечеством знаний. Эти функции были для учителя основными на всем протяжении истории человечества.

Учитель в современной школе выполняет ряд функций:

  1. Учитель - организатор учебного процесса в школе. Он - источник знаний для учащихся как во время уроков, дополнительных занятий и консультаций, так и вне рамок учебного процесса.

  2. Большинство учителей выполняют функцию классных руководителей (т.е. являются организаторами воспитательного процесса).

  3. Современный учитель не может не быть социальным психологом, ибо ему необходимо уметь регулировать межличностные отношения учащихся, использовать социально-психологические механизмы детского коллектива. Как член педагогического коллектива учитель участвует в организации жизнедеятельности школьного коллектива, работает в методических объединениях учителей-предметников и классных руководителей, выполняет общественные поручения.

  4. Каждый учитель, выступая с лекциями, беседами перед родителями учащихся и общественностью, является пропагандистом педагогических знаний.

Говоря об индивидуальном стиле педагогической деятельности, имеют в виду, что педагог учитывает свои индивидуальные склонности, особенности, свою индивидуальность. Педагоги, обладающие разной индивидуальностью, из множества учебных и воспитательных задач могут выбрать одни и те же, но реализуют их по-разному. Рассмотрим основные признаки индивидуального стиля педагогической деятельности. Он проявляется:

  • в темпераменте;

  • в характере реакции на те или иные педагогические ситуации; в выборе методов обучения;

  • в подборе средств воспитания;

  • в стиле педагогического общения;

  • в реагировании на действия и поступки детей; в манере поведения; в предпочтении тех или иных видов поощрения или наказания;

  • в применении средств психолого-педагогического воздействия на детей.

Поэтому любой педагогический опыт буквально копировать не стоит; воспринимая главное в нем, учитель должен стремиться к тому, чтобы оставаться самим собой. Это не только не снизит, но существенно повысит эффективность обучения и воспитания детей на основе заимствования передового педагогического опыта. Попытки прямого копирования передового педагогического опыта одних учителей бесперспективны, т.к. такой опыт практически неотделим от личности учителя, а психологическую индивидуальность педагога трудно воспроизвести, без нее результаты неизбежно оказываются другими.

Проведены исследования по социальному портрету учителя: по образованию, по стажу, по полу, по уровню материального достатка, каковы жиненные ценности учителя, в какой помощи нуждается учитель, о причине выбора педагогической профессии, что думает педагог обуровне воспитания казахстанского патриотизма, взгляд на будущее Казахстана, участие в делах своей школы, совхоза, района.

В 2005 году у нас в школе был проведен педсовет, темой которого и был вопрос «Каким должен быть учитель?». Мы тогда с учителями нашей секции тоже провели опрос. Прошло 10 лет. И мы опять провели опрос среди учителей нашей школы, чтобы сравнить, изменились ли ответы наших учителей.

  • по возрасту сейчас средний 36 (45);

  • по стажу - 17 (20);

  • образование высшее имеют 15 опрошенных, 4 бакалавра, 1 магистрант;

  • по уровню материального достатка: учителя считают, что средний (низкий);

  • жизненные ценности: не случайно говорят «бытие определяет сознание», и как следствие этого, круг жизненных ценностей учителя сконцентрирован вокруг личных интересов: на первом месте семья, потом здоровье, на третьем месте большинство голосов отдано детям. Затем забота о пожилых родителях, и очень печально, что мысли о небходимости стать высокопрофессиональным специалистом занимает только лишь пятое место (для сравнения: в 2005 году, стать высокопрофессиональным специалистом занимало третье место). Возникает вопрос почему? Богатство на шестом месте;

  • причина выбора педагогической профессии: Большинство выбрали профессию педагога по примеру своего учителя (9), по зову сердца (7), и из любви к детям (5).

  • в какой помощи нуждается учитель: как и в 2005 году большинство учителей нуждаются в научно-методической (10), в организации работы с родителями (3), помощи психолога и социального педагога (2), жилищно-бытовые условия вызывают затруднения у 3 учителей;

  • об уровне воспитания казахстанского патриотизма и гражданственности 65% учителей считают, что этот уровень у нас средний и 25% - низкий, и только 10% - высокий. (Соотношение такими и остались);

  • взгляд на будущее Казахстана довольно оптимистичен: большинство учителей верят в будущее Казахстана, как мирного, многонационального, толерантного государства, которое в будущем войдет в 20 развитых стран.

Из этого опроса, наверное, можно сделать вывод, что социальный статус учителя нашей школы - средний.

Эффективное осуществление системы воспитания и обучения детей всецело зависит от личности учителя. Педагогу необходимо обладать следующими личностными качествами, которые представляются самыми главными.

Во-первых, любить детей такими, какие они есть. Надо одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и прилежного. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять и самолюбие и достоинство, не радоваться успехам каждого.

Во-вторых, уметь понимать детей, то есть стать на их позицию, принимать их заботы и дела как серьезные и считаться с ними. К этим заботам и делам нужно проявлять не снисхождение, а уважение. Понимать детей - значит не подчинять их нашей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни. Понимая движения души и переживания сердца ребенка, его чувства и устремления, педагог сможет заняться глубинным воспитанием, когда сам ребенок становится его соратником в своем же воспитании.

В-третьих, необходимо быть оптимистами, верить в преобразующую силу воспитания. Речь идет о деятельном оптимизме, когда педагог глубоко вникает во внутренний мир ребенка - и в зависимости от этого ищет пути воспитания, обучения и развития.

В-четвертых, учителю должно быть присуще все лучшее, что людям нравится в человеке: и улыбка, и строгость, и сдержанность, и скромность, и чуткость, и искренность, и интеллигентность, и общительность, и любовь к жизни.

Индивидуальность учителя выступает в двух аспектах - и как цель самой профессиональной деятельности, и ка цель профессионального развития. Но у нас зачастую складывается ситуация. Когда от учителя требуют формировать индивидуальность школьника, забывая индивидуальность самого учителя.

Мы глубоко убеждены, что школьное дело живет энергией людей. В чьих руках оно находится. Учитель - это не столько профессия. Сколько образ жизни, особый взгляд на мир и человека, целенаправленная деятельность, соответствующая высококультурного общества и высококультурной личности. Поэтому учительская ценность определяется не возрастным цензом, а уровнем профессионализма. Если дети хотят учиться, то в хорошей школе, у хороших учителей. Такую школу может возвести только коллектив единомышленников, профессионалов и мастеров своего дела, неравнодушных и творческих. Учитель обладает особым чувством новизны, движения вперед, зарядом молодости, бодрости и оптимизма. Только учитель способен преодолеть самого себя, Время, Историю, Эпоху, Пространство: он всегда на шаг впереди всего идущего: он лидер, умеющий заглядывать и в исторические зеркала, и далеко вперед. Моды на образование, воспитание не бывает, как не бывает моды на учителя, школу. Это вечно. Сегодня все понимают. Что качество образования напрямую связано с качеством жизни, здоровье молодежи - с будущим здоровьем нации.















Список литературы

  1. Елизаров А.Н. Роль духовных ценностных ориентаций в процессе интеграции семьи// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 1997. - №3.-С.24-28.

  2. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М.: Дрофа, 2001. - 324с.

  3. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Антропологический принцип в психологии развития // Вопросы психологии. 1998. №6.-С.32-35.

  4. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев 1973-296с.

  5. Якобсон П.М. Психология учителя. - СПб.: Нева, 2002. - 319с.

  6. «Воспитание школьника», №4,2004г.

  7. «Учитель Казахстана», 18 февраля 2005 г.


© 2010-2022