Консультация Речевой этикет в детском саду

Важный элемент человеческой культуры – речевой этикет.        В детском саду обращают особое внимание на обучение детей вежливости, учит их правилам речевого этикета. Хотя невозможно скрыть и того, что нередко взрослые разрешают себе по отношению к ребенку или в его присутствии не совсем изысканные слова, выражения, которые тут же детьми перенимаются и «пускаются в обращение». Потом за такие «словечки», «фразочки» их – к большому удивлению – наказывают.  «Дети - увеличительные стекла зла», - как...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Консультация Речевой этикет в детском садуКонсультация Речевой этикет в детском садуКонсультация Речевой этикет в детском садуВажный элемент человеческой культуры - речевой этикет.

В детском саду обращают особое внимание на обучение детей вежливости, учит их правилам речевого этикета. Хотя невозможно скрыть и того, что нередко взрослые разрешают себе по отношению к ребенку или в его присутствии не совсем изысканные слова, выражения, которые тут же детьми перенимаются и «пускаются в обращение». Потом за такие «словечки», «фразочки» их - к большому удивлению - наказывают. «Дети - увеличительные стекла зла», - как-то заметил Л. Н. Толстой. Неправильно, грубые слова взрослых они услышат быстрее, чем вежливые, так как последнее для детей привычнее, это норма.

Что же такое вежливость, этикет?

Этикет - совокупность правил поведения, касающихся отношения к людям (обхождения с окружающими, формы обращения и приветствий, манеры поведения в общественных местах). Такое определение дает «Словарь по этике».

Вежливость - способ применения этикета.

Общеизвестно, что самое важное в воспитании вежливости у ребенка - постоянный добрый пример. Взрослые дают детям «модели поведения», демонстрируют необходимость в любой ситуации придерживаться норм этикета, быть вежливым. Современный подход к ребенку как: к ЛИЧНОСТИ, нуждающийся в понимании, в уважении ее интересов и прав, делает проблему воспитания вежливости особенно актуальной. Поэтому очень важно, чтобы «этикетными» способами установления контактов с людьми владели в полном объеме, как родители, так и педагоги.

В детском саду дети общаются друг с другом и с педагогом от 6-7 до 9 часов в день. Во время общения и происходит обмен способами и навыками общения, умениями ролевого поведения. Ежеминутно в течение всего дня дети учатся у взрослых и друг у друга речевому поведению, характерным жестам, мимике, словечкам. Конечно, этикет только одно из многочисленных средств общения, но особо значимое, ценное. Замечено, что взрослые часто учит не тому, ЧТО говорит, а КАК говорит, как общается, как относится к детям, коллегам и др. Нередко взрослый требует вежливости к себе, особого внимания к своим словам, но не умеет слушать, поблагодарить ребенка или извиниться перед ним.

У этикета есть словесные и несловесные средства («волшебные слова», «волшебные взгляды», рукопожатия, позы, жесты, интонация, манеры, поступки). Важно обучить детей всему, что связано с этикетом, но особо важно пополнить детский словарь словесными средствами.

Самых распространенных «волшебных слов», которые всегда должны быть в «запасе» всего-то около 30.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ: посчитайте свой «запас», а потом детский. Между ними присутствует самая непосредственная, прямая зависимость - «чем больше отдаешь, тем больше получишь».

Так что же мы отдаем из своего «волшебного запаса» в течении дня детям? Вспоминаем и считаем!

УТРОМ - «Доброе утро», «Я рада тебя видеть», «Здравствуй», «Как ты себя чувствуешь?»

ЗА ЗАВТРОКОМ, ОБЕДОМ, УЖИНОМ - «Приятного аппетита», «Благодарю» «Спасибо», «Позволь за тобой поухаживать», «Все было очень вкусно».

ВО ВРЕМЯ ОБЩЕНИЯ - «Разреши», «Будь добр», «Пожалуйста», «Извини», «Позволь», «Если тебя не затруднит», «Прошу прощения».

ПОСЛЕ ТИХОГО ЧАСА - «Как спалось?», «Как твое здоровье?».

ВЕЧЕРОМ - «Добрый вечер», «До свидания», «До завтра», «До встречи», «Счастливого пути», «Всего хорошего», «Всего доброго», «Доброй ночи», «Приятных снов».

Консультация Речевой этикет в детском садуКонсультация Речевой этикет в детском садуВоспитанием вежливости педагоги детского сада занимаются во время всех режимных моментов, на любых занятиях и вне их. В практике ДОУ предпочтение часто отдается таким методам, как прямое объяснение этикетных норм, убеждение, разъяснение (разговоры, беседы). Не умаляя значения такого способа, как разъяснение детям правил этикетного поведения и необходимости их соблюдения, все же считаем, что самым действенным способом воспитания вежливости и речевого этикета после личного примера взрослых является игра, особенно ролевая и театрализованная, «игра как способ практического осмысления» этикетных норм и применения знаков речевого этикета. Велика также роль художественной литературы, которая дает образцы нравственности, «правильного» и «неправильного» речевого поведения.

Консультация Речевой этикет в детском садуКонсультация Речевой этикет в детском садуКонсультация Речевой этикет в детском садуНе следует умалять и роли дидактических картин и картинок в развитии словаря и связной речи ребенка, в усвоении им норм и способов общения. Само содержание специальных серий «этических дидактических картин» дает такую возможность: дети обсуждают, кто поступил правильно, хорошо, а кто неправильно, как надо было поступить, что надо было сказать и как, какие слова.

Любая совместная продуктивная деятельность детей дает возможность формировать положительное отношение к партнерам, использовать правила речевого этикета и беседовать при удобном случае на темы важности, полезности и необходимости соблюдения правил.

Консультация Речевой этикет в детском саду

ОКонсультация Речевой этикет в детском садуКонсультация Речевой этикет в детском садуБУЧЕНИЕ РЕЧЕВОМУ ЭТИКЕТУ

ДЕТЕЙ 3-ГО ГОДА ЖИЗНИ.

Консультация Речевой этикет в детском садуВ обучении помогают кукольные персонажи. С помощью Лисички, Внучки, Бабки, Буратино, Синеглазки и всех тех, кого дети полюбили, можно разыгрывать сценки, в которых куклы демонстрируют, как надо приглашать, чтобы вместе поиграть или что-то сделать, как следует правильно попросить, поблагодарить. Куклы очень вежливы и знают много «волшебных слов». Дети учатся на их примере правильному, красивому поведению, хорошим словам.

Но игрушки могут, подражая детям, и поссориться, не поделить чего-то, обидеть друг друга злым словом (воспроизводятся узнаваемые сценки с небольшими изменениями). Вместе с детьми следует обсудить, что же из такого поведения получается: игрушки обиделись, подрались, ничего не успели сделать, только друг друга и дружбу свою чуть не потеряли. Через какое-то время в следующей сценке можно показать, как куклы уже исправились, и все делают вместе, дружно, вежливо, договариваются, уступают друг другу, произносят при этом «волшебные слова», ходят друг к другу в гости с подарками.

Учат общению и известные ролевые игры, например «Магазин», где нужно вежливо поздороваться, правильно попросить, поблагодарить и, уходя попрощаться. Сначала, конечно, педагог будет демонстрировать «правильное поведение» продавца. Подскажет и покупателю, как себя вести, что говорить, как отвечать. Дети будут учиться тому, «как надо», и при необходимости исправлять сверстников-незнаек.

В этом возрасте неумение общаться часто приводит к конфликтам. Необходимо обучить детей способам примирения с помощью речевых средств. Вот такой стишок, скрепленный соединением мизинцев, помогает забыть ссору:

Ехали на лодке, Кушали селедку

А селедка не годится, Надо, надо помириться.

Мир, мир - навсегда, Ссора, ссора - никогда!

Часто спасательным при детских конфликтах оказывается юмор. Воспитатель может стихами описать увиденную ситуацию.

Петушился - петушился Забияка - петушок -

Забияке где-то в драке оторвали гребешок.

Следующий текст можно разыграть в настольном театре.

Наседка нередко ругала цыплят:

«Кончайте клеваться, кому говорят!

Кто много клюется, Тот мало клюет.

Кто мало клюет, Тот плохо растет.

Кто плохо растет, Тот бессилен и худ.

Кто худ и бессилен, Того заклюют».

(В. Берестов.)

Игра «РЕПКА»

Сказку «Репка» можно использовать как упражнение для запоминания вежливых слов. С этой целью детям предлагают дополнить предложения вежливыми словами. Например: «Побежала внучка за Жучкой. «Здравствуй, - говорит внучка, - помоги вытащить репку». Вытащили репку. «Спасибо, - говорит дед. - И тебе, бабка…(спасибо). И тебе внучка…(спасибо)». И так далее.



Консультация Речевой этикет в детском саду

Консультация Речевой этикет в детском садуКонсультация Речевой этикет в детском садуКонсультация Речевой этикет в детском садуКонсультация Речевой этикет в детском саду






Консультация Речевой этикет в детском садуКонсультация Речевой этикет в детском саду

© 2010-2022