Метод проектирования на уроках естествознания

Раздел Другое
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Метод проектирования на уроках естествознания




«Естествознание» в средней школе продолжает естественнонаучную составляющую курса «Окружающий мир» начальной школы. Обеспечение преемственности начальной и основной школы, адаптации учащихся к новым условиям обучения - одна из главных проблем педагога.

«Все реальные знания приобретены человечеством путем наблюдений, сравнений и опытов, при помощи постепенно расширяющихся выводов и обобщений. Только таким путем, а никак не чтением статей могут с пользой быть переданы эти знания детям. Ученики должны под руководством преподавателя наблюдать, сравнивать, описывать, обсуждать наблюдаемые факты и явления, делать выводы и обобщения и проверять их простыми доступными методами» - писал основоположник российской методики естествознания А.Я.Герд.

Поэтому в преподавании естествознания, наряду с реализацией предметных целей и задач, необходимо уделять особое внимание овладению учащимися УУД, что создает возможность для самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умение учиться.

Практика показывает, что если вдумчиво и внимательно работать с ребенком, то у любого можно выявить способности. Абсолютно все дети по-своему одарены, а наша основная задача состоит в том, чтобы помочь им раскрыть свои способности , то, что ребенок делает с любовью, он постоянно совершенствует, реализует все новые замыслы, поэтому можно говорить о развитии деятельности. Необходимо создавать условия для формирования внутренний мотивации . Где достигаются весомые и быстрые успехи? Там, где педагогами на вооружение берутся новые технологии, где начинают работать с гарантией. Новому времени свойственна технологическая направленность. Деятельность учителя при проектном обучении осуществляется по трем основным направлениям: формирование банка учебно-познавательных задач, создание условий для осуществления и разработки учащимися творческих проектов, вооружение их необходимыми для этого знаниями и умениями. Здесь происходит преодоление психологической инерции, развитие творческого воображения, конструирование, разработка технологии выполнения различных учебных задач.
Проектный подход применим к изучению любой школьной дисциплины и особенно актуален сегодня, ведь Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;

метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Суть в том, что наши ученики открывают субъективно новые для них факты и строят новые для себя понятия, а не получают их готовыми от учителя. Они каждый раз будут первооткрывателями. Радикально меняется роль учителя, из наставника-инструктора (а у нас это особенно из-за специфики предмета заметно) он превращается в более компетентного коллегу, старшего партнера по исследованию и разработки проекта, в консультанта.
Этот метод используется учителем при проектировании и осуществлении личностно-ориентированного образовательного процесса, который поддерживается, помимо общепринятых, следующими дидактическими принципами:

  • детоцентризма. В центре творческой деятельности находится ученик, который проявляет свою активность. В проектном обучении у него имеются замечательные возможности реализовать себя, ощутить успех, продемонстрировать другим свою компетентность;

  • кооперации. В процессе работы над проектом организуется и осуществляется широкое взаимодействие учащихся с учителем и между собой в проектных группах; возможно привлечение консультантов из различных сфер деятельности;

  • опоры на субъектный опыт учащихся. Каждый школьник, работая над проектом, имеет хорошие возможности применить уже имеющиеся у него собственный опыт и знания;

  • учета индивидуальности учащихся: их интересов, темпа работы, уровня обученности;

  • свободного выбора: темы проекта, подтемы, партнеров в разработке проекта, источников и способов получения информации, метода исследования, формы представления результатов. Возможность выбора способствует повышению ответственности учащихся, их мотивации и познавательной активности;

  • связи исследования с реальной жизнью. Происходит соединение академических знаний и практических действий. Предполагается, что проектная работа в той или иной степени направлена на улучшение окружающего мира; проект имеет прагматическую направленность на результат;

  • трудной цели. Этот принцип важно учитывать, поскольку легко достижимый результат не является для многих учащихся мобилизующим фактором.

При проектном методе совсем иной подход потому, что знания и правильные ответы на возникающие вопросы ученику нужно добывать собственными силами, а лучший способ - заняться осуществлением проекта. Успешная реализация технологии проектного обучения возможна, если учитель организует соответствующие педагогические условия:
- представляет школьникам возможность для выбора темы проекта, а также возможность индивидуально или в кооперации с другими планировать работу, реализовывать свой проект;
- организует распределение подтем по группам, ролей и функций в группе. Эти роли могут быть следующими: организатор, теоретик, программист, сценарист, «интернетчик», видеооператор, экспериментатор, оформитель, докладчик и т.п. Наличие ролей не исключает, а наоборот, подразумевает сотрудничество ребят в проектной группе, а также с другими группами;
- способствует проявлению поисковой активности учеников в их исследовательской деятельности, когда существует лишь приблизительное представление об ожидаемом результате;
- поддерживает и поощряет использование учащимися различных направлений поиска информации, различных методов исследования;
- консультирует учащихся на всех этапах работы;
- представляет ребятам возможность для самооценки выполненных ими проектов и работы над ними;
- организует праздничную по форме и серьезную по содержанию презентацию всеми участниками проекта их образовательных продуктов.
Проект - это самостоятельная творческая работа учащегося, выполненная от идеи до ее воплощения в жизнь с помощью консультаций учителя. Процесс выполнения творческих проектов на каждом из этапов обучения предполагает не только комплексное использование учащимися изученного на каком-то определенном предмете, но и опору на знания и умения, полученные из других школьных дисциплин, а также, пусть небольшой, свой личный опыт. Это создает благоприятные условия для осуществления личностно-ориентированного подхода в обучении, формирования у школьников таких ценностных качеств, как самостоятельность, ответственность, критичность и требовательность к себе и другим, настойчивость в достижении поставленной цели, умение работать в команде Даже не совсем удачно выполненный творческий проект имеет положительное педагогическое значение. Снимается «страх» перед неправильным высказыванием. Здесь происходит преодоление психологической инерции, развитие творческого воображения, конструирование, разработка технологии выполнения различных заданий. Здесь есть главное - труд. Без труда нет результата, нет урока, нет «продукта», именно он - труд - становится сердцевиной урока. Модель, которую мы обсуждаем, не будет полной без правильно выстроенной цели. Дайте детям понятную, интересную и достижимую для них сегодня цель, и тогда их не нужно принуждать учиться.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, их умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, формирование критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.
Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных регионов страны, других стран земного шара по одной проблеме, раскрывающих определенную тему: проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, проблема размещения различных отраслей промышленности в разных регионах).
Решение проблемы, заложенной в любом проекте, всегда требует привлечения интегрированного знания. Знания выступают не как цель, а как способ развития личности. Богатейшими возможностями для этого обладает Интернет. Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг. Это и электронная почта, и поисковые системы, и электронные конференции, и викторины, и олимпиады.
Возникнув из идеи свободного воспитания, в настоящее время метод проектов встроен в структуру системы отечественного образования. Но сущность идеи остается прежней - стимулировать интерес детей к обучению путем организации их самостоятельной деятельности, постановки перед ними целей и проблем, решение которых ведет к появлению новых знаний и умений.


© 2010-2022