СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ХАРАКТЕРНОГО ТАНЦА

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ХАРАКТЕРНОГО ТАНЦА

"Народно-сценический танец" или "Характерный танец", как учебная дисциплина впервые появился в конце XIX века в Петербургском императорском хореографическом училище [Гусев Г. Методика преподавания народного танца. М., 2002]. Его появление как обязательного предмета, было продиктовано утверждением большого количества танцев разных народов в балетных спектаклях: испанских, венгерских, польских и т.д.

Мысль о создание специальной методики для подготовки характерных исполнителей долгое время занимала умы многих хореографов. Сегодня методика преподавания является одной из основных дисциплин в системе профессионального танцевального образования по характерному танцу.

В 1939 году, в результате накопленного опыта в подготовке танцоров, появляется уникальный труд А.Лопухова, А. Ширяева и А. Бочарова - "Основы характерного танца", который мы можем назвать как Первый учебник о преподавании характерного танца.

Позднее появилось еще несколько разработок, специально посвященных специфике характерного танца:

Блатова А., Учебно-методическое пособие по народно-характерному танцу. М., 1966

Ткаченко Т. Танцы народов мира. М., 1975

Зацепина К., Климов А., Рихтер К., Толстая Н., Фарманянц Ф. Учебно-методическое пособие по народно-сценическому танцу. М., 1976

Борзов А. Танцы народов СССР. М., 1983-1984

Гусев Г. Методика преподавания народного танца. М., 2002

Независимо от огромного материала, предложенного в этих разработках, мы не можем получить полного представления о взаимосвязях между экзерсисом, методикой преподавания и принципами композиции характерного танца. Кроме того слишком мало анализов посвящены связи между отдельными национальностями и их отличиями в танцевальной лексике, костюмами и рисунками. Это дает нам основание обратиться снова к этому вопросу, так как мы считаем, что он является базисным для методики преподавания характерного танца.

КОСТЮМ

Костюмы, быт и ремесло народа взаимно связаны. Они являются основными факторами, которые определяют стиль и характер танцев различных народов. На первый взгляд, вроде бы все костюмы похожи друг на друга: у женских костюмов - блуза, юбка или платье, у мужских костюмов - рубашка, брюки, сапоги. Все эти элементы костюмов разных народов отличаются друг от друга своими характерными рисунками и вышивками и комбинациями отдельных элементов костюмов, а они зависят от географического расположения страны, от быта народа и его исторического прошлого. Например.

Женские костюмы

Сарафан - Русский сарафан длинный до голеностопа. Он характерен почти для всей России. К нему прибавляется большая шаль, которая для средних районов России сделана из кашемира /хлопчатая/, а в северных районах он шерстяной. Длинный костюм не позволяет широкие и быстрые движения, а это определяет спокойный характер хороводного танца.

Белорусский сарафан короче русского, а из под него видна вышивка нижней рубахи. Это позволяет употреблять более быструю и размашистую лексику. Этот сарафан используется для разных полек и вальсов и другого, которые считаются городскими танцами.

Длинная расклешенная юбка - в испанских народных костюмах она суженая в талии в бедрах, что подчеркивает стройность фигуры, а внизу она расклешенная и к ней прибавляются много воланов. Это предполагает, что когда танцует, женщина иногда подкидывает юбку пяткой рабочей ноги, чтобы не наступить на нее и освободить место для широкого шага. Когда исполняются дробные выстукивания, то юбка подбирается двумя руками и поднимается чуть выше, чтобы было видно работа ноги.

В итальянском костюме, юбка не сужена в талии, что и позволяет выполнение широких и размашистых движений, которые имитируют движения паука - glissade с picue, sissone en tornand.

В русском костюмом, длинная юбка комбинируется с верхней рубашкой суженой в талии, с длинном рукавом. В таком виде этот костюм характерен для разных кадрилей.

Юбка плисе - У венгерского костюма, эта юбка длиной чуть ниже колена, но несколько подъюбок поднимают ее до уровня коленок и придают форму колокольчика.

У румынских и молдавских костюмов нет много подъюбников и это позволяет сделать более широкие движения - как grand rond и соскок в atittudes.



Мужские костюмы

Рубашка - Для итальянского народного костюма характерна рубашка вырезанная в шпиц спереди и без воротника. К ней прибавляется платочек, которой завязывается на шее и комбинируется с короткими до колена брюками, 3/4 носки и с ботинками.

В испанском костюме рубашка гарнирована жабо, а рукава обязательно заканчиваются кружевами. Эта рубашка комбинируется с "бомбеткой" т.е. коротким до пояса узким пиджаком с длинными рукавами, из-под которых показываются кружева рубашки.

Рубашка в венгерском костюме похожа на испанскую, но по рукавам и нагрудникам есть богатая вышивка.

Брюки /широкие/ - Брюки появляются как основной элемент к русскому народному костюму. Это произошло после распространения кадрили в России, что и объясняет их позднее появление.

В белорусском костюме они тоже появляются позже - с появлением вальса в Белоруссии и его использованием в народном танце.

В испанском костюме для брюк характерна удлиненная талия, а по бокам они украшены кудрявыми бантиками. Украшения придают рельефность движениям, а удлинюная талия подчеркивает фигуру.

Брюки /узкие/ - В русском, белорусском и молдавском костюмах они длинные, что и объясняет их комбинирование с сапогами. У этих национальных костюма почти нет отличия во внешнем виде. При венгерском костюмом эти брюки украшены по бедром и по бокам тесемкой /гайтан/. Часто эти брюки комбинируются с безрукавкой, так же украшенной.

Сапоги - как при узких брюках так и при сапогах отличия не существуют, но они оказывают влияние на танцевальную лексику. Так например в русских танцах есть движения, где встречаются много ударов по голеностопам по подметкам, а так же и многодробные выстукивания. В венгерском танце встречаются движения, которые заканчиваются с сильным ударом нога о ноге /хлопки/.

Можно сказать, что общее в элементах народных костюмах разных национальностей являются их внешний вид и наименования. Отличия в этих частях костюма, по неповторимым деталям характеризуют быт разных народов и отражают их историческое прошлое и географическое положение. Часто бывает так, что костюм определяет танцевальную лексику или наоборот - танцевальная лексика определяет национальный костюм. Движения, костюм и рисунок танца зависимы друг от друга, что и объединяет их, являясь основным фактором, определяющим стиль и характер различных характерных танцев.

ОСНОВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Важной частью при изучении характерных танцев является познание и правильное исполнение движений танцев различных народов. Только тогда при разучивании нового танца исполнитель быстро и легко сможет справляться с лексикой. Приступая к разучиванию новых движений, педагог должен точно и ясно объяснить исполнителям все нюансы изучаемого материала, не только теоретически, но и практическим показом. В характерном танце, несмотря на его национальность, наблюдается множество движения у которых есть общая структура. В этих случаях особо важно акцентировать внимания на такие особенности в стиле и характере национального танца, как положение рук и корпуса, начинание и завершение танцевальных движений, которые отличают их от подобных движений другой национальности. Пример:

Простой ход. В испанском танце, при исполнение простого хода, руки обычно занимают VI открытую испанскую позицию. Шаг рабочей ноги начинается от пятки ко всей ступне, а опорная нога подводится к рабочей, проскальзывая по полу. В русском танце руки стоят на талии или свободно спущена вниз. Шаг рабочей ноги начинается с носка ко всей ступне, а опорная нога мягко переходит через I позицию. В венгерском танце одна рука поставлена на талии локтем впереди, а другая рука в III позиции или свободно спущена вниз. Движение начинается всей ступней.

Присядки и полуприсядки. В русском и белорусском танце присядки исполняются по I п., колена открытые в сторону, руки раскрытые в сторону, ладонями вверх или на талии. В венгерском танце присядка исполняется на одно колено, одна рука поставлена на талии, а другая рука вверх в III п.

Веревочка. Русская веревочка исполняется в demi plie, сильное время фиксируется вверх в retere. Украинская веревочка тоже исполняется в demi plie, но сильное время вниз, т.е. рабочая нога быстро переходит через demi plie и фиксирует концовку в III п. В венгерском танце сильное время тоже как и при руской веревочки вверх, но она исполняется на вытянутом колене опорной ноги, а корпус поворачивается противоположным плечом вперед.

Дроби. Одни из самых встречаемых движений в многих национальных танцах. В русском танце обычно дроби синкопированные. Их движения сопровождаются движениями рук, которые хлопают или сильным взмахом опускаются вниз влево или вправо корпуса. Это подчеркивает сильное время дроби. В испанского танца, руки сопровождающие дробные выстукивания обычно находятся перед корпусом с согнутыми и чуть завышенными локтями, или опущены вниз за корпусом с локтями немного выдвинутыми вперед, не принимая активного участия.

После того, как педагог объяснил в теории все эти отличия и они хорошо усвоились исполнителями, можно приступать к практическому показу. Сначала новое движение показывается исполнителям в необходимом темпе, динамике, эмоциональном состоянии и обязательно под музыкальное сопровождение. Потом начинается разучивание каждого элемента по отдельности. Паузы для объяснения различных элементов должны быть короткие, чтобы не остывали мышцы у исполнителей. Чтобы не нагружались мышцы только одной ноги при нескольких кратных повторениях, необходимо чередовать разучивание каждого элемента и с другой ноги. Когда все отдельные элементы хорошо усвоены, можно соединить их, чтобы оформился окончательный вид изучаемого движения.

РИСУНОК ТАНЦА


Приступая к работе над новым танцем, педагог сам должен хорошо знать характерный рисунок этого национального танца и отличия от рисунков других национальных танцев. Как буквы азбуки /алфавит/ разных народов почти одинаковые, так и фигуры в рисунках их танцев почти одинаковы, но отличаются по своему построению и подводу к общей геометрии танца. Пример:

Круг. В русских танцах движение по кругу и круговое построение хороводов связаны со старинными языческими обрядами славян и их преклонением перед богом солнца Ярило. В молдавских танцах круг является основной фигурой из-за места, где проводятся народные гуляния - Жок.

Змейка /серпантин/. В итальянских танцах серпантин или змейка характеризует непринужденность карнавального веселья. Эта фигура придает веселое чувство для "порядочного беспорядка" которое характерно для карнавалов в Италии. В русских хороводах змейка несет более лирический характер, который часто переходит в торжественный.

Каре или прямоугольник - Так как первоисточник белорусских народных танцах -это обычаи, называемые "кудельници" и ""музики", которые проводились обычно в помещения, имеющих квадратную или прямоугольную архитектуру, то эти фигуры стали основными в рисунка их танцах. В русских народных танцах "каре" является основной фигурой кадрили, где каждая фигура начинается из четырех углов сцены и кончается там. Эта фигура сохранилась с французской салонной кадрили, содержание которой наполнилось характером русского танца

Игра по парам. В испанских танцах танцующие парень и девушка почти не дотрагиваются друг до друга. "Разговор", внутреннее душевное состояние у них передается через танцевальную лексику, через изобилие движений рук и движенческих нюансов. В итальянских танцах парная игра подчеркивается разнообразными положениями рук и многочисленными интересными приемами при выполнении вертушек. В белорусских народных танцах особое внимание уделяется этому элементу рисунка танца. В народной игре "Женитьба цярешки" основная идея разделяет участников по парам. В другая игра, "Зязюля", где мальчик должен поймать девушку, его награда - право станцевать с ней. Одним словом игра по парам есть та фигура, где каноны народных обычаев разрешают молодым людям держать друг другу за руки на публичном месте.

Мы знаем, что характерный танец, это сценический вид аутентичного народного танца и в нем обязательно присутствует влияние хореографа. Во избежание возможного унифицирования композиционного рисунка танцев разных народов, которым является стремление некоторых авторов предложить более оригинальные решения в геометрии своего национального танца, обязательно нужно обратить внимание на выше указанные характерные отличия в рисунке разных национальных танцев. Национальную принадлежность каждого танца можно будет определить не только по танцевальной лексики и по национальному костюму, но и по рисунку.

Заключительный этап в изучении дисциплины "Методика преподавания характерного танца" является создание и исполнение характерного танца, который обобщает весь процесс обучения. Здесь исполнитель показывает качество усвоения изучаемого материала и умение работа с танцевальной лексикой различных национальных танцев, сохраняя все нюансы, характерные для той или другой национальности, которые отличают этот танец от других национальных танцев.



© 2010-2022