Разработка урока по биологии на тему: Транспорт веществ в организме

Цель: сформировать представления об особенностях переноса веществ в организмах растений и животных. Задачи: Образовательные: Рассмотреть особенности переноса веществ в организмах растений и животных; Дать понятие о соответствии строения органов выполняемым функциям; Показать значение процесса движения веществ. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к животному и растительному миру. Развивающие: продолжить развитие умений и навыков сравнивать и делать выводы, пользоваться учебной литерату...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК БИОЛОГИИ 6 КЛАСС.

Тема: Транспорт веществ в организме.

Цель: сформировать представления об особенностях переноса веществ в организмах растений и животных.

Задачи:

Образовательные:

Рассмотреть особенности переноса веществ в организмах растений и животных;

Дать понятие о соответствии строения органов выполняемым функциям;

Показать значение процесса движения веществ.

Воспитательные:

воспитывать бережное отношение к животному и растительному миру.

Развивающие:

продолжить развитие умений и навыков сравнивать и делать выводы, пользоваться учебной литературой, решать проблемные вопросы, делать схемы, развить интерес к предмету;

Тип урока:

По содержанию - анатомо-физиологический;

По дидактической цели - комбинированный;

По положению в теме - раскрывающий содержание темы.

Методы:

Словесные: беседа, объяснение.

Наглядные: демонстрация рисунков

Практические: самостоятельная работа, работа с рисунками учебника, частично - поисковый.

Междисциплинарные связи: химия, экология.

Внутридисциплинарные связи: ботаника, зоология, цитология.

Средства:

ТСО: проектор, компьютер, интерактивная доска, презентация

Структура урока:

  1. Организационный момент

  2. Проверка знаний

  3. Формулировка учебной проблемы. Определение темы урока.

  4. Изучение нового материала

1. Перенос веществ в организме - важный процесс жизнедеятельности.

2. Особенности транспорта веществ в растении. Роль корневого давления и испарения в перемещении воды и минеральных веществ.

3. Проводящие образования растений.

4. Особенности переноса веществ в организме многоклеточных животных.

  1. Закрепление. Подведение итогов урока.

Ход урока

  1. Организационный момент (проверка готовности учащихся к уроку).

  2. Проверка знаний.

Задание: соотнесите типы дыхания и органы дыхания с представителями животных.

  1. Подсолнух

  2. Амебы обыкновенная

  3. Паук-крестовик

  4. Майский жук

  5. Омар

  6. Осетр русский

  7. Озерная лягушка

  8. Прыткая ящерица

  9. Сизый голубь

  10. Бурый медведь

А - кожа

Б - легкие

В - жабры

Г - трахеи

Д - клеточное дыхание

Е - легочные мешки

Ж - устьица

Задание: вставьте пропущенные слова.

Дыхание - это сложный процесс, состоящий из поступления в организм _____________, окисления __________ ________ в __________ клеток с образованием _________ и удаления образовавшегося при этом _________ _____.

  1. Формулировка учебной проблемы. Определение темы урока.

На доске записано слово «транспорт».

- Отвлекитесь от биологии и попробуйте подобрать ассоциативный ряд к этому слову. Останавливаемся на слове «перемещение».

- Что перемещается в живом организме?

Изучая тему «Дыхание», мы обратили внимание на тесную взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем между собой. Ведь дыхание - это не просто обмен газами в легких или других органах дыхания, жабрах, например, это и еще клеточное дыхание, а к клеткам кислород надо транспортировать, доставлять. Доставляется к клеткам не только кислород для дыхания, но и питательные вещества. А из клеток удаляются продукты жизнедеятельности - углекислый газ. Это характерно для всех живых организмов. Транспорт веществ в организме - наша сегодняшняя тема. Цель урока - познакомиться с особенностями перемещения веществ в организмах растений и животных.

  1. Изучение нового материала.

1. Перенос веществ в организме - важный процесс жизнедеяте-льности.

Движение - это характерный признак всех живых организмов, причем на всех уровнях организации - от одноклеточного до организменного. Движение осуществляет не только организм, как таковой, движение происходит внутри каждой отдельно взятой клетки, внутри каждого клеточного органоида - это важный процесс жизнедеятельности.

- На с. 78 найдите информацию о том, как перемещаются вещества внутри клетки, между соседними клетками и между органами, выбрав самые точные обобщающие слова (движение цитоплазмы, цитоплазматические каналы, проводящие ткани, кровеносная система).

2. Особенности транспорта веществ в растении.

Рассмотрим передвижение веществ на примере фотосинтеза с. 79.

- Где происходит этот процесс? (в листьях)

- Что необходимо для протекания этого процесса? (вода, углекислый газ, солнечный свет)

- Каким путем доставляется к клеткам углекислый газ? (через устьица)

- Как в клетки доставляется вода? (в корне растения есть зона всасывания, клетки которой называются корневыми волосками. Они всасывают воду и передают её в зону проведения, откуда она по сосудам стебля поднимается к листьям).

- У эвкалиптов, произрастающих в Австралии, вода поднимается по сосудам на высоту до 100 м. Сила, которая заставляет ее двигаться по стеблю называется корневым давлением. Корень работает, как насос, непрерывно подавая воду наверх по стеблю в листья.

- Куда же девается вся эта вода? (Испаряется)

Два этих процесса очень взаимосвязаны. Без одного из них не будет другого.

3. Проводящие образования растений.

Вода с минеральными веществами передвигается по сосудам древесины (ксилема), которые состоят из вытянутых клеток, лишенных живого содержимого.

Органические вещества транспортируются из листьев в другие части растения по ситовидным трубкам луба (флоэма), построенным из живых клеток, разделенных поперечными перегородками, которые пронизаны сквозными отверстиями, напоминая сито.

Демонстрация слайдов с опытами по передвижению воды и органических веществ:

  1. Побег поставили в воду с подкрашенными чернилами. Какая часть стебля окрасилась?

  2. У одного из двух побегов аккуратно сняли кольцо коры, другой оставили без изменений. Побеги поместили в сосуд и оставили на месяц. Чем можно объяснить образование наплыва? Какие вещества скапливаются в этом утолщении?

  3. Особенности переноса веществ в организме животных.

Рассмотрим процесс переноса веществ на примере многоклеточных животных.

- Какая из систем органов животных имеет непосредственное отношение к переносу веществ?

- Рассмотрим особенности кровеносной системы у разных представителей животных.

Задание: заполнить схемы:

1: Типы кровеносной системы

_______________ ______________

(……………..) (………………)

2: Органы кровеносной системы

______________ ______________

___________ __________ ___ ________ _______ _______

3: Работа с текстом:

В состав крови входят кровяные клетки и жидкое бесцветное межклеточное вещество - плазма. Белые кровяные клетки- лейкоциты - способны убивать микробов. Красные клетки - эритроциты - содержат белок гемоглобин, который придает крови красный цвет. В легочных пузырьках эритроциты присоединяют к себе кислород, переносят его по кровеносным сосудам и отдают клеткам. От клеток эритроциты переносят к легким углекислый газ. Эритроциты человека мелкие, они имеют двояковогнутую форму и не имеют ядра. В крови также имеются мелкие кровяные пластинки - тромбоциты, которые участвуют в свертывании крови.

Состав крови

_____________ _______________

__________ ____________ _____________

(………………….) (…………………….) (………………)

V. Закрепление. Подведение итогов урока.

Задание: по цепочке назовите как можно больше терминов по теме транспорт веществ в организме.

А теперь систематизируем термины и установим связь между ними, при помощи логических цепочек.

Задание: расположите в логической последовательности ряд слов.

1. Эритроцит; кровеносная система; гемоглобин; животный организм; кровь.

2. Растительный организм; стебель; ситовидные трубки; луб; проводящая ткань; органические вещества.

3. Вода и минеральные соли; растительный организм; сосуды; проводящая ткань.

Домашнее задание: §12;Вопросы на с. 83; подготовить сообщение о разнообразии кровеносных систем организмов и их значении в жизни животных.

© 2010-2022