Методический семинар Метод проектов

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Юрьева О.Н.

учитель начальных классов, МКОУ «Основная общеобразовательная школа №21»

Проектная методика

при обучении начальных классов в условиях реализации ФГОС.

Слайд 1,2Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим, приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых федеральных образовательных стандартов и использование современных образовательных технологий. Целью современного образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. В педагогике метод учебных проектов используют уже почти столетие. Он появился в США и был основан на педагогическом принципе «обучение посредством делания». Основоположником считается американский философ-прагматик, психолог и педагог Джон Дьюи, хотя в своих работах он не использовал слова «проект». Ведущая идея метода - выполняемая ребенком учебная деятельность строится по принципу «Все из жизни, все для жизни».

Слайд 3 Внимание русских педагогов метод проектов привлек еще в начале XX века. В 1905 году под руководством С.Т. Шацкого группа педагогов активно начала применять его в своей практике. Сторонниками этого метода в советской России были В.Н.Шульгин, М.В.Крупенина, Б.В.Игнатьев. Сегодня метод проектов является одним из популярнейших в мире

Проект - это возможность для школьников выразить свои собственные идеи в удобной для них форме: изготовление и подготовка мультимедиа презентаций, стенгазет, открыток, демонстрация поделок с необходимыми комментариями. Применение проектной методики позволяет создавать непринужденную, исследовательскую, творческую атмосферу, где каждый участник проекта вовлечен в активный познавательный процесс на основе методики сотрудничества

Слайд 5 Метод проектов - один из интерактивных методов обучения, способствующий формированию активной, самостоятельной и инициативной позиции учащегося в учении, развивающий общеучебные (метапредметные) умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные, непосредственно связанные с опытом их применения в практической деятельности, направленной на развитие познавательного интереса учащихся.

Слайд 6. Существуют основные принципы методов проекта:
- Вариативность деятельности на занятии предполагает индивидуальную, парную и групповую формы работы. Что касается текста, то это могут быть диалоги, картины, газеты, презентации, поделки, открытки, рефераты, сообщения в устной, письменной, комбинированной форме (доклад с иллюстрациями).

- Удовольствие от учения - одно из главных условий эффективности обучения, поэтому в учебном процессе используются такие задания и формулируются вопросы и проблемы, которые соответствуют и отвечают интересам ребенка на определенном уровне изучения иностранного языка и подготовки проекта по данному предмету.

Слайд 7- Личностный фактор.

При внедрении проектной методики в технологию процесса обучения непроизвольно делается акцент на формирование ууд (универсальное учебное действие) у учащихся. У них развиваются следующие умения и навыки: самостоятельность, предприимчивость, активность и изобретательность, адекватная мотивация к изучению иностранного языка, саморегуляция, самоорганизация, способность находить, извлекать нужную информацию из различных источников, возможность проецировать и проектировать свои идеи в креативной форме, отстаивать свое мнение, опираясь с уверенностью на изученные данные по определенной тематике, совершенствовать коммуникативные навыки, способность работать индивидуально, руководствуясь личными принципами и планом работы, возможность проявить себя в группе, представляя, защищая свой проект, либо при подготовке коллективной работы, а преподаватель выступает в роли вдохновителя, консультанта, помощника, координатора.

Слайд 8 Целью метода проектов является устранение зависимости школьника от учителя путем саморегуляции, самоорганизации и самообучения, синтеза знаний, приобретения умений, навыков - формирования ууд в ходе создания определенного продукта или решения отдельной проблемы, взятой из реальной жизни по определенной теме.
В основе каждого проекта заложена определенная проблема или вопрос, который школьнику необходимо решить при подготовке проекта. Чтобы успешно решить проблему или найти ответ на вопрос учащимся необходимо выстроить план работы. Успешность процесса их деятельности будет зависеть от верности постановки целей, задач, но это только начало. Когда сформулирована цель и задачи ученику нужно обдумать схему построения проекта, ответить на вопрос для себя: где взять необходимую информацию? Школьнику предоставляется возможность «научиться самостоятельно» овладевать определенными умениями, навыками: работать с информацией, разнообразным справочным материалом; находить несколько вариантов решения проблемы, предвосхищать последствия того или иного решения проблемы, вести дискуссию, умение слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, синтезировать полученный объем информации.

В своей работе применяю уроки - проекты. Эти небольшие проекты на несколько уроков - прекрасная возможность дать каждому участнику шанс проявить свою творческую индивидуальность. Также предлагаю учащимся творческие мини - проекты для домашнего задания. Планируемыми результатами и формами их представления могут быть: кроссворд, сочинение, ребусы, газета и др. Эти проекты предполагают активизацию учащихся, т. к. они должны знакомиться с учебной литературой, справочниками, подбирать рисунки и рисовать. Учащиеся с разным уровнем подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Младший школьный возраст - благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности. Он любопытен, ему всё надо знать, всё интересно, всё хочется изучить, потрогать. Ведь это и есть врождённые исследовательские качества!

В этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траектории, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс ценностей, качеств, способностей, потребностей личности, лежащих в основе ее творческого отношения к действительности. Поэтому развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать у него необходимые для этого качества, - значит, создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу. Введение проектной деятельности в начальной школе очень актуально в наши дни. Важно на раннем этапе обучения создать необходимые психолого-педагогические условия для реализации возрастной потребности в поисковой активности.

Проекты в начальной школе это не доклады, не сухой отчёт- это красочное действо, в основе которого лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Это метод ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.

Различают следующие виды проектов:

  • Исследовательские проекты имеют чёткую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы, проблема, предмет и объект исследования; методы исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты - одна из наиболее распространённых форм данного вида деятельности.

  • Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся - она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, видеофильм, школьный печатный альманах, детская конференция и т.д.

  • Приключенческо-игровые проекты требуют большой подготовительной работы. Принятие решения принимается в игровой ситуации. Участники выбирают себе определённые роли. Результаты таких проектов часто вырисовываются только к моменту завершения действия.

  • Информационные проекты направлены на сбор информации, о каком - либо объекте, явлении на ознакомление участников проекта этой информацией, её анализ и обобщение фактов. Благодаря развитию цифровых технологий в учебную практику пришли новые средства обучения. Распространение компьютеров и мобильные технологии позволяют включить в образовательный процесс различные открытые площадки за стенами школы. Парки, площади и улицы городов теперь становятся такими же учебными аудиториями, где с помощью новейших приборов можно извлекать и использовать данные в ходе прогулок и путешествий. Освоение новых средств ведет не только к тому, что мы можем решать новые задачи. Новые средства постепенно меняют наше мировоззрение, позволяют видеть мир с новой точки зрения.

  • Практико-ориентированные проекты отличает чётко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников. Этот проект требует чётко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого участника и участия каждого из них в оформлении конечного результата. Целесообразно проводить поэтапные обсуждения, позволяющие координировать совместную деятельность участников.

Любая исследовательская работа включает в себя следующие этапы:

1 этап - мотивационный:

Здесь важно для учителя создать положительный мотивационный настрой. Проблема, которую должны решить учащиеся, должна быть актуальной и интересной. На данном этапе формулируется тема и определяется результат, продукт.

Однажды, на классном часу, который был посвящен здоровому образу жизни и в том числе вопросам личной гигиены, одна ученица высказалась о том, что мама запрещает пользоваться косметикой. Она интересовалась, почему мама так поступает и действительно ли это вредно. Так появилась проблема, над которой мы работали в 3-ем классе.

2 этап - планирование деятельности:

Идёт разработка замысла проекта, формулируются задачи, план действий, согласовываются способы совместной деятельности, делятся на группы.

И началась работа по разработке данного проекта, которому мы дали название « Детская косметика: за и против». К нашему проекту присоединилось еще несколько девочек, которых тоже интересовал этот вопрос. У нас образовалась группа из 5 участниц. На этом этапе обговариваем, где будем искать информацию. Мы решили искать в школьной и городской библиотеках, и, конечно, в Интернете; составили план действий. Поделились на подгруппы, и каждой досталось конкретное задание. Стали собирать информацию.

3 этап. Информационно-операционный:

Здесь идёт реализация проекта. Собирается материал, вся информация перерабатывается, сортируется. Роль учителя на этом этапе координировать, наблюдать, давать рекомендации, проводить консультации.

Работая над проектом «Детская косметика: за и против» на этом этапе мы вместе просматривали найденный материал, попутно выясняли, что нужно просмотреть предложение рынка по данному продукту, провести ещё анкетирование, интервью со специалистами согласовывали единый дизайн, отбирали лучшее фото и материал для буклета и т.д.

4 этап. Рефлексивно-оценочный:

Защита проекта, коллективное обсуждение результата, самооценка деятельности. Обучающиеся выбирают форму презентации, защищают проект, отвечают на вопросы слушателей, сами выступают в качестве эксперта при защите других групп. Этот этап очень важный, решает несколько задач: развитие научной речи, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнение знаний, демонстрируют понимание проблемы, умение планировать и осуществлять работу, способ решения проблемы, рефлексию деятельности и результата.

Слайд 13 Ценность уроков, построенных в соответствии с использованием методов проектного обучения велика.

В ходе выполнения проекта, школьники учатся самостоятельно:

  • добывать знания,

  • получают навыки ориентирования в потоке информации,

  • учатся анализировать,

  • обобщать, сопоставлять факты,

  • делать выводы и заключения;

Продуктом проектной деятельности является проект.

Осуществление проектной деятельности в рамках внедрения ФГОС обеспечивает не только прочное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие обучающихся, их самостоятельность, доброжелательность, коммуникабельность, другими словами - имеет внутренний и внешний результат, а это - важные составляющие личностно - ориентированного обучения и показатели сформированности у обучающихся универсальных учебных действий: личностных, познавательных, коммуникативных. Метод проектов имеет огромное значение для решения задач ФГОС ООО и формирования УУД учащихся.

Слайд 14 -19 Школьнику предоставляется возможность «научиться самостоятельно» овладевать определенными умениями, навыками: работать с информацией, разнообразным справочным материалом; находить несколько вариантов решения проблемы, предвосхищать последствия того или иного решения проблемы, вести дискуссию, умение слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, синтезировать полученный объем информации.

Проектная методика актуальна в процессе обучения со 2-4 класса в современных условиях модернизации образования при реализации ФГОС. Начиная со 2 класса, школьники имеют возможность готовить проекты по Окружающему миру. На страницах УМК А.А. Плешакова , в конце каждого раздела ученики могут самостоятельно работать над личными проектами по заданным темам. Планирование работы начинается с отбора природного и информационного материала. Каждый проект связан с определенной темой, над которой школьники работали в разделе. Для организации проектной работы отбирается лишь тот материал, который вызывает интерес у учеников, в процессе деятельности им дается возможность для «учения с увлечением».

Слайд 20Осуществление проектной деятельности в рамках внедрения ФГОС обеспечивает не только прочное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие обучающихся, их самостоятельность, доброжелательность, коммуникабельность, другими словами - имеет внутренний и внешний результат, а это - важные составляющие личностно - ориентированного обучения и показатели сформированности у обучающихся универсальных учебных действий: личностных, познавательных, коммуникативных. Метод проектов имеет огромное значение для решения задач ФГОС ООО и формирования УУД учащихся.

Дети приходят в школу учиться, то есть учить себя. Исследовательская и проектная деятельность в образовательном процессе позволяет достичь максимального эффекта. Роль преподавателя - помочь детям в этом.

Таким образом мы с уверенностью можем сказать о том, что реализация проектного метода развивает способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться.


© 2010-2022