Классный час Войной украденное детство

Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час

«Войной украденное детство»

Цель: - формировать уважительное отношение к героям Великой Отечественной войны, прошлому нашей Родины.

Задачи: - познакомить учащихся с подвигами детей в годы Великой Отечественной войны;

- расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне;

- воспитывать у школьников патриотические чувства: уважение к старшему поколению, чувство гордости за свой народ, свою Родину.

Подготовка: несколько учащихся заранее готовят сообщения и рисунки на тему «Счастливое детство»

Оборудование: рисунки детей, портреты детей - героев, магнитафон, аудиозапись, мячики.

Ход занятия.

1.Вводная беседа.

песня « Пусть всегда будет солнце»

- Здравствуйте, ребята! Сегодня нашу беседу мне хотелось бы начать с разговора о счастливом детстве.

Дети сидят в кругу.

- Я просила вас нарисовать рисунки.

- Скажите, пожалуйста, что вы изобразили на своих рисунках?

- Какое детство можно назвать счастливым?

-Как вы думаете, а всегда ли детство детей было таким счастливым?

Учитель: - Мы счастливые, потому что родились под мирным небом, никогда не слышали воя сирен, грохота разрывающихся снарядов, не видели ужасов войны.

Война… Это страшное слово никогда не исчезнет из людской памяти. Война… Это грозное время особенно тяжело переживали дети.

- До войны почти каждый из них жил в своей семье, окруженный заботой и лаской родителей и не думал о том, что будет завтра. Они были детьми, живущими в своем мире, имевшими свои тайны, надежды. Так же, как и вы, они мечтали, дружили, любили. Так же, как и вы, верили в счастливое будущее. И вот… 22 июня 1941 года все "погрузилось во мрак", разбились детские мечты…

Наш разговор с вами будет похож на перелистывание страниц большой книги, а назовём мы её «Войной украденное детство», на её страницах мы увидим, какой страшный свой след оставила война не только на истерзанной земле, но и в душах детей, след, который не сотрет время.

- Сегодня мы поговорим о ратном и трудовом подвиге таких же мальчишек и девчонок, как вы, о ваших сверстниках, которые жили в грозные годы, которые встали в шеренги бойцов - рядом с отцами и старшими братьями. Отложив недочитанные книжки, школьные учебники, юные патриоты взяли в руки винтовки и гранаты, стали сынами полков и партизанскими разведчиками, неутомимо работали в цехах заводов и на полях.

- Может быть кто - то из вас сможет назвать их имена?

Я хочу напомнить вам их имена:

- Леня Голиков, Марат Казей, Галя Комлева, Таня Савичева, Валя Котик, Зина Портнова, Толя Шумов, Боря Цариков, Люся Герасименко, Володя Щербацевич

Вася Коробко, Шура Кобер, Витя Хоменко, Вася Шишковский, Володя Дубинин и многие многие другие.

- К сожалению, время нашей беседы ограничено и поэтому мы с вами поговорим только о некоторых из этих отважных героев. Не будем терять время.

- 1 страница нашей книги: «Вставай страна огромная…» Говорим о детях - героях.

Учитель показывает портрет.

- Первая о ком мы сегодня поговорим это Таня Савичева.

- Эта одиннадцатилетняя ленинградская школьница не строила укреплений и вообще она не совершила никакого геройства, ее подвиг в другом. Она написала блокадную историю своей семьи… - Может кто-то из вас сможет рассказать о ней.

Сообщение учащегося

Таня Савичева родилась и выросла, как и её братья и сёстры, в Ленинграде. Таня была пятым и самым младшим ребёнком в семье - у неё было две сестры и два брата.

Летом 1941 года Савичевы собирались уехать из Ленинграда отдыхать к родственникам, но не успели, война застала их врасплох. Им ничего не оставалось кроме того, чтобы помогать по мере сил фронту и надеяться на окончание этого ужаса. К тому времени Таня окончила 3 класс. Записная книжка досталась Тане в память о старшей сестре Нине, пропавшей без вести во время обстрела. В семье её все считали погибшей. Тогда Таня и стала делать свои страшные записи о смерти своих родственников, которые известны всему миру.

Когда не стало её близких, одинокую девочку вместе с другими сиротами удалось отправить в относительно сытую и благополучную Горьковскую область. Но сильное истощение и нервное потрясение взяли своё. Таня Савичева умерла 1 июля 1944 года, так и не дожив до Победы, так и не узнав, что её сестра Нина и брат Миша живы, что она не одна.

- Дневник Тани стал одним из символов ВОВ, в 1972г. был открыт памятник в Петербурге, который представлен в виде отдельных страниц из записной книжки Тани.

- Следующий о ком мы поговорим это Лёня Голиков - юный партизан, в свои 16 лет он отважно сражался за Родину.

- Кто из вас сможет рассказать о его жизни?

Сообщение учащегося

Лёня Голиков. Родился в деревне Лукино Новгородской области. Учился в школе, которая находилась в соседней деревне. Как и большинство мальчишек, рос подвижным, веселым, хулиганистым. Когда родное село Лени Голикова захватил враг, на тот момент он окончил 5 классов и ушёл к партизанам.

Юный партизан неоднократно проникал в фашистские гарнизоны, собирая данные о противнике. При его непосредственном участии были подорваны железнодорожные и шоссейные мосты, сожжены автомашины с боеприпасами, находившиеся у противника. Особенно отличился при разгроме вражеских гарнизонов. Погиб при выполнении очередного задания. Похоронен на родине.

Лене Голикову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

- Также ,ребята,Лёня посмертно был награждён:

  • Орден Ленина

  • Орден Отечественной войны 1 степени

  • Медаль «Партизану Отечественной войны» 2 степени

  • Медаль «За отвагу»

Герою установлены памятники в Великом Новгороде: перед зданием Администрации города и в сквере около гостиницы "Волхов", а также в Москве на территории Всероссийского выставочного центра.

Портрет

- Война застала ленинградскую школьницу Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы.

- Давайте вспомним некоторые факты из её жизни.

Сообщение учащегося

Родилась в Ленинграде, в семье рабочего. Зина участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку. В декабре 1943 года, возвращаясь с задания, фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца. Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее...Отважная юная девушка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.

- Как вы считаете, должен ли человек жертвовать своей жизнью, защищая Родину? Почему?

Следующий герой - Валя Котик, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, он сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю.

Сообщение учащегося

Ва́ля Ко́тик - самый молодой Герой Советского Союза. На момент совершения подвига ему было 14 лет. Родился в крестьянской семье на Украине.

К началу войны он только перешёл в шестой класс, но с первых дней войны начал бороться с врагами. Он принимал активное участие в партизанском движении на территории Украины. Сначала был связан с подпольной организацией, затем участвовал в боях. В августе 1943 был дважды ранен. При выполнении очередного боевого задания Валентин обнаружил подземный телефонный кабель, который вскоре был подорван, и связь захватчиков со ставкой Гитлера в Варшаве прекратилась. Также внёс свой вклад в подрыв шести железнодорожных эшелонов и склада. Будучи в дозоре, заметил карателей, собиравшихся устроить облаву на отряд, убил офицера, и поднял тревогу; благодаря его действиям, партизаны успели дать отпор врагу. В бою за город Изяслав был смертельно ранен и на следующий день скончался. В 1958 году Валентину также посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Савичевна Николаевна

Учитель:- Навсегда в памяти народной останутся их имена. Знайте, что они умерли во имя будущей победы. Высоко оценила Родина боевые заслуги юного поколения страны. За годы войны были награждены орденами и медалями 36 тысяч школьников. Трем тысячам юношам и девушкам присвоено звание Героя Советского Союза, 60 из них удостоились этого звания дважды. Героические дела они совершали, вовсе не помышляя о геройстве. Они защищали Родину и внесли свой вклад в Победу..

- Многие из ребят, о которых вы услышали сегодня, были буквально вашими ровесниками. Можете ли вы представить себя на их месте?

Скоро вы вырастете, станете взрослыми, и каждый из вас сможет встать на защиту своего Отечества.

-Что значит защищать Родину?

-Какие качества, на ваш взгляд нужны защитнику Отечества?

- Я думаю, что настоящий защитник должен быть находчивым, ловким вы согласны со мной? Он должен суметь найти выход из любой ситуации.

-Как вы думаете, какая сила двигала этими детьми, что заставило их переступить через страх смерти? (ответы детей)

- Как вы понимаете значение слов «подвиг», «героический поступок»?

(ответы детей)

Учитель: «Подвиг», «героический поступок» - это поступок во имя других. Совершая подвиги, люди не думают о себе.

- Ребята, а вы смогли бы поступить также на их месте?

- Ребята, находчивость, наблюдательность, смелость, сила воли это качества , которые даются не только от рождения, но их можно развивать.

- Давайте попробуем сейчас это сделать, проверим вашу находчивость.

- Разбейтесь на 2 группы и встаньте в круг. Ваша задача как можно быстрее передать мяч, чтобы он побывал в руках у каждого.

- А есть другой способ так же быстро передать мяч, чтобы он побывал в руках каждого из вас. Подумайте…

-Я предлагаю вам выполнить одно важное «боевое» задание:

«Представьте себе, что вы пошли в разведку. А каждый разведчик должен быть внимательным, наблюдательным, иметь хорошую память.

В центре стул, на стуле ученик, на несколько минут все закрывают глаза или отворачиваются, учитель меняет какую - либо деталь у ученика.

- Что изменилось?

- Ребята, вы молодцы! Я думаю, из вас получатся настоящие, достойные защитники своей страны. Пусть эти качества пригодятся вам в мирное время.

Учитель.

- Сегодня мы с вами говорили о детях-героях. Мы не должны забывать их, чтобы не повторить страшных событий того времени. И в заключении нашего разговора, я предлагаю вам не оставаться в стороне и провести небольшую акцию, создать «дерево мира». - Выберите качества, которыми должны обладать люди в современном мире, чтобы не было войны.

ПЕСНЯ «НЕ ОТНИМАЙТЕ СОЛНЦЕ У ДЕТЕЙ»

на фоне музыки

-Ребята, я искренне хочу пожелать вам - пусть всегда в вашей жизни будет чистое небо над головой и рядом родные и близкие люди.

Так радуйтесь солнцу, любите жизнь и творите добро!

© 2010-2022