Выступление на педагогическом совете

В данном материале содержится выступление на педагогическом совете на тему: «Основные понятия технологии дифференцированного обучения, его принципы и приемы». Рассмотрено понятие «дифференцированное обучение», его цели, задачи. В работе представлены: 1.      приемы опроса учащихся: - Прием 1. Взаимный опрос. - Прием 2. Тихий опрос. - Прием 3. Защитный лист. - Прием 4. Идеальный опрос. 2.      приемы подачи домашнего задания: - Прием 1. Три уровня домашнего задания. - Прием 2. Задание массивом. -...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

05.11.2014

Алексеенко У. С.

Тема: Основные понятия технологии дифференцированного обучения, его принципы и приемы.

Понятие "Дифференцированное обучение" в переводе с латинского "different" означает разделение, разложение целого на различные части, формы, ступени.

Анализ литературы показывает, что более точное определение даёт Селевко Г.К.

Дифференцированное обучение - это: 1) форма организации учебного процесса, при котором учитель работает с группой учащихся, составленной с учётом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств;

2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

Цель дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе учёта индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей, что даёт каждому учащемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. Данная технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным.

Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребёнку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.

Основополагающими принципами дифференцированного обучения являются:

  1. принцип принятия личности;

  2. принцип акцентирования на сильных сторонах обучающегося;

  3. принцип создания ситуации успеха для каждого;

  4. принцип опоры на существующие у обучающихся знания, опыт и чувства;

  5. принцип единства учебной группы;

  6. принцип личностно-значимых заданий и установок;

  7. принцип разноуровневости заданий.

Дифференцированное обучение осуществляется на всех этапах урока, рассмотрим его приёмы при опросе, подаче домашнего задания и оценивании учащихся.

Приёмы опроса обучающихся

Очень часто на уроках формы опроса направлены на поиск пробелов и недостатков в знаниях учащихся. А ведь это должен быть поиск достоинств, знаний и умений. Главная задача в ходе опроса - поддержать, помочь, научить.

Прием 1. Взаимный опрос.

Три ученика, подготовленные провести опрос тех, кто хотел бы ответить на "5", на "4" и на "3", садятся каждый на своём ряду и приглашают желающих. Если ученик записался в группу, где он быстро ответил на вопросы и получил "3", он может мигрировать в группу более высокого качества и попытать счастья там.

Прием 2. Тихий опрос.

Беседа с одним или несколькими учениками происходит полушёпотом, в то время как класс занят другим делом, которое предложил учитель.

Прием 3. Защитный лист.

Ученик нередко приходит на урок неподготовленным. Перед каждым уроком, всегда в одном и том же месте, лежит "Лист защиты", куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Зато учитель, подшивая эти листы, держит ситуацию под контролем.

Прием 4. Идеальный опрос.

Идеальный опрос - когда опроса нет, а функции его выполняются. Ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю.

Приемы подачи домашнего задания

Вредный и достаточно распространенный прием - наказание домашним заданием повышенного объема или сложности. Но если уж задавать, то задавать с максимальной пользой.

Прием 1. Три уровня домашнего задания.

Учитель одновременно задает домашнее задание трех уровней.

Первый уровень - обязательный минимум. Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику.

Второй уровень - тренировочный. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу. Эти ученики могут освобождаться от задания первого вида.

Третий уровень используется или нет учителем в зависимости от темы урока, подготовленности класса. Это - творческое задание. Обычно оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой. Диапазон творческих заданий широк: частушки, басни, сказки, фантастические рассказы по учебным темам, чайнворды, сканворды, кроссворды, учебные комиксы; плакаты - опорные сигналы; мнемонические формулы, стихи и т. п.

Прием 2. Задание массивом.

Задается большой массив заданий сразу на достаточно большой промежуток времени. Например, из 50 заданий ученик должен выполнить 20. Важный психологический эффект: самостоятельный выбор задания дает возможность самореализации для ученика, происходит самосогласование ребенка и уровня заданий, которые он решает.

Прием 3. Сам себе учитель.

В течение последних 10 минут урока предлагаем учащимся придумать наиболее интересную форму и содержание домашнего задания. Кто какое домашнее задание для себя придумал, тот и будет его выполнять. Кто не сумел или не захотел придумать, тому домашнее задание формулируем сами.

Прием 4. Идеальное задание.

Достаточно схож с приемом 3. Учитель не дает никакого определенного задания, но функция домашней работы выполняется, то есть учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию.

Приемы оценивания

Прием 1. Оценка - не отметка.

Оцениваем не только цифрой. Оцениваем словами, интонацией, жестом, мимикой...

Прием 2. Рейтинг.

Завершив работу, ученик сам ставить себе отметку. За ту же работу отметку ставит и учитель. Записываем дробь. Например, 4/5. Задача учителя - приучить ученика к регулярному оцениванию своего труда.

Прием вводится на период согласования критериев отметки, а через некоторое время числитель и знаменатель все чаще совпадают.

Прием 3. Кредит доверия.

В некоторых случаях ставим отметку в "кредит", то есть при спорной оценки на уроке или четвертной в пользу обучающегося.

Прием 4. Система стимулов.

Вариант 1. Развернутая оценка.

Наряду с цифровой оценкой делаем запись, раскрывающую наше отношение к ученику и его достижениям.

Вариант 2. Поощрение. Достаточно хорошей оценкой могут быть: маленькая грамота; благодарственное письмо или диплом "За победу на уроке", "За маленькое открытие", "За помощь другу"; благодарственная запись в дневнике; открытка с дарственной надписью, стихотворение, посвященное ученику.

На своих уроках русского языка и литературы я уже использую такие приемы как «тихий опрос», «идеальный опрос», «оценка-не отметка», «кредит доверия» и «развернутая оценка». Так же хочу попробовать использовать приемы «три уровня домашнего задания», «рейтинг», «взаимоопрос» и «поощрение».

Но нужно помнить, что в нашей профессии главное терпение и постепенность, поэтому нельзя хвататься за все сразу.

Пусть нашим девизом будут слова замечательного поэта Максимилиана Волошина:

Из всех насилий,

Творимых человеком над людьми,

Убийство - наименьшее,

Тягчайшее же - воспитанье.

И будем помнить, что "приемы педтехники - каждодневный инструмент учителя. Инструмент без работы ржавеет... А в работе - совершенствуется". (Анатолий Гин).

© 2010-2022