- Преподавателю
- Другое
- Выступление на педагогическом совете
Выступление на педагогическом совете
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Алексеенко У.С. |
Дата | 09.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
05.11.2014
Алексеенко У. С.
Тема: Основные понятия технологии дифференцированного обучения, его принципы и приемы.
Понятие "Дифференцированное обучение" в переводе с латинского "different" означает разделение, разложение целого на различные части, формы, ступени.
Анализ литературы показывает, что более точное определение даёт Селевко Г.К.
Дифференцированное обучение - это: 1) форма организации учебного процесса, при котором учитель работает с группой учащихся, составленной с учётом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств;
2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.
Цель дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе учёта индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей, что даёт каждому учащемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. Данная технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным.
Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребёнку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.
Основополагающими принципами дифференцированного обучения являются:
-
принцип принятия личности;
-
принцип акцентирования на сильных сторонах обучающегося;
-
принцип создания ситуации успеха для каждого;
-
принцип опоры на существующие у обучающихся знания, опыт и чувства;
-
принцип единства учебной группы;
-
принцип личностно-значимых заданий и установок;
-
принцип разноуровневости заданий.
Дифференцированное обучение осуществляется на всех этапах урока, рассмотрим его приёмы при опросе, подаче домашнего задания и оценивании учащихся.
Приёмы опроса обучающихся
Очень часто на уроках формы опроса направлены на поиск пробелов и недостатков в знаниях учащихся. А ведь это должен быть поиск достоинств, знаний и умений. Главная задача в ходе опроса - поддержать, помочь, научить.
Прием 1. Взаимный опрос.
Три ученика, подготовленные провести опрос тех, кто хотел бы ответить на "5", на "4" и на "3", садятся каждый на своём ряду и приглашают желающих. Если ученик записался в группу, где он быстро ответил на вопросы и получил "3", он может мигрировать в группу более высокого качества и попытать счастья там.
Прием 2. Тихий опрос.
Беседа с одним или несколькими учениками происходит полушёпотом, в то время как класс занят другим делом, которое предложил учитель.
Прием 3. Защитный лист.
Ученик нередко приходит на урок неподготовленным. Перед каждым уроком, всегда в одном и том же месте, лежит "Лист защиты", куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Зато учитель, подшивая эти листы, держит ситуацию под контролем.
Прием 4. Идеальный опрос.
Идеальный опрос - когда опроса нет, а функции его выполняются. Ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю.
Приемы подачи домашнего задания
Вредный и достаточно распространенный прием - наказание домашним заданием повышенного объема или сложности. Но если уж задавать, то задавать с максимальной пользой.
Прием 1. Три уровня домашнего задания.
Учитель одновременно задает домашнее задание трех уровней.
Первый уровень - обязательный минимум. Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику.
Второй уровень - тренировочный. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу. Эти ученики могут освобождаться от задания первого вида.
Третий уровень используется или нет учителем в зависимости от темы урока, подготовленности класса. Это - творческое задание. Обычно оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой. Диапазон творческих заданий широк: частушки, басни, сказки, фантастические рассказы по учебным темам, чайнворды, сканворды, кроссворды, учебные комиксы; плакаты - опорные сигналы; мнемонические формулы, стихи и т. п.
Прием 2. Задание массивом.
Задается большой массив заданий сразу на достаточно большой промежуток времени. Например, из 50 заданий ученик должен выполнить 20. Важный психологический эффект: самостоятельный выбор задания дает возможность самореализации для ученика, происходит самосогласование ребенка и уровня заданий, которые он решает.
Прием 3. Сам себе учитель.
В течение последних 10 минут урока предлагаем учащимся придумать наиболее интересную форму и содержание домашнего задания. Кто какое домашнее задание для себя придумал, тот и будет его выполнять. Кто не сумел или не захотел придумать, тому домашнее задание формулируем сами.
Прием 4. Идеальное задание.
Достаточно схож с приемом 3. Учитель не дает никакого определенного задания, но функция домашней работы выполняется, то есть учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию.
Приемы оценивания
Прием 1. Оценка - не отметка.
Оцениваем не только цифрой. Оцениваем словами, интонацией, жестом, мимикой...
Прием 2. Рейтинг.
Завершив работу, ученик сам ставить себе отметку. За ту же работу отметку ставит и учитель. Записываем дробь. Например, 4/5. Задача учителя - приучить ученика к регулярному оцениванию своего труда.
Прием вводится на период согласования критериев отметки, а через некоторое время числитель и знаменатель все чаще совпадают.
Прием 3. Кредит доверия.
В некоторых случаях ставим отметку в "кредит", то есть при спорной оценки на уроке или четвертной в пользу обучающегося.
Прием 4. Система стимулов.
Вариант 1. Развернутая оценка.
Наряду с цифровой оценкой делаем запись, раскрывающую наше отношение к ученику и его достижениям.
Вариант 2. Поощрение. Достаточно хорошей оценкой могут быть: маленькая грамота; благодарственное письмо или диплом "За победу на уроке", "За маленькое открытие", "За помощь другу"; благодарственная запись в дневнике; открытка с дарственной надписью, стихотворение, посвященное ученику.
На своих уроках русского языка и литературы я уже использую такие приемы как «тихий опрос», «идеальный опрос», «оценка-не отметка», «кредит доверия» и «развернутая оценка». Так же хочу попробовать использовать приемы «три уровня домашнего задания», «рейтинг», «взаимоопрос» и «поощрение».
Но нужно помнить, что в нашей профессии главное терпение и постепенность, поэтому нельзя хвататься за все сразу.
Пусть нашим девизом будут слова замечательного поэта Максимилиана Волошина:
Из всех насилий,
Творимых человеком над людьми,
Убийство - наименьшее,
Тягчайшее же - воспитанье.
И будем помнить, что "приемы педтехники - каждодневный инструмент учителя. Инструмент без работы ржавеет... А в работе - совершенствуется". (Анатолий Гин).