• Преподавателю
  • Другое
  • Программа социально – коммуникативного развития детей дошкольного возраста, от 2 до 7 лет

Программа социально – коммуникативного развития детей дошкольного возраста, от 2 до 7 лет

 Моя программа в первую очередь адресована ребенку, который, как нераскрывшийся цветок, тянется к солнцу, любви, доброте, познанию таинственного мира, в котором он должен найти свое место. А мир этот сложен, многогранен и разнообразен: мир социальных отношений, мир природы, рукотворный  мир, мир истории и культуры, мир взрослых людей и, наконец, аможет быть в первую очередь, собственный мир ребенка, его чувства, переживания, его восприятие себя и того, что его окружает. И мы взрослые должны помо...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №14 «Маленькая страна»

г. Копейск Челябинская область


Я, МЫ И МИР ВОКРУГ

Программа социально - коммуникативного развития

детей дошкольного возраста, от 2 до 7 лет

Автор: Анохина Ксеня Александровна

воспитатель




Копейск 2015 год

Пояснительная записка

Моя программа в первую очередь адресована ребенку, который, как нераскрывшийся цветок, тянется к солнцу, любви, доброте, познанию таинственного мира, в котором он должен найти свое место. А мир этот сложен, многогранен и разнообразен: мир социальных отношений, мир природы, рукотворный мир, мир истории и культуры, мир взрослых людей и, наконец, аможет быть в первую очередь, собственный мир ребенка, его чувства, переживания, его восприятие себя и того, что его окружает. И мы взрослые должны помочь ребенку открыть этот мир, понять его, адаптироваться в нем, вызвать к нему доверчивое отношение. Программа направлена на оказание содействия ребенку в его успешной и своевременной социализации в современном мире через формирование «Я - концепции», социальных навыков (навыков общения и навыков поведения).

Цель программы: формирование социальной компетентности ребенка,,- мотивационной, включающей отношение к другому человеку, как высшей ценности; проявления доброты, внимания, милосердия; когнитивной, познание себя и других людей, особенностей, интересов, потребностей, оценки настроения, эмоционального состояния; поведенческой- выбор адекватных ситуаций и способов общения, этически ценных образцов поведения. Таким образом, социальная компетентность понимается, как способность жить среди людей, умение общаться с ними, сотрудничать, находить общие решения в конфликтных ситуациях, развитие чувства «Мы» в детском коллективе.

Условия, которые необходимы для успешной реализации программы:

* наличие положительного эмоционального фона - умение поддержать ребенка, оказать своевременную помощь, позитивная оценка его действий, доброжелательное общение, поведение взрослых, достойное подражания;

* осознание педагогами того, что социальное развитие детей происходит преимущественно в ходе их повседневной жизни и в традиционных видах деятельности, т.е. ребенок учится тогда, когда он просто живет интересной, насыщенной значительными событиями жизнью;

* наличие у каждого педагога позиции, суть которой заключается в желании видеть и понимать, как ребенок развивается, не манипулировать им, не принуждать его, создавать положительную мотивационную основу его обучения и подлинно развивающую атмосферу всего образовательного процесса.

Я надеюсь, что моя программа послужит установлению взаимопонимания между родителями и детьми, воспитателями и воспитуемыми, улучшит эмоциональную атмосферу в семье и детском саду, поможет по новому организовать педагогический процесс, в котором достойное место займет забота о развитии внутреннего мира ребенка, его чувств и духовности. Знания, полученные детьми, дадут им представление об искусстве человеческих взаимоотношений, помогут им адаптироваться в новых социальных условиях. Убедят детей в том, что только они сами, их собственные мысли, чувства и действия, способность оценить других, понять и выразить себя через общение, являются путем к успеху в жизни, к возможности завоевать сердца людей.

Участники программы: педагогический коллектив детского сада его воспитанники, родители. Программа реализуется на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду, от двух до семи лет.

« Я, МЫ И МИР ВОКРУГ»

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ.



Программа социально – коммуникативного развития детей дошкольного возраста, от 2 до 7 лет


Программа социально – коммуникативного развития детей дошкольного возраста, от 2 до 7 летПрограмма социально – коммуникативного развития детей дошкольного возраста, от 2 до 7 лет

Программа социально – коммуникативного развития детей дошкольного возраста, от 2 до 7 лет

Программа социально – коммуникативного развития детей дошкольного возраста, от 2 до 7 лет

Программа социально – коммуникативного развития детей дошкольного возраста, от 2 до 7 лет

Программа социально – коммуникативного развития детей дошкольного возраста, от 2 до 7 лет






Программа социально – коммуникативного развития детей дошкольного возраста, от 2 до 7 лет

Программа социально – коммуникативного развития детей дошкольного возраста, от 2 до 7 лет

Программа социально – коммуникативного развития детей дошкольного возраста, от 2 до 7 лет

Программа социально – коммуникативного развития детей дошкольного возраста, от 2 до 7 лет

Программа социально – коммуникативного развития детей дошкольного возраста, от 2 до 7 лет

Программа социально – коммуникативного развития детей дошкольного возраста, от 2 до 7 лет

Программа социально – коммуникативного развития детей дошкольного возраста, от 2 до 7 лет




ЯПрограмма социально – коммуникативного развития детей дошкольного возраста, от 2 до 7 летПрограмма социально – коммуникативного развития детей дошкольного возраста, от 2 до 7 летПрограмма социально – коммуникативного развития детей дошкольного возраста, от 2 до 7 лет

Программа социально – коммуникативного развития детей дошкольного возраста, от 2 до 7 летПрограмма социально – коммуникативного развития детей дошкольного возраста, от 2 до 7 летПрограмма социально – коммуникативного развития детей дошкольного возраста, от 2 до 7 лет


* кто я, какой я

* мой организм

* мы все разные и

такие похожие

* мои желания и

интересы

* что я умею и чему

могу научиться

* моя семья

* моя группа, наш

детский сад

* кто такие взрослые

* дети и взрослые

* настроение бывает разным

* что нас радует, что

огорчает

* различаем эмоции

* мои страхи

* спорящие лица

* горе бывает разным

* никто меня не любит

* твои поступки и

чувства других

* мои чувства

* мои мысли

Навыки общения

* друзья

* портрет друга

* вместе весело шагать

* вместе тесно, врозь скучно

Навыки поведения

* что такое хорошо и что такое плохо

* золотые правила

* великая сила слова (вежливые, ласковые, главные слова)

* можно - нельзя

* как можно все объяснить взрослым

Основные методы работы

- игра - беседа с элементами оздоровительной терапии (музыка, искусство, выразительные движения)

- обсуждение и анализ проблемных ситуаций

- игра - перевоплощение (в героев сказки, животных, явлений природы и т.д.)

- двигательно-речевые игры

- развивающие игры и упражнения

- режиссерские игры

- упражнения - тренинги

- пластические этюды

- сказки и рассказы, придуманные взрослым

- чтение художественных произведений с последующим обсуждением

- рассматривание иллюстраций, фотографий на заданную тему

- разыгрывание сценок - миниатюр, театрализованные представления

- драматизация литературных произведений

- выставки, презентации, события

- изготовление совместных продуктов (панно, альбомы, плетеные работы)


Программа социально – коммуникативного развития детей дошкольного возраста, от 2 до 7 летПрограмма социально – коммуникативного развития детей дошкольного возраста, от 2 до 7 летПрограмма социально – коммуникативного развития детей дошкольного возраста, от 2 до 7 летМИР ВОКРУГ

Программа социально – коммуникативного развития детей дошкольного возраста, от 2 до 7 летПрограмма социально – коммуникативного развития детей дошкольного возраста, от 2 до 7 летПрограмма социально – коммуникативного развития детей дошкольного возраста, от 2 до 7 лет


* времена года (сезоны)

* явления природы

* мир растений

* мир животных

* красная книга

* что где растет, кто где

живет (экосистемы, зоны)

* океаны и их обитатели

* части света

* взаимосвязи

живой и неживой природы

* Земля наш общий дом

* солнечная система

* возникновение жизнина

Земле

* условия жизни

* человек и природа

* правила друзей природы

* предметы

рукотворного

мира

* человек создает технику

* виды транспорта

* кому что нужно для

работы

* инструменты и

материалы

* состояния и изменения

веществ

* открытия и

изобретения

* человек художник

* золотые руки

народные

имена, что дороги нам

с детства

Мир взрослых людей

* труд взрослых

* отдых и увлечения

* на службу людям (социальная сфера)

Россия - моя Родина

* мой город

* край наш Смоленский

* моя страна

* мой народ, народные праздники и традиции

* красные даты календаря

* наши защитники

Путешествия по реке времени

*история жилища и быта

* история огня

* история транспорта

* история коммуникации

* история письменности

Путешествия по карте - страны мира (по выбору воспитателя)

Основные методы работы

- рассматривание предметов, иллюстраций, фото

- наблюдения за живыми объектами и явлениями природы

- целевые прогулки, экскурсии

- экспериментирование, опыты с предметами и их свойствами

- чтение познавательной литературы

- познавательные сказки, рассказы придуманные взрослыми

- развивающие игры и упражнения, сюжетно - ролевые игры

- путешествия (по детскому саду, городу, карте, реке времени)

- коллекционирование, классификационные работы

ОРГАНИЗАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


Программа имеет свою специфику, это скорее программа воспитания, чем обучения. Она направлена на развитие ЛИЧНОСТИ ребенка, и требует строгого соблюдения следующих основных принципов:

  1. Системность. Весь материал должен быть гибко распределен в течение года, месяца, дня. Содержание программы реализуется как через специально организованные занятия, так и через нерегламентированную деятельность детей, поэтому работа могут осуществляться как до обеда, так и во второй половине дня.

  2. Интеграция программного содержания.Данный модуль является составной частью основной образовательной программы. Его содержание должно органично вплетаться в канву содержания основной программы, других модульных блоков «Здоровый ребенок», «Самые маленькие в детском саду». Такая интеграция целесообразна прежде всего с содержанием занятий по ИЗО, экологическому и физическому воспитанию, познавательно-речевому развитию, с театрализованной, игровой деятельностью, в процессе ознакомления с художественной литературой. Вместе с тем для большей эффективности необходимо максимально использовать разнообразные формы работы: специально организованные занятия, игры и развлечения, режимные моменты, праздники. Главное, чтобы программа естественно и органично включалась в педагогический процесс.

  3. Координация деятельности педагогов.Тематические планы воспитателей и специалистов (педагога - психолога, муз.руководителя, логопеда) должны быть скоординированы таким образом, чтобы последовательно разворачивать определенные темы, избегая повторов. Важной особенностью данной программы является тесная связь с реальной жизнью ребенка с его социально эмоциональным опытом. Необходимо использовать самые разные ситуации, возникающие в процессе взаимодействия детей (на других занятиях, в игре, на прогулке, дома) с целью обогащения программного содержания занятий и развития социальной компетентности детей.

  4. Индивидуализация и дифференциация обучения.Одной из главных задач программы является профилактика психологического неблагополучия детей, педагог должен постоянно наблюдать за их эмоциональным состоянием, дифференцировать программный материал на фронтальный, групповой и индивидуальный. Для формирования оптимистической жизненной установки и высокой самооценки, важно проявлять интерес ко всем делам и событиям в жизни ребенка, постоянно давать понять, что он для педагога важен и значим

  5. Взаимосвязь с семьей. Работа по программе может быть результативной лишь в том случае, если родители являются активными помощниками и единомышленниками. Действия педагогов и родителей должны быть согласованными. Общая теплая атмосферы и хорошие контакты между родителями и педагогами особенно важны по отношению к проблемным детям. Очень важно, чтобы родители знали и понимали основные цели и содержание программы, осознали значение социально-личностного развития для всей последующей жизни ребенка.

Занятия в рамках данной программы так же имеют свою специфику. Самое главное условие эффективности таких занятий ДОБРОВОЛЬНОЕ участие в них детей. Мы не можем насильно «тянуть за уши» личность, чтоб она скорее выросла - мы можем лишь создать условия для ее развития. Поэтому начинайте первое занятие с теми, кто захотел поиграть с вами в новые игры. Постарайтесь организовывать и проводить занятия гак, чтобы ВСЕ дети захотели принять в них участие. В этом вам помогут следующие правила и, конечно, ваше творчество!

1 Не оценивайте детей, не добивайтесь единственно правильного, на ваш взгляд, ответа. Такого ответа и не может быть - ведь каждая личность уникальна, каждый по-своему воспринимает окружающий мир. Более того, постоянное оценивание со стороны взрослого мешает детям раскрепоститься, выражать свои собственные мысли и чувства. В этом случае они будут лишь повторять за взрослым то, что от него ждут.С подобным результатом мы довольно часто сталкиваемся на словах дети (да и взрослые!) говорят красивые и правильные слова, а их чувства и поступки далеки от совершенства.

2 Дети легко заражаются чужими эмоциями, поэтому чтобы
заинтересовать их занятиями, надо самому увлечься ими. Если вы с
удовольствием готовитесь к этим занятиям, с удовольствием проводите их, дети это обязательно заметят, и им тоже захочется попробовать!

3 Занятия проводятся 20 - 30 минут в зависимости от возраста детей. Занятия не должны переутомлять детей, если вы видите, что дети уже устали, закончите занятие. Каждое занятие должно завершаться чем-то радостным, веселым, положительным (особенно, если речь шла, например, о страхе или жадности).

4 Занятия лучше проводить регулярно, один раз в неделю. Между занятиями необходимо обращать внимание детей на поступки, эмоции свои и окружающих их детей, тем самым закрепляя пройденный материал. Это также способствует развитию внимательности к людям, привычки задумываться о себе, что является непременным условием формирования личности (нельзя же сформировать личность, занимаясь этим полчаса в неделю!)

Далее представлены основные направления работы.

УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

Уверенные в себе люди считают, что добиться успехов в жизни они могут благодаря своим собственным способностям и усилиям. Такая жизненная установка позволяет иметь собственное, отличное от других мнение, доверять себе, своим чувствам. Уверенность в себе напрямую связана с формированием «Я - концепции», где в первую очередь создаются условия для развития ценностно-смысловой сферы сознания ребенка, способностей, умения жить в гармонии с собой, с другими людьми, окружающим миром. «Я» - это человек, осознающий самого себя и других людей. Человек завтрашнего дня должен стать свободным и ответственным, обладать чувством собственного достоинства, быть способным на собственный выбор и с пониманием принимать мнения и предпочтения окружающих. Очень важно, чтобы чувство уверенности в себе, в своих силах и возможностях складывалось у человека с самого раннего возраста. Этому способствует сама специфика периода дошкольного детства, - доверчивое отношение ребенка к людям, открытость миру, положительное самоощущение. Уверенность в себе опирается на реалистичную, адекватную самооценку. Если в детстве ребенок постоянно себя чувствует неуспешным, то у него накапливается отрицательный опыт ощущения не признанности другими. Заниженная самооценка может в будущем привести к недостаточному использованию человеком своего внутреннего потенциала, способностей и возможностей. Завышенная самооценка также может отрицательно влиять на восприятие ребенком чувств, мнений, желаний других. Такие люди не располагают к общению, а их излишняя самоуверенность может повлечь безответственные и даже опасные их действия и поступки. У ребенка с положительными представлениями о себе и адекватной самооценкой отсутствует страх контактов с другими людьми, боязнь неудачи, неуспехов и, соответственно - стремление избежать принятия решения. Адекватная самооценка и уверенность в себе базируются на осознании ребенком того, что он похож, но в тоже время отличается от других людей. Наша задача помочь ему это осознать. Становление своей индивидуальности происходит в процессе осознания ребенком его собственных интересов и предпочтений, а также вкусов и предпочтений сверстников, увидеть и понять, что они разные. Это закладывает основу для формирования в более старшем возрасте толерантности к другим. Дети должны понимать, что стремление к удовлетворению собственных желаний не должно ущемлять интересы других людей. Таким образом, уверенность в себе определяется положительным восприятием ребенка, т.е. принятием себя таким, каков он есть.

Обрати внимание!

* Главной целью данного раздела является создание условий для формирования у ребенка уверенности в себе, своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят.

* Уверенность в себе начинается с формирования чувства уверенности в окружающем, поэтому следует особое внимание обратить на период адаптации ребенка к ДОУ. Встаньте на позицию малыша, попавшего в новую социальную среду, незнакомую и пугающую. Помогите освоиться в ней, пусть каждый ребенок чувствует себя в детском саду также тепло и комфортно, как дома.

* Для решения этой задачи необходимо стремиться к установлению открытых доверительных отношений между взрослыми и детьми, доброжелательных, чутких отношений в детском сообществе, последовательное ознакомление с помещениями детского сада и сотрудниками, работающими в ДОУ, чтобы ребенок уже в ясельной группе к концу года хорошо ориентировался в окружающей его обстановке.

* Специально организованные занятия этого блока помогут ребенку осознать свои характерные особенности, интересы и увлечения, свою уникальность и неповторимость. Занятия имеют важное воспитательное значение, т.к. не только поддерживают его положительную самооценку, но и способствуют формированию у детей чувства толерантности по отношению к другим.

* Работая в этом направлении, руководствуйтесь принципами гуманной педагогики, сформулированными великим педагогом современности Ш.А.Амонашвили, главный принцип которой - расположить ребенка к воспитательному процессу, главный метод - радость общения с нами: радость совместного труда, игры, отдыха.

Цели:

Образовательные:

  • помочь ребенку адаптироваться в новой социальной среде через установление открытых доверительных отношений между воспитателями и детьми; знакомство с группой, детским садом, его сотрудниками, старшими детьми;


  • развивать у детей представления о своей внешности, своих характерных особенностях, предпочтениях, возможностях, уникальности и неповторимости;


  • способствовать развитию положительного самовосприятия ребенка (принятие себя таким, каков он есть), поддержка его положительной самооценки;


  • оказание помощи ребенку в преодолении неуверенности в себе, поддержание его в ситуациях успеха, неудачи;


  • формировать у ребенка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи по собственному усмотрению использовать личное время);

Воспитательные:


  • развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру;


  • формировать у детей первоначальные представления о разнообразии вкусов, интересов и предпочтений других людей, умение не ущемлять интересы окружающих при удовлетворении собственных желаний;


  • способствовать развитию толерантности по отношению к внешности, физическим недостаткам, расовой и национальной принадлежности других людей;


ЧУВСТВА, ЖЕЛАНИЯ, ВЗГЛЯДЫ


Знать и чувствовать - важнейшая отличительная черта разумного человека. Уловить едва заметную улыбку или почувствовать раздражение собеседника, сдержать обиду или разделить радость с другом - все это и есть мир наших чувств и эмоций. Эмоции играют важную роль в жизни детей. Когда ребенок радуется, когда он выглядит счастливым, это значит, что все хорошо в его мире. Когда он грустен или рассержен, это означает, что у него что - то не в порядке. Эмоции ребенка - это «послание» взрослым о его состоянии. Люди во всем мире различают 6 основных эмоций - радость, грусть, гнев, удивление, отвращение и страх, можно добавить к этому перечню интерес, презрение, стыд и вину. Педагог знакомит детей с языком эмоций, выразительными средствами которого являются позы, мимика, жесты; учит пользоваться ими, как для выражения собственных чувств и переживаний, так и лучшего понимания эмоционального состояния других. Важно так же, чтобы ребенок учился управлять своими эмоциями и чувствами, «я - человек и поэтому могу сдержаться и не заплакать, могу не капризничать, не шуметь, не мешать другим. Это трудно - управлять собой, но я этому учусь». Понимать, что настроение (свое и окружающих) зависит от многих факторов, отношения окружающих друг к другу. Умение правильно распознавать эмоциональное состояние другого человека - важный фактор в формировании отношений, эти способности, укрепляясь на протяжении детства, приводят в дальнейшем к адекватному восприятию других людей.

Взрослые должны стремиться понять эмоциональный мир ребенка, лучше узнать его переживания в различных ситуациях, осознать, что его именно тревожит и радует. Это позволит при необходимости оказать каждому ребенку, испытывающему эмоциональный дискомфорт особое внимание, помочь преодолеть отрицательные переживания, связанные с жизненными проблемами. Наиболее острые отрицательные эмоции ребенок испытывает при негативном отношении к нему окружающих людей, особенно воспитателя и сверстников. Обеспечение эмоционального благополучия ребенка в детском саду и семье является одной из важнейших наших задач, а так же необходимым условием для его полноценного и своевременного развития, сохранения психического здоровья. Положительные эмоции - хорошее настроение, а, следовательно, хорошее самочувствие. Отрицательные, накапливаясь, ведут к стрессу.

Обрати внимание!

* Развитие эмоциональной сферы является основанием для социально-личностного развития, т.к. никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими собственными эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом становления личности растущего человека.

* Распознание и передача эмоций - достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний и определенного уровня развития. Ведь чем больше ребенок знает, какие бывают эмоции, тем точнее он поймет состояние другого.

* Исследования психологов показывают, что старшего дошкольного возраста в целом способны правильно воспринимать эмоциональное состояние человека. При этом они точнее определяют положительные эмоции (радость, веселье, восхищение) и затрудняются в определении отрицательных эмоций (грусть, испуг). Прежде всего, они обращают внимание на выражение лица, не обращая внимание на пантомимику (позу, жесты). Таким образом, уровень их представлений не достаточен.

* Начинать знакомить детей с эмоциями можно со второй половины года младшей группы: дети усваивают необходимые понятия, их словарный запас пополняется словами, обозначающими эмоции, хотя само слово «эмоция» не вводится, для детей оно заменяется понятием «настроение»

* Данный блок в программе представлен в виде ряда последовательных шагов. Каждый шаг - это одно или несколько занятий, игровых упражнений, объединенных одной тематикой. Количество занятий определяет педагог совместно с психологом, ориентируясь на возраст детей, скорость освоения материала, стремления более глубокого или общего ознакомления с данным разделом.

* Наиболее результативными приемами по данному направлению является проигрывание этюдов на передачу различных эмоций и чувств, всевозможные перевоплощения, рисование эмоций, специальные игры по их развитию, беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями, чувствами


Цели:

Образовательные:

  • Показать детям основные (интерес, радость, удивление, грусть, гнев, страх, стыд, отвращение, презрение).


  • Учить распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимика, пантомимика, интонация и пр.)


  • Дать понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные.


  • Обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения, их оттенки.


  • Развивать способность делиться своими переживаниями.

Воспитательные:

  • Научить распознавать разницу между чувствами и поступками (нет плохих чувств, есть плохие поступки).


  • Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка.


  • Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими…).


  • Корректировать имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев и пр.), препятствующие полноценному личностному развитию ребенка

СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ


Данное направление предполагает обучение детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми. Навыки общения формируются у ребенка с ранних лет. Коммуникативная компетентность способна обеспечить ребенку комфортное существование в среде сверстников, оградить его от горечи одиночества не только в детстве, но и в зрелом возрасте, поможет адаптироваться к новым жизненным условиям, облегчит переход из одной социальной среды в другую. Она является обязательным компонентом всесторонней готовности ребенка к школе. Поэтому важно своевременное формирование коммуникативных навыков и умений: устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций.

Мы так же начинаем знакомить детей с правилами этикета. Педагог должен помочь им осознать, что воспитанный человек всегда будет пользоваться симпатией у окружающих. Здесь нет мелочей: это и опрятный внешний вид, и умение вести себя, знакомиться, устанавливать контакты и многое другое. Хорошие манеры не только приятны окружающим, за ними скрываются очень полезные способы регуляции межличностных отношений: деликатность, чуткое и внимательное отношение к людям. С детьми необходимо беседовать об одиночестве, о преимуществах дружбы и что ей мешает (лживость, равнодушие, жадность). Дружба - это радость общения и нужно уметь доставлять эту радость другим. Дети должны научиться оценивать свои поступки (поступок это то, что я делаю по отношению к другим людям, животным), относиться к ним сознательно. Они бывают плохие и хорошие и нужно стремиться «делать хорошо и не делать плохо». Самый лучший способ привить детям хорошие манеры - постоянно показывать им пример. Подражая взрослым, ребенок без труда усвоит все правила. Важно, чтобы нормы поведения взрослых во всех ситуациях была верными и искренними, достойными подражания.

Обрати внимание!

* Цель данного направления - развитие навыков полноценного общения, обеспечение чувства психологической защищенности, доверие к миру, умение получать радость от общения, формирование базиса личной культуры, развитие эмпатии и собственной индивидуальности, нравственного поведения. В.А.Сухомлинский справедливо считал «Доброта должна войти в привычку».

* В основе общения - атмосфера доверия и дружеское расположение к ребенку, что дает возможность раскрыть его внутренний мир, позволит научиться делится своими проблемами, а Вам - узнать и для себя открыть ребенка.

* В основе работы следующие принципы:

- активности, - общение и поведение формируется в деятельности, организовывайте общение таким образом, чтобы дать детям возможность понять и попробовать новые способы поведения и экспериментировать с ними;

- партнерского общения, - работая в группах, учите детей признавать ценность другого, его мнения, интересы, все решения принимать с учетом мнения всех детей;

- сознательности поведения, - поведение ребят постепенно переводится с импульсивного на осознанный уровень. Универсальным средством осознавать свое поведение является обратная связь. Важно каждому ребенку узнавать мнение окружающих о его манере поведения, о его поступках, их влиянии на чувства, которые испытывают другие;

- исследовательской позиции, - чаще используйте проблемные ситуации, умение каждому найти из них свой выход.

Цели:

Образовательные:


  • Обучать искусству общения в различных формах и ситуациях, учить гибко использовать дополнительные средства: мимику, пантомимику, голос. Обучать умению слушать и слышать других;


  • Познакомить (узнавать в героях литературных произведений, в других людях) с моральными чертами характера, проявляющимися по отношению к людям и окружающему миру;


  • Дать понятие о парности нравственных качеств: добрый - злой, трудолюбивый - ленивый, смелый - трусливый;


  • вводить данные словесные характеристики в активный словарь ребенка, используя синонимы и антонимы;


  • Подчиняться разумной жизненной дисциплине посредством выполнения принятых в обществе и конкретном детском сообществе правил поведения;


  • Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ, осознанное восприятие, как собственного поведения, так и поступков окружающих людей, сверстников.

Воспитательные:


  • Создание благоприятного психологического климата для развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях общения: со сверстниками, родителями, педагогами, с другими людьми.


  • Воспитывать желание и умение сотрудничать, учитывать и уважать интересы других, умение находить общие решения в конфликтных ситуациях.


  • Развивать симпатию, желание и готовность помогать другим людям.


  • Способствовать полноценному развитию личности ребенка через самовыражение, общение и творчество. Развитие чувства «МЫ», нравственности, доброжелательного отношения к окружающим.


  • Формировать отрицательное отношение к проявлению отрицательных поступков, черт характера, находить пути их преодоления


  • Содействовать положительным поступкам детей и на их основе способствовать формированию положительных черт характера (уважение к другим людям, щедрость, доброта и т.д.) сначала в игре, затем в повседневной жизни детей

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Младший дошкольный возраст


Уверенность в себе: «Ребенок и кукла» (учить детей выделять общие отличительные признаки человека и его подобия - куклы); «Отражение в зеркале» (знакомить ребят с отражением в зеркале); «Какого цвета твои волосы?» (научить различать цвет волос); «Ка­кого цвета твои глаза?» (знакомить детей с отличительными особеннос­тями своей внешности: цвет глаз; «Кто ты, мальчик или девочка?» (сравнивают, называют отличительные особенности, делают вывод о том, что пол определяется не одеждой, а строением тела); «Мы все разные и такие похожие» (учить сравнивать себя с другими).

«Ребята и зверята» (опреде­лять вместе с детьми их предпочтения по отношению к разным домашним животным); «Какой подарок ты хочешь получить?» (ра­зобрать вместе с детьми их предпочтения в игрушках, книгах); «Вкусы бывают разные» (выяснить вместе с детьми предпочте­ния в еде, помочь им понять, что вкусы бывают разные).

«Что я умею и чему могу научиться» (я еще маленький, но могу сам одеваться, умываться, убирать игрушки)

«Папа, мама, я - это моя семья» (первичные представления о социальной роли разных членов семьи, осознание себя, как равноправного члена семьи).

«Как мы живем в детском саду» (называют свой детский сад, знают основных сотрудников и чем они занимаются; в группе много детей, с которыми приятно общаться)

Чувства, желания, взгляды: «Грусть, радость, спокойствие» (помочь детям различать основные эмоциональные состояния, понять при­чины их возникновения; учить определять по внешним проявлениям); «Настроение такое разное» (способ­ствовать выяснению причин и внешних признаков изменения); «Как мы выражаем свои чувства» (учить детей понимать эмоции людей по выражению лица, позам, жестам, передавать их с помощью движений , жеста , голоса) «Мои страхи» (определить причины возникновения страха, способствовать профилактике страхов у детей).

Социальные навыки: «Как можно помочь друг другу»(формировать у детей элементарные представления о значении взаимопомощи на приме­рах сказок); «Плохо быть одному» (детям об одиночестве и о том, как важно иметь друга); «Ссора и примирение» (помочь детям понять некоторые причины возникновения ссор, учить простым способам выхода из конфликта). «Совместное дело, игра» (помочь понять, что вместе легче справиться с любым делом).

«Что такое хорошо, что такое плохо» (освоить основные правила поведения), «Буду делать хорошо и не буду плохо» (способствовать их выполнению, помочь понять, что поступки бывают хорошие и плохие);

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Средний дошкольный возраст

Уверенность в себе: «Что я знаю о себе, чем отличаюсь и чем похож на других» - уточнить представление о своем внешнем облике, формировать понятие об универсальности и характерных особенностях каждого человека

«Твои любимые занятия и увлечения» - определять вместе с детьми их вкусы, увлечения, предпочтения; сравнивать их со вкусами других людей, подвести к пониманию того, что вкусы и предпочтения у разных людей разные.

«Красивый, безобразный», «Обычный, странный» - подвести к пониманию того, что мнения по этому поводу тоже могут быть разными.

«Моя семья» - формировать теплое отношение к членам семьи, побуждать к рассказам о своей семье (где работают и как отдыхают, любимые занятия членов семьи, взаимоотношения, праздники, традиции)

«Мой любимый детский сад» - формировать привязанность к д/с; осознание себя, как члена детского коллектива (участие в коллективных делах группы); обозначать принадлежность к группе условными обозначениями (символ группы, символ себя).

Чувства, желания, взгляды: дети учатся распознавать основные эмоциональные состояния:«Спокойствие», «Радость», «Удивление», «Грусть», «Гнев»,знакомятся с причинами возникновения, их внешними проявлениями.«Страх» - помочь детям справляться со своими страхами.«Добрый, злой» - рассказать, что такое доброта и злость.«Печаль», «Горе» - помочь понять причины возникновения грустного настроения.«Мои желания», - учить осознанному восприятию своих желаний, выражать свои чувства, мнения; преодолевать свое эмоциональное неблагополучие, замкнутость. «Никто меня не любит» - дать детям понять, что все люди нуждаются в любви и сострадании. Необходимо познакомить детей с внешними выражениями разных эмоциональных состояний (движения, поза, мимика).

Социальные навыки. Основные темы:«Друзья, с кем ты хочешь дружить»- развивать представления о том, что такое дружба, какими качествами должен обладать друг, побуждать сочинять стишки, истории, героями которых явля­ются сами дети, способствовать повышению их самооценки.«Ссора» - научить детей разрешать конфликты, учитывая настрое­ние другого человека; пользоваться нормами - регуляторами (уступить, договориться, соблюсти очередность, извиниться), понимать некоторые причины возникновения ссор, «Вместе весело шагать» - через совместные дела (организация выставок, презентаций, событий, выпуск журналов и т.д.) помочь осознать себя, как члена детского коллектива, содействовать разновозрастному общению, участию детей в общем деле. «Ласковые слова» - способствовать расширению словарного запаса для выражения дружеских чувств. «Хорошие, плохие поступки» - на примере конкретных жизненных ситуаций показать, как следует и как не следует поступать; развивать такие качества, как доброта, сострадание, справедливость. «Первые уроки этикета» - способствовать усвоению правил этикета в разных ситуациях (встреча, прощание, прием гостей, выбор подарка), осознанию того, что они не только проявление вежли­вости, но и способ укрепления отношений, что одинако­вые высказывания могут восприниматься окружающими по-разно­му (невежливые, насмешливые, шутливые).

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Старший дошкольный возраст


Уверенность в себе: «Тыи твои родители» (помочь ребенку понять свое внешнее сходство с родителями и отличие от них); «Каждый привлекателен по-своему» (выяснить отношение ребенка к своей вне­шности, помочь адекватно и положительно оценивать себя; развивать толерантность к внешности людей); «Фоторобот» (развивать вообра­жение ребенка в воссоздании внешнего облика человека); «Шляпы, одежда, грим...» (помочь понять, что и изменение внешности может отразить настроение человека, неожиданные черты характера; по­буждать экспериментировать со своей внешностью); «Маски» (по­буждать детей варьировать внешность с помощью масок);

Чувства, желания, взгляды.«Ты и другиев зеркале» - развивать представления о себе и своем отличии от других. «Плач, смех, испуг» - учить распознавать по внешним признакам настроения, эмо­циональные состояния и анализировать их причины. «Мимические признаки эмоций» - продолжать учить детей распознавать различ­ные эмоции по выражению лица. «Чувства и предпочтения» - познакомить с эмо­циями, соответствующими празднику, развивать понимание зависи­мости хорошего настроения от отношения окружающих к челове­ку, что чувства и настроение человека связаны с его предпочтениями. «Сказочные герои и мы» - помочь соотнести со своим жизненным опытом эмоциональные переживания героев сказок. «Несовпадения настроений» - учить детей понимать настроения другого, его позицию. «Что тебя огорчает или чему ты радуешься» - объяснить, какие эмоциональные реакции вызывают разные жизненные события. «Как называются эмоции» - знакомить детей с названиями эмоций.

Социальные навыки: «Конфликты между детьми» (учить анали­зировать причины ссор, помочь освоить способы рефляции конф­ликтов, не допуская драк); «Какие качества помогают дружбе» (по­знакомить с качествами, помогающими и мешающими дружбе, на­учить с этих позиций давать оценку себе и своим знакомым); «Внимательный, равнодушный» (обсудить с детьми качества внима­тельность, равнодушие, их значение в отношениях); «Правдивый, лжи­вый» (описать с детьми качества лживость, правдивость и их значе­ние в общении с окружающими); «Смелый, трусливый» (распознать с детьми качества смелость, трусость, их значение для общения); «Щедрый, жадный» (выяснить с детьми качества щедрости, жаднос­ти и их роль в межличностном общении); «Порадуй своего друга» (учить позитивным способам общения со сверстниками; помочь понять, что дружба дарит радость общения); «Один и вместе с дру­зьями» (побеседовать об одиночестве и преимуществах дружбы на примере коллективных игр); «Давай познакомимся» (научить уста­навливать новые контакты); «Делаем вместе» (объяснить детям, что совместная деятельность не только интересна, но и трудна, так как нужно уметь договариваться).




Литература.


Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. Москва: УЦ Перспектива 2008.

Иванова Н.В, Бардина Е.Ю., Калинина А. М. Социальное развитие детей в ДОУ. Москва: ТЦ Сфера, 2008.

Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. - Москва: Академия 1998.

Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением. Москва: Учитель, 2003.

Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Я, ты, мы - программа социально-эмоционального развития дошкольников. Москва: Просвещение 2005 .

Хухлаева О.В. Лесенка радости. Москва: Совершенство 1998.

Щетинина А. М Иванова О. И. Полоролевое развитие детей 5 - 7 лет. Москва: ТЦ Сфера 2010.

Юдина Е.Г., Степанова Г.Б., .Денисова Е.Н. Педагогическая диагностика в детском саду. Москва: Просвещение, 2002.


© 2010-2022