Рабочая программа дисциплины Менеджмент

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

9

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

государственное бюджетное учреждение среднего профессионального образования Ростовской области «Шахтинский педагогический колледж»





ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Менеджмент

для студентов специальностей:

44.02.02 / 050146 Преподавание в начальных классах;

44.02.05 / 050715 Коррекционная педагогика в начальном образовании;

44.02.01 / 050144 Дошкольное образование.






Шахты

2014

ОДОБРЕНА

Предметной (цикловой)

комиссией естественнонаучных

дисциплин

Протокол № 3

от «03» ноября 2014 г.

Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования

44.02.02 / 050146 Преподавание в начальных классах

44.02.01 / 050144 Дошкольное образование

44.02.05 / 050715 Коррекционная педагогика в начальном образовании


Председатель предметной (цикловой) комиссии

_____________/

Заместитель директора по учебной работе

___________/

Организация-разработчик: государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального обучения Ростовской области «Шахтинский педагогический колледж» /ГБОУ СПО РО «ШПК»/

Составитель: Аксенова Г.И., преподаватель высшей категории

ГБОУ СПО РО «ШПК»

Рецензенты:

Одобрено на заседании методического совета

_________________________________________________________

Протокол №_______ от «_____» _________ 20____г.

Председатель МС ________________________ /______________/

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации программы учебной дисциплины

12

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

13




I. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Менеджмент

  1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальностям:

44.02.02 / 050146 Преподавание в начальных классах;

44.02.05 / 050715 Коррекционная педагогика в начальном образовании;

44.02.01 / 050144 Дошкольное образование.


  1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина «Менеджмент» принадлежит к циклу общепрофессиональных дисциплин.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • реализовывать функции менеджмента в профессиональной деятельности;

  • принимать управленческие решения;

  • управлять динамикой конфликта и владеть методами его профилактики;

  • следовать этике делового общения в поведении.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:


  • функции, виды и психологию менеджмента;

  • основы организации работы трудового коллектива;

  • принципы делового общения в коллективе;

  • информационные технологии в сфере управления образованием;

  • психологические основы менеджмента.


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 58 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося (обязательных учебных занятий) 39 часов; внеаудиторной (самостоятельной) работы обучающегося 19 часов.


  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСИЦПЛИНЫ


  1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

58

Аудиторная учебная работа(обязательные учебные занятия) (всего)

39

В том числе:


лабораторные занятия

не предусмотрено

практические занятия

13

контрольные работы

не предусмотрено

курсовая работа (проект)

не предусмотрено

Внеаудиторная (самостоятельная)учебная работа обучающегося (всего)

19

В том числе:


Сообщение,

творческий отчет (презентация),

домашняя работа,

подготовка к тестированию

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы

и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Внеауди-торная работа

Уровень усвоения

-1-

-2-

-3-

-4-

-5-

Раздел I. Методологические основы менеджмента

12

7


Тема 1.1.

Цели и задачи управления организациями


  • Появление общего и специального менеджмента. Предмет и сущность менеджмента, его понимание как системы. Эволюция и основные достижения управленческой мысли в мире и в России.

  • Задачи и перспективы развития менеджмента в современных российских условиях. Понятие и необходимость менеджмента. Цели менеджмента. Условия реализации целей менеджмента. Технологии менеджмента.

  • Управление в системе рыночных отношений. Отличия рыночного управления от административно-командного управления. Менеджмент в системе рыночной экономики.

  • Понятие и классификация принципов менеджмента. Общие принципы менеджмента. Специальные принципы менеджмента.

  • Генезис менеджмента. Общие особенности американской и японской систем менеджмента.

2


1

Тема 1.2.

Функции менеджмента

  • Общая характеристика функций менеджмента: планирование, организация, контроль и координация.

  • Планирование в системе менеджмента. Стратегическое планирование: цели, тактика, процедура, правила, миссия.

  • Организация как функция менеджмента. Характеристика централизации и децентрализации управления. Линейная структура управления. Функциональная структура управления. Матричная структура управления.

  • Контроль в менеджменте: внутренний и внешний.

  • Координация как достижение согласованности в работе звеньев организации.

2


1

Тема 1.3.

Внешняя и внутренняя среда организации

  • Системный подход в менеджменте. Взаимосвязь внешней и внутренней среды организации.

  • Характерные черты внешней среды современной организации: динамичность, многообразие, интегрированность.

  • Характеристика внутренней структуры организации. Внутренняя

структура организации как добровольное объединение работников, направленное на удовлетворение их основных интересов.

Важнейшие закономерности жизнедеятельности организации: стремление к выживанию, постоянное преобразование и развитие, поддержка благоприятной внутренней среды, наличие целостности.

  • Адекватность внутренней структуры организации требованиям динамичной внешней среды.

2


1

Практические занятия по разделу:

Практическое занятие№1

Планирование деятельности организации.

Практическое занятие№2

Составление технологии контроля деятельности организации.

Практическая работа №3

Определение миссии организации.


1

2

1



2

Самостоятельная работа студентов по разделу:

  • Составление словаря по теме.

  • Подбор по материалам периодической печати примеров различных типов управления, раскрывающих принципы менеджмента.

  • Изучение особенностей американской и японской систем менеджмента (на примере деятельности фирм) с использованием основной и дополнительной литературы и материалов периодической печати

  • Подготовка сообщений и докладов по теме.


7

3

Раздел II. Теоретические основы принятия управленческих решений .

10

4


Тема 2.1

Основы теории принятия управленческих решений.

  • Сущность управленческих решений. Требования теории и практики управления, предъявляемые к управленческим решениям: обоснованность, эффективность, своевременность, непротиворечивость, конкретность, ясность содержания.

  • Классификация управленческих решений на основании источника возникновения, способа доведения решения, субъекта принятия решения, степени риска, степени новизны, методов обоснования решения, целевой направленности и содержания решения.

  • Процедура принятия управленческого решения: оценка проблемной ситуации, постановка цели, разработка возможных альтернатив решения проблемы, выбор оптимального решения, организация и контроль исполнения принятого решения.

2


1

Тема 2.2.

Управление рисками

  • Риск в принятии управленческих решений. Источники возникновения риска: хозяйственная деятельность, психологические особенности руководителя, природные условия, политические события. Причины появления риска: недостаток информации, непредсказуемость будущего, поведение конкурентов и деловых партнеров.

Особенности принятия решений в условиях риска.

2


1

Тема 2.3.

Стратегический менеджмент.

  • Сущность стратегического управления как системы действий по достижению долгосрочных целей организации в постоянно меняющихся условиях внешней среды.

  • Виды деятельности в стратегическом менеджменте: маркетинг, исследования и разработки, производство, снабжение, сбыт, управление персоналом.

  • Этапы стратегического управления: анализ ситуации и выявление проблем, определение цели (постановка задач и выбор миссии), планирование деятельности по достижению цели, осуществление деятельности, контроль и оценка достигнутых результатов.

2


1

Практические занятия по разделу:

Практическая работа №4. Построение дерева целей организации на примере конкретной ситуации.

Практическая работа №5.Анализ цикла менеджмента предприятия


2

2



2

Самостоятельная работа студентов по разделу:

-чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы);

-составление плана текста;

-графическое изображение структуры текста; конспектирование текста;

-выписки из текста;

-работа со словарями и справочниками;

-ознакомление с нормативными документами.

4

3

Раздел III. Психология менеджмента .

8

4


Тема 3.1.

Система мотивации труда.

  • Индивидуально-психологические качества личности и их влияние на систему управления организации.

  • Мотивация в менеджменте. Характеристика подходов к объяснению поведения человека. Содержательные теории мотивации (А. Маслоу, Мак Клелланд, Ф. Герц-берг). Процессуальные теории мотивации (Л. Портер, Э. Лоулэр).

Психические компоненты трудовой деятельности: производственная среда, энергетический потенциал человека (физические, интеллектуальные возможности, работоспособность, стрессоустойчивость). Условия поддержания морально-психологического состояния менеджера (физическая активность, психическое расслабление и переключение эмоций, моральное очищение).

Коммуникации в менеджменте. Классификация причин неэффективных коммуникаций.

2


1

Тема 3.2

Управление конфликтами.

  • Сущность и виды конфликта. Основные причины конфликтов.

  • Стадии регулирования конфликта. Способы разрешения конфликтов: административные, педагогические.

  • Стратегии поведения участников конфликты: соперничество, компромисс, избегание, приспособление, сотрудничество. Роль личности руководителя в профилактике конфликтов.

2


1

Тема 3.3.

Этика делового общения.


  • Сущность и значение этики.

  • Этика делового поведения в трудовом коллективе. Виды делового поведения: инициативное и инертное, демонстративное и имитационное. Предпосылки эффективности делового поведения: самоорганизуемость, профессиональная сработанность, соблюдение этических норм.

  • Корпоративная культура как система ценностных ориентаций членов организации.

2


1

Практические занятия по разделу:

Практическая работа № 5-6

Разработка (составление организационной структуры организации)



2






2

Самостоятельная работа студентов по разделу:

- работа с конспектом лекции;

-работа с учебным материалом учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио - и видеозаписей;

-составление плана и тезисов ответа;

-составление таблиц для систематизации учебного материала;

-изучение нормативных материалов;

-ответ на контрольные вопросы;

-аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, контент - анализ и др.);


4

3

Раздел IV. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности.

9

4


Тема 4.1.

Информационные технологии в сфере управления образованием.


  • Понятие информации. Роль информации в управленческой деятельности.

  • Информационные потребности руководителей сферы образования. Объективные и субъективные факторы, влияющие на формирование информационных потребностей.

  • Информационное обслуживание органами научно-педагогической информации.

  • Новые информационные технологии в процессе информатизации управленческой деятельности.

2


1

Тема 4.2.

Педагогический менеджмент

  • Современные теории и технологии менеджмента в управлении образованием. Нормативно-правовая база управления образовательным учреждением. Реализация функций менеджмента в образовательном учреждении.

  • Система управления педагогическим коллективом. Управленческие решения в педагогическом процессе. Планирование деятельности педагогического коллектива. Критерии оценки деятельности педагогического коллектива.

  • Кадровый потенциал образовательного учреждения. Подготовка и переподготовка педагогических кадров: планирование, структура кадров, ротация и продвижение. Научная и методическая работа в образовательном учреждении. Аттестация педагогических кадров.

  • Требования к личности руководителя педагогического коллектива. Организация труда руководителя. Культура организации и этика управленческих отношений. Педагогическая этика. Взаимосвязь педагогической и деловой этики.

3


1

Практические занятия по разделу:

Практическая работа №6.

Эффективное поведение на рынке труда. Составление Резюме.



2


2

Самостоятельная работа студентов по разделу:

Презентация по результатам поиска и анализа материалов, рекомендуемых учебных изданий, Internet-ресурсов, дополнительной литературы.

-работа с учебным материалом учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио - и видеозаписей;

-составление плана и тезисов ответа;

-составление таблиц для систематизации учебного материала;

-изучение нормативных материалов;

-ответ на контрольные вопросы;

-аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, контент - анализ и др.);


4

3

Итоговое занятие.

Итоговое тестирование по всем разделам программы дисциплины.

2



Всего:

39

19


Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер.

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Материально-техническое обеспечение

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета общественных дисциплин.

Оборудование учебного кабинета:

рабочее место преподавателя, рабочие столы для обучающихся, стулья;

карты, таблицы, иллюстрации (в т. ч. на электронных носителях).

Технические средства обучения:

Компьютер, система мультимедиа, экран.


  1. Информационное обеспечение обучения:

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы, раздаточный информационный и проверочный материал.

Основные источники:

  1. Драчева Е.Л. Менеджмент.-М., «Академия».,2008г.

  2. Казначевская Г.Б. Менеджмент. Ростов-на-Дону «Феникс» 2002г.

Дополнительные:

  1. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер-М. 2001г.

  2. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление-М.Центр, «Педагогический поиск» 2010г.

  3. Мескон М. Основы менеджмента. Пер. с англ. М., «Дело» 2012г.

  4. Уткин Э.А. Основы менеджмента.-М., 2011г.

  5. Управление организацией., Учебник/под ред. А.Г.Поршневой, Н.А.Румянцевой, Н.А.Саломантева,-М.,2009г.

Интернет-ресурсы:

Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

Справочно-правовая система «Гарант».

edu.ru Российское образование Федеральный портал

ecsocman.edu.ru Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент»

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, контрольных работ( тестирование), а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов (презентаций), исследований , изучение нормативных документов.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результатов

У-1 . Использовать на практике методы планирования и организации работы подразделения.

Экспертная оценка выполнения индивидуальных или групповых заданий, исследований, презентаций по результатам поиска и анализа материалов, рекомендуемых учебных изданий,Internt-ресурсов, дополнительной литературы.

Устный опрос. Экспертная оценка умения решать логические ситуативные задачи. Тестирование.

У4 Применять в

профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения.

Выполнение индивидуальных и групповых заданий. Точность, скорость и результативность выполнения заданий.

У 6. Учитывать особенности

менеджмента в области профессиональной деятельности трудовой деятельности персонала.

Выполнение индивидуальных заданий преподавателя. Понимание изучаемого материала.

Умение использовать информационно-коммуникационные технологии в учебной деятельности.

З-1 Сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития.

Анализ основных категорий.

соответствие собранной информации целям и задачам текущего и промежуточного контролей.

З5 Особенности менеджмента

в области профессиональной деятельности

Устный опрос.

Экспертная оценка умения решать логические ситуативные задачи.

Тестирование. Воспроизведение и понимание изученного материала.

З10. Систему методов управления

Устный опрос.

Экспертная оценка выполнения индивидуальных или групповых заданий, исследований, презентаций, умения использовать информационно-коммуникационные технологии в учебной деятельности.


Итоговое тестирование по всем разделам программы учебной дисциплины




© 2010-2022