- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа дисциплины Менеджмент
Рабочая программа дисциплины Менеджмент
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Аксенова Г.И. |
Дата | 17.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
9
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
государственное бюджетное учреждение среднего профессионального образования Ростовской области «Шахтинский педагогический колледж»
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Менеджмент
для студентов специальностей:
44.02.02 / 050146 Преподавание в начальных классах;
44.02.05 / 050715 Коррекционная педагогика в начальном образовании;
44.02.01 / 050144 Дошкольное образование.
Шахты
2014
ОДОБРЕНА
Предметной (цикловой)
комиссией естественнонаучных
дисциплин
Протокол № 3
от «03» ноября 2014 г.
Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования
44.02.02 / 050146 Преподавание в начальных классах
44.02.01 / 050144 Дошкольное образование
44.02.05 / 050715 Коррекционная педагогика в начальном образовании
Председатель предметной (цикловой) комиссии
_____________/
Заместитель директора по учебной работе
___________/
Организация-разработчик: государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального обучения Ростовской области «Шахтинский педагогический колледж» /ГБОУ СПО РО «ШПК»/
Составитель: Аксенова Г.И., преподаватель высшей категории
ГБОУ СПО РО «ШПК»
Рецензенты:
Одобрено на заседании методического совета
_________________________________________________________
Протокол №_______ от «_____» _________ 20____г.
Председатель МС ________________________ /______________/
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
-
условия реализации программы учебной дисциплины
12
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
13
I. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Менеджмент
-
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальностям:
44.02.02 / 050146 Преподавание в начальных классах;
44.02.05 / 050715 Коррекционная педагогика в начальном образовании;
44.02.01 / 050144 Дошкольное образование.
-
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина «Менеджмент» принадлежит к циклу общепрофессиональных дисциплин.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-
реализовывать функции менеджмента в профессиональной деятельности;
-
принимать управленческие решения;
-
управлять динамикой конфликта и владеть методами его профилактики;
-
следовать этике делового общения в поведении.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-
функции, виды и психологию менеджмента;
-
основы организации работы трудового коллектива;
-
принципы делового общения в коллективе;
-
информационные технологии в сфере управления образованием;
-
психологические основы менеджмента.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 58 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося (обязательных учебных занятий) 39 часов; внеаудиторной (самостоятельной) работы обучающегося 19 часов.
-
СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСИЦПЛИНЫ
-
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
58
Аудиторная учебная работа(обязательные учебные занятия) (всего)
39
В том числе:
лабораторные занятия
не предусмотрено
практические занятия
13
контрольные работы
не предусмотрено
курсовая работа (проект)
не предусмотрено
Внеаудиторная (самостоятельная)учебная работа обучающегося (всего)
19
В том числе:
Сообщение,
творческий отчет (презентация),
домашняя работа,
подготовка к тестированию
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы
и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Внеауди-торная работа
Уровень усвоения
-1-
-2-
-3-
-4-
-5-
Раздел I. Методологические основы менеджмента
12
7
Тема 1.1.
Цели и задачи управления организациями
-
Появление общего и специального менеджмента. Предмет и сущность менеджмента, его понимание как системы. Эволюция и основные достижения управленческой мысли в мире и в России.
-
Задачи и перспективы развития менеджмента в современных российских условиях. Понятие и необходимость менеджмента. Цели менеджмента. Условия реализации целей менеджмента. Технологии менеджмента.
-
Управление в системе рыночных отношений. Отличия рыночного управления от административно-командного управления. Менеджмент в системе рыночной экономики.
-
Понятие и классификация принципов менеджмента. Общие принципы менеджмента. Специальные принципы менеджмента.
-
Генезис менеджмента. Общие особенности американской и японской систем менеджмента.
2
1
Тема 1.2.
Функции менеджмента
-
Общая характеристика функций менеджмента: планирование, организация, контроль и координация.
-
Планирование в системе менеджмента. Стратегическое планирование: цели, тактика, процедура, правила, миссия.
-
Организация как функция менеджмента. Характеристика централизации и децентрализации управления. Линейная структура управления. Функциональная структура управления. Матричная структура управления.
-
Контроль в менеджменте: внутренний и внешний.
-
Координация как достижение согласованности в работе звеньев организации.
2
1
Тема 1.3.
Внешняя и внутренняя среда организации
-
Системный подход в менеджменте. Взаимосвязь внешней и внутренней среды организации.
-
Характерные черты внешней среды современной организации: динамичность, многообразие, интегрированность.
-
Характеристика внутренней структуры организации. Внутренняя
структура организации как добровольное объединение работников, направленное на удовлетворение их основных интересов.
Важнейшие закономерности жизнедеятельности организации: стремление к выживанию, постоянное преобразование и развитие, поддержка благоприятной внутренней среды, наличие целостности.
-
Адекватность внутренней структуры организации требованиям динамичной внешней среды.
2
1
Практические занятия по разделу:
Практическое занятие№1
Планирование деятельности организации.
Практическое занятие№2
Составление технологии контроля деятельности организации.
Практическая работа №3
Определение миссии организации.
1
2
1
2
Самостоятельная работа студентов по разделу:
-
Составление словаря по теме.
-
Подбор по материалам периодической печати примеров различных типов управления, раскрывающих принципы менеджмента.
-
Изучение особенностей американской и японской систем менеджмента (на примере деятельности фирм) с использованием основной и дополнительной литературы и материалов периодической печати
-
Подготовка сообщений и докладов по теме.
7
3
Раздел II. Теоретические основы принятия управленческих решений .
10
4
Тема 2.1
Основы теории принятия управленческих решений.
-
Сущность управленческих решений. Требования теории и практики управления, предъявляемые к управленческим решениям: обоснованность, эффективность, своевременность, непротиворечивость, конкретность, ясность содержания.
-
Классификация управленческих решений на основании источника возникновения, способа доведения решения, субъекта принятия решения, степени риска, степени новизны, методов обоснования решения, целевой направленности и содержания решения.
-
Процедура принятия управленческого решения: оценка проблемной ситуации, постановка цели, разработка возможных альтернатив решения проблемы, выбор оптимального решения, организация и контроль исполнения принятого решения.
2
1
Тема 2.2.
Управление рисками
-
Риск в принятии управленческих решений. Источники возникновения риска: хозяйственная деятельность, психологические особенности руководителя, природные условия, политические события. Причины появления риска: недостаток информации, непредсказуемость будущего, поведение конкурентов и деловых партнеров.
Особенности принятия решений в условиях риска.
2
1
Тема 2.3.
Стратегический менеджмент.
-
Сущность стратегического управления как системы действий по достижению долгосрочных целей организации в постоянно меняющихся условиях внешней среды.
-
Виды деятельности в стратегическом менеджменте: маркетинг, исследования и разработки, производство, снабжение, сбыт, управление персоналом.
-
Этапы стратегического управления: анализ ситуации и выявление проблем, определение цели (постановка задач и выбор миссии), планирование деятельности по достижению цели, осуществление деятельности, контроль и оценка достигнутых результатов.
2
1
Практические занятия по разделу:
Практическая работа №4. Построение дерева целей организации на примере конкретной ситуации.
Практическая работа №5.Анализ цикла менеджмента предприятия
2
2
2
Самостоятельная работа студентов по разделу:
-чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы);
-составление плана текста;
-графическое изображение структуры текста; конспектирование текста;
-выписки из текста;
-работа со словарями и справочниками;
-ознакомление с нормативными документами.
4
3
Раздел III. Психология менеджмента .
8
4
Тема 3.1.
Система мотивации труда.
-
Индивидуально-психологические качества личности и их влияние на систему управления организации.
-
Мотивация в менеджменте. Характеристика подходов к объяснению поведения человека. Содержательные теории мотивации (А. Маслоу, Мак Клелланд, Ф. Герц-берг). Процессуальные теории мотивации (Л. Портер, Э. Лоулэр).
Психические компоненты трудовой деятельности: производственная среда, энергетический потенциал человека (физические, интеллектуальные возможности, работоспособность, стрессоустойчивость). Условия поддержания морально-психологического состояния менеджера (физическая активность, психическое расслабление и переключение эмоций, моральное очищение).
Коммуникации в менеджменте. Классификация причин неэффективных коммуникаций.
2
1
Тема 3.2
Управление конфликтами.
-
Сущность и виды конфликта. Основные причины конфликтов.
-
Стадии регулирования конфликта. Способы разрешения конфликтов: административные, педагогические.
-
Стратегии поведения участников конфликты: соперничество, компромисс, избегание, приспособление, сотрудничество. Роль личности руководителя в профилактике конфликтов.
2
1
Тема 3.3.
Этика делового общения.
-
Сущность и значение этики.
-
Этика делового поведения в трудовом коллективе. Виды делового поведения: инициативное и инертное, демонстративное и имитационное. Предпосылки эффективности делового поведения: самоорганизуемость, профессиональная сработанность, соблюдение этических норм.
-
Корпоративная культура как система ценностных ориентаций членов организации.
2
1
Практические занятия по разделу:
Практическая работа № 5-6
Разработка (составление организационной структуры организации)
2
2
Самостоятельная работа студентов по разделу:
- работа с конспектом лекции;
-работа с учебным материалом учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио - и видеозаписей;
-составление плана и тезисов ответа;
-составление таблиц для систематизации учебного материала;
-изучение нормативных материалов;
-ответ на контрольные вопросы;
-аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, контент - анализ и др.);
4
3
Раздел IV. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности.
9
4
Тема 4.1.
Информационные технологии в сфере управления образованием.
-
Понятие информации. Роль информации в управленческой деятельности.
-
Информационные потребности руководителей сферы образования. Объективные и субъективные факторы, влияющие на формирование информационных потребностей.
-
Информационное обслуживание органами научно-педагогической информации.
-
Новые информационные технологии в процессе информатизации управленческой деятельности.
2
1
Тема 4.2.
Педагогический менеджмент
-
Современные теории и технологии менеджмента в управлении образованием. Нормативно-правовая база управления образовательным учреждением. Реализация функций менеджмента в образовательном учреждении.
-
Система управления педагогическим коллективом. Управленческие решения в педагогическом процессе. Планирование деятельности педагогического коллектива. Критерии оценки деятельности педагогического коллектива.
-
Кадровый потенциал образовательного учреждения. Подготовка и переподготовка педагогических кадров: планирование, структура кадров, ротация и продвижение. Научная и методическая работа в образовательном учреждении. Аттестация педагогических кадров.
-
Требования к личности руководителя педагогического коллектива. Организация труда руководителя. Культура организации и этика управленческих отношений. Педагогическая этика. Взаимосвязь педагогической и деловой этики.
3
1
Практические занятия по разделу:
Практическая работа №6.
Эффективное поведение на рынке труда. Составление Резюме.
2
2
Самостоятельная работа студентов по разделу:
Презентация по результатам поиска и анализа материалов, рекомендуемых учебных изданий, Internet-ресурсов, дополнительной литературы.
-работа с учебным материалом учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио - и видеозаписей;
-составление плана и тезисов ответа;
-составление таблиц для систематизации учебного материала;
-изучение нормативных материалов;
-ответ на контрольные вопросы;
-аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, контент - анализ и др.);
4
3
Итоговое занятие.
Итоговое тестирование по всем разделам программы дисциплины.
2
Всего:
39
19
Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер.
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета общественных дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
рабочее место преподавателя, рабочие столы для обучающихся, стулья;
карты, таблицы, иллюстрации (в т. ч. на электронных носителях).
Технические средства обучения:
Компьютер, система мультимедиа, экран.
-
Информационное обеспечение обучения:
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы, раздаточный информационный и проверочный материал.
Основные источники:
-
Драчева Е.Л. Менеджмент.-М., «Академия».,2008г.
-
Казначевская Г.Б. Менеджмент. Ростов-на-Дону «Феникс» 2002г.
Дополнительные:
-
Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер-М. 2001г.
-
Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление-М.Центр, «Педагогический поиск» 2010г.
-
Мескон М. Основы менеджмента. Пер. с англ. М., «Дело» 2012г.
-
Уткин Э.А. Основы менеджмента.-М., 2011г.
-
Управление организацией., Учебник/под ред. А.Г.Поршневой, Н.А.Румянцевой, Н.А.Саломантева,-М.,2009г.
Интернет-ресурсы:
Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
Справочно-правовая система «Гарант».
edu.ru Российское образование Федеральный портал
ecsocman.edu.ru Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент»
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, контрольных работ( тестирование), а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов (презентаций), исследований , изучение нормативных документов.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Основные показатели оценки результатов
У-1 . Использовать на практике методы планирования и организации работы подразделения.
Экспертная оценка выполнения индивидуальных или групповых заданий, исследований, презентаций по результатам поиска и анализа материалов, рекомендуемых учебных изданий,Internt-ресурсов, дополнительной литературы.
Устный опрос. Экспертная оценка умения решать логические ситуативные задачи. Тестирование.
У4 Применять в
профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения.
Выполнение индивидуальных и групповых заданий. Точность, скорость и результативность выполнения заданий.
У 6. Учитывать особенности
менеджмента в области профессиональной деятельности трудовой деятельности персонала.
Выполнение индивидуальных заданий преподавателя. Понимание изучаемого материала.
Умение использовать информационно-коммуникационные технологии в учебной деятельности.
З-1 Сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития.
Анализ основных категорий.
соответствие собранной информации целям и задачам текущего и промежуточного контролей.
З5 Особенности менеджмента
в области профессиональной деятельности
Устный опрос.
Экспертная оценка умения решать логические ситуативные задачи.
Тестирование. Воспроизведение и понимание изученного материала.
З10. Систему методов управления
Устный опрос.
Экспертная оценка выполнения индивидуальных или групповых заданий, исследований, презентаций, умения использовать информационно-коммуникационные технологии в учебной деятельности.
Итоговое тестирование по всем разделам программы учебной дисциплины