• Преподавателю
  • Другое
  • «Изучение предпочитаемых сфер профессиональной деятельности среди обучающихся 8-9 классов»

«Изучение предпочитаемых сфер профессиональной деятельности среди обучающихся 8-9 классов»

Исследовательская работа Введение Актуальность. Свое будущее выпускники связывают с интересной, престижной работой, которая поможет им со­стояться как личности, добиться материального благополучия, экономической независимости. Для этого необходимо, прежде всего, правильно выбрать профессию. Профессиональная деятельность занимает примерно третью часть жизни каждого человека. Это немало.  Заниматься столько времени любимым и интересным делом – счастье, которое вполне достижимо.  Но как сориентир...
Раздел Другое
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

М«Изучение предпочитаемых сфер профессиональной деятельности среди обучающихся 8-9 классов»ежрегиональный фестиваль исследовательских работ «Открытие мира 2012»






Секция: Социология.





«Изучение предпочитаемых сфер профессиональной деятельности среди обучающихся 8-9 классов»




Автор:

Кариева Маргарита Ахнафовна - 8 б

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение

«Средняя Общеобразовательная Школа № 13»

Руководитель:

Темников Олег Владимирович

учитель истории, обществознания

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение

«Средняя Общеобразовательная Школа № 13»









Нижневартовск, 2012

М«Изучение предпочитаемых сфер профессиональной деятельности среди обучающихся 8-9 классов»ежрегиональный фестиваль исследовательских работ «Открытие мира 2012»






Секция: Социология.




«Изучение предпочитаемых сфер профессиональной деятельности среди обучающихся 8-9 классов»




«Шифр» № _______________________
















Нижневартовск, 2012

П«Изучение предпочитаемых сфер профессиональной деятельности среди обучающихся 8-9 классов»лан исследования


Свое будущее выпускники связывают с интересной, престижной работой, которая поможет им со­стояться как личности, добиться материального благополучия, экономической независимости. Для этого необходимо, прежде всего, правильно выбрать профессию. Профессиональная деятельность занимает примерно третью часть жизни каждого человека. Это немало. Заниматься столько времени любимым и интересным делом - счастье, которое вполне достижимо.

Но как сориентировать­ся в огромном современном мире профессий, где их насчи­тывается более 40 000? Человеку, выбирающему профессию, нужно суметь разобраться в этом огромном разно­образии, понять содержание разных профессий, требования, которые они предъявляют к человеку, суметь реально оценить свои возможности, способности, интересы профессиональные склонности, а также учитывать ситуацию на рынке труда.

Выбор профессии является одним из ответственных моментов, определяющих весь дальнейший жизненный путь человека. Поскольку в жизни все взаимосвязано, правильно выбранная профес­сия оказывает влияние на все остальные сферы жизни. Если человек не сумел найти себя в профессии, не удовлетво­рен ее результатами, он не чувствует себя комфортно. Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество.

Чем раньше человек задумается о том, кем и каким ему быть, чем раньше он примет верное решение, тем меньше сделает ошибок на пути к профессиональному успеху. В связи с этим весьма актуальной является проблема изучение предпочитаемых сфер профессиональной деятельности среди обучающихся.

Гипотеза. Возможно, что наиболее предпочитаемые сферы деятельности среди подрастающего поколения, те которые наиболее высокооплачиваемые, т.е. в основном экономической и управленческой направленности и наоборот наименее привлекательные профессии простых рабочих.

Для изучения предпочитаемых сфер профессиональной деятельности среди обучающихся 8-9 классов нами проведено исследование. Объект исследования: обучающиеся 8-9 классов МБОУ СОШ № 13. Предмет исследования: предпочитаемые сферы профессиональной деятельности среди обучающихся.

На первом этапе исследования нами были изучены теоретические вопросы, касающиеся понятия «профессиональная ориентация» и особенностей профессионального самоопределения молодежи на современном этапе.

На втором этапе исследования нами была разработаны вопросы анкеты (прил. 1) и проведено анкетирование [13].

«Изучение предпочитаемых сфер профессиональной деятельности среди обучающихся 8-9 классов»Анкетирование проводилось в 2010-2011 учебном году в нём приняли участие обучающиеся 8-х классов всего 91 человек и в 2011-2012 учебном году опрашивались обучающиеся 8-9 классов всего 183 человека из них: восьмиклассников 94 человека, а девятиклассников 89 человек.

Полученные результаты анкетирования были проанализированы, а на основании полученных результатов построены диаграммы и сформулированы выводы.

В России известными специалистами в области профессиональной ориентации, которые ранее занимались исследованиями по данной теме, являются Михаил Александрович Беньдюков, Игорь Леонидович Соломин, Людмила Аполлоновна Ясюкова ими написан ряд книг по вопросам выбора профессии и эффективного поведения на рынке труда. Например «Твой компас на рынке труда» «Азбука профориентации».



Содержание


Введение 2

1. Теоретическая часть.

1.1. Понятие «профессиональной ориентации» 4

1.2. Особенности профессионального самоопределения молодежи

на современном этапе 4

1.3. Что такое правильный выбор профессии? 5

2. Практическая часть 6

Выводы 8

Список использованной литературы 10

Приложение 1. Анкета опросник I

Приложение 2. Наиболее предпочитаемые сферы профессиональной

деятельности на параллели 8-х классов II

Приложение 3. Наименее предпочитаемые сферы профессиональной

деятельности на параллели 8-х классов III

Приложение 4. Наиболее предпочитаемые сферы профессиональной

деятельности на параллели 9-х классов IV

Приложение 5. Наименее предпочитаемые сферы профессиональной

деятельности на параллели 9-х классов V






Исследовательская работа

Введение

Актуальность. Свое будущее выпускники связывают с интересной, престижной работой, которая поможет им со­стояться как личности, добиться материального благополучия, экономической независимости. Для этого необходимо, прежде всего, правильно выбрать профессию. Профессиональная деятельность занимает примерно третью часть жизни каждого человека. Это немало. Заниматься столько времени любимым и интересным делом - счастье, которое вполне достижимо.

Но как сориентировать­ся в огромном современном мире профессий, где их насчи­тывается более 40 000? Человеку, выбирающему профессию, нужно суметь разобраться в этом огромном разно­образии, понять содержание разных профессий, требования, которые они предъявляют к человеку, суметь реально оценить свои возможности, способности, интересы профессиональные склонности, а также учитывать ситуацию на рынке труда [5].

Профессия человеку нужна не сама по себе. Она необходима ему не только для того, чтобы кормить себя и свою семью, быть востребованным обществом и получать от него признание. Она нужна в первую очередь для того, чтобы создать свой имидж, отражающий уникальность человека, дос­тичь определенного социального статуса.

Выбор профессии является одним из ответственных моментов, определяющих весь дальнейший жизненный путь человека. Поскольку в жизни все взаимосвязано, правильно выбранная профес­сия оказывает влияние на все остальные сферы жизни. Если человек не сумел найти себя в профессии, не удовлетво­рен ее результатами, он не чувствует себя комфортно. Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество.

Чем раньше человек задумается о том, кем и каким ему быть, чем раньше он примет верное решение, тем меньше сделает ошибок на пути к профессиональному успеху. В связи с этим весьма актуальным является изучение предпочитаемых сфер профессиональной деятельности среди обучающихся.

» «Азбука В России известными специалистами в области профессиональной ориентации, которые ранее занимались исследованиями по данной теме являются, Михаил Александрович Беньдюков, Игорь Леонидович Соломин, Людмила Аполлоновна Ясюкова ими написан ряд книг по вопросам выбора профессии и эффективного поведения на рынке труда. Например «Твой компас на рынке труда профориентации»

Цель работы: исследовать предпочитаемые сферы профессиональной деятельности среди обучающихся 8-9 классов.

Задачи:

- изучение понятия «профессиональная ориентация»;

- рассмотреть особенности профессионального самоопределения молодежи на современном этапе;

- изучение предпочитаемых сфер профессиональной деятельности среди обучающихся 8-9 классов;

- разработка рекомендаций способствующих правильному выбору профессий.

Объект исследования: обучающиеся 8-9 классов МБОУ СОШ № 13.

Предмет исследования: предпочитаемые сферы профессиональной деятельности среди обучающихся.

Методы исследования: анкетирование, анализ, сравнение, обобщение.

Новизна. В исследовательской работе проведен подробный анализ профессионального выбора современных обучающихся. Результаты исследования найдут широкое применение в практической деятельности среди педагогической общественности.

Гипотеза. Возможно, что наиболее предпочитаемые сферы деятельности среди подрастающего поколения, те которые наиболее высокооплачиваемые, т.е. в основном экономической и управленческой направленности и наоборот наименее привлекательные профессии простых рабочих.

Практическая значимость работы. Полученные результаты исследования можно использовать на классных часах и мероприятиях проводимых в рамках профориентации. Кроме того, полученный результат исследования может быть использован на родительских собраниях. Ознакомившись с результатами исследования, каждый педагог может спланировать свою работу по мотивированию обучающихся к выбору той или иной профессии.














1. Теоретическая часть

1.1. Понятие «профессиональной ориентации»

Профессиональная ориентация - это оказание человеку помо­щи в профессиональном самоопределении, то есть в выборе про­фессии, наиболее отвечающей индивидуальным особенностям, склонностям и способностям человека, профессии, которая соот­ветствует потребностям и возможностям человека и запросам рын­ка труда [8].

Необходимость проведения такой работы возникла давно, бо­лее 100 лет назад.

Это было вызвано тем, что к началу XX столетия в связи с бур­ным ростом промышленного производства в ряде стран с пробле­мами выбора профессии столкнулось значительное число людей, которые стали мигрировать в города в поисках работы. С этой про­блемой столкнулись не только люди, ищущие работу, но и сами работодатели, перед которыми открылась возможность выбирать наиболее достойных

1.2. Особенности профессионального самоопределения молодежи на современном этапе

Ученые-социологи подсчитали, что примерно 40% молодежи из-за незнания правил выбора профессии, отсутствия опыта в про­фессиональной деятельности выбирают профессию, не соответст­вующую их интересам, склонностям, способностям, внутренним убеждениям. Это влечет за собой разочарования и даже психиче­ские расстройства.

Эта проблема стояла перед молодежью всегда, а в настоящее время она становится особенно актуальной, так как в связи с но­выми социально-экономическими условиями в России и быстро изменяющимся рынком труда большинство выпускников школы не имеют ясной жизненной перспективы, более трети выпускни­ков школ поступают учиться и работать по специальностям, не со­ответствующим их индивидуальным запросам и потребностям об­щества [7].

Экономическая ситуация в нашей стране способствует более интенсивному перераспределению специалистов из одной области труда в другую. О множестве новых профессий молодежь практи­чески не имеет информации, да и традиционные профессии пре­терпевают изменения, что требует от современного человека уме­ния быстро перестроиться, быть мобильным, если надо - поменять специальность, предприятие, должность.

Если раньше считалось хорошим тоном по 30-40 лет прорабо­тать на одном предприятии, т. е. профессию выбирали один раз и на всю жизнь, действуя в соответствии с русской пословицей «жену и профессию выбирают один раз», то теперь молодежи надо быть готовой к творческому подходу в выборе профессии, постоянному обновлению своих профессиональных знаний, возможной профес­сиональной переподготовке. Но при этом у нее должна быть такая база основных знаний, такой багаж, которые помогут безболезнен­но совершать разные повороты в жизни [5].

По данным региональных органов по труду, составивших при­мерный перечень дефицитных специальностей, первую десятку занимают в основном специальности ремесленников и работни­ков сферы услуг. В Санкт-Петербурге дисбаланс между кадрами, которые требуются на производстве, и представителями так назы­ваемых престижных профессий, которых сегодня избыток, достиг на сегодняшний момент критической отметки.

По данным центров занятости, за высококлассными специали­стами-станочниками заводы «записываются» в очереди, а юристы не могут найти себе работу. В горячую десятку вакансий Санкт-Петербурга в 2002 году входят рабочие различных специальностей и менеджеры всех видов [11].

1.3. Что такое правильный выбор профессии?

Выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: человека с его индивидуальными особенностями, ко­торые выражены в его физическом развитии, интересах, склонно­стях, характере, темпераменте, и специальности с теми требова­ниями, которые она предъявляет к человеку. При правильном выборе это должно быть совпадение индивидуальных особенно­стей человека с требованиями профессии [14].

Следовательно, чтобы овладеть профессией, открывающей про­стор для развития личности и самореализации, необходимо, во-первых, ориентироваться в мире профессий и знать о требовани­ях, которые она предъявляет к человеку, и, во-вторых, знать себя, а именно свои индивидуальные особенности, интересы, возмож­ности и способности.

Вот здесь как раз и выступает на первый план профориентация, которая помогает разобраться в себе, дать правильный прогноз.















2. Практическая часть

В результате изучения предпочитаемых сфер профессиональной деятельности среди обучающихся 8-9 классов нами получены следующие результаты.

Проанализировав анкетные данные за 2011- 2012 учебный год на параллели 8 классов были выделены наиболее предпочитаемые, а также наименее предпочитаемые сферы профессиональной деятельности.

Большинство обучающихся 8-х классов отдали предпочтение профессии химика и таких 40% (прил. 2). Обучающиеся отметили, что область применения профессиональных знаний здесь достаточно широка это и школы, и химические предприятия, медицинские учреждения, предприятия пищевой промышленности, парфюмерная промышленность. На втором месте у обучающихся профессии военного и техническое моделирование эти сферы деятельности предпочли 36% опрашиваемых.

Некоторые из них мечтают связать жизнь с военной службой, некоторые считают, что имея военные специальности можно работать в органах юстиции, суда, прокуратуры, таможни. Профессии учителя, воспитателя, врача, биолога как видно из приложения 1 также входят в число наиболее выбираемых.

Как видно из приложения 2 к числу наименее предпочитаемых обучающиеся 8-х классов отнесли такие профессии как геолог, географ 5%, математик 6%, продавец, музыкант 10%, электро-радиотехник, историк 11% .

Среди аргументов преобладают следующие:

-область применения знаний ограничена

- низкая заработная плата.

Сравнивая результаты анкетирования за 2010-2011 и 2011-2012 учебный год можно сделать вывод о том, что профессия военного стала наиболее предпочитаемой 25% обучающихся 9 классов выбрали именно её (прил. 4).

Объясняя свой выбор обучающиеся отмечают, что овладение военными специальностями даёт возможность применить полученные знания в различных сферах профессиональной деятельности. Кроме того, есть реальная возможность карьерного роста.

Если в прошлом учебном году к числу самых популярных была отнесена профессия химика так ответили 38% опрашиваемых то в этом году она лишь на втором месте её отметили 21% обучающихся. По мнению девятиклассников эта профессия интересна и наиболее перспективна.

Целый ряд профессий остаются в числе наиболее предпочитаемых на протяжении полутора лет.

Следует отметить, что по сравнению с прошлым годом показатели несколько изменились и это видно из прил. 4.

Профессию биолога в 2010-2011 учебном году предпочли 24%, а в 2011-2012 учебном году только 11% обучающихся. Профессия учителя, воспитателя в прошлом году предпочли 19% в этом году всего 16% опрашиваемых.

Профессию врача выбрали в прошлом учебном году 19%, а в этом 9% обучающихся.

На основании этих данных можно сделать вывод об изменении направленности интересов обучающихся 9 классов в 2011-2012 учебном году.

Как видно из приложения 5 к наименее предпочитаемым девятиклассники отнесли такие профессии как музыкант, художник, продавец, историк, журналист математик.

Таким образом, ребята считают эти профессии менее востребованными.











Выводы

Профессиональная ориентация - это оказание человеку помо­щи в профессиональном самоопределении, то есть в выборе про­фессии, наиболее отвечающей индивидуальным особенностям, склонностям и способностям человека, профессии, которая соот­ветствует потребностям и возможностям человека и запросам рын­ка труда.

По данным региональных органов по труду, составивших при­мерный перечень дефицитных специальностей, первую десятку занимают в основном специальности ремесленников и работни­ков сферы услуг. В Санкт-Петербурге, например, дисбаланс между кадрами, которые требуются на производстве, и представителями, так назы­ваемых престижных профессий, которых сегодня избыток, достиг на сегодняшний момент критической отметки.

По данным центров занятости, за высококлассными специали­стами-станочниками заводы «записываются» в очереди, а юристы не могут найти себе работу. В горячую десятку вакансий Санкт-Петербурга в 2002 году входят рабочие различных специальностей и менеджеры всех видов [11].

Чтобы овладеть профессией, открывающей про­стор для развития личности и самореализации, необходимо, во-первых, ориентироваться в мире профессий и знать о требовани­ях, которые она предъявляет к человеку, и, во-вторых, знать себя, а именно свои индивидуальные особенности, интересы, возмож­ности и способности.

В результате исследования предпочитаемых сфер профессиональной деятельности среди обучающихся 8-9 классов можно сделать следующие выводы.

- Большинство обучающихся 8-х классов отдали предпочтение профессии химика 40%.

- На втором месте у обучающихся профессии военного и техническое моделирование эти сферы деятельности предпочли 36% опрашиваемых. Некоторые из них мечтают связать жизнь с военной службой, некоторые считают, что имея военные специальности можно работать в органах юстиции, суда, прокуратуры, таможни.

- Профессии учителя, воспитателя, врача, биолога, также входят в число наиболее выбираемых среди учащихся 9 классов.

- Наименее предпочитаемых обучающиеся 8-х классов отнесли такие профессии как геолог, географ 5%, математик 6%, продавец, музыкант 10%, электро-радиотехник, историк 11% .

- Целый ряд профессий остаются в числе наиболее предпочитаемых на протяжении полутора лет. Однако ряд обучающихся заканчивая 9 ступень обучения, теряют интерес к профессии выбранной еще в 8 классе и отдают свое предпочтение другой. Например, профессию биолога в 2010-2011 учебном году предпочли 24%, а в 2011-2012 учебном году только 11% обучающихся. Профессия учителя, воспитателя в прошлом году предпочли 19% в этом году всего 16% опрашиваемых. Профессию врача выбрали в 2010-2011 учебном году 19%, а в 2011-2012 учебном году 9% обучающихся.

- К наименее предпочитаемым девятиклассники относят такие профессии как музыкант, художник, продавец, историк, журналист математик. Эти профессии менее востребованными.

Наша гипотеза оказалась верной. Наиболее предпочитаемые сферы деятельности среди подрастающего поколения, те которые наиболее высокооплачиваемые, т.е. в основном экономической и управленческой направленности и наоборот наименее привлекательные профессии простых рабочих.

С результатами нашего исследования были ознакомлены педагоги нашего образовательного учреждения, обучающиеся 8-9 классов.

В дальнейшем мы планируем продолжить свои исследования по данной тематике и исследовать профессиональный выбор среди учащихся 11 классов и профильных 10 классов.







Список использованной литературы


  1. Бендюков М.А. Твой компас на рынке труда.-СПб., 2000

  2. Бендюков М.А., Соломин И.Л., Ясюкова Л.А. Твой компас на рынке труда.-СПб., 2002

  3. Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников.-М.:ТЦ Сфера, 2005

  4. Бендюков М.А. Что ты должен знать о выборе профессии и поиске работы/ Е.И. Горбатого. И. Л. Соломин. - СПб.: Изд-во «Речь», 2000. - 203с.

  5. Блонский И.Д. Возрастная и педагогическая психология / И. Д. Блонский - М.6 - 1994. - 262с.

  6. Бондарей В.П. Технология профессионального успеха: Экспериментальный учебник для 10-11 классов естественно-научного профиля / Под ред. С.Н. Чистяковой, А.В. Гапоненко, Л.А. Зингер, П.С. Лернер и др. - М.: Просвещение, 2001. -506с.

  7. Быков О.В. Типичные варианты профессионального самоопределения у старшеклассников педагогических классов и их психофизиологические корреляты./Hовые исследования в психологии и возрастной физиологии. Выпуск № 1(3) -М: Педагогика, 2000.- с. 13-15.

  8. Гальперин П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии / А.В. Запорожец, С.Н. Карпова. - М.: Педагогика, 1998.- 543с.

  9. Климов Е.А. Как выбирать профессию: Пособие для педагогов и психологов. / Е.А. Климов. - М.: «Контур», 2000. - 159 с.

  10. Коломинский Я.Л. Социальная психология школьного класса: Науч.-метод. Пособие для педагогов и психологов./ Я.Л. Коломинский. - Мн.: ООО "ФУАинформ", 2003. -312с.

  11. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология / Н.Д. Левитов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. -420с.

  12. Почебут Л.Г. Организационная социальная психология: Учебное пособие / Л.Г. Почебут. - СПб.: Изд-во "Речь", 2000.-320с.

  13. Пряжникова Е.Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников. / Е.Ю. Пряжникова. - М.: Первое Сентебря, 2004. - 203 с.

  14. Рогов Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала. / Е.И. Рогов - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

  15. Швандрин Н.И. Социальная психология в образовании: учеб. пособие. Ч.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии / Н.И. Швандрин. - М.: ВЛАДОС, 2005.- 544с.

Приложение 1

Анкета опросник

Ф.И. учащегося



Класс

Историк

Химик

Биолог

Продавец

Журналист

Художник

Другая











Отметьте наиболее интересные и перспективные на Ваш взгляд профессии.



























Приложение 2

Наиболее предпочитаемые сферы профессиональной деятельности на параллели 8-х классов, %


«Изучение предпочитаемых сфер профессиональной деятельности среди обучающихся 8-9 классов»























Приложени


Наименее предпочитаемые сферы профессиональной деятельности на параллели «Изучение предпочитаемых сфер профессиональной деятельности среди обучающихся 8-9 классов»































Приложение 4

Наиболее предпочитаемые сферы профессиональной деятельности на параллели 9-х классов, %


«Изучение предпочитаемых сфер профессиональной деятельности среди обучающихся 8-9 классов»




















Приложение 5

Наименее предпочитаемые сферы профессиональной деятельности на параллели 9-х классов, %


«Изучение предпочитаемых сфер профессиональной деятельности среди обучающихся 8-9 классов»





Наименее предпочитаемые сферы профессиональной деятельности на параллели 9-х классов, %


«Изучение предпочитаемых сфер профессиональной деятельности среди обучающихся 8-9 классов»


© 2010-2022