- Преподавателю
- Другое
- Консультация для родителей «Жестокое обращение с детьми: что это такое?»
Консультация для родителей «Жестокое обращение с детьми: что это такое?»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Извекова М.Н. |
Дата | 08.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Жестокое обращение с детьми: что это такое?»
Консультация для педагогов
Старшего воспитателя МКДОУ «Черемисиновский сад
комбинированного вида «Солнышко»
«Проблемные родители - не вина ребенка, а его беда и несчастье. Жестокое обращение с детьми - это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат тело ребенка.
Это - унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.
Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребенку необходимое количество пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.
Жестокое обращение с детьми формирует людей социально дезадаптированных, не умеющих создавать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия является дальнейшее воспроизводство жестокости.
Нарушению прав ребенка могут способствовать следующие факторы риска:
-
неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов и мачех;
-
присутствие в семье больного алкоголизмом (наркоманией) или вернувшегося из мест лишения свободы;
-
безработица, финансовые трудности; постоянные супружеские конфликты;
-
статус беженцев, вынужденных переселенцев;
-
низкий уровень культуры, образования родителей, негативные семейные традиции;
-
нежеланный ребенок;
-
умственные или физичские недостатки ребенка;
-
«трудный» ребенок.
В случае выявления жестокого отношения к ребенку со стороны родителей педагогу следует принять меры по его защите.
Перечислим основные признаки, которые должны привлечь внимание педагога.
-
Психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту.
-
Неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка.
-
Изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми).
-
Проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания.
-
Отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле.
-
Повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.).
-
Враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери.
-
Сильная реакция испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого.
-
Судорожное реагирование на поднятую руку (ребенок сжимается, как бы боясь удара).
-
Чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого, гипертрофированная забота обо всем и обо всех.
-
Демонстрация «взрослого» поведения, интерес к вопросам секса.
К перечисленным признакам можно также отнести проблемы со сном, боязнь темноты, энурез.
Наличие какого-либо одного признака не обязательно свидетельствует о том, что ребенок подвергается жестокому обращению или испытывает насилие (в том числе и сексуальное). Однако проявляющийся в том или ином сочетании, он должен обратить на себя внимание педагога.
Что делать, если, познакомившись с названными признаками поведения, вы невольно подумали о ком-нибудь из детей своей группы? В этом случае присмотритесь более пристально не только к ребенку, но и его родителям.
Какие наиболее характерные особенности в поведении взрослых должны подтвердить ваши опасения?
-
В беседе о ребенке родители проявляют настороженность или безразличие.
-
На жалобы по поводу поведения сына: (дочери) в детском саду реагируют холодно либо очень бурно и эмоционально.
-
Часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из одного дошкольного учреждения в другое.
Что может предпринять педагог, подозревая родителей в жестоком обращении с ребенком?
Прежде всего завоевать его доверие, наблюдать за его поведением, а замеченные отклонения желательно заносить в специальный дневник. Побывать у ребенка дома, посмотреть, в каких условиях он живет, постараться установить контакты с семьей. Побеседовать с опекунами, близкими родственниками, высказать свою озабоченность его поведением в детском саду.
В результате предпринятых действий вы можете прийти к следующим выводам:
-
ваше предположение подтверждается (не подтверждается);
-
решение проблемы не терпит отлагательства и требует подключения специалистов.
Особого внимания требуют семьи, в которых существует «установка на агрессию». Наказание ребенка, в том числе физическое, в данном случае является выражением привычного способа поведения.
Большинство взрослых, использующих в качестве методов воспитательного воздействия приказы, угрозы, предупреждения, телесные наказания, не считают, что нарушают права ребенка, оскорбляют его достоинство. Основной аргумент, на который они опираются, состоит в том, что такого рода наказания в детстве применялись по отношению к ним самим.
Таким образом, задача педагогов и психологов состоит в поиске способов изменения установки родителей на агрессивное поведение в отношении ребенка.