Консультация для родителей «Жестокое обращение с детьми: что это такое?»

   «Проблемные родители - не вина ребенка, а его беда и несчастье. Жестокое обращение с детьми - это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат тело ребенка. Это - унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.     Пренебрежение может выражаться в том, что родителине обеспечивают ребенку необходимое количество пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недо...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Жестокое обращение с детьми: что это такое?»


Консультация для педагогов

Старшего воспитателя МКДОУ «Черемисиновский сад

комбинированного вида «Солнышко»


«Проблемные родители - не вина ребенка, а его беда и несчастье. Жестокое обращение с детьми - это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат тело ребенка.

Это - унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребенку необходимое количество пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.

Жестокое обращение с детьми формирует людей социально дезадаптированных, не умеющих создавать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия является дальнейшее воспроизводство жестокости.

Нарушению прав ребенка могут способствовать следующие факторы риска:

  • неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов и мачех;

  • присутствие в семье больного алкоголизмом (наркоманией) или вернувшегося из мест лишения свободы;

  • безработица, финансовые трудности; постоянные супружеские конфликты;

  • статус беженцев, вынужденных переселенцев;

  • низкий уровень культуры, образования родителей, негативные семейные традиции;

  • нежеланный ребенок;

  • умственные или физичские недостатки ребенка;

  • «трудный» ребенок.

В случае выявления жестокого отношения к ребенку со стороны родителей педагогу следует принять меры по его защите.

Перечислим основные признаки, которые должны привлечь внимание педагога.

  • Психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту.

  • Неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка.

  • Изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми).

  • Проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания.

  • Отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле.

  • Повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.).

  • Враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери.

  • Сильная реакция испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого.

  • Судорожное реагирование на поднятую руку (ребенок сжимается, как бы боясь удара).

  • Чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого, гипертрофированная забота обо всем и обо всех.

  • Демонстрация «взрослого» поведения, интерес к вопросам секса.

К перечисленным признакам можно также отнести проблемы со сном, боязнь темноты, энурез.

Наличие какого-либо одного признака не обязательно свидетельствует о том, что ребенок подвергается жестокому обращению или испытывает насилие (в том числе и сексуальное). Однако проявляющийся в том или ином сочетании, он должен обратить на себя внимание педагога.

Что делать, если, познакомившись с названными признаками поведения, вы невольно подумали о ком-нибудь из детей своей группы? В этом случае присмотритесь более пристально не только к ребенку, но и его родителям.

Какие наиболее характерные особенности в поведении взрослых должны подтвердить ваши опасения?

  • В беседе о ребенке родители проявляют настороженность или безразличие.

  • На жалобы по поводу поведения сына: (дочери) в детском саду реагируют холодно либо очень бурно и эмоционально.

  • Часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из одного дошкольного учреждения в другое.

Что может предпринять педагог, подозревая родителей в жестоком обращении с ребенком?

Прежде всего завоевать его доверие, наблюдать за его поведением, а замеченные отклонения желательно заносить в специальный дневник. Побывать у ребенка дома, посмотреть, в каких условиях он живет, постараться установить контакты с семьей. Побеседовать с опекунами, близкими родственниками, высказать свою озабоченность его поведением в детском саду.

В результате предпринятых действий вы можете прийти к следующим выводам:

  1. ваше предположение подтверждается (не подтверждается);

  2. решение проблемы не терпит отлагательства и требует подключения специалистов.

Особого внимания требуют семьи, в которых существует «установка на агрессию». Наказание ребенка, в том числе физическое, в данном случае является выражением привычного способа поведения.

Большинство взрослых, использующих в качестве методов воспитательного воздействия приказы, угрозы, предупреждения, телесные наказания, не считают, что нарушают права ребенка, оскорбляют его достоинство. Основной аргумент, на который они опираются, состоит в том, что такого рода наказания в детстве применялись по отношению к ним самим.

Таким образом, задача педагогов и психологов состоит в поиске способов изменения установки родителей на агрессивное поведение в отношении ребенка.

© 2010-2022