- Преподавателю
- Другое
- Формирование УУД на уроках как средство повышения качества образования
Формирование УУД на уроках как средство повышения качества образования
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гравченко Н.В. |
Дата | 08.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МБОУ «Лиственская средняя общеобразовательная школа»
Доклад
на тему: «Формирование УУД как средство повышения качества образования»
Выполнила
учитель английского языка
Гравченко Наталья Викторовна
с. Лиственное
декабрь, 2015 г.
Цель моего выступления - рассмотреть пути формирования УУД в школе средствами учебного предмета «Английский язык».
Задачи:
-
Дать понятие УУД.
-
Рассмотреть виды УУД.
-
Обозначить задания, которые направлены на формирование определённого вида УУД на уроках английского языка.
-
Определить условия для успешного формирования УУД.
Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий ученика, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:
-
личностные;
-
регулятивные;
-
познавательные;
-
коммуникативные.
Личностные УУД
-
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Это учет и развитие личностных качеств учащихся.
(Отбор содержания, адекватного возрастным особенностям; Наличие упражнений, в которых осуществляется перенос изучаемого материала на личность обучаемых)
Самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности).
Смыслообразования («какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него).
Нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).
Познавательные УУД
-
Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
Общеучебные
- формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение информации;
- знаково-символические
- моделирование
Логические
- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
-установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные УУД
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества - умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.
Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия).
Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).
Разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация).
Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).
Регулятивные УУД
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности.
Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).
Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий).
Прогнозирование (предвосхищение результатами уровня усвоения, его временных характеристик).
Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)
Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта).
Оценка (выделение и осознание).
Типы задач
Виды задач
Примеры заданий
Личностные универсальные учебные действия:
- на личностное самоопределение;
- на развитие Я- концепции;
- на смыслообразование;
- на мотивацию;
- на нравственно- этическое оценивание
-
участие в проектах;
-
- подведение итогов урока;
-
- творческие задания;
-
- зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки; - мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
-
- самооценка события, происшествия;
-
- дневники достижений
Расскажи о любимом празднике, напиши о своей семье, опиши своего друга и т.д. Ответь на вопрос: чему я научился на уроке? - Подготовь устный ответ на вопрос, нужно ли человеку изучать родной язык. -. Напиши о характере, душевных качествах близкого тебе человека.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- на учёт позиции партнёра;
- на организацию и осуществление сотрудничества;
- на передачу информации и отображению предметного содержания;
- тренинги коммуникативных навыков;
- ролевые игры;
- групповые игры
-
составь задание партнеру;
-
- отзыв на работу товарища;
-
- групповая работа по составлению кроссворда;
-
- «отгадай, о ком говорим»;
-
- диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
-
- «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...»
Проектную деятельность, например: учащимся предлагается составить презентацию по теме «Как я помогаю маме» («Мое любимое животное», «Моя семья» и т.д.).
Инсценировку ситуаций приближенных к реальным , например «В аэропорту» «В гостинице» «В магазине» «На улице», сказок.
подготовить диалог по теме как образец; - найти определённый материал в Интернете;
- подготовить вопросы по теме;
- - составить рассказ-загадку;
- дать литературный перевод стихотворения или прозы;
- нарисовать рисунок к одному из текстов и предложить ребятам определить, к какому тексту нарисован рисунок;
- дополнить словарный минимум по теме, используя словари.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- на планирование;
- на рефлексию;
- на ориентировку в ситуации;
- на прогнозирование;
- на целеполагание;
- на оценивание;
- на принятие решения;
- на самоконтроль;
- на коррекцию
«преднамеренные ошибки»; - поиск информации в предложенных источниках; - взаимоконтроль; - самоконтроль; - «ищу ошибки»; - КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему
- Спланируй работу. - Проверь работу товарища, исправь возможные ошибки. - Определи цель и (или) задачи урока. - Сформулируй проблему, с которой ты столкнулся, и попробуй составить план действий для её разрешения. - Запиши свой режим дня. - Составь алгоритм применения правила. - Вставь пропущенные буквы, проверь себя по словарю, оцени свою работу. - прочитай начало рассказа и придумай продолжение;
- посмотри часть картины и предположи, что изображено на полотне; - подготовь презентацию твоих любимых фильмов;
- придумать загадку;
- составить кроссворд, ребус;
-- составить тест по заданной теме. Задание типа «Напиши письмо (открытку) своему другу (подруге) и отредактируй его (ее)».
Выполнение заданий по алгоритму (например, по распределению предложений по 3 колонкам в зависимости от времени употребленного в них глагола).
Познавательные универсальные учебные действия:
- задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач;
- задачи и проекты на сериацию, сравнение, оценивание;
- задачи и проекты на проведение эмпирического исследования;
- задачи и проекты на проведение теоретического исследования;
- задачи на смысловое чтение
«найди отличия» (можно задать их количество); - «на что похоже?»; - поиск лишнего; - «лабиринты»; - упорядочивание; - «цепочки»; - хитроумные решения; - составление схем-опор; - работа с разного вида таблицами; - составление и распознавание диаграмм; - работа со словарями
-
По какому принципу объединены слова? Найдите лишнее слово. - - Сформулируй вывод. - Определи тему текста и тему каждой части. Составь и запиши план. Выдели в каждой части ключевые слова. - Проведи небольшой эксперимент: запиши 10 слов, которые ты чаще всего используешь в речи. Сравни свои слова с теми, которые записали другие ребята. Какой вывод можно сделать? -. - Внимательно рассмотри иллюстрации в учебнике и определи, что они могут рассказать тебе. - Расставь предложения так, чтобы получился связный текст. - прочитай отрывки из текста и соедини их в логическом порядке; - озаглавь прочитанный текст, аргументируй свой вариант;- сравни тексты и укажи их различия;- составь кроссворд с изучаемыми словами -составление таблиц, схем-моделей;-замещение буквы звуком;-самостоятельное достраивание выражения/предложения/диалога/текста с восполнением недостающих компонентов (слов, словосочетаний, предложений).
Условия для успешного формирования УУД
Условие № 1 для успешного формирования УУД на всех ступенях образования - обеспечение преемственности в освоении учащимися этих действий, учитывая возрастные психологические особенности развития детей.
Условие № 2 для успешного формирования УУД - педагогическая компетентность учителя.
Учитель играет ведущую роль в формировании учебных действий у учащихся.
Поэтому подбор содержания урока, разработка конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий (в рамках каждой предметной области), определение планируемых результатов, выбор методов и форм обучения - всё это требует от педагога грамотного подхода. Важно убедить себя в необходимости снова и снова возвращаться к осознанию, пониманию и оцениванию собственного педагогического опыта.
Каждый учитель должен овладеть актуальными умениями:
1. Определение функций, содержания и структуры УУД.
2. Определение круга учебных предметов, функция и содержание которых адекватно психологическому содержанию конкретного вида УУД.
3. Выделение конкретной формы данного вида УУД.
4. Организация полной ориентировочной основы УУД с учетом предметного содержания учебной дисциплины.
5. Организация поэтапной отработки УУД, обеспечивающей переход к высшим уровням выполнения (от материализованной к речевой и умственной форме действия).
6. Разработка системы задач (заданий), выполнение которых обеспечит формирование заданных свойств универсального действия (обобщенности, разумности, осознанности, критичности, освоенности).
Условие № 3 для успешного формирования УУД - включение в учебную деятельность.
Правильная организация учебной деятельности состоит в том, что учитель, опираясь на потребность и готовность школьников к овладению знаниями, умеет ставить перед ними на определенном материале учебную задачу, умело организует процесс выполнения учащимися учебных действий (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка).
Условие № 4 для успешного формирования УУД - создание условий для личностного самоопределения и самореализации ребенка.
Условие № 5 для успешного формирования УУД - диагностика.
Формирование у обучающихся универсальных учебных действий позволит повысить не только качество образования, но и эффективность всего образовательно-воспитательного процесса в школе.