Пояснительная записка к методическому семинару

Раздел Другое
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Муниципальный этап Всероссийского конкурса

«Педагог года-2016»

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»


Тюбеева Танзиля Ахматовна

учитель биологии

МКОУ «СОШ» с.п. Хабаз.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к методическому семинару

«Применение проектных технологии для повышения познавательной активности учащихся на уроках биологии».


Уважаемые коллеги! В рамках методического семинара хочу представить вашему вниманию обобщенный опыт моей педагогической деятельности.

Слайды 1-2

В наши дни преподавательское искусство четко диктует необходимость новых подходов к обучению. Старые методики, бывшие когда-то единственно верными, уходят в прошлое, а их место занимают новые, креативные техники преподавания, основанные на понимании пройденного материала и заинтересованности в его изучении.

Слайды 3-4. Современный урок биологии уже не может обходиться без действенных методик преподавания.

Федеральные государственные стандарты общего образования второго поколения, Закон «Об образовании», Комплексный проект модернизации образования ставят перед современным образованием новые задачи, направленные на воспитание нового поколения, способного к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. В основу разработки новых стандартов положен системно- деятельностный подход.

Переход к модели обучения на основе деятельностного подхода предполагает изменение самой методики обучения. Современный процесс обучения предполагает управление учителем познавательной деятельностью школьников. Таким образом, меняется роль учителя: учитель - организатор деятельности детей. Суть системно-деятельностного подхода отражает китайская народная мудрость, которая гласит: "Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю - я усваиваю".

Слайд 5. Сегодня в центре внимания - ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Любой ученик обладает своим определенным потенциалом способностей, которые могут раскрыться в определенных ситуациях, при определенных методах работы педагога. Поэтому основная цель современного учителя - выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Планировать и строить урок английского языка нужно так, чтобы ученики могли погрузиться в творческий процесс, стремились к новым открытиям, а это в сою очередь приведет к увлеченности данным предметом, желанию узнать как можно больше.

Слайд 6 . Моя задача как учителя - не дать объем знаний, а научить учиться. Я выступаю, как вдохновитель учащихся, незаметно управляя процессом обучения. К. Д. Ушинский говорил: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал». Его слова отражают суть системно-деятельностного подхода и в урочной, и внеурочной исследовательской деятельности. Основной принцип деятельностного подхода состоит в том, что знания не преподносятся в готовом виде. Учащиеся получают информацию, самостоятельно участвуя в исследовательской деятельности. Задача учителя при введении или отработке материала на уроке и во внеклассной деятельности состоит не в том, чтобы все доступно объяснить и дать готовый материал. Учитель должен организовать работу учеников, чтобы они сами нашли решения проблемы.

Главная идея этой методической системы: построение такого образовательного пространства, которое позволило бы обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие ученика и вооружить его таким важным умением, как умение учиться.

Созданная система работы будет эффективна общеобразовательных школах без углубленного изучения биологии в работе с учащимися с 5 по 11 класс.

Творческая новизна заключается в систематизации различных форм урочной и внеурочной деятельности учащихся для достижения ими высоких предметных, метапредметных и личностных результатов.

Слайд 7. В основе этой системы работы лежат следующие принципы:

1. Межпредметная интеграция учебного содержания, обеспечивающая освоение биологии как инструмента познания и творчества.

2. Реализация деятельностного подхода: использование образовательных технологий, обеспечивающих субъектную позицию учащихся на уроке и во внеурочной деятельности.

3. Дифференциация содержания обучения с учетом индивидуальных способностей и учебных возможностей обучающихся.

4. Взаимосвязь содержания урочной и внеурочной деятельности.

5.Усиление ценностно-смысловой направленности урочной и внеурочной деятельности, способствующей духовно-нравственному воспитанию и развитию учащихся, осознанию ими важности изучения английского языка в современном мире как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации.

Интегрированные уроки развивают и обогащают личность учащихся, прививают интерес к предмету, активизируют учебную работу, способствуют повышению качества знаний, формируют умения и навыки у учащихся. Принцип межпредметной интеграции реализуется через проведение интегрированных уроков с химией, географией и экологией. (на пример урок-суд «Деятельность человека как экологический фактор»

Слайд 8. Формирование у учащихся УУД и субъектной позиции обеспечивается использованием современных образовательных технологий: проблемного обучения, технология развития критического мышления (ТРКМ), проектной деятельности. Проблемное обучение обеспечивает высокую мотивацию учения. ТРКМ способствует формированию навыков активной и вдумчивой работы с текстом. Технология проектов обучает умениям целеполагания и планирования, воспитывает настойчивость в достижении цели, развивает творческий потенциал, способность к рефлексии.

Слайд 9. Закрепление знаний, формирование умений и навыков осуществляется с помощью дифференцированных заданий, которые различаются как по объему, так и по уровню сложности и учитывают скорость усвоения и уровень владения материала каждого учащегося. Это еще и хорошая возможность работать на одарённого ученика, который опережает товарищей по скорости учебной работы, у этого ребёнка появится возможность изучать предмет глубже, чем это предусмотрено программой.

Слайды 10-12. Знания и умения, полученные детьми на уроках, находят свое применение и дальнейшее развитие во внеурочной деятельности. Этому в немалой степени способствует вовлечение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность. Согласно ФГОС в метапредметные компетенции входит именно формирование навыков исследовательской деятельности.

Ежегодно проходят муниципальные и республиканские научно-практическая конференция школьников «Шаг в науку» и «Сигма». В рамках этих конференций учащиеся представляют свои исследования и защищают проекты по экологии и краеведению.

Я считаю, что если каждый учитель хотя бы нескольким ученикам объяснит правила написания научно-исследовательской работы, объяснит структуру работы, что такое объект исследования, предмет исследования, гипотеза и так далее, то он очень поможет ему в его дальнейшей деятельности. И совсем не важно, какой предмет мы ведём! Важно помочь, повести за собой, подтолкнуть, поддержать, направить и быть рядом -сотрудничать!

Слайды 13-17. Наши ученики принимают участие в различных конкурсах. Это способствует развитию их интереса к культурному наследию страны изучению природы родного края, раскрытию интеллектуального и творческого потенциала, профессиональной ориентации и самоопределению.

В районе проводят много интересных мероприятий в которых мы активно принимаем участие с хорошими результатами : смотр-конкурс «Вода для жизни» в рамках Международного действия десятилетия «Вода для жизни», эколого-краеведческая эстафета «Мой край Кабардино-Балкария», «Интеллект -2015» т.д.

Разнообразие конкурсов по тематике, формату и возрастным категориям дает возможность учащимся выбрать для себя тот конкурс, где они смогут проявить все свои способности.

«Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность»,
сказал Бернард Шоу. Есть дети, которыми не надо особо руководить в творческом развитии. Это делают их родители, возможно, да и сами дети активны. Задача учителя предложить принять участие в том или ином конкурсе, и ребёнок дальше сам проявляет активность. Другими детьми надо руководить, вести их к успеху. А это так приятно, в конечном счёте, когда твои воспитанники становятся победителями и призёрами различных конкурсов, выставок, олимпиад. И пусть они не всегда связаны непосредственно с биологией , но помогая детям принять участие в том или ином соревновании, мы ведём их по пути успешности.

Слайд 18. Эффективность представленной мной системы работы подтверждается результатами ЕГЭ, конкурсов и олимпиад:

С 2009 - 2014 гг. моими учениками были подготовлены семь исследовательских проекта которые заняли призовые места:

В 2012-2013 г. исследовательский проект ученицы 10 класса Мамаевой Айзы «Мои знаменитые земляки» Районная научно-практической конференции «Шаг в науку» - I место;

В 2012-2013 г. проект ученицы 11 класса Ахматовой Фатимы «Топонимика и экология водопада «Жетмиш-суу»» - II место;

В 2013 г исследовательская работа ученицы 10 класса Малкаровой Карины «Моя Кабардино- Балкария» - заняла III места на XXII Республиканской научной конференции учащихся НОУ «Сигма» «Творчество юных».

Ученица 9 класса Тюбеева Альбина заняла второе место в секции «Народная медицина» «Фольклернно-этнографического фестиваля».

В 2014 году ученица 10 класса Хучунаева Алина заняла ш место на Республиканском заочном конкурсе «Люблю тебя мои край родной» с проектом «Земля моих предков моими глазами» (видеоролик).

У ченица 8 класса Шохаева Аминат с проектом «Красота родной природы» презентация на том же конкурсе заняла III-место.Есть и командные достижения

Также мои ученики ежегодно принимают участие в олимпиадах разного уровня от школьных, муниципальных до республиканских, по биологии и химии и занимают призовые места. Ученица Казиева Фатима (в 2009, 2010г) 2 года подряд занимала I место в районной олимпиаде и принимала участие в республиканской олимпиаде. Ученица 10 класса Ахматова Фатимат награждена за активное участие во II Открытой Северо-Кавказской олимпиаде школьников по биологии 2012г .

Ученица Айтекова Эльвира также 2 года подряд (в2014 и 2015г.)занимала I место по биологии.

За 10 лет работы в школе по моим стопам пошли 11 учеников, поступив на факультеты "биологии" и "химии" и «Медицинский колледж» КБГУ.

Слайд 20-22.

Делюсь своим опытом работы с учителями районного методического объединения выступая на августовских совещаниях: 2010 год доклад на тему «Применение проектных технологии для повышения познавательной активности на уроках биологии и химии», 2013 год доклад на тему «Использование метода «погружения» при изучений трудных вопросов в курсе химии и биологии», 2014 год «Обзор методических изданий, учебников учебных пособий и ЭОР по химии. Всероссийские проекты на 2014-2015 учебный год для учащихся и педагогов». В 2010 году провела открытый урок на муниципальном уровне в 9 классе по теме «Деятельность человека как экологический фактор» с использованием ИКТ.

А также публикую свои разработки на интернет-сайтах.

В перспективе для развития системно-деятельностного подхода в интеграции урочной и внеурочной работы при обучении биологии я планирую продолжит работу над усовершенствованием своих возможностей.



© 2010-2022