Конспект родительского собрания На тему: «Семицветная радуга слов»

Цель: содействие формированию ценностно-смысловой сферы родителей через освоение социокультурной категории «слово». Задачи: - слышать слово; - внимательно относиться к слову в речи; - относиться к слову как к ценности; - соотносить слово и образ; - относиться к языку, родной речи как к богатству. Материал: - магнитная доска; - два одинаковых ларчика-сундучка (в одном сундучке – декоративные капельки; в другом сундучке – набранные крупным шрифтом слова с приклеенными к оборотной стороне полосок кусочками магнитной ленты, чтобы можно было прикрепить их доске) ; - небольшой поднос; - декоративное покрывало, прикрывающее сундучки - радуга из полос гофрированной бумаги, прикрепленная магнитиками к доске и спрятанная за закрытыми створками доски.
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Звягинская начальная общеобразовательная школа

Ржевского района Тверской области.





Конспект родительского собрания

На тему:

«Семицветная радуга слов».





Составила:

Воспитатель Лебедева О.В.

2015 год.







Цель: содействие формированию ценностно-смысловой сферы родителей через освоение социокультурной категории «слово».

Задачи:

- слышать слово;

- внимательно относиться к слову в речи;

- относиться к слову как к ценности;

- соотносить слово и образ;

- относиться к языку, родной речи как к богатству.

Материал:

- магнитная доска;

- два одинаковых ларчика-сундучка (в одном сундучке - декоративные капельки; в другом сундучке - набранные крупным шрифтом слова с приклеенными к оборотной стороне полосок кусочками магнитной ленты, чтобы можно было прикрепить их доске) ;

- небольшой поднос;

- декоративное покрывало, прикрывающее сундучки

- радуга из полос гофрированной бумаги, прикрепленная магнитиками к доске и спрятанная за закрытыми створками доски.

Ход собрания:

Воспитатель: Уважаемые, родители, я сегодня хочу поговорить с вами о «человеческом слове».С тех пор, как живут люди на земле, звучит в нашем мире СЛОВО. На сегодняшнем родительском собрании нам надо будет постараться научиться:

- СЛЫШАТЬ СЛОВО;

- ПОНИМАТЬ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА;

- ОТНОСИТЬСЯ К СЛОВУ БОЛЕЕ ВНИМАТЕЛЬНО, ЧЕМ ОБЫЧНО;

- ОТНОСИТЬСЯ К СЛОВУ КАК К ТОМУ, ЧТО ОСОБО ХРАНЯТ, БЕРЕГУТ.

Поможет нам в достижении наших целей чудесный сундучок. Поставим наш пока пустой сундучок на поднос, на котором насыпаны золотые капельки. Мы можем превратить эти капельки в добрые слова - и подарить эти слова друг другу. Я кладу в сундучок первую капельку, пусть это будет слово «радость». Передавайте друг другу поднос и кладите в сундучок капельки-слова.

Родители по очереди кладут в сундучок капельки-слова.

Педагог: Целый ларец удивительных слов собрался у нас. Наши капельки-слова светятся, переливаются в сундучке. Сохраним их, они нам еще пригодятся.

Педагог убирает поднос с сундучком под декоративное покрывало. Педагог: На нашем собрании мы встретимся со знакомым вам образом. Отгадайте загадку:

Что за чудо, над рекой?

Семицветный мост цветной!

Педагог открывает створки доски.

Родители видят радугу, составленную из полос гофрированной бумаги (фиолетовая - самая нижняя, красная - верхняя) .

Педагог: Какое чувство возникает у нас в душе при виде радуги? Чувство радости.

Да, радугу можно назвать образом радости. А еще?

Образом нелепости или красоты?

Образом беспорядка или гармонии?

Образом вражды или дружбы?

Образом ссоры или примирения?

Видите, образом каких разных, но высоких по своему нравственному значению жизненных явлений принято считать радугу! А знаете ли вы о том, что в образе радуги можно представить и нашу с вами речь? Оказывается, слова человеческой речи могут быть расположены на полосках семицветной радуги. Хотите подробнее узнать об этом? Начнем рассматривать нашу радугу по ступенькам-снизу вверх!

И первая полоса - это фиолетовая.

На самой нижней радужной полоске - даже, наверное, в тучах под радугой можно поместить темные слова. А что же это за слова такие - темные?

Родители высказывают свои предположения.

Педагог обобщает ответы.

Педагог: Темными можно назвать слова грубые, обидные, бранные. Слова, способные ранить человека, разрушить дружбу. Приходилось ли вам слышать такие слова? Как хочется, чтобы слышали мы эти слова как можно реже, а еще больше хочется, чтобы у нас хватало мудрости и сил самим никогда не произносить таких слов.

Следующая полоса - это синяя.

На следующей радужной полоске помещаются слова пустые? Как вы думаете, что это за слова?

Родители высказывают свои предположения, которые затем обобщает педагог.

Педагог: Пустыми можно назвать слова ничего не значащие, сказанные без всякой цели, без смысла - бессмысленные слова. Пусть таких слов тоже будет поменьше в нашей речи.

А вот на третьей радужной полоске «живут» уже нужные - теплые слова? Это голубой цвет. Как думаете, какие слова можно назвать теплыми?

Родители высказывают свои предположения, которые педагог обобщает.

Педагог: Теплыми можно назвать слова, от которых на душе становится тепло: слова благодарности, слова утешения, слова надежды, слова о наших близких. Зачем нужны такие слова в нашей речи?

Родители отвечают на вопрос.

Педагог: Кроме слов утешения теплыми можно назвать слова, обозначающие милые нашему сердцу образы, окружающие нас: «солнце», «небо», «праздник», «весна», «брат», «сестра», «друг» и многие-многие другие.

На следующей радужной полоске располагаются красные слова. Красные не по цвету букв, которыми они написаны, а по своей поэтичности, красоте. Где мы можем встретить много красивых, поэтических слов?

Родители высказывают свои предположения, которые затем обобщает педагог.

Педагог: Вы правы, красных слов много в стихах, в художественной прозе, в хороших книгах.

На желтой радужной полоске располагаются золотые слова. Как думаете, какие слова можно назвать золотыми. Вот говорят - золотые руки - это значит какие? - … Умелые. А «золотая голова» - значит … умная. А «золотые слова»? - мудрые, меткие слова. Где много таких слов?

Родители высказывают свои предположения, которые педагог обобщает.

Педагог: Золотых слов немало в мудрых сказках, пословицах, поговорках.

На следующей радужной полоске «живут» особые слова - вещие. Это полоса оранжевого цвета. Есть у Александра Сергеевича Пушкина стихотворение «Песнь о вещем Олеге»… Вещие - значит, почти пророческие, с дерзновением и особым знанием-ведением сказанные слова. Такое ведение дается особым духовным людям - праведникам, подвижникам. Но и обычный человек иногда - в особо ответственные моменты жизни - может быть наделен даром ведения, и слова его могут стать вещими. Например, слова пожилого человека, который дает наказ своим детям и внукам, как им жить.

А на самой верхней радужной полоске помещаются святые слова. Это красная полоса. Какие слова можно назвать святыми?

Родители высказывают свои предположения, которые затем обобщает педагог.

Святыми можно назвать слова молитв и священных книг. А еще святые - это слова, называющие то, что особенно дорого людям, то к чему относятся особенно трепетно - благоговейно: «мама», «Родина», «семья», «учитель».

Вот какая радуга у нас получилась! Смотря на нашу радугу, какое еще название можно было бы дать нашему уроку?

- «Радуга слов» или «Семицветная радуга человеческого слова».

А теперь нам снова понадобится чудесный сундучок. Что у нас там лежит? Капельки-слова. Если в начале урока мы складывали туда слова, то сейчас попробуем доставать их из сундучка и размещать на словесной радуге. Как думаете, получится у нас? Есть ли в нашем сундучке темные и пустые слова? Нет, мы таких слов туда не клали. А вот теплые, красные, золотые и святые слова есть в нашем сундучке. Вещие слова - особые, наверное, не будем дерзать на то, чтобы они в нашем сундучке оказались.

Второй сундучок с капельками, «превращенными» в написанные на бумажных полосках слова, передается родителями из рук в руки.

Вынутые и прочитанные слова они размещают на радужных полосках, объясняя свой выбор.

Радуга на доске «оживает», наполняясь словами.

После заполнения радуги словами, педагог обобщает тему:

Педагог: Как вы думаете, стали ли мы после заполнения нашей радуги более чутко, бережно относиться к словам нашей речи? Я думаю. Что «ДА»! Уважаемые, дорогие наши, родители, нам очень бы хотелось, чтобы в нашей речи звучали только теплые, красные, святые слова, а темных и ненужных, пустых слов в вашей речи не было. Следите за своей речью! Ведь дети - это наше с вами «зеркало». А с нашей стороны, мы говорим. Что в нашем детском саду проводятся и будут проводиться такие занятия для детей старшего дошкольного возраста, и думаю, что дети судовольствием будут строить семицветную радугу слов. Спасибо за внимание!

Приложение.

Слова для Радуги слов:

Бог, мама, Богородица, Ангелы, святые, семья, отец, жизнь, храм, Родина, икона, молитва, милосердие, благородство, сострадание, послушание, трудолюбие, кротость, смирение, терпение, радость, мудрость, истина, добро, красота, великодушие, мужество, верность, усердие, красна девица, добрый молодец, ясный сокол, белая лебёдушка, путь-дороженька, земля-матушка, море синее, тёмна ноченька, солнце красное, душа русская, мама, папа, сынок, дочка, бабушка, внук, дедушка, внучка, забота, благодарность, спасибо, прости, пожалуйста, друг, помощь, не расстраивайся, ты - молодец, мир, лад, согласие.

© 2010-2022