Дополнительная образовательная программа Кукольная мастерская

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Воздвиженский детский центр

Воскресенский район Нижегородской области

Принята Утверждаю:

на педагогическом совете Директор МКОУ ДОД

протокол № 3 Воздвиженский детский центр

Р.Н.Большакова

«___» ______ ___г.

Дополнительная образовательная программа

«Кукольная мастерская»


Нормативный срок освоения: 2 года

Возраст детей: с 7 лет


Автор:

Большакова Римма Николаевна,

1 квалификационная категория.






с. Воздвиженское

Информация о программе.

Дополнительная образовательная программа «Кукольная мастерская».

Тип программы: модифицированная.

Направленность программы: художественная.

По уровню усвоения: программа общеразвивающая.

Нормативный срок освоения программы: 2 года.

Возраст обучающихся: с 7 лет (младший и средний школьный возраст).







Пояснительная записка.

«Не следует забывать, что основной закон детского творчества

заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате,

не в продукте творчества, важно то,

что они создают, творят, упражняются

в творческом воображении и его воплощении»

(Л.С.Выготский).


Программа «Кукольная мастерская» является модифицированной, так как разработана на основе опыта отечественных мастеров кукольников, методической литературы, работ творческой группы «Кукольных дел мастера» на сайте творческих учителей и собственного опыта. Дополнительная образовательная программа направлена на возрождение традиций изготовления народной куклы и приобщению учащихся к народным истокам кукольного мира, развитие творческих способностей, художественного вкуса, создание условий для самореализации личности ребенка.

Актуальность программы.

Характерная черта современного образования - внимание к народному духовному наследию как явлению, содержащему в себе глубокие возможности для воспитания и развития личности. Народная культура всё больше осознается, как духовно-нравственная основа воспитания человека в силу присущей ей способности формировать базовые ценностные характеристики личности.

Одной из составляющих народной культуры является народная игрушка. Живя в современном обществе, необходимо приобщать школьников к традиционной русской культуре посредством игрушки, так как каждая встреча с игрушкой возвращает нас в далёкое прошлое, в историю культуры, в детство наших предков: наших бабушек и дедушек, наше собственное детство.

Программа вводит ребенка в удивительный мир народной культуры, творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности. В содержании широко раскрывается художественный образ куклы, слова, связь народной художественной культуры с духовными ценностями, осуществляется развитие творческого опыта обучающихся в процессе собственной художественно-творческой активности.

Ритм сегодняшней обыденной жизни, искусственная индустриальная среда городов создают дисбаланс природной и социальной среды. Сегодня силы компьютерного века угрожающе соединяются с моралью века «каменного». Опыт работы с детьми показывает, как пагубно действует на детские души виртуальная агрессия, управляющая их эмоциями. Они становятся нетерпимыми, глухими к чужой боли, беде.

Поэтому сегодня назрела необходимость обратиться к нравственному опыту нашего народа и использовать потенциал народной педагогики.

Педагогическая целесообразность.

Кукла как игрушка - это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, она служит целям умственного, нравственного и эстетического воспитания. Исходя из этого, а также из интересов и запросов детей и была разработана дополнительная образовательная программа по изготовлению кукол.

Сухомлинский говорил, что творчество детей на кончиках их пальцев. Только тот, кто с детства привыкает создавать красоту, вкладывая в нее свой труд, мысли и душу - вырастет созидателем и творцом. Развивать познавательную и творческую активность следует с детского возраста.

Наиболее распространенной игрушкой в России была тряпичная кукла. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка.

Куклы бережно передавались из рук в руки - от матери к дочери, от бабушки к внучке… В куклы не только играли - они помогали человеку на протяжении всей его жизни: с ними справляли календарные обряды, призывали дождь в засуху или тепло в прохладную пору, когда нужно было сеять хлеб или собирать урожай. Они были рядом на свадьбах и при рождении младенцев. С ними встречали гостей, их дарили на день рождения, придумывали о них сказки, делились радостью и печалью. Кукла - создание талантливых рук и творение души человека. А значит, частица души присутствует в каждой куколке. Потому такие куколки и оберегали ребенка, отгоняли злых духов, помогали ребенку заснуть…

Самая обычная, простая в исполнении тряпичная куколка в старину играла большую роль:

- она была участницей многих праздников и обрядов;

- являлась символом счастья, добра, благополучия, продолжения рода;

- была оберегом;

- в игре ребенок приобщался к культуре своего народа.

Через эти милые создания дети начинают постигать свои корни. А значит, есть надежда, что в стремительно меняющемся мире останется память предков, которая не даст забыть свою историю.

В наше время изготовление игрушки не потеряло своей значимости:

- сам процесс изготовления приносит радость;

- работа с мягким (теплым) материалом дает ощущение тепла, нежности;

- при изготовлении игрушки развивается мелкая моторика пальцев,

мышление, развитие речи;

- изготовив игрушку, ребенок играет с ней (кормит, укладывает спать, разговаривает, т.е. осваивает различные социальные роли);

- застенчивый, комплексующий ребенок в игре часто заменяет куклой себя, что помогает ему справиться с данными трудностями;

-самодельная кукла дает большие возможности для творческой самореализации и развития личности ребенка, развития фантазии.

Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. Они похожи на людей. Своей молчаливой покорностью куклы пробуждают скрытые чувства. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх - эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам - они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними. Не следует выбрасывать старую куклу, лучше её помыть, причесать, сшить новую одежду. Все эти действия - уроки чуткости, бережливости, внимания, доброты. Одевание старой куклы в новую одежду - это уроки хорошего вкуса и даже некоторых художественных ремёсел. Куклы сопровождают нас всю жизнь: украшают дом, служат объектом коллекционирования, хорошим подарком, развлекают, но самое главное, поучают и воспитывают.

Отличительные особенности. По данной программе дети имеют возможность не только обучаться изготовлению кукол, но и изучать быт, обряды, отдельные предметы культуры, принимать участие в народных праздниках, играх, которые способствуют «погружению» в удивительный мир культуры русского народа.

Наряд русской куклы несет не только декоративную эстетическую нагрузку, но имеет и глубокие духовные корни. Ведь костюмом определялось не только имущественное состояние человека, но и его положение в обществе.

Данная программа носит комплексный характер и способствует формированию у обучающихся духовной и художественной культуры. Кукла - первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём облике самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы. Игрушки - важнейшие составляющие любой культуры. Игрушка - культурное орудие, посредством которого в «свёрнутой форме» передаётся состояние современной культуры. С помощью игрушки ребёнку передаётся сама суть человеческих отношений и сложное мироустроение. Игрушки - носитель сакральных ценностей, родовой информации. Одной из наиболее любимых игрушек всегда была КУКЛА.

Работа над изготовлением человеческих фигурок из ткани развивает пространственное воображение и творческие способности, прекрасно корректирует недостатки памяти и внимания у детей, умение сравнивать и найти отличия между двумя и более объектами, восстанавливать по памяти ранее увиденное.

Народные куклы являются частью традиционной детской культуры. Они несут в себе определенные образы, ориентированные на традиционные представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. В этой традиционности главное отличие от современных игрушек. Таким образом, с точки зрения воспитания, целесообразно вводить традиционных кукол в жизнь современных детей.

Кроме того, традиционная кукла обладает рядом особенностей. Её изготовление не требует жесткой системы выкроек и лекал. Поэтому, единый технологический процесс всегда даёт индивидуальный результат. Куклы подобны, но не одинаковы. Они безлики (нарисованного лица у них нет), но не безличны. В каждой проявляется индивидуальность, характер исполнителя. Такая система позволяет ребенку выразить свои внутренние особенности. При изготовлении отсутствует понятие неудачи, неправильности. Каждая кукла является особенной, неповторимой, как и сами дети.

Важно помнить, что в нашей традиционной культуре заложен мощный потенциал нравственного и духовного развития. В этом основная ценность культуры. Сегодня уже очевидно, что будущие поколения надо приобщать к наследию и опыту предков.

Цель и задачи программы.

Цель программы - формирование художественной культуры детей как части культуры духовной, приобщение детей к миру творчества, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и самовыражение в процессе изготовления куклы.

Задачи программы.

Образовательные:

  • Формировать практические навыки художественно-творческой деятельности;

  • Сформировать у детей умения и навыки в освоении различной техники и технологии изготовления куклы;

  • Раскрыть истоки народного творчества;

  • Ознакомить детей с историей народной куклы; с разновидностями кукол; с народным костюмом; с обычаями и традициями народа.

Развивающие:

  • Способствовать гармоничному, умственному и духовному развитию личности;

  • Развивать изобразительные, художественно-конструкторские способности, нестандартное мышление;

  • Развивать эстетическое восприятие народного искусства через изготовление куклы;

  • Развивать мелкую моторику пальцев, тесно связанную с развитием мыслительных способностей;

  • Развивать творческие способности через самовыражение в процессе изготовления куклы;

  • Развивать интерес к рукоделию.

Воспитательные:

  • Воспитывать духовную культуру обучающихся через художественное творчество;

  • воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;

  • добиться максимальной самостоятельности детского творчества;

  • формировать у подрастающего поколения бережное отношение к культурному наследию, к истории, уважения к людям труда.

·

Условия реализации программы.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной программе с 7 лет.

Сроки реализации образовательной программы: 2 года, по 2 часа в неделю, по 72 часа в год.

Формы и режим занятий: содержание программы ориентировано как на одновозрастные группы детей, так и на разновозрастные. Число обучающихся в группе 10-15 человек, но не менее 8. Можно разбиться на микрогруппы.

1 год обучения наполняемость групп не менее 8 человек.

2 год обучения наполняемость не менее 6 человек.

Формы и методы обучения.

Ведущей формой организации обучения является групповая, но необходимой является и индивидуальная работа с кружковцами, особенно, при выполнении практических творческих работ, а также для детей, испытывающих затруднения или имеющих ограниченные возможности здоровья.

Формы проведения занятий:

  • Экскурсия.

  • Экспедиция.

  • Работа в музее.

  • Конференции.

  • Игра.

  • Дискуссия.

  • Исследовательская деятельность.

  • Фольклорный праздник.

  • Конкурс, выставка.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция, объяснение, инструктаж и т.д.),

  • наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ педагогом, работа по образцу, демонстрация фотографий, альбомов, схем, рисунков и презентаций.),

  • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам,
    графические зарисовки или запись в альбоме необходимой информации по изготовлению куклы,
    изготовление выкройки, подбор ткани, способы изготовления выбранной куклы по теме; приемы пошива и раскрой ткани; подбор костюма для куклы; пошив изделия; декоративное оформление костюма, головного убора, роспись лица).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

  • репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

  • частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

  • исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

  • фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися;

  • групповой - организация работы в группах;

  • индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Методы контроля: тестирование, контрольные вопросы после изучения

Формы подведения итогов: выставки школьные и муниципальные, областные конкурсы творческих работ, экспозиции детских творческих работ, фольклорные праздники.

Программа построена на следующих принципах:

  • доступности (с учетом возрастных и психологических особенностей),

  • сознательности (заинтересованность),

  • наглядности (мышление опирается на восприятие),

  • индивидуальности,

  • комплексности, системности и последовательности (образовательный процесс тесно связан с воспитательной работой),

  • овладение новыми знаниями, умениями и навыками возможно только на базе уже усвоенного материала,

  • доступности и тесной связи с жизнью.

Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Программа предполагает совместную работу детей с педагогом, а также их самостоятельную творческую деятельность.

Для реализации программы необходима следующая материально-техническая, дидактико-методическая база:

Материально-техническое

Обеспечение

Дидактико-методическое

обеспечение

Ткань, ленты, тесемки, пуговички,бисер, синтепон, вата, марля и др. мелочи.

Ножницы, иголки,

Нитки х/б, шерстяные, и др.

Кабинет

Методическая литература

Мультимедийное сопровождение

Ожидаемые результаты:

• у детей возникнет интерес к искусству изготовления кукол, сформируется желание научиться этому искусству;

• они будут знать классификацию тряпичных кукол, материалы, используемые для их изготовления и историю возникновения кукол;

• дети научатся основным технологическим операциям, применяемым при изготовлении кукол;

• смогут самостоятельно изготавливать изученные в программе виды кукол;

• научатся создавать, пользуясь полученными знаниями, авторские куклы;

• усвоят бережное и уважительное отношение к кукле как к объекту национальной истории и культуры.




Учебно-тематический план I год обучения

№ п/п


Название раздела, темы.

теория

практика

Всего час

1



2


3


4


5


6


7


8


9


10

11

12

Введение. Техника безопасности. Инструменты, виды ткани, ниток и другие материалы

Разновидности кукол.

Детские возрастные куклы

Обрядовые домашние куклы

Зимние куклы

Весенние куклы

Летние куклы

Осенние куклы

Девичьи куклы

Свадебные куклы

Куклы в целительстве

Организация и проведение творческого отчета за год

2

2

2

2

2

2

2

2

1

2

2

1

2

2

6

4

6

6

6

4

3

4

4

3

4

4

8

6

8

8

8

6

4

6

6

4


Итого:

22

50

72

Содержание программы 1 год обучения

Каждое занятие обязательно включает в себя:

1. Этнографию и историю:

- вводный разговор о Русской Народной кукле;

- рассказ об областях и местах бытования изучаемой куклы;

- обычаи и обряды, связанные с изучаемой куклой;

- рассказ о материалах, из которых делалась кукла.

2. Прикладную часть:

- инструктаж по технике безопасности;

- подготовка материала для изготовления куклы;

- изготовление куклы


Введение. Техника безопасностиИнструменты, виды ткани, ниток и другие материалы

Вводное. Начальная диагностика.

Организация рабочего места, инструменты и материалы. ТБ при работе на уроках (как обращаться с ножницами, иголкой).

Разновидности кукол.

Разновидности кукол.

Детские возрастные куклы

Изготовление куклы «Пеленашка»

Изготовление куклы «Кувадка»

Изготовление куклы «Кормилка»

Изготовление куклы «Зайчик на пальчик»

Изготовление куклы «Бессонница»


Изготовление куклы «Столбушка»


Изготовление икукол:Помощница на первую кашу, Детская утешница.

Обереговая кукла «Пеленашка»,народные традиции изготовления «Пеленашки».


На примере сказки показать глубину и красоту русской культуры, познакомить детей с прикладным искусством русского народа, и научить делать куклу-закрутку.

Кукла «кормилка» - образ замужней женщины, кормящей матери.

Познакомить детей с игровыми куклами и научить делать куклу "Зайчик на пальчик",

Магическая колыбельная кукла «Бессонница» - обрядовая кукла, которая оберегала сон ребенка. В процессе изготовления приговаривали «Сонница-бессонница, не играй с моим дитятком, а играй этой куклой».

Познакомить детей с более сложными в изготовлении куклами, а так же с русским народным нарядом на примере шитья одежды для куклы, изготовление берестяной куклы-столбушки.

Береза - одно из наиболее почитаемых на Руси деревьев.Кукла»Столбушка» - подружка и берегиня, закрутка на бересте.

Обрядовые домашние куклы

Изготовление куклы «Помощница»

Изготовление куклы «Параскева-Пятница»

Изготовление куклы «Берегиня дома»


Изготовление куклы «На счастье»


Кукла «Помощница». Существенным отличием является то, как создается ее голова. В основе головы грецкий орех и семь зернышек гречихи.

Параскеву трактуют как помощницу во всех работах и ремеслах, особенно в прядении льна. День недели Пятница в честь покровительницы и помощницы всех женских ремёсел считался днём отдыха для женщин.

Мешочек счастья. Эту куклу традиционно ставят напротив входной двери, чтобы она встречала всех входящих и не пускала злые силы в дом.

Кукла «На счастье» -символ женского счастья.

В традиционной кукле «На Счастье» главное − это волосы, в них женская сила. Коса закручивается вверх и служит опорой кукле, делая её устойчивой

Зимние куклы

Изготовление куклы «Спиридон-солнцеворот»


Изготовление куклы «Благодать»


Изготовление куклы «Колокольчик»



Изготовление куклы «Ангел»

Изготовление кукол:столбушка зимняя, крестец, лихорадка.

Спиридон поворотом колеса может полностью изменить вашу жизнь в нужную сторону.

Спиридона делают как куклу-мужчину. Как обычную стригушку, только нижний пучок соломы (мочала) делится на две части - ноги. И обязательный атрибут - колесо.

Куклу "Благодать" делали на святки и дарили со словами : "Не грусти, не унывай, рук не опускай". Кукла от хандры; пожелание достатка, благополучия, сытости и здоровых детей - это обозначается большой грудью. Колокольчик - кукла добрых вестей.

Родина этой куклы - Валдай. Оттуда пошли валдайские колокольчики. Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках. Колокольчик имеет куполообразную форму, а сверху напоминает солнышко.

Обряды Рождества.Ткань нужно брать обязательно светлых оттенков..

Творческие работы.

Весенние куклы

Изготовление куклы «Домашняя Масленица»


Изготовление куклы «Вербная»


Изготовление куклы «Веснянка»



Изготовление куклы «Пасхальная Голубка»


Изготовление куклы: первоцвет, пастушок, петушок.

Масленица. Обряды и традиции. Сама кукла традиционная узелковая - созданная из лоскутков без иголки с ниткой (так было принято делать обрядовые и обереговые куклы у славян, тела которых не должен был касаться металл - «не колотые, не резаные»). Блины будем шить и потом пришивать.

Такая кукла считается подарком и может заменять собой пасхальное яйцо. Издревле такие куколки готовились всегда перед праздником. Лицо и руки Вербницы делаются из красной ткани, символизирующей Пасху и Возрождение.

Куколку делаем, чтобы порадовать себя и близких и поддержать здоровье в весенние месяцы. Зимой она будет напоминать о солнечных днях. Храним её до следующей весны, до того момента, когда можно будет сделать новую куколку, а эту оставить на память о прошедших месяцах.

Обычаи и традиции Пасхи. Кукла «Пасхальная голубка» из серии Пасхальных кукол изготавливалась на Пасху. Кукла красного цвета («Пасха красная») напоминает голубку - символ Благой вести о Воскресении Христовом.

Летние куклы

Изготовление куклы «Семик и Семичиха»


Изготовление куклы «Жница»


Изготовление куклы «Покосница»


Изготовление куклы:

Кукла-работница, горошинка, суховейка, купавка.

«Семик и Семичиха» -

это - имена ритуальных кукол, которые пришли к нам из язычества. Их изготавливали для праздника: седьмая неделя после праздника Пасхи, канун Троицы, называлась семиковой.

Жницу делали перед жатвой. С ней детки, узелок с едой и сноп первого урожая. С началом жатвы обязательно надо смастерить Жницу с колосками нового урожая

Эта кукла - образ женщины во время сенокоса.

Покосница приближает ребёнка к древним традициям, как бы делая его участником взрослой работы. Игровую Покосницу взрослые делали детям во время сенокоса, чтобы развлечь и занять их, пока взрослые заняты.

Творческие работы

Осенние куклы

Изготовление куклы «Рябинка»

Изготовление куклы «Крупеничка»


Изготовление куклы: параскева, филлиповка, десятиручка

Кукла Рябинка - символ женской мудрости, материнства, домашнего очага. Она связана с деревом рябиной.

Познакомить детей с народным календарем, народными земледельческими праздниками и обрядами плодородия. Научить делать куклу-зерновушку (крупеничку).

Творческие работы

Девичьи куклы

Изготовление куклы:кукла на выхвалку, сонница,

Аграфена-купальница

Ознакомление с девичьими куклами и их изготовление.

Свадебные куклы

Изготовление куклы «Неразлучники»

Изготовление куклы «Мировое Древо»


Изготовление куклы «Красота»



Изготовление куклы «Хранительница приданного».

Кукла свадебная «Елочка»

Свадебные куклы. Традиции свадебного поезда.

Мировое дерево символизирует единство мира (крона - Небеса, ствол - Мир живых людей, корни - Подземное царство). Это своеобразная модель Вселенной и человека, где для каждого существа, предмета или явления есть своё место.

«Красота» олицетворяла молодость, красоту, умение, прощание с домом и принадлежность мужу, состояние перехода в женскую долю. Красная грудь - символ зрелости девушки. Куклу перед свадьбой делала невеста, используя свои навыки вышивки, ткачества, плетения поясов и кружева. По одежде этой куклы судили о мастерстве хозяйки." Красота" выставлялась на поднос со свадебным караваем, который пекла мать невесты.

Хранилась в сундуках, отгоняя своим еловым запахом моль.

Куклы в целительстве

Изготовление куклы «На здоровье»



Изготовление куклы «Кубышка-травница»



Изготовление куклы «Ловушка для снов»

Целительная кукла "На здоровье" делается только из льняных ниток, так как считается, что лён своими природными свойствами очень экологичен и забирая болезнь на себя, помогает человеку поправиться. Эта кукла ничем не украшается и не терпит суеты, а напротив, делать её надо, стараясь максимально пребывать в состоянии благости, сконцентрировавшись помыслами о больном человеке, для которого это делается.

Кубышка-травница наполнена душистой лекарственной травой. куклу надо помять в руках и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Кукла следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. такую куклу можно подвесить над кроватью ребенка, дать ему поиграть. Еще ее можно оставить у кровати больного.

Ловушку для снов делают обычно весной и располагают над кроватью. Она оберегает наш сон или сон ребёнка, улавливая, притягивая добрые сны и задерживая злые до первых лучей утреннего солнца, в которых они растворяются. Так любые сны теряют негативную окраску.

Организация и проведение творческого отчета за год

Подготовка работ к выставке, оформление выставки, подготовка праздника.

Подготовка работ к выставке, оформление выставки, подготовка и проведение праздника.

Учебно-тематический план 2 год обучения

№ п/п

Название раздела, темы.

теория

практика

Всего час

1

2

3

4

5

6

Введение. Техника безопасности. Инструменты, виды ткани, ниток и другие материалы

История народной куклы и русский костюм.

Типы и назначения кукол. Народные куклы.

Куклы из природных материалов.

Куклы на радость взрослым и детям.

Организация и проведение творческого отчета за год

1

2

8

2

6

1

1

3

22

4

20

2

2

5

30

6

26

3

Итого:

20

52

72

Содержание программы 2 год обучения.

Занятия включают материал:

1. Этнографию и историю:

- вводный разговор о Русской Народной кукле;

- рассказ об областях и местах бытования изучаемой куклы;

- обычаи и обряды, связанные с изучаемой куклой;

- рассказ о материалах, из которых делалась кукла.

2. Прикладную часть:

- инструктаж по технике безопасности;

- подготовка материала для изготовления куклы;

- изготовление куклы

1.Введение. Техника безопасности. Инструменты, виды ткани, ниток и другие материалы

Организация рабочего места, инструменты и материалы. ТБ при работе на уроках (как обращаться с ножницами, иголкой).

2. История народной куклы и русский костюм. История народной куклы, традиций, обычаев, связанных с куклами. Волшебство славянских кукол. Куклы из бабушкиного сундука. Традиционный русский костюм. Рассказ об истории русского костюма, о различии костюмов русских губерний. Показ презентаций.

3.Куклы наших бабушек. Типы и назначения кукол:

Информация о видах кукол (обрядовые, обереги, игровые), их функции и предназначении. - Знакомство с материалом, необходимым для изготовления куклы - лоскутки, нитки, ножницы, иголка, крупа. Рассказ о народном календаре, годовом круге праздников русского народа и проводимых обрядах, рассказ об осенних праздниках, о значение урожая и достатка в народной культуре, рассказ об игровых куклах и о няньках в русской народной культуре.

Показ образцов и ИЗГОТОВЛЕНИЕ КУКОЛ:
Святочной куклы «Коза»
Рождественской куклы «Окно радости»
новогодней куклы «Колокольчик»
«Птица Радость»
«Домовушка на бересте»
Изготовление куклы «Зольная кукла»
«Новгородская парочка».

Ознакомление с игровыми куклами на разный возраст (младенчество, подростковый возраст). Куклы в жизни женщины. Различия в изготовлении куклы и костюме куклы. Традиции и обряды разных народов России. Культура и быт. Куклы разных народов России.

Изготовление кукол: «Архангельская столбушка зимняя» ,
«Сергиево-Посадская столбушка», Барыня», « Вепская игровая» ,
«Калужская игровая» , изготовление Белозерской куклы, Изготовление куклы «Парочка» ,
Изготовление куклы «Куклак», Кукла «Архангельский мужичок»

Кукла «Городецкая барышня», «Каргопольская скалка» и др.

Изготовление кукол Нижегородской области, ознакомление с работами лучших мастеров. Оформление фотоальбомов, презентаций, выставок книг и творческих работ.

«Куклы в целительстве»

Изготовление куклы «На здоровье»
.Изготовление куклы «Куян»
Изготовление куклы «12 Лихоманок»
Изготовление куклы «От колик»
Изготовление куклы «Сударушка»

Изготовление куклы «Ловушка для снов».
«Куклы в жизни женщины»

Изготовление куклы «Молодуха на выхвалку»,
Изготовление куклы «Материнство» ,
Изготовление куклы «Материнство Дети-руки» ,
Изготовление куклы «Московка»,
Изготовление куклы «Рязанская мадонна с младенцем» ,
Изготовление куклы «Мать и дитя»,
Изготовление куклы «Женская суть»,
Изготовление куклы «Пеленашка».

Игра «Бабушкины куклы».

4. Куклы из природных материалов.

Ознакомление с природным материалом: солома, лен, пакля, береста. Изготовление из них кукол.

- Рассказ о бересте (как ее заготовить и обработать для изготовления куклы)

- изготовление берестяной куклы-столбушки.

5. Куклы на радость взрослым и детям.

Взгляд на изготовление куклы в современных условиях.

Малышок-голышок. На примере наряда куклы рассказать

об исконно русских деталях народного костюма. Их значение и необходимость в жизни. Сохранение народной культуры в современной одежде. Показать ребятам настоящий русский наряд и рассказать о нем.

Радужные пупсы. Изготовление кукол из бросового материала.

Игрушки-погремушки.

Куклы- тильды.

Куклы- мартинички.

Куклы в домашнем хозяйстве(кукла- грелка, кукла на чайник) и др.

Авторские куклы, их значение. Ознакомление с авторскими куклами.

Выполнение творческих работ.

Праздник «Моя любимая кукла»

6. Организация и проведение творческого отчета за год


Подготовка работ к выставке, оформление выставки, подготовка и проведение праздника.








Список литературы.


  1. Берестнева Е. Кукольный сндучок.- М.: Белый город,.2011

  2. Горичева В. С. Куклы. Ярославль: "Академия развития", "Академия, К", 1999.

  3. Жадан А. А. Жемчужины мысли. Минск "Беларусь", 1991.

  4. Зимина З.И. Текстильные обрядовые куклы. « Русская традиция», 2004г.

  5. Клиентов А. Народные промыслы. - Белый город, М, 2003

  6. Комарова С., Катушкин М. Кукольные люди. Культорологический очерк - СПб. Абрис, 1999.

  7. Крымова М. Создай успех и радость. - СПб.: ИД "Весь", 2000.

  8. Лихачева Т. Г. Моя подружка - мягкая игрушка. Ярославль: "Академия развития", "Академия, К", 2000.

  9. Нагель О.И. Художественное лоскутное шитье. - М, 2000

  10. Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. - Ярославль, 1997

  11. Телегина В. Начальная школа- №22 \ 97

  12. Трунов М. В., Китаев Л. М. Экология младенчества. Первый год. М.: "Ирис- Пресс", 1993
















22

© 2010-2022