• Преподавателю
  • Другое
  • «Специфика развития эстетического воспитания в России XIX – XXвв. » (из опыта работы)

«Специфика развития эстетического воспитания в России XIX – XXвв. » (из опыта работы)

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Специфика развития эстетического воспитания в России XIX - XXвв.»

(из опыта работы)


Эстетическое воспитание в России после петровских реформ развивалось по европейским канонам и включало занятия музыкой, пением, танцами, балы, различного рода ритуалы (парады, обрядовые мероприятия), домашние празднества.

Воспитание и образование в дворянской среде дифференцировалось по двум направлениям: существовало домашнее воспитание и образование и общественное (Царскосельский лицей, различные корпуса, Смольный институт, Институт благородных девиц и др.).

В домашнем воспитании возможности для насыщения эстетическим содержанием были более значительными. Поскольку домашнее воспитание и образование в силу целого ряда причин (в первую очередь из-за отсутствия у женщины равных прав с мужчинами) было по большей части привилегией женской части российского общества, то понятно, что сферы и возможности эстетического воздействия на жизнь девочки и девушки, а потом и женщины были значительно шире. В домашнем воспитании ведущее место занимали литература, музыка, домашний театр. С пяти-шести лет дворянских детей начинали учить искусству хореографии. Учили усердно и на протяжении длительного времени. Обучение танцам преследовало помимо эстетических еще и утилитарные цели. «Длительная тренировка придавала молодому человеку не только ловкость во время танцев, но и уверенность в движениях, свободу и непринужденность в постановке фигуры, что определенным образом влияло и на психический строй человека...». Параллельно с этими занятиями с ранних лет дворянские дети начинали выезжать на детские балы, а, повзрослев, выезжали в свет на настоящие балы.

Таким образом, мы можем с полным основанием утверждать, что практика семейного эстетического воспитания в дворянских семьях имела довольно основательные традиции. Для эстетического воспитания детей использовался арсенал многих видов искусства и при этом упор делался не на одном-двух видах, а на четырех-пяти, и продолжались такие занятия на протяжении 10-12 лет. Они были направлены на формирование вкусов, чувств изящества, умения ценить красоту, свободно и красиво общаться и др.

Обобщая традиции элитных учебных заведений по эстетическому воспитанию и образованию, можно говорить о наличии, во-первых, научно-философского и научно-педагогического подходов к этой проблеме. Это проявлялось в дифференциации обучения: упор на развитие чувственного познания на первом этапе с приоритетом преподавания словесности и изящных искусств (что в первую очередь и способствует развитию чувственного познания) и доминирование рационального познания на втором этапе. Во-вторых, как мы видели, на этом этапе теоретическое изучение словесности превращается в преподавание в лицее курса эстетики. Единство чувственного и рационального, реализующееся через содержание предметов, постоянное наличие устойчивого ряда предметов эстетического цикла на обоих этапах с их усложнением по мере обучения дает основание утверждать, что в ряде элитных учреждений, в частности, в Царскосельском лицее, существовала осознанно выработанная система эстетического воспитания и образования.

В подготовке офицеров также существовала система эстетического воспитания. Основательное внимание уделялось танцевальному искусству. Так, маршал Б. Шапошников пишет о том, что танцам их учил бывший танцор Большого театра Ершов и отношение к умению танцевать было таким, что «без умения танцевать вальс в отпуск не пускали». Не меньшую роль в подготовке офицера играла музыка, училищные оркестры. В свободное от занятий время оркестры помогали создавать эстетическую среду, умелым подбором музыкального репертуара способствовали формированию вкусов: «Этот оркестр и его изумительный дирижер, старый Крейнбринг, которого помнят древнейшие поколения александровцев, составляют вместе одну из московских достопримечательностей», - пишет А. Куприн.

Если для XIX в. эстетическое воспитание и образование были в основном уделом элиты и состоятельных людей, то с приходом советской власти была поставлена задача всеобщего эстетического воспитания. Смена акцентов в воспитании в целом, когда основные воспитательные функции начинает брать на себя общество, привело к тому, что с первых лет советской власти стала складываться система непрерывного эстетического воспитания. Но при этом вся система воспитания становится насквозь идеологизированной.

В области эстетического воспитания в советский период была продолжена традиция, в соответствии с которой искусству в деле воспитания отводилось значительное место. Воспитанный культурой прошлого А.Луначарский пишет, что искусство «организует эмоции как боевую силу, как воспитательную силу». И действительно, в годы советской власти (особенно в период после революции и до конца 40-х годов) эмоционально-эстетическая природа искусства стала мощным инструментом в первую очередь идеологического воздействия, безусловно, при этом выполняя свои родовые функции нравственно-эстетического формирования людей. Идея эстетического воспитания искусством свое начало брала в дошкольных воспитательных учреждениях, затем эстафету брала школа, которая была главным звеном в создавшейся системе воспитания. «Предметы эстетические: лепка, рисование, пение и музыка - отнюдь не являются чем-то второстепенным, какой-то роскошью жизни», указывалось в «Основных принципах единой трудовой школы».

Изъяв обучение танцевальному искусству, обязательное в дворянской среде и военных учебных заведениях прошлого, организаторы народного просвещения ввели в 20-е годы такой предмет, как ритмика. Если обучение танцам призвано было развивать индивидуальные эстетические вкусы, то обучение ритмике было направлено в первую очередь на то, чтобы человек осознал себя членом коллектива, чтобы он умел двигаться согласованно с другими. «Умение организованно двигаться и действовать как самостоятельно, т.е. найти и выявить свой индивидуальный ритм, так и согласованно с действиями своих товарищей, т.е. найти и удержать ритм коллектива. Ритмически организованное движение возможно лишь в том случае, если двигательный аппарат обладает гибкостью, эластичностью, податливостью. Ритмичный человек должен уметь приспосабливать свои движения и действия к требованиям момента, как в смысле временном, так и в пространственном». Таким образом, являясь моментом художественного воспитания, уроки ритмики, по сути, будучи частью физического развития школьника, вместе с тем представляли собой соединение эстетического элемента с физическим воспитанием.

Конечно, в школе первостепенное место среди предметов эстетического цикла занимала литература, но и другие виды искусства не оставались невостребованными.

«Основные положения о единой трудовой школе», принятые в октябре 1918 года в качестве основополагающего документа для создания советской общеобразовательной и общедоступной школы, в самом общем виде уже указывали, что школа не может ограничиться лишь изучением искусства, что нужен выход на более широкие эстетические просторы. И в школе предпринимались реальные попытки подхода к познавательной, учебной и трудовой деятельности человека, к его жизни на коллективистских принципах с эстетической точки зрения. В этом документе утверждалось, что жизнь ребенка, лишенная эстетического начала будет обескровленной. Но потом по идеологическим соображениям все это было забыто, и само понятие эстетика долго не встречалось ни в школьных программах, ни в языке учителей. После 1956 года в СССР снова стали появляться книги, статьи, программы по эстетике, и российские эстетики одними из первых при разработке теории эстетического воспитания поставили и теоретически обосновали вопрос о необходимости разграничения художественного и эстетического воспитания. Эти два вида воспитания разграничивались по целям и задачам. В процессе художественного воспитания и образования преследовались, кроме общеразвивающих целей, еще и цели подготовки подрастающих поколений к профессиональной художественной деятельности. В эстетическом воспитании искусство использовалось для выявления, формирования и развития чувственной сферы личности и ее способностей, которые в любом виде деятельности могут проявляться в создании любого продукта, предмета по законам красоты или законам эстетического творчества.

Когда в 1976 году Президиум Академии наук СССР поручил Институту философии заняться разработкой теории эстетического воспитания, работа началась с осмысления сделанного, достигнутого к тому времени в деле художественного и эстетического воспитания, затем началась и до нашего времени продолжается разработка выявленных нерешенных проблем и вопросов.

Эстетическое воспитание в наше время нацелено на выработку в личности чувства свободы, осознания необходимости свободы проявления всех творческих способностей и дарований личности, свободы проявления духа, в том числе и в выборе на огромном поле культуры современного человечества тех человекоформирующих и человекоразвивающих средств, которые в наибольшей мере отвечают чувствам, вкусу и потребностям личности.

При этом эстетики сосредоточили внимание не только на творческо-действенном характере высших человеческих чувств и эмоций, каковыми и являются и по существу и по природе эстетические эмоции, но и на их интегративном характере, естественно и органично сплавляющих высшие проявления чувств, мысли и воли человека и направляющих это единство на совершение благородных и благотворительных дел, поступков и действий. Работы В.Ф. Бирюкова, А.И. Бурова, А.Л. Венгер, В.К. Вилюнаса, Б.И.Додонова, Н.И. Киященко, Л. Лейзерова, А.Н. Лука, С.Х. Раппопорта, В.И.Самохваловой, Е.Н. Шапинской, Г.Х. Шингарова являют пример естественного движения от психологии, педагогики к эстетике и обратно.

Тем не менее, несмотря на отсутствие целостной теории эстетического воспитания, отдельные ее аспекты разрабатываются педагогами и на практическом уровне. В настоящее время определены (но не прописаны, не поддаются диагностике) критерии эстетической воспитанности, которых мы придерживаемся в своем исследовании. По мнению Б.Т. Лихачева и О.Дивненко, подлинная эстетическая воспитанность проявляется при наличии эстетического идеала и подлинно художественного вкуса, органически соединенных с развитой способностью к воспроизведению, любованию, суждению и художественно-эстетическому творчеству.


© 2010-2022