Работа в группе над тестовыми заданиями

Групповая форма работы в современной школе одна из востребованных форм работы, которая призвана способствовать формированию коллаборативной среды в классе, развитию учебного потенциала школьников, вовлечение всех в работу на уроке.Главная цель работы в группе –обмен мнениями по определенной проблеме, размышление над проблемой, поиск правильного решения проблемы. Участники группы критически осмысливают в процессе обсуждения проблему, оценивают по критериям итоги своей работы
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Огурцова Марина Викторовна,

учитель истории

школы-гимназии № 32

города Астаны


Методические рекомендации

Работа в группе над тестовыми заданиями


Групповая форма работы в современной школе одна из востребованных форм работы, которая призвана способствовать формированию коллаборативной среды в классе, развитию учебного потенциала школьников, вовлечение всех в работу на уроке.

Главная цель работы в группе -обмен мнениями по определенной проблеме, размышление над проблемой, поиск правильного решения проблемы. Участники группы критически осмысливают в процессе обсуждения проблему, оценивают по критериям итоги своей работы

Работа с тестовыми заданиями может строиться индивидуально, фронтально и в группе.

При групповой работе над тестовыми заданиями используется множество форм и методов запоминания, тем самым задействуются различные виды памяти.

Для групповой работы характерно так же и непосредственное взаимодействие и сотрудничество между учащимися, которые, таким образом, становятся активными субъектами собственного учения и взаимообучения через диалог.

Мерсер (2005) показал, что взаимодействие в группе сверстников играет важную роль в обучении. Когда учащиеся работают в парах или в группах, они вовлечены во взаимодействие, которое является более «симметричным», чем взаимодействие в форме беседы «учитель-ученик».

Александер (2004) утверждает, что беседа в обучении не является односторонним процессом общения, а , наоборот, - взаимным процессом, в котором идеи приходят в двух направлениях и на этой основе продвигается обучение ученика вперед.

Социальное взаимодействие в ходе занятий играет важную роль в обучении. Общение в ситуациях «учитель-ученик», и «ученик-ученик» составляет значимую часть построения значения и развития понимания.

Социальное взаимодействие может строиться в парах, в малых группах и в больших группах.

В парах и группах учащиеся могут получать как одинаковые задания, так и разные и разноуровневые. Деление на группы осуществляется различными способами: случайный выбор, деление по уровню знаний. Внутри каждой пары или группы обязательно распределение ролей, контроль за действиями учащихся со стороны участников группы или учителя.

Для плодотворной работы в группе необходимо разработать правила работы в группе и критерии оценивания работ. Критерии оценивания может дать учитель, могут разработать сами учащиеся.

В 10-11-х классах одним из направлений работы учителя на уроке является подготовка учащихся к ЕНТ.

Для активизации познавательной деятельности, мыслительных процессов и различных видов памяти необходимо применять различные формы организации учебного процесса.

В начале каждого урока учащиеся повторяют домашнее задание (5 минут) работая в паре. Работа в паре предполагает взаимоопрос и взаимообучение. В ходе работы друг с другом учащиеся помогают друг другу дополнить знания, запомнить факты и события, проработать тестовые задания. В паре выявляется уровень подготовленности учащихся, учащийся сам понимает на сколько хорошо или плохо усвоена определенная тема.Работа в группе над тестовыми заданиями

Работа в малых группах дает возможность всем учащимся быть задействованными в работе над определенной проблемой. Малая группа состоит из 3-4 человек. Учитель каждой группе может дать различные задания или одинаковые. Если задания различные, то учащиеся могут перейти к взаимообучению учащихся из других групп или презентуя для всех свою работу. Если у всех групп задания одинаковые, то учащиеся переходят к обмену мнениями по проблеме, предлагают другим группам тестовые задания. Критерии оценивания для разных видов работ различные.

Большие группы (5-7 человек) создаются для большого объема работы, распределяются роли в группе. Задания выполняет вся группа, презентовать работу может вся группа или ее спикеры. Одним из видов работ в большой группе может стать составление ментальных карт.

Ментальная карта - эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи для анализа и систематизации информации. Ментальная карта дает возможность создать зрительный образ определенной темы, выделить главное, эффективно использовать время для записи. Использование цвета для записи даст возможность задействовать и зрительные образы для запоминания тестовых заданий. Работа в группе над тестовыми заданиями

Тони Бьюзен (Tony Buzan), автор техники ментальных карт, предлагает перестать учащимся бороться с собой и начать помогать мышлению. Для этого нужно только обнаружить неоспоримую связь между эффективным мышлением и памятью и спросить, что именно способствует запоминанию.

Бьюзен предлагает действовать следующим образом.

Вместо линейной записи использовать радиальную. Это значит, что главная тема, на которой будет сфокусировано наше внимание, помещается в центре листа. То есть действительно в фокусе внимания.

Записывать не всё подряд, а только ключевые слова. В качестве ключевых слов выбираются наиболее характерные, яркие, запоминаемые, «говорящие» слова.

Ключевые слова помещаются на ветвях, расходящихся от центральной темы. Связи (ветки) должны быть скорее ассоциативными, чем иерархическими. Ассоциации, которые, как известно, очень способствуют запоминанию, могут подкрепляться символическими рисунками.

Следующей работой в большой группе моет стать кластер- графический способ организации информации в виде грозди. В кластере необходимо выделить тему, смысловые единицы и понятия, термины, установление причинно- следственных связей между отдельными блоками. Кластер поможет учащимся получить представление о ключевых понятиях темы, о деталях темы, опираясь на визуально-словесную информацию, структурированную в кластере. Учащиеся на флипчате выполняют работу затем проводят презентацию. Оценивают и взаимооценивают работу групп по критериям.Работа в группе над тестовыми заданиями

Интеллектуальные игры на уроках закрепляют не только знания учащихся, но и развивают логическое мышление, расширяют кругозор, создают эмоционально отношение к историческому событию. Интеллектуальная игра требует мобилизации всех знаний учащихся по определенной проблеме, заставляет расширять свой кругозор, повышает интерес к изучению исторического прошлого.Работа в группе над тестовыми заданиями

Интеллектуальные игры помогают избежать механического запоминания тестовых заданий. Например, игра «Пресс-конференция с исторической личностью» дает возможность отработать тестовые вопросы, связанные с деятельностью исторической личностью. Игра «Кто я?» так же способствует отработки тестовых заданий. Если в первой игре учащимся задают тестовые задания, то во второй игре учащиеся должны сами задавать вопросы для выяснения своей личности.

Соревновательный командный дух хорошо проявляется при проведении викторин, дает возможность проверить качество усвоения учебного материала и закрепить и расширить знания учащихся.

Данные формы парной и групповой работы помогут учащимся задействовать все виды памяти, перейти от механического запоминания к осмысленному пониманию и запоминанию учебного материала. Кроме того способствуют формированию коллаборативной среды в классе, развитию коммуникативных способностей, способностей к самооцениванию и взаимооцениванию, развитию познавательной активности учащихся.


© 2010-2022