Составляющие компоненты интегративного воспитания личности школьника

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Составляющие компоненты интегративного воспитания личности школьника».

Малышева Надежда Викторовна. МКОУ Бобровская СОШ №2.

Перед современным преподавателем ввиду специфических особенностей времени стоит сложная и в то же время интереснейшая задача - воспитание целостной гармоничной личности, способной в будущем принимать сложные решения, найти своё место в столь неоднозначном временном континууме. Самодостаточная личность может быть сформирована только в интегративном педагогическом процессе. Преподаватель XXI обязан учитывать все факторы, способствующие достижению данной цели. Известно, что идеи целостности педагогического процесса появились относительно недавно - только в начале XIX в., что было обусловлено успешным развитием естествознания, антропологизацией философского знания и диалектики, интеграцией наук о человеке.

В данной статье будут рассмотрены компоненты целостного воспитания личности ученика. И первый из них - это формирование мировоззрения как целостной системы научных, философских, нравственных, культурных, социально-политических взглядов на мир. Важно создать чёткий абрис природы, общества, мышления, которым впоследствии школьник будет руководствоваться в жизни. Мало того, что мировоззрение формирует у человека целостный взгляд на мир, также оно помогает понять свою собственную индивидуальность, составить представление о самом себе и своём месте в окружающем мире. Цель педагога - помочь становящейся личности структурировать свои качества и свойства. Обязательно нужно учитывать возрастные возможности формирования мировоззрения, ведь, например, ученик начальных классов будет слишком юн для овладения диалектико-материалистической концепцией мира. Нельзя в этом компоненте обойти вопрос, касающийся религии. На протяжении многих веков религиозное воспитание было единственной педагогически продуманной системой. Закон же Российской Федерации "Об образовании" говорит о светском характере образования в школе, и соответственно о формировании у учащихся научного мировоззрения. Соединяя в себе сложную совокупность ценностных отношений человека к окружающей действительности, научное мировоззрение интегрирует все свойства и качества личности, объединяет их в единое целое, определяет социальную ориентацию, личностную позицию, тип гражданского поведения и деятельности.

Второй компонент системы - гражданское воспитание, ведущей целью которого является формирование гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу, стремление к улучшению жизни общества свой страны, патриотизм, чувство собственного достоинства, дисциплинированность. Корни гражданского воспитания уходят в античность, ведь ещё Платон и Аристотель говорили о важности данного компонента педагогики. Но более целесообразной мне представляется идея народности в воспитании, предложенная К.Д.Ушинским, основанная на учете особенностей русского менталитета, развитии национального самосознания, воспитания гражданина. Что касается патриотического воспитания, здесь важно ознакомление учеников с государственными символами Российской Федерации: гимн, герб, флаг. В целом, гражданское воспитание предполагает формирование у учащихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры, что достигается в процессе знакомства с жизнью и деятельностью выдающихся личностей своей страны. Не менее важно привитие правовой культуры личности школьника ввиду предотвращения правонарушений в детской среде. Задачи правового воспитания - довести до сознания учеников требования правовых норм, добиться того, чтобы эти требования приобрели для них личностный смысл.

Формирование основ нравственной культуры личности - третий компонент интегративного воспитания. Важно сформировать в представлении школьника верное соотношение таких понятий как сущее и должное, всячески способствовать развитию таких качеств и свойств как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, коллективизм. Нравственные нормы определяют порядок взаимоотношений с обществом, коллективом, другими людьми. Воспринимая требования морали как правила жизни, социум вырабатывает понятие нравственного идеала, т.е. образец нравственного поведения, к которому стремятся взрослые и дети, считая его разумным. Также в рамках этого компонента важно воспитание гуманности, которая находит свое выражение в признании ценности человека. Необходимо донести до школьника важность дружелюбия, рефлексии, эмпатии, готовности помочь, внимательности к окружающим людям. К важному условию воспитания гуманности относится организация коллективной учебной, общественно полезной деятельности. Также важно изучение в ходе учебного процесса биографий ученых, их творческой деятельности, жизненных принципов, нравственных поступков с ведущей воспитательной целью. Анализ в ходе уроков проблем добра и зла, социальной справедливости и несправедливости вводит учащихся в сложный мир человеческих взаимоотношений, учит понимать и ценить идеи гуманизма, их общечеловеческий характер. А. С. Макаренко рассматривал дисциплину как нравственное и политическое явление, несовместимое с неуважением к общественному порядку. Посему нужно прививать соблюдения порядка, установленного в школе. Ведь именно со школьной дисциплины начинается соблюдение дисциплины общественной. Преподаватель должен ознакомить учащихся с нормами этикета, культурой общения, культурой речи. Одно из направлений работы по формированию культуры поведения составляет воспитание эстетического отношения к предметам и явлениям повседневной жизни - рациональной организации своего жилища, аккуратности в ведении домашнего хозяйства, поведения за столом во время приема пищи. Культура поведения детей в значительной мере формируется под влиянием личного примера учителей, родителей, старших школьников, традиций, общественного мнения, сложившихся в школе и семье. Также важным элементом формирования нравственной культуры личности является экологическое воспитание - осознание ответственности за природу, за будущее своей планеты, рациональное и бережное отношение к окружающему миру.

Четвёртый компонент целостного воспитания личности - трудовой. Труд был и остается необходимым и важным средством развития психики и нравственных представлений личности. Трудовая деятельность должна стать для школьников естественной физической и интеллектуальной потребностью. Учебный труд учащегося включает в себя труд физический и умственный. Привычка именно к повседневному умственному труду имеет большое значение для всех видов трудовой деятельности. Общественно полезный труд организуется в интересах членов всего коллектива и каждого ребенка в отдельности. Производительный труд предполагает участие школьников в создании материальных ценностей, вступление в производственные отношения. Участие в производительном труде развивает у учащихся профессиональные интересы. Трудовое воспитание составляет фундамент творческой активности и результативности в учебной деятельности, в гражданском и нравственном становлении личности. Что касается профориентации учащихся: школьники нуждаются в квалифицированном совете на этапе выбора профессии, поддержке и помощи в начале профессионального становления, которую должны предоставлять как родители, так и преподаватели.

Пятый компонент интегративного воспитания - формирование эстетической культуры, направленной на развитие способности личности к полноценному восприятию и пониманию прекрасного в искусстве и действительности. Воспитанию эстетического отношения к природе активно способствуют беседы и конференции по произведениям художественной литературы. Педагогам следует чаще обращаться к произведениям писателей, композиторов, художников, воспевших красоту природы.

Шестой компонент - воспитание физической культуры личности. Задачи - содействие правильному физическому развитию детей, повышение их работоспособности, закаливание, охрана здоровья; развитие основных двигательных качеств; формирование жизненно важных двигательных умений и навыков; воспитание устойчивого интереса и потребности в систематических занятиях физической культурой; приобретение необходимого минимума знаний в области гигиены и медицины, физической культуры и спорта.

Для достижения целей, поставленных в каждом из шести компонентов интегративного воспитания личности необходимо введение факультативных занятий. На собственном опыте убеждена (я провожу факультатив «Милосердие» у школьников пятых классов), что практика внеурочных часов необходима для проведения тех воспитательных работ, на которые в ходе стандартного урока не хватает просто времени. Также важно привлечение учеников к общественным мероприятиям, культурной жизни города, посещение музеев и театров, защита различных проектов на темы родословной, истории родного края, применение в ходе учебного процесса интерактивных технологий. И, конечно же, сам преподаватель должен не забывать о том, что именно он являет собой пример сформированной гармоничной личности для детей, к которым он приходит ежедневно в класс.

© 2010-2022