Статья Модель творческой образовательной среды в школе VIII вида

С целью обновление  образовательной среды, способствующей эффективному обучению  и социализации детей с нарушением интеллекта, включая детей со сложной структурой дефекта, представлена модель творческой образовательной среды. Участниками являются все субъекты образовательного процесса. Особенностью данной модели является то, что театральная деятельность детей рассматривается не в качестве дополнительной, сопровождающей учебно–воспитательный процесс, а в качестве равноправной деятельности, создаю...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОДЕЛЬ ТВОРЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ШКОЛЕ VIII ВИДА

Файрушина Елена Павловна, учитель социально-бытовой ориентировки ГБОУ РХ «Черногорская специальная (коррекционная) школа-интернат»

В ГБОУ РХ «Черногорская специальная (коррекционная) школа-интернат» создана и апробирована модель творческой образовательной среды для детей с нарушением интеллекта. Данная модель организована и апробирована в условиях экспериментально-исследовательской деятельности.

ЦСтатья Модель творческой образовательной среды в школе VIII видаСтатья Модель творческой образовательной среды в школе VIII видаСтатья Модель творческой образовательной среды в школе VIII видаСтатья Модель творческой образовательной среды в школе VIII видаСтатья Модель творческой образовательной среды в школе VIII видаСтатья Модель творческой образовательной среды в школе VIII видаСтатья Модель творческой образовательной среды в школе VIII видаСтатья Модель творческой образовательной среды в школе VIII видаСтатья Модель творческой образовательной среды в школе VIII видаСтатья Модель творческой образовательной среды в школе VIII видаСтатья Модель творческой образовательной среды в школе VIII видаель: обновление образовательной среды, способствующей эффективному обучению и социализации детей с нарушением интеллекта, включая детей со сложной структурой дефекта.

УСтатья Модель творческой образовательной среды в школе VIII видаСтатья Модель творческой образовательной среды в школе VIII видаСтатья Модель творческой образовательной среды в школе VIII видаСтатья Модель творческой образовательной среды в школе VIII видачастники: все субъекты образовательного процесса.



Статья Модель творческой образовательной среды в школе VIII вида







Описание модели организации педагогического процесса

Особенностью данной модели является то, что театральная деятельность детей рассматривается не в качестве дополнительной, сопровождающей учебно-воспитательный процесс, а в качестве равноправной деятельности, создающей условия для системного, непрерывного и дифференцированного развития познавательной, социальной, творческой деятельности ребёнка в условиях школьного образования. Существенным является тот факт, что мы говорим не о традиционной театрализованной деятельности, а именно о театральной деятельности, включающей различные средства театрального искусства в целом, адаптированных к условиям школьного образовательного учреждения для детей с нарушением интеллекта. Действующая модель предполагает, прежде всего, синтез в ней общей программы образовательного учреждения с психологическим сопровождением коррекции имеющихся недостатков и развития детей, а также гармоничного соединения теоретического, практического и поведенческого аспекта развития индивидуальности ребёнка в условиях его включения в театральную деятельность.

В основе модели лежат следующие принципы:

1. Демократизации - доступность для всех детей, педагогов и родителей школы театральной деятельности, сотрудничество их в творческом педагогическом процессе.

2. Непрерывности и преемственности - модель выстраивает систему общего развития, образования и воспитания в едином непрерывном процессе и пространстве: начальная школа, основная школа, внеурочное время, дополнительное образование, сотрудничество с ДОУ, учреждениями культуры.

3. Дифференциации - по интересам, склонностям, используя широкий выбор средств театрально-игровой деятельности: теневой театр, инсценировка, художественной чтение, настольный театр, куклы бибабо, пальчиковые куклы, фланелеграф, сюжетно-ролевые игры, хоровое пение и др.

4. Интеграции - интеграция общего образования с дополнительным; интеграция знаний с опытом жизнедеятельности и опытом сценического проживания различных социальных ролей; интеграция воспитательного и образовательного процесса на основе театральной деятельности детей, педагогов и родителей; интеграция воспитательных возможностей ОУ и других социально-образовательных учреждений.

Диагностика определяет психофизическое развитие, соматическое здоровье, индивидуальные типологические особенности обучающмхся. На основе диагностики творческая и познавательная деятельность детей 1-9 классов выявляется и развивается системно и целенаправленно. Общее развитие личности, адекватная самооценка своих возможностей и своего поведения, происходящие в условиях театральной деятельности, служат базисом развития ребёнка, а в дальнейшем позволят личности более успешно социализироваться в окружающем мире. Результаты диагностики обучающихся 1-9 классов позволяют спланировать коррекционно-развивающую работу, которую реализуют педагоги в учебном и воспитательном процессе через различные формы. По утвержденным рабочим программам учителя, педагоги дополнительного образования и по воспитательным планам воспитатели проводят занятия, включающие средства театрально-игровой деятельности, способствующие развитию коммуникативных, речевых навыков, психоэмоциональной сферы. Мероприятия, которые проводят педагоги с учащимися 1-9 классов, являются своеобразным отчётом и критерием эффективности применения в обучении и воспитании средств театрально-игровой деятельности.

Модель организации педагогического процесса является системой открытой и, естественно, она испытывает влияние факторов из вне. К ним относятся социум, семейное воспитание, культурно-информационная среда, окружающая ребёнка. Они могут, с одной стороны способствовать эффективности функционирования модели, и тормозить эту эффективность, с другой. Модель предусматривает открытость образовательной организации для взаимодействия с различными институтами детства, образования и культуры.

Модель творческой образовательной среды для детей с нарушением интеллекта в условиях применения театральной деятельности обеспечивает полноценное школьное образование, а организация жизни детей в ОУ такова, что даёт возможность ребёнку проявить себя как личность, способствует социокультурному самоопределению, повышению социальной субъектности, успешной социализации.

  1. Любинский, И.Л. Театр для детей/ И.Л.Любинский. - М.: Детская литература. - 1965.

  2. От упражнения к спектаклю: Сб. статей. - М., 1974 (Библиотечка «В помощь художественной самодеятельности». - Вып. 4).

  3. Программы общеобразовательных учреждений. Театр. 1 - 11кл. М.: Просвещение. 1995.

  4. Рубина Ю.И. Основы педагогического руководства школьной театральной самодеятельности. -М.: Просвещение. 1974.



© 2010-2022