- Преподавателю
- Другое
- Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины ОП. 04 «Основы физиологии кожи и волос»
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины ОП. 04 «Основы физиологии кожи и волос»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Михайловская Т.В. |
Дата | 18.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХМАО-ЮГРЫ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХМАО-ЮГРЫ
НЯГАНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины
ОП.04 «Основы физиологии кожи и волос»
Составитель:
Михайловская Татьяна Васильевна
Преподаватель спецдисциплин
г.Нягань 2014
Учебная дисциплина ОП.04 «Основы физиологии кожи и волос» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии «Парикмахер». Дисциплина является общепрофессиональной и входит в профессиональный цикл1.Одним из важнейших условий прочности и действенности формируемых у студентов знаний, умений и навыков является осуществление межпредметных связей в процессе изучения дисциплины «Основы физиологии кожи и волос».
Межпредметные связи проявляются в единстве трактовки аналогичных понятий, раскрываемых в программах и учебниках взаимосвязанных предметов, в рациональном отборе учебного материала, в базировании его на одних и тех же основополагающих законах и теориях.Так, изучаемая дисциплина ОП.04 «Основы физиологии кожи и волос» связана с общеобразовательной программой ОП.03 «Санитария и гигиена» - умение соблюдать санитарные требования, предупреждать профессиональные заболевания и знаний профилактику профессиональных заболеваний, основы гигиены кожи и волос, и с профессиональными модулями: МДК.01.01 «Стрижки и укладки волос», МДК.02.01 «Химическая завивка волос», МДК.03.01 «Окрашивание волос», МДК.04.01 «Искусство прически» - выполнять подготовительные работы по обслуживанию клиентов по осмотру кожи головы и волос клиента.
В ходе обучения необходимо решить следующие задачи:
- познакомить обучающихся с особенностями роста и развития волос разного типа, фактуры и в зависимости от этого научить выбирать способы стрижки, укладки, химической обработки и т.д.;
- дать информацию о видах микроорганизмов, оказывающих
влияние на здоровье человека (это важно для создания соответствующих условий труда, обеспечения санитарии и гигиены парикмахерских услуг);
- показать клинические признаки различных заболеваний кожи, волос и ногтей с тем, чтобы в будущей профессиональной деятельности студенты могли выявлять эти заболевания и осуществлять их профилактику. Изучение основных направлений дисциплины способствует формированию осознанного подхода к освоению выбранной профессии, развитию умений анализировать текущие ситуации, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценивать и корректировать собственную деятельность, нести ответственность за результаты своей работы.
Максимальная учебная нагрузка дисциплины ОП.04 «Основы физиологии кожи и волос» 60 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки 40 часов и самостоятельной работы студентов 20 часов.
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных занятий, тестирования, а также выполнения студентами практических заданий и самостоятельных работ. Учебная дисциплина « Основы физиологии кожи и волос» является специальной дисциплиной, устанавливающей базовые знания для получения профессиональных знаний и умений.
Изучение программного материала должно способствовать формированию у студентов научного представления о строении, функциях и свойствах кожи и волос.
При изучении дисциплины необходимо постоянно обращать внимание студентов на её характер, показывать, где и когда изучаемые теоретические положения могут быть использованы в будущей практической деятельности.
Освоение дисциплины предполагает практическое осмысление её разделов и тем на практических занятиях, в процессе которых студент должен закрепить и углубить теоретические знания, приобрести необходимые умения.
В результате освоения дисциплины студент должен:
Уметь:
-применять нормативную документацию по санитарно-эпидемической обработке;
-выполнять дезинфекцию и стерилизацию инструментов и контактной зоны;
-выполнять правила личной гигиены;
-определять наличие дерматологических проблем кожи, головы и волос
- определять типы, фактуру и структуру волос;
Знать:
-введение в микробиологию и эпидемиологию;
-болезни, передаваемые контактно-бытовым путём;
-основы гигиены парикмахерских услуг;
-санитарные нормы и требования в сфере парикмахерских услуг.
-типы, фактуру и структуру волос;
-болезни кожи и волос, их причины;
-профилактику заболеваний кожи и волос
Студент должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Изучение программы позволит студенту сформировать представления о роли и месте знаний по дисциплине в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы по профессии в будущей профессиональной деятельности.
Курс «Основы физиологии кожи и волос» содержит следующие темы:
Основы организации труда в парикмахерском деле
Право на организацию трудовой деятельности. Организация условий труда. Гигиена, санитария и производственный контроль при организации труда. Санитарно-эпидемические требования к парикмахерским. Основные правила по оказанию первой помощи при несчастных случаях.
Основы строения и физиологии кожи, волос и ногтей.
Общее представление об организме человека. Кожа и ее значение в жизнедеятельности организма. Общая характеристика, строение функции кожи. Значение волос в жизнедеятельности организма
Характеристика, типы и виды волос. Строение, рост и развитие волос. Повреждение волос. Общее представление о ногтях.
Основы микробиологии.
Наука микробиология и роль микроорганизмов в природе. Виды микроорганизмов. Бактерии. Грибы. Вирусы. Действие факторов внешней среды на микроорганизмы. Микробы в окружающей среде.
Основы эпидемиологии
Понятие о науке эпидемиологии
Факторы воздействия патогенных микроорганизмов на организм человека. Характеристика эпидемического процесса. Общая характеристика инфекционных заболеваний.
Характеристика противоэпидемических мероприятий
Противоэпидемические мероприятия . по борьбе с распространением инфекций, по созданию иммунитета к заболеваниям.
Основы дерматологии
Понятие о науке дерматологии. Болезни кожи. .Болезни, передаваемые парентеральным путем.
Болезни, передаваемые контактно-бытовым путем.
Болезни, передаваемые воздушно-капельным путем
Профессиональные заболевания парикмахеров.
Гигиенический уход за волосами, кожей и ногтями.
Перечень практических занятий:
Практическое занятие №1. Санитарно-эпидемические требования к парикмахерским.
Самостоятельная работа №2. Подготовить эссе на тему: «Влияние здорового образа жизни на трудовую деятельность человека».
Практическое занятие № 3. «Определение типов кожи». .
Практическое занятие №4.«Волосы в жизнедеятельности организма».
Практическое занятие № 5 «.Гигиенический уход за кожей и волосами».
Практическое занятие № 6. «Алгоритм диагностики волос».
Практическое занятие № 7. «Анализ химического состава волоса».
Практическое занятие № 8. Составление схемы строения стержня волоса».
Практическое занятие № 9. «Действие факторов внешней среды на микроорганизмы».
.Практическое занятие №10. «Составление рисунка микробной клетки».
Практическое занятие № 11. « Болезни кожи и волос».
Практическое занятие № 12. Отработка навыков дезинфекции инструментов парикмахера.
Практическое занятие №13 «Понятие о дерматологии».
Практическое занятие № 14. «Разработка индивидуальной программы ухода за кожей».
Практическое занятие № 15. «Разработка индивидуальной программы ухода за волосами.
Перечень внеаудиторных самостоятельных работ:
Самостоятельная работа №1. Подготовить сообщение на тему: «Организация профилактических мероприятий при обслуживании посетителей».
Самостоятельная работа №2. Подготовить эссе на тему: «Влияние здорового образа жизни на трудовую деятельность человека».
Самостоятельная работа №3..Подготовка сообщений по темам
«Интересные факты о коже», «Специфические обменные процессы кожи», « Уход за кожей».
Самостоятельная работа №4. Подготовить сообщение по теме «Жизненные функции волос и их химический состав».
Самостоятельная работа №5. Подготовка сообщений по темам «Строение бактериальной клетки»., «Физиология микробов».
Составление мультимедийной презентации «Действие факторов внешней среды на микроорганизмы».
Самостоятельная работа №6. Подготовка сообщений по теме: «Микрофлора здорового человека».
Самостоятельная работа №7. Подготовка сообщений по темам:
1 Дермалогия как наука, её задачи.
2 Пути проникновения в организм возбудителей кожных заболеваний.
3 Признаки болезней кожи.
4 Врождённые особенности и недостатки кожи и волос.
5Себорея, виды.
Самостоятельная работа № 8 Подготовитьэссе по темам:
-
Болезни, передаваемые парентеральным путём.
-
Болезни, передаваемые контактно - бытовым путём.
-
Болезни, передаваемые воздушно - капельным путём
Самостоятельная работа №:9.
Написание рефератов на темы: «Себорея», «СПИД».
Самостоятельная работа №10. Подготовка сообщений по темам: «Врождённые особенности кожи», «Профилактика болезней кожи и волос».
Вопросы для подготовки к зачёту:
-
Перечислите три слоя кожи.
-
Из каких слоёв состоит эпидермис?
-
Из каких слоёв состоит дерма?
-
Какие функции выполняет гиподерма?
-
Дать определение понятию « иннервация кожи».
-
Выполнить рисунок строения кожи в конспекте с указанием слоёв, рецепторов и кровеносных сосудов.
-
Что происходит с кровеносными сосудами во время жары и холода?
-
Каким образом происходит питание эпидермиса?
-
Объяснить понятие «кератин».
-
Объяснить понятие «меланин».
-
Расскажите о строении волоса в продольном направлении.
-
Из каких слоёв состоит волос в поперечном сечении?
-
Какими свойствами обладает волос?
-
Какие волосы одновременно растут на теле человека?
-
Расскажите о фазах роста волос.
-
Дать определение понятиям: « эккринные железы», «апокринные железы».
-
Для чего служит секрет сальных желёз?
-
Что является последствием чрезмерного выделения кожного жира?
-
Расскажите о строении ногтя.
-
Выполнить кроссворд по теме: « Кожа и её придатки».
-
Сделать презентацию по теме: « Кожа и её придатки».
-
Назовите факторы, вызывающие кожные болезни.
-
Расскажите о заболевании «себорея».
-
Объясните причины возникновения перхоти.
-
Дайте определение понятию «гипергидроз»
-
Назовите причины облысения.
-
Перечислите аномалии пигментации кожи.
-
Какие бактерии вызывают гнойничковые заболевания?
-
Что располагает к развитию пиодермитов?
-
Перечислите стафилококковые и стрептококковые пиодермиты. Чем они отличаются?
-
Что является профилактикой гнойничковых заболеваний?
-
Назовите причины возникновения грибковых заболеваний.
-
Каким образом может произойти заражение грибковыми заболеваниями в парикмахерской?
-
Перечислите грибковые заболевания кожи.
-
Что является профилактикой грибковых заболеваний?
-
Перечислите заболевания вызываемые животными паразитами.
-
Каким образом может произойти заражение чесоткой?
-
Назовите виды вшей.
-
Какие зоны головы преимущественно поражают вши?
-
Каким образом может произойти заражение педикулёзом
-
Как классифицируются новообразования (опухоли) кожи?
-
Какие факторы оказывают влияние на образование опухолей кожи?
-
Перечислите доброкачественные опухоли кожи.
-
Перечислите злокачественные опухоли кожи.
-
Где образуются раковые клетки при базалиоме?
-
Что способствует развитию меланомы?
-
Каким образом происходит заражение герпесом?
-
Как проявляется герпес на теле человека, его локализация.
-
Перечислите виды бородавок.
-
Что способствует появление бородавок на теле человека?
-
Перечислите факторы, вызывающие профессиональные заболевания кожи.
-
Назовите причины, вызывающие экзему.
-
Чем отличается контактный дерматит от аллергического дерматита?
-
Что является профилактикой профессиональных заболеваний кожи?
-
Что изучает отрасль медицины «Венерология»?
-
Перечислите венерические заболевания.
-
Назовите источники заражения гонореей.
-
Какие осложнения может вызвать гонорея?
-
Что может являться источником заражения сифилисом?
-
Какие периоды различают у сифилиса?
-
Что необходимо знать парикмахеру о заболевании сифилисом?
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.04. «Основы физиологии кожи и волос»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Дата
Самостоятельная работа
Уровень освоения
1
2
3
4
ОП.04. Основы физиологии кожи и волос
Тема1.
Основы организации труда в парикмахерском деле
Подтема, содержание
-
Основы организации труда в парикмахерском деле
Право на организацию трудовой деятельности. Организация условий труда. Гигиена, санитария и производственный контроль при организации труда. Санитарно-эпидемические требования к парикмахерским. Основные правила по оказанию первой помощи при несчастных случаях.
2-2
1
Самостоятельная работа №1. Подготовить сообщение на тему: «Организация профилактических мероприятий при обслуживании посетителей».
2
2
Лабораторная работа
Практическое занятие №1. Санитарно-эпидемические требования к парикмахерским.
Самостоятельная работа №2. Подготовить эссе на тему: «Влияние здорового образа жизни на трудовую деятельность человека».
2
2
Тема 2.
Основы строения и физиологии кожи, волос и ногтей.
Подтема, содержание
-
Основы строения и физиологии кожи, волос и ногтей.
Общее представление об организме человека. Кожа и ее значение в жизнедеятельности организма. Общая характеристика, строение функции кожи. Значение волос в жизнедеятельности организма
Характеристика, типы и виды волос. Строение, рост и развитие волос. Повреждение волос. Общее представление о ногтях.
2-6-
1
Самостоятельная работа №3..Подготовка сообщений по темам
2
2
«Интересные факты о коже», «Специфические обменные процессы кожи», « Уход за кожей».
Практическое занятие № 2. «Составление схемы строения кожи».
2-8
2
Практическое занятие № 3. «Определение типов кожи». .
2-10
2,3
Практическое занятие №4.«Волосы в жизнедеятельности организма».
2-12
2
Практическое занятие № 5 «.Гигиенический уход за кожей и волосами».
2-14
2,3
Практическое занятие № 6. «Алгоритм диагностики волос».
2-16
2,3
Практическое занятие № 7. «Анализ химического состава волоса».
2-18
2,3
Практическое занятие № 8. Составление схемы строения стержня волоса»
2-20
2
Самостоятельная работа №4. Подготовить сообщение по теме «Жизненные функции волос и их химический состав».
2
2
Тема3.Основы микробиологии
Подтема, содержание
-
Основы микробиологии.
Наука микробиология и роль микроорганизмов в природе. Виды микроорганизмов. Бактерии. Грибы. Вирусы. Действие факторов внешней среды на микроорганизмы. Микробы в окружающей среде.
2-22
1
Самостоятельная работа №5. Подготовка сообщений по темам «Строение бактериальной клетки»., «Физиология микробов».
Составление мультимедийной презентации «Действие факторов внешней среды на микроорганизмы».
2
2
Лабораторная работа
-
Практическое занятие № 9. «Действие факторов внешней среды на микроорганизмы».
2-24
2,3
.Практическое занятие №10. «Составление рисунка микробной клетки».
2-26
2,3
Самостоятельная работа №6. Подготовка сообщений по теме: «Микрофлора здорового человека».
2
2
Тема4.Основы эпидемиологии
Подтема, содержание
-
Основы эпидемиологии
Понятие о науке эпидемиологии
Факторы воздействия патогенных микроорганизмов на организм человека. Характеристика эпидемического процесса. Общая характеристика инфекционных заболеваний.
Характеристика противоэпидемических мероприятий
Противоэпидемические мероприятия . по борьбе с распространением инфекций, по созданию иммунитета к заболеваниям.
2-30
-
1
Самостоятельная работа №7. Подготовка сообщений по темам:
1 Дермалогия как наука, её задачи.
2 Пути проникновения в организм возбудителей кожных заболеваний.
3 Признаки болезней кожи.
4 Врождённые особенности и недостатки кожи и волос.
5Себорея, виды.
2
2
Лабораторная работа
Практическое занятие № 11. « Болезни кожи и волос».
2-32
2
Практическое занятие № 12. Отработка навыков дезинфекции инструментов парикмахера.
2-36
2
Самостоятельная работа № 8 Подготовитьэссе по темам:
-
Болезни, передаваемые парентеральным путём.
-
Болезни, передаваемые контактно - бытовым путём.
-
Болезни, передаваемые воздушно - капельным путём.
2
2
Тема5.
Основы дерматологии
Подтема, содержание
-
Основы дерматологии
Понятие о науке дерматологии. Болезни кожи. .Болезни, передаваемые парентеральным путем.
Болезни, передаваемые контактно-бытовым путем.
Болезни, передаваемые воздушно-капельным путем
Профессиональные заболевания парикмахеров.
Гигиенический уход за волосами, кожей и ногтями.
2-38
1
Самостоятельная работа №:9.
Написание рефератов на темы: «Себорея», «СПИД».
2
2
Практическое занятие №13 «Понятие о дерматологии».
Практическое занятие № 14. «Разработка индивидуальной программы ухода за кожей».
Практическое занятие № 15. «Разработка индивидуальной программы ухода за волосами».
1-39
2
Самостоятельная работа №10. Подготовка сообщений по темам: «Врождённые особенности кожи», «Профилактика болезней кожи и волос».
Повторение учебного материала (подготовка к зачету)
2
2
Зачёт
1-40
20
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
консультации по УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОП.04. «Основы физиологии кожи и волос
№ п/п
Тема)
Объем часов
Дата
1
2
3
4
Основы организации труда в парикмахерском деле
2
Основы микробиологии
2
Основы эпидемиологии
2
ИТОГО:
6
1 ФГОС по профессии 100116.01 «Парикмахер» (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2010 г. №489).