- Преподавателю
- Другое
- Разработка урока по теме: Экология - наука об окружающей среде
Разработка урока по теме: Экология - наука об окружающей среде
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Каюкова Ж.Ю. |
Дата | 01.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема. Экология - наука об окружающей среде.
Цели:
-
Образовательная: познакомить студентов с основополагающими терминами дисциплины - «экология», «природопользование»; определить структуру современной экологии; выявить основные проблемы охраны окружающей среды; дать представление об учении В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере.
-
Воспитательная: способствовать формированию коммуникативных умений; воспитывать бережное отношение к окружающей природной среде.
-
Развивающая: формирование конструктивного типа мышления и навыков поисковой работы, составления конспектов; продолжить формировать умения работы с учебной литературой, таблицами и схемами.
Методы: словесный, объяснительно-иллюстративный, наглядный, частично-поисковый.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Форма урока: комбинированный
Продолжительность урока: 45минут.
Средства обучения:
-
Выставка экологической и научно-популярной литературы.
-
Слайдовые презентации (Power Point), видеофрагменты по данной теме.
-
ТСО: проектор, лэп-топ, СD-панель, телевизор, DVD-плейер.
Структура занятия.
-
Организационный момент. Объявление темы, целей и задач урока
- 2 мин.
-
Мотивационная беседа (актуализации субъектного опыта
студентов). - 3 мин.
-
Основная часть. Изучение нового материала.- 20 мин.
-
Закрепление изученного материала - 10 мин.
-
Подведение итогов- 5 мин.
-
Рефлексия. Самооценка и суждения студентов о своей работе, группы на уроке, мнение студентов об уроке, пожелания. - 5 мин.
-
Организационный момент.
-
Мотивационная беседа (актуализации субъектного опыта
студентов).
Дисциплина «Экологические основы природопользования» является принципиально новой комплексной дисциплиной, которая объединяет общественные и естественные науки.
-Какие термины по вашему мнению являются основополагающими в данной дисциплине? Поясните значение термина «экология»
Экология - это наука о взаимоотношениях организмов друг с другом и с изменяющимися условиями окружающей среды.
- Вспомните материал курса общей биологии(10-11 класс) и назовите ученого, который впервые дал определение слову «экология».
Термин «экология» был введен впервые в науку немецким ученым Э. Геккелем в 1866 году. Экология как наука зародилась в конце 19 века. Первоначально это была биологическая наука, которая изучала популяции животных и растений в среде их обитания. Позднее экология получила широкое развитие на стыке многих естественных и гуманитарных наук. В настоящее время экология помимо перечисленных наук рассматривает и вопросы политической деятельности людей.
Рассмотрим и обсудим современную структуру экологии рис.1, стр. 9 в учебнике Т. П. Трушиной «Экологические основы природопользования».
- Следующий основополагающий термин нашей дисциплины «природопользование».
- Этот термин должен быть вам знаком из курса «Физическая география», дайте ему определение.
Природопользование - это использование человеком полезных свойств окружающей среды - экологических, экономических, культурных и оздоровительных.
III. Основная часть. Изучение нового материала.
Рост промышленного производства обусловил активное внедрение человека в окружающую природную среду и использование природных ресурсов для удовлетворения нужд экономики. Резко усилилось антропогенное воздействие на окружающую среду, негативные последствия которого приобрели глобальный характер. Состояние окружающей среды свидетельствует о том, что дальнейшее существование человечества неразрывно связано с защитой природы, охраной окружающей среды.
- Что означает понятие «охрана окружающей природной среды» ?
(студенты предлагают свои варианты определения понятия).
- Познакомимся с полной версией данного определения (работа с учебником Т. П. Трушиной «Экологические основы природопользования» стр. 6).
Охрана окружающей природной среды - система государственных и общественных мер воздействия, направленных на обеспечение гармоничного взаимодействия системы «общество-природа» на основе:
-
сохранения и воспроизводства объектов природопользования;
-
их рационального и сбалансированного использования;
-
улучшения качества окружающей человека жизненнонеобходимой среды обитания путем восстановления
функций самоорганизации природных систем, которые были утрачены под давлением хозяйственной деятельности человека.
- Человечество подходит сейчас к опасной черте и способно подорвать основы своего существования на планете. Какие проблемы охраны окружающей среды вы можете определить?
Основные проблемы охраны окружающей среды.
-
Соблюдение равновесия между воздействием на природные комплексы и их возможностями самоочищения.
-
Предотвращение нарушений взаимосвязей между экосистемами.
-
Исключение случаев нарушения кругооборота веществ и энергии в природе.
Основоположником учения об охране окружающей среды является В. И. Вернадский. В своем учении о биосфере он раскрыл основные закономерности обменных процессов между элементами живой и неживой природы. Особое место в учении В. И. Вернадского занимает переход биосферы в высшую ступень своего развития - в ноосферу, где человеку отводится роль регулятора биосферных процессов. В условиях ноосферы могут быть реализованы потенциальные возможности биосферы и ликвидированы предпосылки к деградации природных комплексов.
IV. Закрепление нового материала.
-
Пользуясь текстом учебнике Т. П. Трушиной «Экологические основы природопользования» (стр. 46-49) составить краткий конспект учения В. И. Вернадского о ноосфере.
V. Подведение итогов. Студенты самостоятельно делают выводы по изученной теме.
VI. Домашнее задание. Учебник Т. П. Трушиной «Экологические основы природопользования», стр. 3-11
VII. Рефлексия. Самооценка и суждения студентов о своей работе, группы на уроке, мнение студентов об уроке, пожелания.
Проверочная работа по теме «Экология - наука об окружающей среде».
1 вариант
-
Выберите правильное утверждение. Ученый-биолог, автор названия науки «экология»:
А) Ч.Дарвин;
Б) А.Тенсли;
В) Э.Геккель;
Г) К.Линней.
-
Какие из приведенных ниже утверждений
являются грамотными?
А) В нашем районе плохая экология;
Б) экология в наших местах испорчена;
В) экологию необходимо охранять;
Г) экология - основа природопользования;
Д) экология у нас стала хуже.
-
Часть биосферы, в которой проявляется деятельность человека, называется:
А) литосфера;
Б) гидросфера;
В) биогеоценоз;
Г) ноосфера.
-
Участок территории суши или акватории, где временно запрещается использование некоторых видов природных ресурсов:
А) заказник;
Б) Заповедник;
В) национальный парк;
Г) памятник природы.
-
Раздел экологии, который изначально явился основой данной науки:
А) Этноэкология;
Б) Аутэкология;
В) Аркэкология.
2 вариант
1. Оболочка Земли, населенная живыми организмами, называется:
А) Литосферой;
Б) Биосферой;
В) Атмосферой;
Г) Гидросферой.
2. Выберите полностью экологически-
грамотно утверждение.
А) «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее - вот наша задача»;
Б) «Мы не можем управлять природой, не следуя ее законам»;
В) «Человек - царь природы»;
Г) «Человек в настоящее время создает собкультурную среду обитания и не зависит от природной среды».
3. Экология - это наука, изучающая:
А) Влияние загрязнения на окружающую среду;
Б) Влияние загрязнения на здоровье человека;
В) Влияние деятельности человека на окружающую среду;
Г) Взаимоотношения организмов с окружающей средой.
4. Если на Земле исчезнут все виды грибов, то (отметить наиболее существенное последствие)...
А) люди лишатся грибных деликатесов;
Б) нарушится круговорот веществ, особенно в лесных экосистемах;
В) распространятся бактериальные заболевания, т.к. грибы - основной источник антибиотиков;
Г) ничего особенного не произойдет, т.к. схожую роль в природе выполняют бактерии.
5. Учение о биосфере создал...
А) В.В. Докучаев;
Б) Луи Пастер;
В) В.И. Вернадский;
Г) В.Н. Сукачев.
3 вариант
1. Природопользование - это…
А) Активное внедрение человека в экосистемы;
Б) Использование человеком полезных свойств окружающей среды;
В) Соблюдение равновесия между компонентами экосистемы.
2. В ноосфере человеку по теории В. И. Вернадского отводится роль -
А) Регулятора биосферных процессов;
Б) «Царя» природы;
В) Спокойного наблюдателя.
3. Глобальными экологическими проблемами не следует считать...
А) загрязнение океанов;
Б) истощение озонового слоя;
В) изменение климата Земли;
Г) зарастание болот и озер.
4. Раздел экологии, который изучает биоценозы -
А) Аутэкология;
Б) Синэкология;
В) Биоценология;
Г) Экология суши.
5. Основную массу живого вещества биосферы составляют:
А) Животные;
Б) Растения;
В) Бактерии;
Г) Планктон.
Усвоенность материала по данной теме можно определить по проведенному срезу знаний:
Группа
Кол-во писавших
Студентов
Кол-во на «5»
Кол-во на «4»
Кол-во на «3»
Кол-во на «2»
% успеваемости
% качества знаний
С-08-с
15
5
8
2
-
100
86,6
ВМ-08-с
19
12
5
2
-
100
89,4
БР-09
25
10
15
-
-
100
100
8