• Преподавателю
  • Другое
  • Нравственное становление личности дошкольника средствами народного декоративно-прикладного искусства в системе дополнительного образования

Нравственное становление личности дошкольника средствами народного декоративно-прикладного искусства в системе дополнительного образования

  В статье раскрыты аспекты работы педагога дополнительного образования по нравственному воспитанию  личности  дошкольника при обучении народному декоративно-прикладному искусству.В  решении этой задачи особенно  значимой  становится роль учреждений дополнительного образования, которые остаются одним из главных социальных институтов, основными задачами которого являются удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных, духовных, образовательных потребностей детей, приобщение к культурным цен...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Нравственное становление личности дошкольника средствами народного декоративно-прикладного искусства в системе дополнительного образования


Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня, когда очень остро встал вопрос о формировании нового человека, с высокими духовно-нравственными качествами, соответствующими исконно русской ментальности. Такое нравственное возрождение невозможно осуществить, не прикоснувшись к культурно-историческому опыту народа, создаваемому веками громадным количеством поколений.

В решении этой задачи особенно значимой становится роль учреждений дополнительного образования, которые остаются одним из главных социальных институтов, основными задачами которого являются удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных, духовных, образовательных потребностей детей, приобщение к культурным ценностям, эстетическое воспитание.

За последнее время система дополнительного образования значительно изменилась и приобрела ряд качественных характеристик, придающих этому виду образования уникальность и особую социальную значимость. Сегодня система ДОД работает в режиме инноваций. Расширяются ее направления. Обычно дополнительное образование дошкольников осуществляется в рамках дошкольных образовательных учреждений. Организация в учреждениях дополнительного образования "дошкольного звена" - сегодня становится неотъемлемым компонентом выполнения социального заказа населения, а также результатом поэтапного решения федеральных и региональных задач в области образования, одна из которых - всестороннее развитие личности, не может быть решена без приобщения к народному искусству.

В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы и мудрость народа. Трудно переоценить его значение в патриотическом воспитании детей, а также в воспитании нравственных чувств, чувства любви и гордости за свою страну. Художник-педагог Б.М. Неменский подчеркивал, что ребенка с раннего возраста необходимо «…привязать всеми его чувствами, эмоциями к древу культуры его народа». Поэтому дошкольное детство и является самым важным этапом в становлении личности человека, его моральных устоев, нравственных и эстетических чувств, это период, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки народного искусства.

Маленьким детям еще не совсем доступно понятие о Родине. Воспитание в этом возрасте состоит в том, чтобы подготовить почву для него, вырастив в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны. А, собственно художественную деятельность детей, следует рассматривать не как цель, а как средство решения более важной задачи: развития основ личности ребенка на примере нравственно-эстетических ценностей своего народа, воспитание предпосылок чувства любви к своей Родине, осознание своей национальной принадлежности.

Декоративно-прикладное искусство - это особый мир народного искусства, бесконечно разнообразная область художественных предметов, создаваемых на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации. Отличительной особенность декоративно-прикладного народного творчества является яркость красок, контрастность рисунка, пристрастие к растительным, животным или геометрическим орнаментам.

Роспись по дереву является едва ли не одним из древних видов декоративно-прикладного искусства. Выбор её в качестве одного из основных средств развития нравственной культуры, объясняется еще и тем, что по своей эстетической особенности и условности она очень близка детям («самое близкое искусство»), а по своей наглядно-образной специфике доступна дошкольникам и вызывает у них особый эмоциональный отклик. На это его качество и должны опираться педагоги дополнительного образования при разработке образовательных программ для объединений художественно-эстетической направленности.

Занятия по декоративному рисованию должны рассматриваться в таких программах, как элемент в общей системы работы, направленной на духовно-нравственное развитие личности. Здесь необходимо отметить взаимосвязь всех видов декоративно-художественной деятельности (рисования, лепки, аппликации) и интеграции, заключающейся в информационно-образном и сенсорном насыщении ребенка, которая реализуется в синтезе видов народного искусства: устного народного фольклора, музыкального фольклора и декоративно-прикладного искусства. Количество же изучаемых видов народной росписи варьируется в зависимости от вида и направленности образовательных программ.

Работа педагога дополнительного образования с дошкольниками при организации занятий по декоративно-прикладному искусству строится исходя из следующих задач обучения:

- развитие у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам народного декоративно-прикладного искусства, уважительного отношения к произведениям народных мастеров;

- формирование обобщённых знаний и умений: (освоение детьми характерных элементов росписи, колорита, навыков композиции, умение различать стили наиболее известных видов декоративной росписи: хохломской, городецкой, дымковской, гжельской и др., развитие чувства формы, ритма, симметрии);

- развитие любознательности и творческого воображения;

- формирование основы национального самосознания и любви к отечеству.

Качественный уровень в обучении декоративному рисованию во многом зависит от того, насколько интересно педагог организует восприятие детьми новых знаний, методически верно и последовательно строит занятия. Одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Необычное начало работы, красивые и разнообразные наглядные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания и дидактические игры, обыгрывание продуктов детского творчества - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость восприятия и практической деятельности. Следует подчеркнуть, что знакомство детей с каждым новым видом народной росписи следует начинать с истории её возникновения. Именно вступительная беседа позволяет создать у воспитанников определенный уровень «насмотренности», то есть необходимую базу впечатлений, знаний, которыми они и будут руководствоваться в своей практической деятельности. При подготовке таких занятий желательно использовать нетрадиционные формы их организации: беседа с игровыми элементами, сказка, игра - путешествие, экскурсии в музеи и на выставки, которые способны вдохновить ребят и раскрыть перед ними образную, красочную и поэтическую выразительность произведений народного искусства. Ведущую роль в этих занятиях должны выполнять образцы народных изделий.

Поскольку игрушка - это самый любимый и доступный детям предмет, то дымковская игрушка и матрешка, как нельзя лучше, подходит для знакомства с народной росписью в самом начале обучения. Образы народной игрушки легко узнаваемы детьми и радуют их, раскрывая мир веселого праздника, вызывая первый живой эмоциональный отклик.

Затем следует изучение более сложных видов народного искусства - Городец, Хохлома и Гжель и др., знакомство с их легендами и поверьями. При знакомстве с ними акцентируется внимание детей, что народные художники украшали своими узорами в основном предметы деревенского быта. Красочные и яркие соцветья городецкой росписи, удивительные узоры «золотой» хохломской росписи и голубой гжельской, вобравшие в себя всю красу земли русской, дают необходимый эмоциональный настрой для творческой активности детей. Глядя на эти хитросплетения птиц, трав и цветов в произведении народного мастера дети учатся чувствовать родную русскую природу, у них просыпается желание превратить простую травинку в диковинный затейливый узор. Поэтому так важно, чтобы предметы искусства, впервые пробуждающие душу ребенка, и воспитывающие в нем чувство красоты, были национальными.

Готовые рисунки и поделки обязательно нужно использовать в оформление выставок, интерьеров детского учреждения, праздников и подарков родителям - все это вызывает у малышей гордость за свой труд.

Работа в объединениях дополнительного образования позволяет дошкольникам более углубленно овладеть навыками работы с разнообразными живописными материалами, техниками и видами декоративной росписи, научиться разбираться в орнаментальных композициях и цветовых сочетаниях, в разнообразии форм и образов. В детских изостудиях создается творческая атмосфера, где ребенок сможет развить свое воображение, мелкую моторику, а самое главное - получит удовольствие от самореализации и возможности показать, сколько всего нового он теперь умеет.

Значение знакомства с народным искусством для духовного и нравственного воспитания дошкольников трудно переоценить. Оно помогает детям взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира.. Так постепенно, шаг за шагом, кисть и карандаш в детских руках становятся средствами выражения духовной жизни, понимания мира и себя в этом мире и, как итог, зарождения любви и интереса к народной культуре, чувства патриотизма, уважения в своей Родине. Все это постепенно должно стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.


© 2010-2022