- Преподавателю
- Другое
- Сборник Методические рекомендации по применению коррекционно-развивающих упражнений и игр в учебном процессе с детьми с ОВЗ»
Сборник Методические рекомендации по применению коррекционно-развивающих упражнений и игр в учебном процессе с детьми с ОВЗ»
Раздел | Другое |
Класс | 7 класс |
Тип | Научные работы |
Автор | Притула М.Г. |
Дата | 22.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»
Методические рекомендации по применению коррекционно-развивающих упражнений в учебном процессе с детьми с ОВЗ
Авторский коллектив: М.Г. Притула, учитель биологии Г.Т. Хакимова, учитель русского языка и литературы С.Н. Галиева, учитель начальных классов Е.Н. Глинченкова, педагог-психолог
г. Югорск 2014 год
Содержание
Стр.
-
1. Актуальность темы
-
Современная образовательная практика системы специального (коррекционного) образования опирается на нормативную базу, которая интенсивно изменяется, дополняется, отражая в своем содержании новые взгляды на коррекционное образование. В основу нормативно-правовой базы специального (коррекционного) образования положен Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», «Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении».
-
На основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Правительством Российской Федерации разработаны и утверждены: типовые положения об образовательных специальных (коррекционных) учреждениях для воспитанников с отклонениями в развитии, оздоровительных санаторного типа для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, а также порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях, другие нормативно-правовые акты как ведомственного, так и межведомственного характера. -Письмо Министерства образования и науки РФ от 7 июня 2013 года № ИР- 535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»
-
-Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;
-
-Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.09. 2012 № 1057 «Об утверждении примерных учебных планов для детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому по полной общеобразовательной, специальной (коррекционной) и индивидуальной программе в общеобразовательных учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры».
-
Однако современные социально-экономические условия, Федеральный закон «Об образовании» требуют организации в общеобразовательной школе инклюзивного образования, если на то есть запрос со стороны потребителей образовательных услуг. На закрепленной за МБОУ «СОШ №2»территории зарегистрированы и проживают 32 учащихся с ОВЗ в возрасте от 7 до 15лет.Родители детей с ОВЗ школьного возраста изъявили желание обучать их по месту жительства. Согласно Распоряжению Главы города Югорска от 10.09.2002 года №944 открыты специальные (коррекционные) классы в МБОУ СОШ №2. По этой причине в 2013-2014 учебном году в состав контингента учащихся входят 15 человек - дети с ОВЗ, обучающиеся по специальной (коррекционной) программе VIII вида и 18 детей ОВЗ с сохранным интеллектом. Дети с нарушениями в интеллектуальном развитии и дети с сохранным интеллектом в условиях обучения общеобразовательной школытребуют к себе особого внимания для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
-
В связи с этим возникла проблема поиска наиболее эффективных условий организации обучения детей с отклонениями в интеллектуальномразвитии, решающая задачи коррекционной программы в соответствии с требованиями ФГОС. Создание модели обучения детей с особыми образовательными потребностями, в процессе которой у каждого учащегося появится механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество.
-
Целью данных методических рекомендаций является оказание информационной помощи педагогам по организации коррекционной работы на уроках в инклюзивном классе. В пособии мы рассматриваем структуру урока, варианты распределения учебного материала на различных этапах урока. Особое внимание мы уделяем соблюдению ряда требований на уроке для детей с ОВЗ, без которых учебный материал просто не будет усвоен этими детьми. Рассматриваем коррекционные задачи, которые может решать педагог в ходе ведения урока по тому или иному предмету, приводим разные варианты коррекционных заданий по предметам, направленных на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками.
-
2. Основные трудности в обучении детей с ОВЗ
-
Определённые трудности при усвоении учебного материала создают возрастные особенности мыслительной деятельности школьников:
-
-конкретность мышления (она затрудняет понимание переносного значения слов и словосочетаний.
-
-недостаточная обобщённость мышления (обуславливает затруднения при образовании понятий, которые основываются на выделении существенных признаков в учебном материале); -одно линейность мышления (прикованность к какой-либо одной стороне рассматриваемого предмета или ситуации, неумение видеть и удерживать в сознании одновременно разные стороны, различные признаки одного и того же предмета);
-
-инертность мышления (приводит к образованию шаблонов мышления, к стереотипности действий, несмотря на изменение условий);
-
-недостатки в развитии памяти могут проявляться в нечетком знании всех букв алфавита, в плохом запоминании прозы и стихотворений, ограниченном словарном запасе, плохом запоминании слухозрительно - двигательных образов отдельных букв и слов, неточном запоминании различных формулировок (правил правописания, последовательности выполнения заданий).
-
-недостаточное развитие у учеников процессов произвольного внимания является причиной многих видов трудностей при обучении.
-
Исходя из индивидуальных особенностей, и трудностей в обучение детей выделены приоритетные направления, по которым ведется коррекционная работа с помощью коррекционно-развивающих упражнений и игр в учебном процессе. Формирование коммуникативно-речевых действий:
-
-через совершенствование движений сенсомоторного развития; развитие мелкой моторики и пальцев рук; развития навыков каллиграфии; развития артикуляционной моторики. -Через развитие отдельных сторон психической деятельности: восприятия, представления, ощущения, памяти, внимания; формирование обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина), пространственных представлений и ориентации, представлений о времени.
-
- через развитие речи: фонетического восприятия, устной и письменной речи, монологической
-
речи, диалогической речи, лексико-грамматических средств языка.
-
-через расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
-
Формирование коммуникативных действий на основе сотрудничества: -через развитие основных мыслительных операций (умений сравнивать, анализировать, выделять сходство и различие понятий, работать по словесной и письменным инструкциям, алгоритму, планировать деятельность).
-
-через развитие эмоционально-логической сферы: инициативность, доводить начатое дело до конца; формирование адекватности чувств, устойчивой и адекватной самооценки; умений преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятий решений, правильного отношения к критике.
-
Формирование социальных связей для успешной самостоятельной жизни в будущем:
-
-через уроки «Здоровья », которые готовят детей для успешной социализации в обществе, укрепляют межличностные связи в различных жизненных ситуациях.
-
-через коррекционно-развивающие игры и упражнения направленные на освоение социальных навыков ребенком.
-
3. Требования к уроку в специальном (коррекционном) классе VIII вида
-
Главная трудность для учителя на уроке состоит в том, чтобы соотнести индивидуальные возможности детей с ограниченными возможностями здоровья с необходимостью выполнения образовательного стандарта. Планирование урока в инклюзивном классе должно включать в себя как общеобразовательные задачи (удовлетворение образовательных потребностей в рамках государственного стандарта), так и коррекционно- развивающие задачи: -преодоление трудностей в развитии внимания, всех его видов и свойств и определение компенсаторных возможностей внимание (какой вид внимания для данного ребенка является более приемлемым);
-
-коррекция трудностей словесно-логического мышления и мыслительных процессов анализа, синтеза, классификации, обобщения;
-
-увеличение объема памяти и определение компенсаторных возможностей памяти (определение ведущего вида памяти);
-
-развитие мелкой моторики, статики и динамики движений пальцев рук;
-
-развитие и коррекция трудностей связной речи, включая монологическую и диалогическую речь, а также развитие словаря;
-
-создание положительной мотивации на процесс обучения посредством похвалы, подбадривания, помощи, создания ситуаций успеха и конструктивной критики. Далее приводятся специальные игры и упражнения, которые необходимо включать в структуру урока для решения коррекционных задач.
-
При организации режима урока учитель должен придерживаться следующих требований, которые относятся к работе с детьми с интеллектуальными нарушениями. Одно из основных требований к уроку - это учет слабого внимания детей с ограниченными возможностями здоровья, их истощаемости и пресыщения однообразной деятельностью. Поэтому на уроке учитель должен менять разные виды деятельности:
-
-начинать урок лучше с заданий, которые тренируют память, внимание; -использовать сложные интеллектуальные задания только в середине урока; -чередовать задания, связанные с обучением, и задания, имеющие только коррекционную направленность (зрительная гимнастика, использование заданий на развитие мелкой моторики, развитие восприятия и мышления);
-
-применять сюрпризные, игровые моменты, моменты соревнования, интриги, ролевые игры, мини-постановки (т.е. всю ту деятельность, которая затрагивает эмоции детей и связывает знания с жизнью),способствовать социальной адаптации аномально развивающегося ребенка.
-
Излагаемый материал должен быть научным, достоверным, доступным, должен быть связан с жизнью и опираться на прошлый опыт детей. Каждое задание, которое предлагается «особенным» детям, тоже должно отвечать определенному алгоритму действий.
-
Устные задания выполняются по следующему алгоритму: -учитель проговаривает само задание (т.е., что мы будем делать) - дети или один ребенок проговаривают задание после учителя; можно использовать карточки с опорными словами или с опорными предложениями;
-
-учитель проговаривает, как будем выполнять задание: что сначала, что потом, что в результате;
-
дети или ребенок проговаривают за учителем. Здесь нужно использовать карточки с алгоритмом действий, иллюстрации, отражающие алгоритм выполнения заданий, схемы, таблицы;
-
-пошаговое выполнение самого задания: снова возвращаемся к тому, с чего начинаем выполнения задания - дети выполняют, проверяют вместе с учителем и т.д. с каждым действием задания;
-
-итоговая проверка выполнения задания, учет ошибок (проговаривает учитель, потом дети). Письменные задания:
-
учитель проговаривает само задание (т.е., что мы будем делать) - дети или один ребенок проговаривают задание после учителя; можно использовать карточки с опорными словами или с опорными предложениями;
-
-детям раздаются карточки с заданием для самостоятельного выполнения (алгоритм действий прописывается либо в самой карточке, либо на доске, на стендах в классе имеются таблицы, схемы с алгоритмом выполнения таких заданий);
-
-проверка задания: учитель может индивидуально проверять задание, подходя к каждому ребенку; учитель просит каждого ребенка устно проговорить, что получилось в задании или один ребенок отвечает, все дети смотрят, правильно ли они в своих карточках выполнили это задание; при этом проговариваются все ошибки и способы их устранения.
-
Осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока. На каждом уроке должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход к учащимся.На уроке должны осуществляться межпредметные связи. Урок должен быть оснащен: -техническими средствами обучения;
-
-дидактическим материалом (таблицы, карты, иллюстрации, тесты, схемы, -алгоритмами рассуждений, перфокарты, перфоконверты и т.п.);
-
-весь материал должен соотноситься с уровнем развития ребенка, связываться с логикой урока. На уроке должны осуществляться инновационные процессы.На уроке должен строго соблюдаться:
-
-проведение физкультминуток (начальная школа - 2 физкультминутки, старшая школа - 1
-
физкультминутка);
-
-соответствие мебели возрасту детей;
-
-соответствие дидактического материала по размеру и цвету; -соответствие учебной нагрузки возрасту ребенка; -соблюдение санитарно-гигиенических требований.
-
Урок должен способствовать решению основных задач, стоящих перед школой:
-
-оказывать всестороннюю педагогическую поддержку детям с особыми образовательными
-
потребностям.
-
4. Рекомендации по моделированию урока в специальном (коррекционном) классе
-
Искусство учителя заключается (на основе коррекционных мер) в изменении взаимоотношений между уровнями работоспособности учеников и обеспечения готовности школьника к выполнению познавательных задач с оптимальной активностью. С учетом динамики работоспособности детей с особыми образовательными потребностями рекомендуется применять следующие этапы организации деятельности на уроке:
-
организационно-подготовительный этап;
-
основной этап;
-
заключительный этап.
-
Организационно-подготовительный этап.
-
Первый этап обеспечивает быстрое включение детей в урок и предпосылки к продуктивной работе. У детей с особыми образовательными потребностями создание предрабочей обстановки затруднительно из-за трудностей в переключаемости и инертности нервных процессов. Слово учителя может и не влиять на установку для работы, поэтому словесное обращение следует дополнять двигательными и сенсорными упражнениями, направленными на активизацию внимания, восприятия мышления. Эти упражнения длятся до семи минут, в первую очередь в начальных классах, и должны быть связаны с предстоящей работой.
-
По содержанию эти упражнения могут быть арифметической игрой, игрой на узнавание, цепочкой слов, программированными играми, работой с картинками, конструированием, составлением мозаики, грамматическим разбором, физическими упражнениями, игрой в лото и т.д.
-
Второй этап организации урока заключается в воспитании навыков правильной организации своих действий на уроке. Этот этап не только обеспечивает продуктивность обучения, но и приучает детей к организованности в любой деятельности. Главный принцип педагогической организации урочной работы заключается в постоянном управлении действиями детей с особыми образовательными потребностями, вплоть до полной их самостоятельности. Это и обучение своевременно входить в класс, без шума сесть за парту, подготовки тетрадей, книг, ручки к учебной работе и т.д. Учитель должен всему научить: -как правильно сесть;
-
-как работать с учебником, как расположить на парте учебник и тетрадь.
-
Сначала осуществляется показ действия, по мере формирования этих навыков можно переходить к словесным инструкциям. В практике старших классов такая организация
-
осуществляется созданием специальной ситуации для самостоятельной подготовки учащихся к учебной деятельности.
-
Основной этап.
-
На основном этапе решаются главные задачи урока. На этом этапе происходит вначале дидактическая и психологическая подготовка к решению основной задачи урока, чтобы дети с особыми образовательными потребностями соотносили свои действия с вопросами познавательной задачи. Это может быть сообщение темы и цели урока с мотивированным их разъяснением Учитель подробно рассказывает, чем дети будут заниматься и зачем это нужно. Надо высказать мнение, что дети справятся с поставленной задачей. Далее рекомендуется осуществлять специальную подготовку к решению познавательных задач урока вступительной беседой, или фронтальным кратким опросом предыдущего материала, или рассматриванием таблиц, рисунков, живых объектов для создания представлений при изучении нового материала. После подготовки следует приступать к изучению нового материала или повторить предыдущий материал.
-
На этом этапе оцениваются успехи учеников, подводятся итоги работы, приводятся в порядок рабочие места и создается установка на отдых: игры, песни, загадки и т.д.
-
Главное требование в этом звене урока - обеспечить у учащихся правильные представления и понятия. Для полного восприятия и осознанного усвоения учебной задачи нужно несколько обращений к одному и тому же материалу, в ходе которого идет уточнение знаний, умений, исправление неправильно усвоенного материала.
-
Заключительный этап.
-
Заключительный этап состоит в организационном завершении урока.
-
Подготовительную часть урока рекомендуется по времени соотносить с фазой врабатываемости и повышения продуктивности познания (до десятой минуты урока).
-
Основной этап должен осуществляться до двадцать пятой минуты и заключительный - с тридцатой минуты урока. В периоды спада работоспособности (двадцать пятая минута), желательно проводить физкультурные минутки.При самостоятельной работе учащихся наиболее продуктивными являются первые пятнадцать-двадцать минут. Наличие того или иного этапа урока зависит от его типа.
-
Применение в учебном процессе коррекционно-развивающих упражнений направлено, на преодоление трудностей и способствует:
-
-повышению уровня развития, концентрации, объема, переключения и устойчивости внимания; -повышению уровня развития логического мышления; -развитию наглядно-образного и логического мышления; -развитию речи;
-
-развитиюприемов учебной деятельности; -развитию личностно-мотивационной сферы;
-
-развитию восприятия и ориентировки в пространстве.
-
Данный сборник это банк коррекционно - развивающих упражнений для обучающихся по специальным (коррекционным) программам 8 вида и детей с ОВЗ по основным предметам Ценность этого материала в том, что известные всем нам участникам образовательного процесса задания, направленных на развитие мыслительных процессов, памяти, логики и пр., адаптированы под содержание любого предмета и материала и несут в себе интеграционный характер. Предлагается подробная инструкция по выполнению задания для ребенка в доступной форме.
-
Упражнения распределены на три группы, каждая из которых имеют определенную коррекционную направленность.
-
5. Литература
-
Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. - Мозаика - Синтез, 1999
-
Беженова М.А. Весёлая грамматика. - Сталкер, 1998
-
Бгажнокова И.М. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений УШвида. 5-9 классы. - Просвещение, 2010
-
Воронкова В.В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений УШвида. Подготовительный класс. 1-4 классы. - Просвещение, 2013
-
Глазунов Д.А. Психология 2 класс. Развивающие занятия. Методическое пособие с электронным приложением. - Планета, 2013
-
Курушина Т.А. Русский язык. 5-9 классы. Интеллектуальный марафон (познавательные игры, турниры, викторины, уроки знаний). - Волгоград: Учитель, 2009
-
Метиева Л.А. Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителей специальных (коррекционных) учреждений УШвида. - Просвещение, 2009
-
Новикова Е.Л. Создание здоровьесберегающей среды для формирования правильного речевого дыхания у детей 7 - 10 лет с ОНР: [игры и упражнения] [Текст] / Е. Л. Новикова. - Школьная педагогика, 2009
-
Панфилова И. Играя, учимся: [упражнения для детей, испытывающих трудности с правильным произношением звуков] [Текст] / И. Панфилова. - Социальная защита, 2008. - № 6. - Социономия (социальная работа), 2008
-
Ситдикова Д. Коррекционно - речевые развивающие игры. Индивидуальные занятия с детьми [Текст] / Д. Ситдикова. - Школьное воспитание, 2009
-
Приложение
-
НАПРАВЛЕНИЕ КОРРЕКЦИИ: «ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ»
-
БИОЛОГИЯ Тема: «Царства живой природы»
-
Класс: 7СКО VIII вида
-
Название: упражнение «Бессмысленные слова»
-
Цель: развитие и коррекция концентрации и устойчивости произвольного внимания повышение уровня мыслительной деятельности, уровня развития логических операций (анализа, обобщения). Обогащение словарного запас. Алгоритм действий
-
Из предложенных записанных неправильно, запутанных слов, составь определенное слово или словосочетание, относящееся к данной теме запиши в правую колонку.
-
Запутанное слово
-
Разгаданное слово
-
1. Е П О Т Р Ш Е И Й С
-
2. Р И Ы Б Г
-
3. Я Н Р Е С И Т А
-
4. Ы Т Е Ж И В Н О
-
5. А Б Р И К И Т Е
-
-
Тема:«Водоросли»
-
Класс: 7СКО VIII вида Название: упражнение "Алфавит"
-
Цель: развитие и коррекция концентрации и устойчивости произвольного внимания повышение уровня мыслительной деятельности , уровня
-
развития логических операций( анализа, обобщения).Обогащение словарного запаса.
-
Алгоритм действий: Угадай слово по инструкции.
-
- первая буква стоит последняя буква - первая буква алфавита
-
-после буквы Ф
-
-вторая -перед М
-
-третья- после Н
-
-четвертая- после П
-
-пятая -перед Д
-
-шестая - перед М
-
-седьмая- после К
-
Тема: «Многообразие насекомых»
-
Класс: 7СКО VIII вида Название: упражнение "Алфавит"
-
Цель: развитие и коррекция концентрации и устойчивости произвольного внимания повышение уровня мыслительной деятельности, уровня развития логических операций (анализа, обобщения).Обогащение словарного запаса.
-
Алгоритм действий:
-
Обратите внимание, на листе записаны названия животных, а рядом их условные обозначения.
-
Учитель показывает картинку животного, вы записываете ту букву к картинке, которой она соответствует.
-
Запиши ключевое слово.
-
-
ОСА-Б МУРАВЕЙ- К ШМЕЛЬ- АБЕЛЯНКА- О КОМАР- ББОГОМОЛ - Ч
-
Тема: «Многообразие птиц»
-
Класс: 8 СКО VIII вида
-
Цель: развитие и коррекция концентрации и устойчивости произвольного внимания повышение уровня мыслительной деятельности, уровня
-
развития логических операций (анализа).
-
Алгоритм действий:
-
Вычеркни буквы, что в этой таблице.
-
Встретятся дважды, и выяснишь ты,
-
Кто на песочке оставил следы.
-
Длинное имя у маленькой птицы.
-
-
э
-
ш
-
б
-
ф
-
ю
-
в
-
х
-
д
-
ч
-
ц
-
е
-
б
-
д
-
л
-
т
-
э
-
м
-
р
-
ф
-
я
-
ш
-
н
-
ж
-
с
-
е
-
п
-
о
-
ц
-
л
-
г
-
и
-
у
-
Х
-
и
-
в
-
м
-
з
-
ж
-
п
-
к
-
н
-
ю
-
ч
-
а
-
-
Тема: «Состав и строение крови»
-
Класс: 9 СКО VIII вида
-
Цель: развитие и коррекция концентрации и устойчивости произвольного внимания повышение уровня мыслительной деятельности, уровня развития логических операций (анализа, обобщения).Развитие связной речи. Алгоритм действий:
-
Составь рассказ о строение крови по схеме.
-
-
Тема: «Системы органов человека»
-
Класс: 9 СКО VIII вида
-
Цель: развитие и коррекция концентрации и устойчивости произвольного внимания повышение уровня мыслительной деятельности, уровня
-
развития логических операций (анализа).
-
Название: упражнение «Установление соответствия»
-
Алгоритм действия:
-
Укажите с помощью стрелок, к каким системам относятся эти органы. Легкие Кровообращение
-
Сердце
-
Кишечник
-
Печень
-
Желудок
-
Мочевой пузырь
-
Нервы
-
-
Дыхательная
-
Пищеварительная
-
В ыделительная
-
Нервная система
-
-
ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ Тема:И. Суриков «Ярко солнце светит»
-
Класс: 5 СКО VIII вид
-
Название: «Игры со словами»
-
Цель: развитие памяти, внимания, логики, усидчивости учащихся.
-
Описание:в первом четверостишии перепутались все слова. Помоги им встать на свое место. Алгоритм действий:
-
Прочитай внимательно стихотворение.
-
Определи, какие слова нужно переставить.
-
Запиши полученное предложение.
-
1.Светит 2. Солнце 3. Ярко
-
1.Тепло 2. В 3. Воздухе
-
1. И 2. Ни взглянешь 3. Куда
-
Упражнение "ДОРИСУЙ И НАЗОВИ СКАЗОЧНОГО ГЕРОЯ" Цель: развитие памяти, внимания, развитие мыслительных операций анализа и синтеза
-
-
Тема: Г.Х.Андерсен «Ель».
-
Класс: 6 СКО VIII вида
-
Название: упражнение «Графический диктант» Цель:
-
развивать слуховое внимание, внимательность учащихся, умение работать по инструкции;
-
ориентироваться в пространстве.
-
Описание: дети чертят сами от руки квадрат 10х10 клеток на листе в клетку или тетради для работ. Затем по горизонтали надо прорисовать
-
буквы алфавита, начиная с А (Ё не включаем), а по вертикали цифры от 1 до 10..
-
-
Инструкция: дорисуй сказочных героев, назови их, из какой они сказки, кто автор.
"Ёлочка" -
-
-
Х
-
Х
-
Х
-
Х
-
Х
-
Х
-
Х
-
Х
-
Х
-
Х
-
-
Х
-
Х
-
Х
-
Х
-
Х
-
Х
-
Х
-
Х
-
Х
-
Х
-
Х
-
Х
-
Х
-
Х
-
Х
-
Х
-
Х
-
Х
-
Х
-
Алгоритм действий
-
Координаты для даннойработы следующие:
-
А8, Б6, Б8, В4, В6, В8,Г2, Г4, Г6, Г8, Д1, Д2, Д3, Д4, Д5, Д6, Д7, Д8, Д9, Е2, Е4, Е6, Е8, Ж4, Ж6, Ж8, З6, З8, И8.
-
Тема: Д.Хармс «Заяц и ёж»
-
Класс: 6 СКО VIII вида
-
Название: упражнение «Графический диктант» Цель:
-
развивать слуховое внимание, внимательность учащихся, умение работать по инструкции;
-
ориентироваться в пространстве.
-
Описание: учитель диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направление (влево, вправо, вверх, вниз), учащийся выполняет работу на слух, а затем сравнивает своё изображение или фигуру с образом.
-
-
1.
-
3 клетки вправо
-
23.3 влево
-
2.
-
1 клетка вверх
-
24. 1 вверх
-
3.
-
1 вправо
-
25. 1 влево
-
4.
-
1 вниз
-
26. 1 вниз
-
5.
-
1 вправо
-
27. 4 влево
-
6.
-
1 вниз
-
28. 1 вверх
-
7.
-
1 вправо
-
29. 2 влево
-
8.
-
1 вниз
-
30. 1 верх
-
9.
-
2 вправо
-
31.1 вправо
-
10.
-
1 вниз
-
32. 3 вверх
-
-
-
11. 1 вправо
-
33. 1 вправо
-
вверх
-
1 вправо
-
1 вниз
-
1 вправо
-
1 вверх
-
2 вправо
-
2 вверх
-
2 влево
-
1 вверх
-
-
влево 44.1 вверх
-
12. 2 вниз 13.2 влево 14. 1 вниз
-
15. 1 вправо
-
3 вниз
-
1 влево
-
1 вниз
-
1 влево
-
1 вниз
-
2 вправо
-
1 вниз
-
и соединяем точки
-
-
Тема:А. П. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
-
Класс: 7 СКО VIII вид
-
Название: упражнение «Найдите лишнее произведение»
-
Цель:развитие умения обобщать и классифицировать по заданному признаку.
-
Описание: учащимся нужно найти лишнее произведение.
-
а) «Сказка о рыбаке и рыбке»;
-
б)«Сказка о попе и его работнике Балде»;
-
в)«Сказка о золотом петушке»;
-
г) «Сказка о потерянном времени»;
-
д) «Сказка о царе Салтане»;
-
е) «Сказка о рыбаке и рыбке»;
-
ж) «Зимняя дорога»;
-
з) «Сказка о золотом петушке».
-
ПИСЬМО И РАЗВИТИЕ РЕЧИ
-
Тема: Алфавит.
-
Класс: 2 СКО VIII вида
-
Название: игра «Расставь по алфавиту»
-
Цель:
-
- развивать внимание, память, мышление учащихся.
-
Описание: учитель предлагает картинку с изображением животных. Задача учащегося назвать и записать в тетрадь животных в алфавитном порядке.
-
-
Алгоритм действий
-
Рассмотри картинку.
-
Назови животных изображённых на картинке.
-
Запиши их в тетрадь в алфавитном порядке.
-
По желанию добавь животных, которых на картинке нет, но ты их знаешь.
-
Тема: Двойные согласные буквы
-
Класс: 3 СКО VIII вида
-
Название: упражнение «Загадки - складки»
-
Цель: развивать внимание, память, мышление учащихся.
-
Описание: упражнение представляет собой числовой ряд продиктованный учителем под диктовку. Учащимся предлагается ответить на ряд вопросов характеризующих то или иное число, работа заключается в быстром нахождении заданного чисела.
-
-
Загадка эта нелегка. В конце двойное «л» пиши,
-
Пишусь всегда через два «к» А как зовут меня - реши:
-
И мяч и шайбу клюшкой бей, Без мастера граненым стал,
-
А называюсь я... (хоккей)Блестящий правильный... (кристалл)
-
Он на вокзалах есть всегда,На большие расстояния
-
К нему подходят поезда, Мчится он без опоздания.
-
Двойное «р» содержит он, Пишется в конце два «с»,
-
Называется... (перрон) Называется... (экспресс)
-
Во мне два «к», не забывайтеСтучит, бренчит, вертится, Таким, как я, всегда бывайте. А показывает (часы)
-
Я точный, чистый и опрятныйХмурилось, гремело, сверкало, Иным же словом... (аккуратный)Разразилось (гроза)
-
Течёт, течёт - не вытечет; Сеет, веет, крутит, мутит,
-
Бежит, бежит - не выбежитИ ревёт, и льёт, и метёт
-
(река) (погода осенью)
-
Сложу, вложу, за море пущу- Не лает, не кусает,
-
И там говорит. (письмо)А в дом не пускает. (замок)
-
Тема: «Имя существительное»
-
Класс: 5 СКО VIII вид Название: игра «Телефон»
-
Цель: развитие устойчивости внимания, логики, усидчивости учащихся.
-
Описание: учащимся нужно набрать правильно телефонные номера и расшифровать слова.
-
Алгоритм действий: набери правильно телефонные номера и расшифровать слова.
-
9,3,6
-
6,0,2
-
1,5,3,7
-
5,3,1
-
3,6,5,4
-
3,6
-
4,7,5
-
-
Класс: 7 СКО VIII вид
3,5 -
-
-
Тема: «Имя существительное»
-
Название: игра «Собери слово»
-
Цель: обогащение и активизация словарного запаса, развитие речи. Описание: из данных сочетаний, выполнив действия, написать слова. Алгоритм действия: выполни действия и напиши полученное слово.
-
Сок - ок + ам +о + лёт = О + гу + ра - а + ец = Сви - ви + ме + та +на = Кес - с + фир = Ле + ток - к = Об + лас - с + ко = Шп + ко - п + лам - м = Мат - ат + о + ре
-
Упражнение «Расставь картинки по порядку и составь рассказ» Цель: развитие контекстной речи, понятийного мышления. Инструкция: расставь картинки по порядку. Составь устный рассказ.
-
-
Упражнение «Найди вторую часть слова» Цель: развитие логического мышления, пространственного воображения, умения соотносить предметы.
-
Инструкция: К первой части слова, стоящей слева от тебя, добавь вторую часть, стоящую в правом столбике, так, чтобы можно было прочесть название посуды.
-
-
КА
-
ОВОРОДА
-
КО
-
РШЛАГ
-
ТЕ
-
В III
-
мя
-
СТРЮЛЯ
-
ск
-
ТО
-
ДУ
-
СОРУБКА
-
пол
-
РКА
-
СИ
-
овник
-
-
МАТЕМАТИКА Тема: Точка. Кривая и прямая линии. Отрезок.
-
Класс: 1 СКО VIII вида
-
Название: упражнение «Дорисуй и раскрась»
-
Цель: - развивать у учащегося моторику, внимание, графические навыки, самостоятельность; - различать и называть прямую линию, кривую, отрезок.
-
Описание: учащимся предлагается картинка, с незаконченным изображением, половина рисунка. Задача учащегося дорисовать и раскрасить картинку.
-
-
'"I'-f -1- -
-
... J...+- -t-..».-,
-
1" '
-
cL
-
г btiAttM
-
.л ...
-
4. . -
-
4- - :•. ::.. id
-
L
-
ими
-
Алгоритм действий:
-
Рассмотри икартинку.
-
Определи, что хотел нарисовать художник, а закончить не успел. Он нарисовал только левую половинку картинки.
-
Попробуй дорисовать правую половинку рисунока.
-
Справившись с заданием раскрась картинку.
-
Тема: Числовой ряд от 1 до 20 (закрепление или повторение).
-
Класс: 2 СКО VIII вида
-
Название: упражнение «Таблица Шульте»
-
Цель: - развивать внимание учащихся;
-
- повторить или закрепить счёт в пределах 20; название и последовательность чисел в пределах 20.
-
Описание: таблица Шульте представляет собой таблицу, в ячейках которых хоатичным образом размещены числа от 1 до 20 (второй уровень сложности, размерность 5Х4). Работа с таблицей Шульте заключается в быстром последовательном нахождении всех чисел.
-
-
4
-
13
-
8
-
1
-
11
-
7
-
18
-
5
-
20
-
16
-
15
-
2
-
12
-
9
-
19
-
10
-
14
-
17
-
6
-
3
-
-
Алгоритм действий:
-
-
Расположи таблицу Шульте на комфортном расстоянии.
-
Зафиксируй взгляд на таблице.
-
Постарайся увидеть все числа от 1 до 20 по порядку.
-
Увидев число, покажи пальцем и назови вслух.
-
Постарайся делать это как можно скорее, но не ошибайся.
-
Увидев и назвав последнее число 20, хлопни в ладоши.
-
Отложи таблицу в сторону.
-
-
Упражнение на мелкую моторику «Соедини по точкам и раскрась» В тетрадях или на листочках учащимся даётся схематически изображённый рисунок (точки с цифрами, не соединённые между собой). Задача каждого заключается в том, чтобы соединить последовательно цифры и узнать, что же изображено на рисунке. Цель: развитие усидчивости, внимания, мелкой моторики, закрепление навыков порядкового счёта. Инструкция: соедини точки по порядку и раскрась полученную картинку.
-
-
Тема: Числовой ряд 1-20 (закрепление или повторение)
-
Класс: 2 СКО VIII вида
-
Название: упражнение «Числовой ряд»
-
Цель: - развивать внимание, память, мышление учащихся;
-
- отработывать умение определять по характеристики любоме число от 1 до 20.
-
Описание: упражнение представляет собой числовой ряд продиктованный учителем под диктовку. Учащимся предлагается ответить на ряд вопросов характеризующих то или иное число, работа заключается в быстром нахождении заданного чисела.
-
1, 12, 9, 20, 16, 7
-
Алгоритм действий:
-
Под диктовку учителя на доске запиши числовой ряд.
-
Назови только однозначные числа.
-
Назови только двузначные числа.
-
Назови только круглые числа.
-
Назови число, в котором 1 десяток и 2 единицы.
-
Прочитай числа в прямом порядке.
-
Назови число, которое стоит третьим по счёту.
-
Прочитай числа в обратном порядке.
-
Сотри с доки и запиши числовой ряд по памяти.
-
НАПРАВЛЕНИЕ КОРРЕКЦИИ: «ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА ОСНОВЕ СОТРУДНИЧЕСТВА»
-
БИОЛОГИЯ
-
Тема: «Рыбы, птицы, звери»
-
Класс: 8 класс
-
Название: игра «Биологическое лото»
-
Цель: развитие умения быстро и грамотно отвечать на вопросы, творческого, нестандартного мышления. Развитие коммуникативных навыков Алгоритм действий: в игре участвуют три команды по 5-7 человек. Для игры необходима таблица из 63 карточек с буквами. Они расположены в 9 вертикальных рядах по 7 штук в каждом. В листе ватмана делают надрезы и к нему скрепками прицепляют карточки. В каждом тематическом разделе по три ряда карточек. Каждый ряд образует слово "зоопарк". Все карточки пронумерованы. Для каждого раздела отдельная нумерация (от 1 до 21).
-
Цель играющих - используя карточки с соответствующими буквами, собрать свое слово "зоопарк". Команды вступают в игру в порядке очередности.
-
На игровой таблице команда по своему усмотрению выбирает из соответствующего раздела номер карточки с требуемой буквой, снимает ее,
-
читает вопрос. Время на обдумывание - 15-30 секунд.
-
Рыбы:
-
-
В какую рыбу можно смотреться как в зеркало?
-
Какая рыба к старости становится горбатой?
-
Какая самая крупная рыба?
-
Название, какой рыбы нужно прочитать наоборот, чтобы получился город в Италии?
-
Как называется маленькая рыбка, недавно вышедшая из личинки?
-
Какая рыба носит имя человека?
-
Как звали человека-амфибию?
-
Какая красная рыба действительно красная?
-
-
-
(Зеркальный карп)
-
(Горбуша)
-
(Акула)
-
(Налим)
-
(Малек)
-
(Карп)
-
(Ихтиандр)
-
(Нерка)
-
(Морской конек)
-
-
-
Какие рыбы водятся только с 21 февраля по 18 марта?
-
Какая рыба носит название итальянского острова, расположенного в Средиземном море?
-
Кто самые близкие родственницы рыб?
-
От какой рыбы можно получить оплеуху, затрещину?
-
Какая рыба носит название города?
-
Какая рыба помогает чистить бутылки?
-
Где дело чаще всего заканчивается "рыбой"?
-
Какая рыба считается лучшим специалистом по проводке судов?
-
Какая рыба вооружена лучше остальных?
-
С какой рыбой приводил шаланды в Одессу Костя, герой песни Леонида Утесова?
-
Какая рыба, кроме золотой, способна исполнять человеческие желания?
-
Какое другое, более привычное для нас название носит макрель?
-
-
(Зодиакальное созвездие) (Сардина, о-в Сардиния)
-
(Русалки, сирены)
-
(От леща; дать леща - ударить, сильно шлепнуть)
-
(Судак, елец, калуга)
-
(Ерш)
-
(В домино: "рыбы" - блокировка выкладки, когда на ее концах установлены очки, отсутствующие у игроков.)
-
(Лоцман)
-
(Рыба-меч)
-
(С кефалью)
-
(Щука)
-
(Скумбрия)
-
Птицы:
-
-
-
Какая птица приносит младенцев?
-
Какая птица является однофамилицей известного украинского писателя?
-
-
(Аист) (Гоголь)
-
(Гусь)
-
-
-
-
-
-
Какая птица является ближайшей родственницей Снегурочки?
-
Какая птица является талисманом КВНа?
-
У какой птицы хвост рожками?
-
Какая птица со времен древних греков считается символом мудрости и познания?
-
Какая сказочная птица при приближении смерти сгорает, а потом вновь возрождается из пепла?
-
Какую птицу вам поможет достать только очень высокий дядя?
-
Какая птица носит название коренных жителей Америки?
-
Какая птица дала название мужской рубашке?
-
Какой птицей называют обратную сторону монеты (реверс)?
-
Какая птица больше всего нравится певице Алене Свиридовой?
-
Какая птица завсегдатай юмористического телеклуба Юрия Никулина?
-
Какая птица дала название легковому автомобилю ГАЗ-14?
-
Какая птица является символом незыблемости британской короны?
-
Какой птичке в Петербурге, на Фонтанке, установлен памятник?
-
Какая певчая птица носит название тех островов, откуда она сама родом?
-
Как в русских народных сказках называют чудесную птицу с золотым оперением?
-
Какая птица умеет считать годы нашей жизни?
-
Какую птицу называют крылатым почтальоном?
-
-
-
(Снегирь: однокоренные слова) (Кивин)
-
(У ласточки)
-
(Сова)
-
(Феникс)
-
(Воробья)
-
(Индейка)
-
(Сорока)
-
(Орлом)
-
(Фламинго)
-
(Белый попугай)
-
(Чайка)
-
(Ворон)
-
(Чижику:
-
Чижик-Пыжик, где ты был?
-
На Фонтанке воду пил.)
-
(Канарейка; Канарские острова)
-
(Жар-птица)
-
(Кукушка)
-
(Голубя)
-
Звери:
-
Какой зверек приехал из тропического леса в ящике с апельсинами?
-
Кого считают царем зверей?
-
Какой зверь является эмблемой музыкальной телепередачи "50 х 50"?
-
Кого величают по отчеству Патрикеевна?
-
Как называется самая маленькая лошадь?
-
Какого зверя чаще всего забивают в домино?
-
Какой бык летает выше всех?
-
Какой зверь бежит быстрой рекой?
-
Кто был официальным талисманом игр московской Олимпиады?
-
Какой зверек дал название короткой мужской прическе?
-
Кто вместо удочки использовал свой хвост?
-
Какой зверь является главным героем фильма "Тропой бескорыстной любви"?
-
Какой зверь изображен на дорожном знаке, предупреждающем о внезапном появлении диких животных?
-
С каким зверьком, имеющим ценный мех, связано в русском языке обозначение четырех десятков?
-
Кого в шутку называют косым?
-
Название какой кошки носил в Великую Отечественную войну немецкий танк Т- (Чебурашка)
-
(Льва)
-
(Зебра)
-
(Лису)
-
(Пони)
-
(Козла)
-
(Самолет Як)
-
(Тигр, р. Тигр)
-
(Медведь)
-
(Ежик)
-
(Волк)
-
(Рысь)
-
(Лось)
-
(С соболем; сорок - связка собольих шкурок, в которой их было 4 десятка)
-
(Зайца)
-
(Пантеры)
-
Какая фигура является эмблемой ФИДЕ - Международной шахматной (Конь) федерации?
-
Изображение какого зверя используется спортсменами-стрелками в качестве (Кабана) бегущей мишени?
-
Какая дикая американская кошка является товарным знаком спортивной обуви и (Пума) одежды?
-
Какая горная коза подарила свое название грузовому автомобилю ГАЗ-3302? (Газель)
-
Какой зверь, если бы проводился конкурс по профессиям, был бы признан (Бобр) лучшим лесорубом?
-
Тема: «Грызуны: мыши, белки, бобры. Общие признаки грызунов.Внешний вид, отличительные особенности» Класс: 8 класс
-
Цель: развитие и коррекция концентрации и устойчивости произвольного внимания,умение работать в группе, развитие речевой коммуникации.
-
Фрагмент урока: «Составление рассказов о грызунах»
-
Учитель:Сегодня на уроке я предлагаю вам выступить в роли работников зоопарка, а именно, секции грызунов. Ваша задача - составить рассказ о любом грызуне для посетителей зоопарка. Постарайтесь сделать рассказы интересными, связными. В этом вам помогут материалы учебника и план.
-
Учащиеся в парах выбирают любое животное (белка, бобр, полевая мышь, суслик), готовят устные рассказы по плану, используя учебник. План:
-
-
Место обитания.
-
Внешний вид.
-
Питание
-
Строение зубов
-
Размножение.
-
-
Затем проводится игра «В зоопарке».Учащиеся выступают в роли экскурсоводов и рассказывают о грызунах. После выбираются лучшие «экскурсоводы».
-
Учитель:О каких грызунах рассказывали «экскурсоводы»? Что интересного, нового вы узнали? Закрепление.
-
Задание: необходимо прочитать описательные тексты и определить, о каком грызуне идёт речь (работа в парах, даются карточки с описаниями грызунов, они вписывают соответствующие названия).
-
-
-
Встречаются на поля в неглубоких норках, в стогах сена и соломы.Масса тела около 30 гр. Вдоль спины проходит черная полоса. Хвост длинный, ноги короткие тонкими пальцами. Едят побеги растений, плоды злаков, различные семена. Они постоянно растут и не уменьшаются. Рождают по 3-10 детенышей 3-7 раз в году. Детеныши рождаются слепые, голые. Родители вскармливают их молоком. И они быстро растут. Гнездо делают в норах. (Полевые мыши).
-
Они большую часть жизни проводят на деревьях. Легко лазают по веткам деревьев, перепрыгивают с дерева на дерево. У них мягкая шерсть, большой пушистый хвост, на кончиках ушных раковин кисточки длинных волос. Летом шерсть - рыжая, зимой - сероватая с различными оттенками. Едят орехи, желуди, семена, сосны и ели, грибы, ягоды. Они растут и не уменьшаются в размерах. У этого грызуна бывает по 4-9 детенышей 2 раза в году. Детеныши рождаются слепыми, голыми и вскармливаются молоком. Гнездо делают на деревьях, в дуплах деревьев. (Белки).
-
-
-
Самые крупные грызуны. Встречаются по берегам лесных рек и озер. Грызуны имеют широкий хвост, который служит им рулем. Шерсть коричневого цвета. Питаются разной сочной травой, корой и молодой древесиной осины, ивы и другие лиственные деревья. Пищу откусывают острыми резцами, они без корней и постоянно растут. Клыков нет. У грызунов длинный кишечник, так как растительная пища трудно переваривается и потреблять такую пищу необходимо в большом количестве из-за ее малой питательности. Детеныши рождаются 1 раз в году зрячими, покрытыми густой шелковистой шерстью. Через несколько дней начинают есть сочную траву, грызут молодую кору деревьев. (Бобры).
-
ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ Тема: Обобщающий урок по теме «О животных»
-
Класс: 5 СКО VIII вида
-
Название: упражнение «Соответствие»
-
Цель: развитие мыслительных операций, расширение кругозора, установление соответствия Описание: соедини стрелкой фамилию писателя с названием произведения. Алгоритм действий:
-
Прочитай внимательно и соедини стрелкой фамилию писателя с названием произведения.
-
-
-
-
Б.Житков «Дачники»
-
К.Г. Паустовский «Про обезьянку» 3.Э.Асадов «Будь человеком»
-
-
-
-
4.С.Михалков «Кот Ворюга»
-
Тема: К. Бальмонт. Стихотворение «Осень»
-
Класс: 5 СКО VIII вида
-
Название: упражнение «Соответствие»
-
Цель: развитие мыслительных операций, расширение кругозора, установление соответствия. Описание: ссоедини стрелкой название ягод и раскрась их. Алгоритм действий:
-
-
-
-
-
Рассмотри, как выглядят ягоды.
-
Найди ягоду, о которой прочитали в стихотворении.
-
Соедини стрелкой название ягод.
-
Раскрась каждую из них.
-
-
-
-
-
-
Тема: «Синонимы, антонимы»
-
Класс: 9 СКО VIII вид
-
Название: игра «Подберите синонимы к словам, антонимы». Цель: развитие смыслового мышления, развитие речи. Описание: подберите к словам синонимы, а потом антонимы. Алгоритм действия:
-
-подберите к словам синонимы, а потом антонимы; -прочитайте стихотворение, заменив данные слова синонимами.
-
Шумный (грохочущий, гремучий - тихий), Торжествующий (победоносный, радостный - грустный), Лазурь (синева - темнота), Взревев (крикнул, заорал - притих) Немеет (замирает - оживает)
-
Ропот (недовольство, ворчание, бурчание - восклицание)
-
Упражнение "Из чего делают продукты?" Цель: развитие мыслительных операций, умения соотносить предметы. Работа по письменной инструкции.
-
Инструкция: Посмотри внимательно на картинку. Что на ней изображено? Внизу нарисованы продукты питания. Определи: что из чего сделано. Почему ты так думаешь?
-
-
НАПРАВЛЕНИЕ КОРРЕКЦИИ: «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ ДЛЯ УСПЕШНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ В БУДУЩЕМ»
-
Данное коррекционное направление осуществляется через проведение и разыгрывание жизненных ситуаций проведение практических работ составления памяток на уроках способствует воспитанию ответственного отношения учащихся к своему здоровью "Уроки Здоровья"
-
БИОЛОГИЯ Тема: «Строение сердца. Пульс»
-
Класс: 9 класс
-
Цель: коррекции и развития мыслительной деятельности,навыков принятия самостоятельных решений, инициативы и активности, необходимых для самостоятельной жизни.
-
Название: лабораторная работа «Подсчет пульса до и после дозированной нагрузки» Оборудование: часы с секундной стрелкой. Цель работы:
-
Научиться подсчитывать пульс.
-
С помощью подсчета пульса научиться определять частоту сокращен сердца и делать выводы об особенностях его работы в разных условие Ход работы
-
Запишите в тетрадь, что такое пульс, о чем говорит частота ударов
-
Найдите пульс на поверхности своей лучевой кости около кисти, научитесь его подсчитывать.
-
Подсчитайте число ударов пульса за 1 мин:
-
-
а) в положении сидя,
-
б) в положении стоя,
-
в) после 10 приседаний.
-
-
Заполните таблицу:
-
-
ИЗМЕНЕНИЕ ПУЛЬСА ПРИ РАЗНОЙ МЫШЕЧНОЙ НАГРУЗКЕ
-
43
-
-
Число пульсовых ударов в 1 мин
-
при покое
-
после 10 приседаний
-
в положении сидя
-
в положении стоя
-
-
5. Сравните полученные результаты, сделайте выводы о работе собственного сердца в покое и при нагрузке, составить памятку" Здоровое сердце"
-
Тема: «Профилактика нарушений опорно-двигательной системы»
-
Класс: 9 класс
-
Цель: коррекции и развития мыслительной и практичной деятельности,навыков принятия самостоятельных решений, инициативы и активности, необходимых для самостоятельной жизни. Название: лабораторная работа «Определение нарушения осанки» Оборудование: линейка, лист, карандаш или ручка.
-
Осанка - привычное положение тела человека в покое и при движении. При правильной осанке у человека плечи находятся на одном уровне и слегка развернуты, живот подтянут, ноги прямые, походка легкая. Правильная осанка обеспечивает нормальную работу внутренних органов. К нарушениям осанки приводят неполноценное питание, недостаток в пище белков, минеральных солей, витаминов, а главное - неравномерное распределение нагрузки на тело и натренированность мышц. Сколиоз или боковое искривление позвоночника является одним из основных нарушений осанки. Ход работы:
-
-
-
Проверять правильность осанки надо вдвоем. (попросите помощь родителей) Испытуемый должен раздеться по пояс, руки опустить вниз и встать спиной к тому кто будет проводить осмотр.
-
-
-
Посмотрите, на одном ли уровне находятся уровни лопаток. Если один угол лопатки или одно плечо выше, можно предположить боковое искривление - сколиоз.
-
-
-
Между опущенными руками и туловищем образуются треугольники. Посмотрите, равны ли они. Если они не равны, то можно предположить боковое искривление позвоночника.
-
Вывод:
-
-
-
Если у Вас получились плохие результаты, это серьезный повод обратиться к врачу и задуматься о том, насколько Вы ведете правильный образ жизни. Важно помнить, что кости детей гибкие и легко поддаются деформации. Необходимо помнить, что состояние опорно- двигательного аппарата напрямую зависит от количества физической нагрузки, которую Вы себе даете, от правильного питания, следите за тем как Вы сидите за партой, как Вы ходите и носите свою школьную сумку. Помните: ваше здоровье только в ваших руках!
-
Памятка" Как сохранить красивую осанку"
-
-
-
-
Неправильная осанка может не только нанести непоправимый вред здоровью, но и испортить человеку жизнь.
-
Особенно портит осанку неправильная поза за столом во время игры.
-
Сидеть нужно так, чтобы иметь опору для ног, спины и рук при симметричном положении головы, плечевого пояса, туловища, рук и ног.
-
Сидеть нужно так, чтобы спина касалась спинки стула вплотную, расстояние между грудью и столом должно быть 1,5-2 см.
-
Расстояние от глаз до стола должно быть 30см.
-
Книгу надо держать в наклонном положении, а тетрадь надо класть под углом в 30 градусов.
-
Нельзя читать лежа на боку, носить в одной и той же рук тяжести.
-
Осанку нарушает езда на велосипеде.
-
Осанку может исправить сон на жестком матраце.
-
-
-
-
Памятка "Правила бережного отношения к зрению"
-
-
-
-
-
Умываться по утрам.
-
Смотреть телевизор не более 1-1.5 часов в день.
-
Сидеть не ближе 3 м от телевизора.
-
Играть на компьютере не более 15 минут.
-
Не читать лежа.
-
Не читать в транспорте.
-
Оберегать глаза от попаданий в них инородных предметов.
-
При чтении и при письме свет должен освещать страницу слева.
-
Расстояние от глаз до текста рекомендуется 30-35 см.
-
Употреблять в пищу достаточное количество растительных продуктов.
-
Делать гимнастику для глаз.
-
Укреплять глаза, глядя на восходящее (заходящее) солнце.
-
-
-
-
-
Памятка«Золотые правила питания»
-
-
-
-
-
-
Главное - не переедайте.
-
Ешьте в одно и то же время простую, свежеприготовленную пищу, которая легко усваивается и соответствует потребностям организма.
-
Тщательно пережевывайте пищу, не спешите глотать.
-
Перед приемом пищи сделайте 5-6 дыхательных упражнений животом, мысленно поблагодарив всех, кто принял участие в создании продуктов, из которых приготовлена пища.
-
-
-
-
-
-
Оздоровительная минутка «Гимнастика для глаз» Если глаза устали, выполните такие упражнения:
-
-
-
-
-
-
-
Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.
-
Делайте круговые движения глазами: налево - вверх - направо - вниз - направо - вверх - налево - вниз. Повторите10 раз.
-
Вытяните вперед руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. Повторите 5 раз.
-
Посмотрите в окно вдаль 1 минуту.
-
-
-
-
-
-
-
ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ
-
Тема:«Пословицы и поговорки»
-
Класс: 8 СКО VIII вид
-
Название: упражнение «Прочитай пословицу»
-
Цель: развитие памяти, внимания, логики, усидчивости учащихся.
-
Описание: учащимся нужно из данных в таблице слов составить пословицы о труде. Объяснить их значение. Алгоритм действий :
-
-
-
-
-
-
-
-
Рассмотри слова, данные в таблице.
-
Составь из этих слов пословицы. З.Объясни их значение.
-
-
-
-
-
-
-
-
-
терпенье
-
до
-
все
-
не
-
труд
-
а
-
кормит
-
и
-
перетрут
-
добра
-
доводит
-
человека
-
лень
-
но
-
портит
-
-
Игры малой подвижности.
-
Игра «Палочки»
-
Описание игры: палочки (обычные счетные в количестве 30 штук) рассыпают на столе или на полу на коврике. Участники игры по очереди выбирают их, чтобы рядом лежащие не сдвинулись с места. Если ребенок, выбирая палочку, неосторожно пошевелил соседнюю, очередь переходит к следующему игроку. Кто из играющих взял больше палочек, тот и выиграл. Примечание: чтобы рассыпать палочки, надо сначала зажать их в кулаке, а затем быстро разжать пальцы.
-
Игра «Море волнуется»
-
Описание игры: по считалке выбирают водящего. Водящий произносит слова: "Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, фигура ... на месте замри", Ребята замирают в позах, соответствующих той фигуре, которую попросил водящий, например, лыжник. Водящий, прохаживаясь между играющими, выбирает понравившуюся ему фигуру. Этот ребенок и будет следующим водящим. Вариант игры.
-
Дети сидят полукругом или в кругу. По команде:
-
"Море спокойно" - все замирают.
-
"Море волнуется" - поднимают руки и колышут ими.
-
"На море буря" - разбегаются.
-
"Море спокойно" - стараются сесть на свое место.
-
Игра «Конспиратор»
-
Материал: повязка на глаза.
-
Описание игры: преподаватель предлагает ребятам встать в круг, лицом к центру и говорит: «Сейчас мы выберем водящего, он становится внутрь круга, завяжем ему глаза. Ведущий должен на ощупь, начиная с головы, узнать всех играющих и назвать имена. Узнанный игрок выходит из круга. Лучший конспиратор тот, кого узнают последним». Игра начинается, педагог следит, чтобы ребята соблюдали тишину и не подсказывали ведущему.
-
Упражнение «Рисуем вместе»
-
Материал: перевязочный бинт, большой лист бумаги, восковые мелки.
-
Описание упражнения. Ребята разбиваются на пары.Несколько пар играют одновременно. Остальные наблюдают.
-
Предплечья и локти детей педагог обматывает бинтом так, чтобы правая рука ребенка, сидящего слева, оказалась забинтована вместе с левой рукой ребенка, сидящего справа. Потом взрослый дает им лист бумаги и два восковыхмелка разного цвета, они держат их связанными руками.
-
Педагог сообщает правила игры: «Рисовать можно только привязанной рукой. Играющие могут разговаривать между собой, чтобы решить, какую картину они будут рисовать или что на картине можно изобразить. Рисовать нужно быстро, на работу дается всего 5 минут».
-
По сигналу учителя ребята начинаются рисовать картины, а педагог следит за соблюдением правил игры. Кик только педагог останавливает работу, ребята перестают рисовать и вместе с остальными детьми оценивают и выбирают лучшие картины.
-
При последующих проведениях упражнение можно усложнить, например, одному из партнеров можно завязать глаза и только ему разрешить рисовать. А другой партнер с открытыми глазами должен управлять движениями руки «незрячего» игрока.
-
Игра «Хочешь с нами поиграть?»
-
Описание игры:Дети образуют круг, внутри которого находится водящий. По сигналу педагога дети начинают движение по кругу друг за другом, высоко поднимая колени и энергично взмахивая руками. Водящий движется внутри круга в противоположную сторону. Педагог произносит текст: Хочешь с нами поиграть? Быстро нужно называть Свою любимую игрушку - Куклу, зайку, погремушку... Ну-ка, громко, раз-два-три, Ты игрушку назови.
-
По окончании текста дети и водящий останавливаются. Тот ребенок, напротив которого остановился водящий, называет свою любимую игрушку, а затем становится следующим водящим.
-
Игра «Веселые снежинки»
-
Описание игры:Дети врассыпную располагаются на площадке. Педагог произносит текст: Метель-вьюга у ворот Кружит снежинок хоровод.
-
После слов педагога дети кружатся на месте в медленном темпе вправо и влево. После команды «Метель утихла» дети останавливаются. Игра повторяется.
-
Игра «Вокруг снеговика»
-
Описание игры:Дети образуют круг вокруг снеговика. Педагог объясняет правила игры - дети шагают друг за другом, выполняя следующие команды:
-
по команде «Вьюга кружит!» дети кружатся на месте;
-
По команде «Снег идет!» дети присаживаются на корточки. Перед началом игры педагог читает стишок:
-
Вокруг снеговичка Шагаем мы шагом. Как вьюга кружимся И быстро садимся.
-
Примечания. 1. Тот из детей, кто ошибается в выполнении команды педагога, встает около снежной бабы. 2. В игре побеждают 1-2 самых внимательных игрока.
-
Игра «Елка, береза, дуб»
-
Описание игры:Дети строятся в колонну по одному, после слов педагога начинают двигаться по кругу друг за другом:
-
По дорожке мы идем и деревья узнаем!
-
По команде педагога «Елка!» дети останавливаются, поднимают руки в стороны - вниз; по команде «Береза!» дети останавливаются, поднимают руки
-
вверх, слегка покачивают руками вправо-влево; по команде «Дуб» прыжком ставят ноги на ширину плеч, руки - в кольцо перед грудью. Тот из
-
детей, кто ошибся в выполнении команд педагога, отходит в сторону от играющих. Побеждают 2-3 самых внимательных игрока.
-
ьи
-
Примечание. При разучивании игры рекомендуется на начальном этапе использовать 2 команды (например, «елка» и «береза»), затем добавить 3-ю команду.
-
Игра «Светофор»
-
Описание игры:Дети образуют круг. Педагог встает в его центр. В руках педагога 3 кружка красного, желтого и зеленого цвета (диаметр кружка 15 см, длина палочки 20 см).
-
По сигналу педагога (свисток, удар в бубен) дети начинают движение по кругу друг за другом, наблюдая за действиями педагога. Когда педагог поднимет кружок красного цвета, группа останавливается, желтого цвета - шагает на месте, зеленого цвета - дети идут по кругу друг за другом. Если ребенок ошибся при выполнении задания, он отходит в сторону от играющих. Побеждают 1-2 самых внимательных ребенка.
-
Игры, направленные на коррекцию эмоционально-волевой сферы и развитие навыков общения.
-
Их можно разделить на 2 группы: функциональные и коммуникативные. Функциональные игры вырабатывают:
-
•Навыки самоконтроля и произвольности, развивают внимание.
-
•Способствуют снятию гнева и агрессивности, импульсивности и гиперактивности.
-
Игра: "Молчу - шепчу - кричу".
-
Эта игра развивает способность осознанно регулировать громкость своих высказываний, стимулируя ребенка говорить то тихо, то громко, то вовсе молчать.
-
Прикладываете палец к губам, то ребенок должен говорить шепотом и передвигаться очень медленно. Если вы положили руки под голову, как во время сна, ребенку следует замолчать и замереть на месте. А когда вы поднимете руки вверх, то можно разговаривать громко, кричать и бегать.
-
Игра: "Говори по сигналу"
-
Вы будете просто общаться с ребенком, задавая ему любые вопросы. Но отвечать он вам должен не сразу, а только когда увидит условный сигнал, например сложенные на груди руки или почесывание затылка. Если же вы задали свой вопрос, но не сделали оговоренное движение, ребенок должен молчать, как будто не к нему обращаются, даже если ответ вертится у него на языке.
-
Коммуникативные игры развивают навыки взаимодействия в коллективе. Игра:"Сиамские близнецы"
-
Возьмите тонкий шарф или платок и свяжите им руки детей, стоящих рядом друг с другом лицом к вам. Оставьте свободными кисти рук, детям они понадобятся. Теперь расскажите игрокам, что им предстоит нарисовать общий рисунок на одном листе бумаги. Рисовать можно только той рукой, которая привязана к партнеру. Дайте детям карандаши или фломастеры разного цвета, по одному в несвободную руку. Тему рисунка задайте сами или предложите выбрать детям.
-
Освоение здоровьесберегающих технологий.
-
Это могут быть традиционные физминутки, а могут быть и другие виды здоровьесберегающих технологий. Физминутки позволяют предотвратить утомление, способствуют развитию общей моторики и формируют умение ориентироваться в пространстве. Физминутки так же обогащают словарь учащихся и развивают речь. Подбор их должен соответствовать теме проводимого занятия и учитывать возраст детей.
-
Физминутка, разминка "Светит солнце"
-
Дети поворачиваются друг к другу спиной.
-
Светит солнце. (Дети рисуют на спине друга круг и лучи).
-
Пришла туча. (Поглаживаем ладошкой).
-
Начался маленький дождик. (Постукиваем одним пальчиком). Пошел дождь посильнее. (Двумя пальчиками). Сильный дождь.(Всеми пальчиками). Стихает дождь. (Двумя пальчиками).
-
Еще тише.(Постукиваем одним пальчиком). Туча ушла. (Поглаживаем ладошкой). Выглянуло солнышко. (Дети рисуют круг и лучи).
-
«Почувствуй» Один ученик начинает писать на спине товарища букву или цифру, или короткое слово, например, КИТ, КОТ. Другой должен угадать, что пишут на его спине и назвать букву или прочесть слово.
-
Упражнение «ПОСТУКИВАНИЕ».
-
Цели. Снять напряжение: улучшить эмоциональное состояние.
-
Участники разбиваются на пары: один закрывает глаза и расслабляется, другой - встает у него за спиной. Сначала он ладошками постукивает по плечам, спине, ногам, затем в той же последовательности проминает (массирует), потом поглаживает. После этого участники меняются местами.
-
Такие упражнения снимают усталость детей, повышают жизненный тонус, стимулируют активность, дают ощущение свободы и раскованности. И в конечном итоге также способствуют душевному здоровью ребёнка.
-
Дыхательные упражнения - развивают самоконтроль и произвольность поведения. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением Цель: Обогащение мозга кислородом. Упражнение «Перышко»
-
Как можно дольше дуть на перышко или ватку, чтобы оно находилось в воздухе.
-
Сделать глубокий вдох. Задержать дыхание. Выдох через рот с открытым звуком и-и-и, а-а-а, у-у-у.
-
Дыхательное упражнение.
-
И.п. - сидя. Глубоко вдохнуть. На выдохе произносить звуки: пф-пф-пф-пф-пф. Вдох. На выдохе: р-р-р-р. Вдох. На выдохе: з-з-з-з. Вдох. На
-
выдохе: ж-ж-ж-ж. Вдох. На выдохе: мо-ме-мэ-му.
-
Упражнение «ЛАДОШКА».
-
Цель. Отдохнуть, эмоционально расслабиться.
-
Участник на листе бумаги обводит свою ладошку. Внутри каждого пальца пишет по одному качеству, которое ему в себе нравится. Затем листы передаются по кругу, каждый участник дописывает те качества, которые он ценит в этом человеке.