- Преподавателю
- Другое
- Доклад к презентации Развитие критического мышления
Доклад к презентации Развитие критического мышления
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Зорина Н.В. |
Дата | 20.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
6
Развитие критического мышления в условиях внедрения компетенотностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательный процесс
Свой доклад мне бы хотнлось начать с афоризма Уильяма Джеймса. «Огромное множество людей думают, что они мыслят, в то время как они всего лишь перетасовывают (приводят в порядок) свои предрассудки.»
Что же такое критическое мышление? Это Критическое мышление - это использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата.
Критическое мышление также включает в себя оценку самого мыслительного процесса - хода рассуждений, которые привели к нашим выводам, или тех факторов, которые мы учли при принятии решения.
Критическое мышление иногда называют еще и направленным мышлением, поскольку оно нацелено на получение желаемого результата. Это тщательно обдуманное, взвешенное решение в отношении какого-либо суждения: должны ли мы принять, отвергнуть или отложить его, и степень уверенности, с которой мы это делаем.
Это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода, с тем чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.
Критическое мышление - это способность ставить новые, полные смысла вопросы, вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы, принимать независимые продуманные решения.
Технология «Развитие критического мышления» разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы - Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит.
Эта технология, далее РКМ, является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением; умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.
Технология «Развитие критического мышления» позволяет наикратчайшим способом достичь целей компетентностно-ориентированого подхода в учебно-воспитательном процессе, поскольку в настоящее время школа призвана воспитать свободную, развитую и образованную личность, владеющую определенным субъективным опытом, способную ориентироваться в условиях постоянно меняющегося мира.
В качестве целей при изучении предмета выступает не обучение как таковое, при котором содержанием будут лишь практические знания, навыки и умения, а образование личности. При этом важно сформировать у учащихся комплекс умений, включающих:
-
находить требующуюся информацию в различных источниках;
-
критически осмысливать информацию, интерпретировать ее, понимать суть, адресную направленность, цель информирования;
-
систематизировать информацию по заданным признакам;
-
видоизменять объем, форму, знаковую систему информации;
-
находить ошибки в информации, воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы;
-
устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями;
-
уметь длительное время (четверть, учебное полугодие, учебный год или другой отрезок времени) собирать и систематизировать тематическую информацию;
-
уметь вычленять главное в информационном сообщении, отчленять его от «белого шума» и т.д.
Технология развития критического мышления зиждется на трехфазовой структуре урока.
I фаза Вызов (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)
II фаза Осмысление содержания (получение новой информации)
III фаза Рефлексия (осмысление, рождение нового знания)
Предлагаю подробнее ознакомиться с каждой стадией данной технологии. Итак, первый этап - ВЫЗОВ. Его задачи:
-
актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;
-
пробудить к ней интерес;
-
активизировать обучаемого, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами;
-
структурировать последующий процесс изучения материала.
Второй этап - ОСМЫСЛЕНИЕ - поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения. Функции этапа:
-
получение новой информации;
-
ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем);
-
соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание;
-
поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.
Третий этап - Рефлексия или РАЗМЫШЛЕНИЕ:
-
выражение новых идей и информации собственными словами;
-
целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;
-
анализ всего процесса изучения материала;
-
выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»).
При таком подходе происходит не просто более глубокое усвоение знаний детьми, но и реализуется идея связей материала (в рамках одного предмета, межпредметных, теоретического с практическим), его структурирования самим ребенком. Постановка учащимися самостоятельно цели обучения, создает необходимый внутренний мотив к процессу учения.
Каждому этапу присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа. Комбинируя их, учитель может планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала. Возможность комбинирования техник имеет немаловажное значение и для самого педагога - он может свободно чувствовать себя, работая по данной технологии, адаптируя ее в соответствии со своими предпочтениями, целями и задачами. Комбинирование приемов помогает достичь и конечную цель применения технологии развития критического мышления - научить детей применять эту технологи самостоятельно, чтобы они могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни.
Итак, давайте познакомимся с техниками технологии развития критического мышления поближе, так как это именно то, позволит на практике ее реализовать.
Стадия вызова:
Деятельность учителя
-
Вызов уже имеющихся знаний;
-
задает вопросы,на которые хотел бы получить ответ. Информация,
полученная на первой стадии, выслушивается,
-
записывается, обсуждается, работа ведется
индивидуально - парами - группами.
Деятельность учащихся
-
Вспоминают и анализируют имеющиеся знания
по данной теме;
-
- систематизируют информацию до ее изучения;
-
- задают вопросы, на которые хотят получить ответы;
-
- строят предположения о содержании текста, исходя
-
из заголовка, выделенных слов и т.д.;
-
- публично демонстрируют свои знания с помощью
устной и письменной речи.
Возможные приемы и методы данной фазы
-
Составление списка известной информации по вопросу.
-
Рассказ-активизация по ключевым словам.
-
Систематизация материала (графическая):
кластеры, таблицы.
-
Верные и неверные утверждения; перепутанные
-
логические цепочки и т.д.
Стадия осмысления
Деятельность учителя
-
Сохранение интереса к теме при непосредственной
работе с новой информацией.
-
Непосредственный контакт с новой информацией
(текст, фильм, лекция, материал параграфа),
работа ведется индивидуально - парами - группами.
Деятельность учащихся
-
- Читают или слушают текст, используя предложенные
педагогом активные методы чтения;
-
- делают пометки на полях или ведут записи по
мере осмысления новой информации.
Возможные приемы и методы данной фазы
Методы активного чтения:
-
Маркировка с использованием значков
«v», «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся
на полях справа).
-
Ведение различных записей типа двойных дневников,
бортовых журналов.
-
Поиск ответов на поставленные в первой части
урока вопросы.
Стадия рефлексии
Деятельность учителя
-
Вернуть учащихся к первоначальным предположениям,
установление причинно- следственных связей между
блоками информации;
-
Творческая переработка, анализ, интерпретация
изученной информации, работа ведется индивидуально
- в парах - группах
Деятельность учащихся
-
- Соотносят новую информацию со «старой»,
используя знания, полученные на стадии осмысления;
-
- классифицируют и систематизируют, рождение новых
целевых установок для дальнейшей самостоятельной работы;
-
- своими словами выражают новые идеи и мысли;
-
- обмениваются мнениями друг с другом, аргументируя свою
точку зрения;
-
- анализируют собственные мыслительные операции и чувства;
-
- самооценка и самоопределение.
Возможные приемы и методы данной фазы
-
Заполнение таблиц, кластеров, внесение изменений,
дополнений в сделанные на первой стадии.
-
Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.
-
Ответы на поставленные вопросы.
-
Организация устных и письменных круглых столов.
-
Организация различных видов дискуссий.
-
Написание творческих работ: пятистишия-синквейны, эссе.
-
Исследования по отдельным вопросам темы.
-
Творческие, исследовательские или практические задания на
основе осмысления изученной информации.
Существует великое множество техник технологии развитя критического мышления, и их невозможно изучить за один день, однако, я надеюсь, эта презентация оказалась полезной вам. На этом все, спасибо за внимание.