Доклад к презентации Развитие критического мышления

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

6

Развитие критического мышления в условиях внедрения компетенотностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательный процесс

Свой доклад мне бы хотнлось начать с афоризма Уильяма Джеймса. «Огромное множество людей думают, что они мыслят, в то время как они всего лишь перетасовывают (приводят в порядок) свои предрассудки.»

Что же такое критическое мышление? Это Критическое мышление - это использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата.

Критическое мышление также включает в себя оценку самого мыслительного процесса - хода рассуждений, которые привели к нашим выводам, или тех факторов, которые мы учли при принятии решения.

Критическое мышление иногда называют еще и направленным мышлением, поскольку оно нацелено на получение желаемого результата. Это тщательно обдуманное, взвешенное решение в отношении какого-либо суждения: должны ли мы принять, отвергнуть или отложить его, и степень уверенности, с которой мы это делаем.

Это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода, с тем чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.

Критическое мышление - это способность ставить новые, полные смысла вопросы, вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы, принимать независимые продуманные решения.

Технология «Развитие критического мышления» разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы - Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит.

Эта технология, далее РКМ, является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением; умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

Технология «Развитие критического мышления» позволяет наикратчайшим способом достичь целей компетентностно-ориентированого подхода в учебно-воспитательном процессе, поскольку в настоящее время школа призвана воспитать свободную, развитую и образованную личность, владеющую определенным субъективным опытом, способную ориентироваться в условиях постоянно меняющегося мира.

В качестве целей при изучении предмета выступает не обучение как таковое, при котором содержанием будут лишь практические знания, навыки и умения, а образование личности. При этом важно сформировать у учащихся комплекс умений, включающих:

  • находить требующуюся информацию в различных источниках;

  • критически осмысливать информацию, интерпретировать ее, понимать суть, адресную направленность, цель информирования;

  • систематизировать информацию по заданным признакам;

  • видоизменять объем, форму, знаковую систему информации;

  • находить ошибки в информации, воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы;

  • устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями;

  • уметь длительное время (четверть, учебное полугодие, учебный год или другой отрезок времени) собирать и систематизировать тематическую информацию;

  • уметь вычленять главное в информационном сообщении, отчленять его от «белого шума» и т.д.

Технология развития критического мышления зиждется на трехфазовой структуре урока.

I фаза Вызов (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)

II фаза Осмысление содержания (получение новой информации)

III фаза Рефлексия (осмысление, рождение нового знания)

Предлагаю подробнее ознакомиться с каждой стадией данной технологии. Итак, первый этап - ВЫЗОВ. Его задачи:

  • актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;

  • пробудить к ней интерес;

  • активизировать обучаемого, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами;

  • структурировать последующий процесс изучения материала.

Второй этап - ОСМЫСЛЕНИЕ - поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения. Функции этапа:

  • получение новой информации;

  • ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем);

  • соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание;

  • поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.

Третий этап - Рефлексия или РАЗМЫШЛЕНИЕ:

  • выражение новых идей и информации собственными словами;

  • целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;

  • анализ всего процесса изучения материала;

  • выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»).

При таком подходе происходит не просто более глубокое усвоение знаний детьми, но и реализуется идея связей материала (в рамках одного предмета, межпредметных, теоретического с практическим), его структурирования самим ребенком. Постановка учащимися самостоятельно цели обучения, создает необходимый внутренний мотив к процессу учения.

Каждому этапу присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа. Комбинируя их, учитель может планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала. Возможность комбинирования техник имеет немаловажное значение и для самого педагога - он может свободно чувствовать себя, работая по данной технологии, адаптируя ее в соответствии со своими предпочтениями, целями и задачами. Комбинирование приемов помогает достичь и конечную цель применения технологии развития критического мышления - научить детей применять эту технологи самостоятельно, чтобы они могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни.

Итак, давайте познакомимся с техниками технологии развития критического мышления поближе, так как это именно то, позволит на практике ее реализовать.

Стадия вызова:

Деятельность учителя

  • Вызов уже имеющихся знаний;

  • задает вопросы,на которые хотел бы получить ответ. Информация,

полученная на первой стадии, выслушивается,

  • записывается, обсуждается, работа ведется

индивидуально - парами - группами.

Деятельность учащихся

  • Вспоминают и анализируют имеющиеся знания

по данной теме;

  • - систематизируют информацию до ее изучения;

  • - задают вопросы, на которые хотят получить ответы;

  • - строят предположения о содержании текста, исходя

  • из заголовка, выделенных слов и т.д.;

  • - публично демонстрируют свои знания с помощью

устной и письменной речи.

Возможные приемы и методы данной фазы

  • Составление списка известной информации по вопросу.

  • Рассказ-активизация по ключевым словам.

  • Систематизация материала (графическая):

кластеры, таблицы.

  • Верные и неверные утверждения; перепутанные

  • логические цепочки и т.д.

Стадия осмысления

Деятельность учителя

  • Сохранение интереса к теме при непосредственной

работе с новой информацией.

  • Непосредственный контакт с новой информацией

(текст, фильм, лекция, материал параграфа),

работа ведется индивидуально - парами - группами.

Деятельность учащихся

  • - Читают или слушают текст, используя предложенные

педагогом активные методы чтения;

  • - делают пометки на полях или ведут записи по

мере осмысления новой информации.

Возможные приемы и методы данной фазы

Методы активного чтения:

  • Маркировка с использованием значков

«v», «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся

на полях справа).

  • Ведение различных записей типа двойных дневников,

бортовых журналов.

  • Поиск ответов на поставленные в первой части

урока вопросы.

Стадия рефлексии

Деятельность учителя

  • Вернуть учащихся к первоначальным предположениям,

установление причинно- следственных связей между

блоками информации;

  • Творческая переработка, анализ, интерпретация

изученной информации, работа ведется индивидуально

- в парах - группах

Деятельность учащихся

  • - Соотносят новую информацию со «старой»,

используя знания, полученные на стадии осмысления;

  • - классифицируют и систематизируют, рождение новых

целевых установок для дальнейшей самостоятельной работы;

  • - своими словами выражают новые идеи и мысли;

  • - обмениваются мнениями друг с другом, аргументируя свою

точку зрения;

  • - анализируют собственные мыслительные операции и чувства;

  • - самооценка и самоопределение.

Возможные приемы и методы данной фазы

  • Заполнение таблиц, кластеров, внесение изменений,

дополнений в сделанные на первой стадии.

  • Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.

  • Ответы на поставленные вопросы.

  • Организация устных и письменных круглых столов.

  • Организация различных видов дискуссий.

  • Написание творческих работ: пятистишия-синквейны, эссе.

  • Исследования по отдельным вопросам темы.

  • Творческие, исследовательские или практические задания на

основе осмысления изученной информации.

Существует великое множество техник технологии развитя критического мышления, и их невозможно изучить за один день, однако, я надеюсь, эта презентация оказалась полезной вам. На этом все, спасибо за внимание.



© 2010-2022