Умения и навыки, приобретаемые во время работы над сочинением

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Чирюкина Марина Витальевна

школа-гимназия №40 им. Алпамыс батыра

г. Шымкент

Умения и навыки, приобретаемые во время работы над сочинением



Чтение делает человека знающим,

беседа - находчивым,

а привычка записывать - точным.

Ф.Бэкон

Развитие не только устной, но и письменной правильной и красивой речи у ребенка - задача важная, но очень непростая, требующая комплексного подхода. Образная, яркая, логично построенная речь - основной показатель интеллектуального уровня ребёнка. Передавая своими словами небольшие рассказы и отрывки художественной прозы, ребёнок обогащает свою устную и письменную речь, развивает логическое мышление, научается правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли.

В начальной школе сочинению уделяется большое внимание. С одной стороны, писать сочинение - увлекательное занятие, с другой - работа над сочинением требует определенных навыков и умений, которые вырабатываются постепенно.

Сочинение - работа творческая, и поэтому важно, чтобы она была выполнена с интересом. А подлинный интерес возможен только при хорошем знании темы.

Первые сочинения детей - это рассказы о родной природе, об интересных случаях из жизни, о прогулках, играх, трудовых процессах. В их основах должны лежать личные впечатления от окружающей жизни, наблюдения за внешним миром, мысли, чувства, интересы юных авторов. Однако, читая работы учащихся 1-4 классов, убеждаешься, что в большинстве своем они отражают не личные впечатления о том или ином предмете, явлении реального мира, а скорее сумму знаний о нем, накопленных из различных источников, и некоторый жизненный опыт ребенка. В особенности это касается сочинений о природе. Большинство сочинений о весне, зиме, осени - это не живые, написанные с детской непосредственностью этюды, а сухой перечень признаков того или иного времени года. Не трудно заметить, что и в этих работах нет ни личных наблюдений детей, ни их собственных мыслей и чувств. Здесь либо общие фразы о признаках осени, либо пересказ отрывков из художественных произведений, помещенных в школьных учебниках.

Известно, что сочинения в 1-4 классах должны быть обучающими, т. е. на уроках подготовки и проведения сочинений нужно учить, о чем писать и как писать. Учитель обязан организовывать наблюдения, учить детей видеть и слышать мир, замечать в нем прекрасное, восторгаться и гармонией красок осеннего дня, и многообразием световых оттенков снега под лучами солнца, и свежестью первых клейких листочков, и звонкой песней жаворонка. К таким сочинениям нужно тщательно готовиться как учителю, так и учащимся.

В процессе подготовки и проведения сочинений необходимо выработать у учеников:

1. Умение составлять и писать небольшие рассказы о своих играх, забавах, работе.

2. Умение излагать свои мысли по готовому плану, составленному в форме вопросов;

3. Умение строить простое предложение: правильно располагать в нем слова, видеть границы предложения;

4. Умение находить для выражения своих мыслей наиболее точные и выразительные слова.

Чтобы дети овладели этими умениями, необходима система упражнений, основанная на принципе постепенного наращивания трудностей.
Поэтому письменным сочинениям предшествуют различные обучающие устные упражнения: составление упражнений, объеденных темой, восстановление деформированного текста по серии сюжетных картинок, устные ответы на вопросы, объеденные темой, составление предложений по сюжетным картинкам, устные рассказы по прочитанному, по аналогии с прочитанным.

Рекомендуемый порядок работы над сочинением:

  1. Обдумайте тему.

  2. Определите главную мысль, которую вы будете развивать и доказывать.

  3. Составьте план сочинения.

  4. Подберите факты, примеры, цитаты, подтверждающие ваши мысли.

  5. Определите тип речи, который вы будете использовать (повествование, описание, рассуждение).

  6. Работая над черновиком сочинения, следуйте намеченному плану.

  7. Окончив работу в черновике, перечитайте сочинение.

  8. Перепишите работу набело и еще раз проверьте, нет ли описок или пропусков букв, все ли знаки препинания поставлены правильно.

Самостоятельность учащихся при выполнении сочинений постепенно возрастает. Вначале рассказы составляются коллективно, затем два - три ученика их повторяют, и только после повторения учащиеся записывают их.
Постепенно количество повторений сокращается до одного, и, наконец, коллективно составленный рассказ учащиеся записывают без повторений.

Работа над сочинением предусматривает обогащение словаря учащихся. Словарная работа в связи с сочинениями может проводиться в такой системе:
* Введение в устные рассказы и в сочинения детей новых слов, только что объясненных на уроках чтения (половодье, хлынула, убранство и др.)
* Подбор синонимов (антонимов) или выбор из синонимического ряда слов, наиболее подходящих для выражения данного содержания (птицы поют, распевают, щебечут, подпевают, свиристят, чирикают, разливаются, заливаются)
* Включение в рассказы и тексты сочинений фразеологических оборотов наряду со свободным сочетанием слов с тем же значением (Река вышла из берегов - разлилась; спит как убитый - крепко, душа в пятки ушла - очень испугаться).
* Усвоение сочетаемости слов. Учащимся необходимо как можно чаще давать слова в их связи с другими словами. При составлении сочинения учитель предлагает словосочетания, но следует выбрать те, которые более других подходят по смыслу. Слова могут иметь очень широкую сочетаемость, но учитель в списки включает самые необходимые, например: травка зеленеет, растет иглами, показалась, пробивается и др.

Итак, готовясь к сочинению, приобретаются следующие умения:

  • Накапливать материал, наблюдать, выделять главное, правильно определять, что относится к избранной теме;

  • Осмысливать факты, описывать, передавать свои чувства и впечатления;

  • Располагать материал в нужной последовательности, составлять план и придерживаться его при написании связного текста;

  • Отбирать нужные слова и применять выразительные средства языка;

  • Выстраивать связный текст.

Жизнь, новые программы требуют от учителя, чтобы вся работа по подготовке и проведению сочинений служила целям развития учащихся, и организовывать ее надо так, чтобы каждое сочинение обогащало ум детей новыми наблюдениями, душу - сильными впечатлениями и чувствами, речь - новыми словами, умением выражать мысли точно, красиво и грамотно.

И, наконец, самое важное. Чтобы уметь писать сочинения, нужно хотя бы захотеть это сделать и начать учиться. А к желанию приложить некоторые усилия и старание.











Список использованной литературы:



  1. О.Д. Ушакова «Интересный русский язык» для младших школьников, изд.дом «Литера», г. Санкт-Петербург, 2010 г.

  2. С.А. Есенина «Как научить вашего ребенка писать сочинения», изд. «Грамотей», 2013 г



© 2010-2022