- Преподавателю
- Другое
- Умения и навыки, приобретаемые во время работы над сочинением
Умения и навыки, приобретаемые во время работы над сочинением
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Чирюкина М.В. |
Дата | 10.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Чирюкина Марина Витальевна
школа-гимназия №40 им. Алпамыс батыра
г. Шымкент
Умения и навыки, приобретаемые во время работы над сочинением
Чтение делает человека знающим,
беседа - находчивым,
а привычка записывать - точным.
Ф.Бэкон
Развитие не только устной, но и письменной правильной и красивой речи у ребенка - задача важная, но очень непростая, требующая комплексного подхода. Образная, яркая, логично построенная речь - основной показатель интеллектуального уровня ребёнка. Передавая своими словами небольшие рассказы и отрывки художественной прозы, ребёнок обогащает свою устную и письменную речь, развивает логическое мышление, научается правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли.
В начальной школе сочинению уделяется большое внимание. С одной стороны, писать сочинение - увлекательное занятие, с другой - работа над сочинением требует определенных навыков и умений, которые вырабатываются постепенно.
Сочинение - работа творческая, и поэтому важно, чтобы она была выполнена с интересом. А подлинный интерес возможен только при хорошем знании темы.
Первые сочинения детей - это рассказы о родной природе, об интересных случаях из жизни, о прогулках, играх, трудовых процессах. В их основах должны лежать личные впечатления от окружающей жизни, наблюдения за внешним миром, мысли, чувства, интересы юных авторов. Однако, читая работы учащихся 1-4 классов, убеждаешься, что в большинстве своем они отражают не личные впечатления о том или ином предмете, явлении реального мира, а скорее сумму знаний о нем, накопленных из различных источников, и некоторый жизненный опыт ребенка. В особенности это касается сочинений о природе. Большинство сочинений о весне, зиме, осени - это не живые, написанные с детской непосредственностью этюды, а сухой перечень признаков того или иного времени года. Не трудно заметить, что и в этих работах нет ни личных наблюдений детей, ни их собственных мыслей и чувств. Здесь либо общие фразы о признаках осени, либо пересказ отрывков из художественных произведений, помещенных в школьных учебниках.
Известно, что сочинения в 1-4 классах должны быть обучающими, т. е. на уроках подготовки и проведения сочинений нужно учить, о чем писать и как писать. Учитель обязан организовывать наблюдения, учить детей видеть и слышать мир, замечать в нем прекрасное, восторгаться и гармонией красок осеннего дня, и многообразием световых оттенков снега под лучами солнца, и свежестью первых клейких листочков, и звонкой песней жаворонка. К таким сочинениям нужно тщательно готовиться как учителю, так и учащимся.
В процессе подготовки и проведения сочинений необходимо выработать у учеников:
1. Умение составлять и писать небольшие рассказы о своих играх, забавах, работе.
2. Умение излагать свои мысли по готовому плану, составленному в форме вопросов;
3. Умение строить простое предложение: правильно располагать в нем слова, видеть границы предложения;
4. Умение находить для выражения своих мыслей наиболее точные и выразительные слова.
Чтобы дети овладели этими умениями, необходима система упражнений, основанная на принципе постепенного наращивания трудностей.
Поэтому письменным сочинениям предшествуют различные обучающие устные упражнения: составление упражнений, объеденных темой, восстановление деформированного текста по серии сюжетных картинок, устные ответы на вопросы, объеденные темой, составление предложений по сюжетным картинкам, устные рассказы по прочитанному, по аналогии с прочитанным.
Рекомендуемый порядок работы над сочинением:
-
Обдумайте тему.
-
Определите главную мысль, которую вы будете развивать и доказывать.
-
Составьте план сочинения.
-
Подберите факты, примеры, цитаты, подтверждающие ваши мысли.
-
Определите тип речи, который вы будете использовать (повествование, описание, рассуждение).
-
Работая над черновиком сочинения, следуйте намеченному плану.
-
Окончив работу в черновике, перечитайте сочинение.
-
Перепишите работу набело и еще раз проверьте, нет ли описок или пропусков букв, все ли знаки препинания поставлены правильно.
Самостоятельность учащихся при выполнении сочинений постепенно возрастает. Вначале рассказы составляются коллективно, затем два - три ученика их повторяют, и только после повторения учащиеся записывают их.
Постепенно количество повторений сокращается до одного, и, наконец, коллективно составленный рассказ учащиеся записывают без повторений.
Работа над сочинением предусматривает обогащение словаря учащихся. Словарная работа в связи с сочинениями может проводиться в такой системе:
* Введение в устные рассказы и в сочинения детей новых слов, только что объясненных на уроках чтения (половодье, хлынула, убранство и др.)
* Подбор синонимов (антонимов) или выбор из синонимического ряда слов, наиболее подходящих для выражения данного содержания (птицы поют, распевают, щебечут, подпевают, свиристят, чирикают, разливаются, заливаются)
* Включение в рассказы и тексты сочинений фразеологических оборотов наряду со свободным сочетанием слов с тем же значением (Река вышла из берегов - разлилась; спит как убитый - крепко, душа в пятки ушла - очень испугаться).
* Усвоение сочетаемости слов. Учащимся необходимо как можно чаще давать слова в их связи с другими словами. При составлении сочинения учитель предлагает словосочетания, но следует выбрать те, которые более других подходят по смыслу. Слова могут иметь очень широкую сочетаемость, но учитель в списки включает самые необходимые, например: травка зеленеет, растет иглами, показалась, пробивается и др.
Итак, готовясь к сочинению, приобретаются следующие умения:
-
Накапливать материал, наблюдать, выделять главное, правильно определять, что относится к избранной теме;
-
Осмысливать факты, описывать, передавать свои чувства и впечатления;
-
Располагать материал в нужной последовательности, составлять план и придерживаться его при написании связного текста;
-
Отбирать нужные слова и применять выразительные средства языка;
-
Выстраивать связный текст.
Жизнь, новые программы требуют от учителя, чтобы вся работа по подготовке и проведению сочинений служила целям развития учащихся, и организовывать ее надо так, чтобы каждое сочинение обогащало ум детей новыми наблюдениями, душу - сильными впечатлениями и чувствами, речь - новыми словами, умением выражать мысли точно, красиво и грамотно.
И, наконец, самое важное. Чтобы уметь писать сочинения, нужно хотя бы захотеть это сделать и начать учиться. А к желанию приложить некоторые усилия и старание.
Список использованной литературы:
-
О.Д. Ушакова «Интересный русский язык» для младших школьников, изд.дом «Литера», г. Санкт-Петербург, 2010 г.
-
С.А. Есенина «Как научить вашего ребенка писать сочинения», изд. «Грамотей», 2013 г