- Преподавателю
- Другое
- УМК практического занятия ПМ. 01 МДК 01. 01 Р1 Здоровый ребенок по теме: Период преддошкольного и дошкольного возраста
УМК практического занятия ПМ. 01 МДК 01. 01 Р1 Здоровый ребенок по теме: Период преддошкольного и дошкольного возраста
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Суржик Ю.С. |
Дата | 16.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
БУ «Нижневартовский медицинский колледж»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА
практического занятия № 4
Специальность: Сестринское дело
Дисциплина: ПМ.01 «Здоровый человек и его окружение» Раздел 1 «Здоровый ребенок»
Тема: Период преддошкольного и дошкольного возраста
Тип занятия: практическое
Форма проведения: комбинированное занятие
Цели занятия:
Учебная: сформировать профессиональные компетенции.
Развивающая: научить работать в группах; научить планировать деятельность; организовывать свою деятельность; самостоятельно получать дополнительную информацию из разных источников и анализировать ее.
Воспитательная: воспитать у обучающихся гуманное, милосердное отношения к пациенту, его окружению, уважение к его личности, способности учитывать его индивидуальность; понимание сущности и социальной значимость своей будущей профессии.
Межпредметные связи:
- с анатомией и физиологией человека
- с фармакологией
- с основами латинского языка
-с биоэтикой
- с гигиеной и экологией человека
После изучения темы обучающийся должен
знать:
-
анатомо-физиологические особенности детей преддошкольного и дошкольного периодов;
-
особенности развития детей этих периодов;
-
особенности подготовки и адаптации детей к ДДУ;
-
особенности подготовки детей к школе;
-
основные потребности и способы их удовлетворения у детей преддошкольного и дошкольного периодов;
-
Выявление проблем, связанных с дефицитом знаний, умений и навыков в области укрепления здоровья.
уметь:
-
осуществлять оценку состояния кожи, подкожно-жировой клетчатки, костно-мышечной системы;
-
проводить антропометрические измерения и оценку полученных результатов;
-
осуществлять оценку физического и нервно-психического развития;
-
составлять примерное меню, рекомендации по режиму дня, выбору игрушек, игровых занятий для детей преддошкольного и дошкольного возраста;
-
составлять рекомендации по адаптации в детском дошкольном учреждении;
-
осуществлять обучение родителей ребенка и его окружение принципам закаливания, основным гимнастическим комплексам и массажу, применяемым для детей преддошкольного и дошкольного возраста;
-
осуществлять обучение родителей и окружения ребенка принципам создания безопасной окружающей среды для детей преддошкольного и дошкольного возраста.
Обеспечение занятия
А) технические средства обучения:
-
компьютер
-
классная доска (меловая), мел
-
телевизор
Б) учебные места: кабинет доклиники
В) Литература
основная:
-
Крюкова Д.А. Здоровый человек и его окружение: учебное пособие/ Д.А. крюкова, А.А. Лысак, О.В. Фурса; под ред. В.Б. Кабарухина. - Изд. 11-е, дополненноеи перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2013 - 474 с.: ил.
-
Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение. Руководство к практическим занятиям: Учебное пособие. - М.:ОАО «Издательство «Медицина», 2010.
дополнительная:
-
Медик В.А. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник/ В.А. Медик, В.К. Юрьев. - 3-е изд., перераб.и доп. - М: ГЭОТАР-Медиа. 2013. - 288 с.: ил.
-
Медик В.А. Общественное здоровье и здравоохранение: практикум: учеб пособие / В.А. Медик, В.И. Лисицин, А.В. Прохорова. - М.: ГЭОТАР-Медиа. 2013. -144 с.: ил
Ход занятия № 4
(270 минут)
№ п/п
Этапы занятий
Время
1
2
4
1 - 45 минут
1
Организационная часть (проверка присутствующих, готовность обучающихся к занятию, наличие формы и т.д.).
Обучающиеся должны иметь записи лекций, чистые тетради для практических занятий, простые карандаши, резинки.
5 минут
2
Начальная мотивация учебной деятельности (название темы, ее цель, значение, связь с современностью, перспективы развития вопроса)
Значение: формирование специалистов, способных обучать население принципам здорового образа жизни; проводить и осуществлять оздоровительные и профилактические мероприятия; консультировать пациента и его окружение по вопросам иммунопрофилактики; консультировать по вопросам рационального и диетического питания; организовывать мероприятия по проведению диспансеризации.
Связь с современностью, перспективы развития вопроса: профилактической работе, организованной в системе первичной медико-санитарной помощи в стране уделяется первостепенное значение.
Освещение структуры занятия:
опрос
самостоятельное изучение материала
закрепление изученного материала
5 минут
3
Контроль исходного уровня теоретических знаний
Приложение №1
35 минут
2 - 45 минут
4
Самостоятельная работа студентов
Приложение № 2
45 минут
3 - 45 минут
5
Самостоятельная работа студентов
Приложение № 3
45 минут
4 - 45 минут
6
Самостоятельная работа студентов
Приложение № 4
45 минут
5 - 45 минут
7
Самостоятельная работа студентов - отработка манипуляций
Приложение № 5
45 минут
6 - 45 минут
8
Подведение итогов занятия.
30 минут
9
Домашнее задание
Приложение № 6
15 минут
Всего
270 минут
Преподаватель: Ю.С. Суржик
Приложение №1.
Контроль исходного уровня теоретических знаний (Задания на оценку знаний - 1 уровень освоения)
Вопросы для устного опроса:
-
Какие периоды жизни ребенка называют преддошкольным и дошкольным?
-
Дайте краткую характеристику НПР детей преддошкольного и дошкольного возраста (интенсивное НПР; закладка основы личности; формирование характера, привычек; до 3-х лет дети удовлетворяются общением с семьей; привязанность к матери);
-
Дайте краткую характеристику АФО кожи и подкожно-жировой клетчатки детей преддошкольного и дошкольного возраста (снижение функции сальных желез; сглаживание складок кожи; гигиеническая ванна; мытье рук; чистка зубов);
-
Дайте краткую характеристику АФО костно-мышечной системы (много хрящевой ткани - кости мягкие - позвоночник легко искривляется; развиваются крупные и средние мышцы - бег, ходьба, прыжки - стимулировать мелкую моторику);
-
Перечислите АФО сердечно-сосудистой системы;
-
Дайте краткую характеристику АФО дыхательной системы (к 2 годам формируются придаточные пазухи носа; дыхательные пути узкие, слизистая - нежная - пик заболеваемости ОРЗ - 1-3 года);
-
Дайте краткую характеристику АФО пищеварительной системы (слизистая по-прежнему уязвима - при нарушении питания - диспепсия; расширяется вкусовое восприятие - индивидуальные пищевые пристрастия; несовершенна функция печени - щажение при приготовлении пищи).
-
Укажите особенности питания детей ясельного и дошкольного возраста.
-
Назовите правила организации безопасной среды для детей 1-7 лет.
-
Перечислите меры по подготовке ребенка к поступлению в ДДУ и проблемы, связанные с периодом адаптации.
-
Определение готовности ребенка к поступлению в школу.
Приложение № 2
Самостоятельная работа студента (Задание №1 на понимание - 2 уровень освоения; задания № 2,3 - на применение знаний - 3 уровень освоения)
Задание №1. Заполните таблицу:
Возраст
Режим
(№)
Сон дневной
Сон ночной
Игры (краткая характеристика)
Набор игрушек
Моторные навыки
1-1,5 года
V
2 раза 1-2,5 часа
10-11 ч
параллельные
кубики
пирамидки
пазлы
мозаика
бегает
прыгает
одевается без застегивания пуговиц
1,5-2 лет
VI
1раз -3 часа
10-11 ч
параллельные
2-3 года
VII
1 раз -2-2,5 часа
9 ч
параллельные
начало сюжетных игр
кубики
пирамидки
пазлы
мозаика
ест аккуратно
одевается и застегивает пуговицы с помощью взрослого
3-5 лет
VIII
1 раз-1-1,5 часа
10 часов
сюжетные
5-7 лет
IX
1 раз-1-1,5 часа
10 часов
ролевые
Задание №2. В детской поликлинике на очередном профилактическом осмотре мама обратилась с жалобами, что ее ребенок 1,5 лет плохо засыпает днем и вечером, а утром может спать до 10 часов, если не разбудить раньше.
Задание: оцените ситуацию и дайте рекомендации маме по формированию режима сна для ребенка.
Эталон ответа:
-
Следить за комфортной температурой воздуха в комнате (18-20С), проветрить.
-
За час до сна прекратить возбуждающие игры.
-
Ребенок должен быть сыт к моменту сна.
-
Проводить гигиенические процедуры в одно и то же время (формирование условного рефлекса).
-
Утром время сна постепенно сокращать и начинать вырабатывать режим сна (укладывать в одно и то же время).
-
Перед каждым сном заранее с ребенком договариваться о предстоящей процедуре.
Задание №3: В детской поликлинике на очередном профилактическом осмотре мама обратилась с жалобами, что ее ребенок 2-х лет плохо говорит: на многие предметы указывает рукой (жестовая речь); малый словарный запас; много слов-обозначений: «Ав-ав», «Га-га», «Му-у»; предложениями не говорит.
Задание: оценить НПР ребенка и составить рекомендации для мамы по формированию речи у ребенка 2-х лет.
Эталон ответа: у ребенка есть признаки отставания в НПР.
Рекомендации по формированию речи:
-
Как можно больше с ребенком рассматривать и оговаривать картинки.
-
Читать первые сказки.
-
Начинать читать стихи.
-
Следить, чтобы ребенок не подменял речь жестами (делать вид, что не понимаете его жесты).
Приложение № 3
Самостоятельная работа студента (Задания №1,2 - на понимание - 2 уровень освоения; задание № 3 - на применение знаний - 3 уровень освоения)
Задача № 1. Ребенку 1 год 6 мес.
Задание: Составьте меню на один день.
Какова потребность в белках, суточном объеме пищи жирах, углеводах, калориях на 1 кг массы, суточном объеме пищи?
Эталон ответа:
Время
Наименование продукта
Объем
8.00 первый завтрак
кефир
печенье
творог
200
20
50
10.30 второй завтрак
манная каша
хлеб с маслом
какао с молоком
120
20/5
70
13.00 обед
вермишелевый суп на мясном бульоне
котлета мясная с гречневой кашей
компот из кураги
хлеб
70
50/100
60
10
16.00 полдник
яблочный сок
булка
100
60
18.00 ужин
картофельная запеканка
чай
банан
хлеб
150
70
50
10
Суточный объем пищи - 1000 + 100 х 1,5 = 1150 мл. Потребность в белках - 4-4,5 г/кг, жирах - 4-4,5 г/кг, углеводах - 15-16 г/кг, калориях - 100-110 ккал/кг.
Задача № 2. Ребенку 3 года. Мать обратилась за советом по кормлению ребенка.
Задание: составьте меню на один день.
Какова потребность в белках жирах, углеводах, калориях на 1 кг массы, суточная потребность в пище? Какую массу должен иметь ребенок в этом возрасте?
Эталон ответа:
Время
Наименование продукта
Объем
8.00 завтрак
овсяная каша
какао с молоком
булка с маслом
200
80
30/5
13.00 обед
салат из сырых овощей
гороховый суп на мясном бульоне
мясные тефтели с вермишелью
компот из сухофруктов
хлеб
40
100
50/25
80
20
16.00 полдник
молоко
печенье
яблоко
150
40
50
18.00 ужин
творожная запеканка
чай с молоком
банан
хлеб
200
150
50
30
Потребность в белках - 4 г/кг, жирах - 4 г/кг, углеводах - 14-15 г/кг, калориях - 90-100 ккал/кг. Суточный объем пищи - 1000 + 150 X 3 = 1450 мл. Должная масса тела в 3 года = масса в 1 год + 2 * n = 10,5 кг + 2 * 3 = 16 кг 500г
Задача № 3.Ребенку 3 года. Мама обратилась с жалобой: ребенок плохо ест.
Задание: разработать рекомендации по питанию ребенка 3-х лет.
Эталон ответа:
Рекомендации:
-
Не давать никакой еды между кормлениями.
-
Ребенка постепенно выводить из игры перед кормлением.
-
Провести гигиенические мероприятия перед едой - вымыть руки, приготовить салфетку (ритуал).
-
не менять обстановку кормления.
-
Удобно усадить ребенка за стол.
-
Использовать детскую посуду для сервировки.
-
Не завышать детскую порцию.
-
Никаких игрушек, мультфильмов, торгов.
-
Выставлять блюда поочередно.
-
Нельзя насильно кормить.
-
При ребенке не обсуждать проблему аппетита.
-
Если не ест какое-то блюдо - заменить на другое.
Приложение № 4.
Самостоятельная работа студента (Задания на применение знаний - 3 уровень освоения).
Задача № 1.
Ребенку 2 года 6 месяцев (2 вариант - 1год 6 месяцев; 3 вариант - 2года 11 месяцев), оформляется в детский сад, в связи с тем, что маме необходимо выйти на работу. Проходит медицинское обследование в поликлинике, мама беспокоится за здоровье ребенка, и его адаптацию в детском саду.
Задание:
-Составьте план обследования ребенка для поступления в ДДУ.
-Составьте план оздоровительных мероприятий для ребенка преддошкольного возраста.
Задача № 2. Родители обратились в детскую поликлинику для оформления ребенка в детский сад. Мальчику 2,5 года, он активный, подвижный, охотно вступает в контакт. Физическое развитие: масса тела - 13,5 кг; длина тела -86 см.
Психомоторное развитие: говорит предложениями из 2-3 слов; задает вопросы: «Где?», «Куда?»; по образцу подбирает разные предметы основных цветов.
Со слов родителей сам одеться не может, ест неаккуратно.
Во время бодрствования много бегает, играет, игры носят сюжетный характер.
Задание: оцените физическое и НПР развитие ребенка, дайте рекомендации родителям по подготовке к ДДУ.
Задача № 3.
Мама ребенка (2г.10 мес.) во время приема в детской поликлинике после очередного ОРЗ попросила проконсультировать ее по правилам закаливания ребенка. Мама переживает, что ребенок очень часто болеет респираторными заболеваниями, и не сможет из-за этого посещать детский сад.
Задание:
-
дайте рекомендации по подготовке ребенка к ДДУ;
-
дайте рекомендации по проведению закаливающих процедур.
Задача № 4.
Родители обратились в детскую поликлинику для оформления ребенка 7 лет в школу для поступления в первый класс. Физическое развитие: масса тела - 21 кг, рост - 110 см.
Психомоторное развитие: составляет рассказ по картинкам, связанным по смыслу; отгадывает загадки; складывает пазлы; рассказывает стихи; поет детские песенки; рисует человека из 6-ти частей (голова, туловище, 2 руки; 2 ноги без прорисовки пальцев); аккуратно закрашивает картинки, не выходя за контуры в книжках - разукрашках.
Задание: оцените физическое и НПР развитие ребенка, дайте рекомендации родителям по подготовке к школе.
Приложение № 5.
Отработка манипуляций (Формирование ПК):
- определение тургора кожи
- определение эластичности кожи
-измерение толщины подкожно-жирового слоя
- проведение закаливающих процедур
Приложение № 6.
Домашнее задание:
-
Самостоятельное изучение материала по теме: «Препубертатаный и пубертатный периоды» по учебнику Крюкова Д.А. Здоровый человек и его окружение: учебное пособие/ Д.А. Крюкова, А.А. Лысак, О.В. Фурса; под ред. В.Б. Кабарухина. - Изд. 11-е, дополненноеи перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2013 - 474 с.: ил. Страницы: 178-207
-
Подготовка к занятию - ответы на вопросы:
-
Какие периоды жизни называют препубертатным и пубертатным?
-
Какие изменения происходят в коже и подкожно-жировой клетчатке в этом возрасте?
-
Какие изменения происходят в костно-мышечной системе?
-
Какие изменения происходят в дыхательной системе?
-
Какие изменения происходят в ССС?
-
Укажите на особенности физического развития в эти периоды.
-
Какие параметры используют для оценки физического развития подростков?
-
Перечислите особенности НП и социального развития в препубертатном периоде: мотрорное, сенсорное, умственное развитие; игровая деятельность; поведение.
-
Перечислите особенности НП и социального развития в пубертатный период.
-
Дайте характеристику основных вредных привычек у подростков и мер по их профилактике.
8