• Преподавателю
  • Другое
  • Инновационные технологии обучения предметам социально-гуманитарного направления как условие формирования компетентного выпускника

Инновационные технологии обучения предметам социально-гуманитарного направления как условие формирования компетентного выпускника

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СОЦИОГУМАНИТАРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОМПЕТЕНТНОЙ ЛИЧНОСТИ.

Семенихина О. С.,

учитель английского языка, специалист.

Инновационные технологии обучения предметам социально-гуманитарного направления как условие формирования компетентного выпускника.

Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он - олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания.

Адольф Дистервег.

Ключевые слова: инновационные технологии, ключевые компетентности, модель выпускника.

В современных условиях модернизации образования изменяются цели и задачи стоящие перед школой и учителями. Акцент переносится с "усвоения знаний" на формирование "компетентностей". Система формирования ключевых компетенций включает коммуникативную компетенцию и модель формирования социальных компетенций. На практике это находит свое выражение в формировании умений и навыков общения, умений и навыков действовать в социальных ситуациях, способность брать на себя ответственность, развивает навыки совместной деятельности, способность к саморазвитию; личностному целеполаганию; самоактуализации. Способствует воспитанию в себе толерантности; способности жить с людьми других культур, языков, религий. Таким образом, происходит переориентация на гуманистический подход в обучении. Продолжают внедряться инновационные педагогические технологии, предусматривающие учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся. Современные образовательные технологии можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени. Основные цели современных образовательных технологий заключаются в следующем: предоставление фундаментального образования, получив которое, учащийся способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться; Формирование у учащихся креативности, умения работать в команде, проектного мышления и аналитических способностей, коммуникативных компетенций, толерантности и способности к самообучению, что обеспечит успешность личностного, профессионального и карьерного роста учащихся.

Современный урок должен отличаться от традиционного тем, что при его проведении учитель должен владеть самыми разнообразными методами и приемами. И важнейшей задачей, стоящей перед учителем является пробуждение учеников к познанию. Целью инновационных технологий является формирование активной, творческой личности будущего специалиста, способного самостоятельно строить и корректировать свою учебно-познавательную деятельность.

Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека.

Известно, что гуманитарное образование из всех областей знания оказывает самое большое воспитательное воздействие на учащихся. Гуманитарные науки вносят определяющий вклад в развитие культуры личности, а гуманитарные дисциплины,составляющие значительную часть образовательных программ, позволяют сформировать специалистов, обладающих не только профессиональными знаниями, но и интеллектуальным, духовным потенциалом. В современное время подходы к теории и практике образования, и воспитания заметно изменяются под влиянием процессов глобализации, интеграции, компьютеризации, внедрения и использования сети интернет, медиасредств, дистанционного, личностно-ориентированного обучения. Все это ведет к использованию инновационных образовательных технологий.

Ключевым моментом подавляющего большинства инновационных технологий является игра. Она занимает особенное место среди средств активизации учебного процесса.

Исследования показывают, что, включаясь в игровые ситуации, ученики значительно меньше утомляются, чаще испытывают положительные эмоции и удовлетворение от учебной деятельности, чем при традиционных формах организации.

Инновационные технологии обучения не так новы, как кажется. Они начали создаваться ещё в 20-е годы XX века, но активно использоваться начали только в конце 70-80-х годов на Западе и в 80-90-е годы на территории советского пространства.

Инновационные технологии обучения влияют на:

развитие познавательных способностей учащихся;

развитие познавательных процессов (памяти, мышления, внимания, воображения);

формирование положительной мотивации учения;

развитие активного словарного запаса, устной и письменной речи;

удовлетворение потребности личности в подготовленности и преодолении, общении, игре, познании, безопасности, уважении, творчестве, самоактуализации и самоутверждении.

Таким образом, инновационные технологии доказывают свою способность решать на совершенном уровне как традиционные, так и новые задачи, являются гарантом культурного, нравственного развития личности учащегося.

Уровень образованности, особенно в современных условиях, не определяется объемом знаний, их энциклопедичностью. С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. При таком подходе цели образования описываются в терминах, отражающих новые возможности обучаемых, рост их личностного потенциала.

Формирование компетентностей учеников обусловлено реализацией не только обновленного содержания образования, но и адекватных методов и технологий обучения. Список этих методов и технологий является довольно широким, их возможности - разноплановыми, поэтому целесообразно очертить основные стратегические направления, определив при этом, что рецепта на все случаи жизни, конечно не существует.

Потенциал, например, продуктивных методик и технологий очень высокий, и реализация его влияет на достижение такого результата обучения, как компетентность.

Выделяют основные задачи:

- создание условий для развития и самореализации учеников;

- усвоение продуктивных знаний, умений;

- развитие потребностей пополнять свои знания на протяжении всей жизни.

Ключевые компетентности выпускника:

- учебно-познавательная компетентность;

-коммуникативная компетентность;

-информационная компетентность;

-исследовательская компетентность;

-интеллектуальная компетентность

-креативная компетентность (готовность самоактуализации)

Включение категории «компетентность»в модель выпускника - сложная задача. Главная трудность состоит в измерении и оценке компетенций в плане личности и социально-коммуникативном аспекте. Ведь природа ком-петентности такова, что она хотя и является продуктом обучения, но не прямо вытекает из него, а является следствием саморазвития индивида, его личностного роста, синтеза деятельностного и личностного опыта. Поэтому образование, приводящее к компетентно-ном смысле гуманистическое.В идеале модель выпускника сочетает высокий уровень общего образования, широкую общеобразовательную, психологическую, , правовую подготовку .Независимо от технологий, которые использует преподаватель, он должен помнить нижеприведенные правила:

Главным есть не предмет, которому учат, а личность, которая формируется. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.

На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик - завтрашний активный член общества.

Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться. .

Необходимо чаще использовать вопрос "почему?", чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.

Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.

Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.

Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.

Необходимо чаще показывать ученикам перспективы иx обучение.

Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.

В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.

Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.

Будьте проинформированы относительно последних научных достижений по своему предмету.

Поощряйте исследовательскую работу учеников. Найдите возможность ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов.

Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.

Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.

Эти полезные правила-советы - только небольшая часть, только вершина айсберга педагогической мудрости, педагогического мастерства, общего педагогического опыта многих поколений. Помнить их, наследовать им, руководствоваться ими - это то условие, которое способно облегчить учителю достижение наиважнейшей цели - формирования и развития личности.

Литература:

center-yf.ru/data/stat/Innovacionnye-tehnologii-v-obrazovanii.php

myshared.ru/slide/303570/

nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2011/11/10/innovatsionnye-tekhnologii-v-obrazovanii

chrome-extension://mhjfbmdgcfjbbpaeojofohoefgiehjai/index.html

bibliofond.ru/view.aspx?id=651582

festival.1september.ru/articles/549225/

docviewer.yandex.ua/?url=ya-serp%3A%2F%2Fvolsu.ru%2Fupload%2Fmedialibrary%2F527%2F5_Solodova.pdf&name=5_Solodova.pdf&c=55fe9ed57f3e&page=6

Современный урок. Интерактивные технологии обучения.Пометун О. И., Пироженко Л. В.

© 2010-2022