- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа по курсу Семьеведение
Рабочая программа по курсу Семьеведение
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ибрагимова Н.Г. |
Дата | 08.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Утверждено»
Директор МБОУ «Усадская средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»
___________ /Идрисов И.И./
«___»___________ 2015 г.
«Согласовано»
Заместитель директора по воспитательной работе МБОУ «Усадская средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»
____________/Назарова Д.М./
«___»________ 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РУКОВОДИТЕЛЯ КРУЖКА
Ибрагимовой Наили Гильфановны
по курсу «Семьеведение»
10-11 классы
2015 - 2016 учебный год
Пояснительная записка
-
Статус документа
Рабочая программа по курсу «Семьеведение» составлена на основе следующих документов:
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года;
Конституция Республики Татарстан от 6 ноября 1992 года;
Закон об образовании Российской Федерации от 29.12.2012 г.;
Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 N 223-ФЗ (с послед. изм. и доп.) Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Российская газета" от 27 января 1996 г. N 17, "Собрание законодательства РФ" от 1 января 1996 г. N 1 ст. 16;
Федеральный закон от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния";
Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию»;
Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей";
Федеральный закон от 16.04.2001 № 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей";
Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве";
Федеральный закон о гражданстве Российской Федерации;
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»;
Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р "О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы".
-
Актуальность
Современный этап развития педагогической науки характеризуется особым вниманием к личности ученика, его духовному росту и полноценному развитию в сложном изменчивом мире. Современные педагогические изыскания немыслимы без постоянной интеграции выводов и результатов исследований специалистов разных областей знания для формирования внутреннего мира ребенка, правильного видения им окружающей действительности. При этом одним из важнейших путей взросления ученика является познание своего места в семье. Его погружение в мир внутрисемейных отношений, изучение семейных ролей, соответствующих им прав и обязанностей позволяет эффективно решать задачи, стоящие перед обществом и государством.
Для понимания и объяснения современного состояния института семьи в России, прогнозирования тенденций его развития в контексте мирового сообщества немаловажное значение имеет изучение курса «Семьеведение». Данный курс представляет собой одну из специальных дисциплин, которая призвана дать обучающимся более детальное представление о семье как социальном институте и малой социальной группе. Это необходимо в связи с тем обстоятельством, что семья является первейшим институтом социализации личности. Государство как основной гарант формирования и функционирования семьи осуществляет её социальную защиту и социальную поддержку, а разного рода социальные службы оказывают социальную помощь тем семьям, которые в этом нуждаются.
Материалы данного курса помимо их прямого назначения в учебном процессе могут быть использованы преподавателями средней общеобразовательной школы в воспитательной работе с учащимися, быть адаптированы к деятельности дошкольных образовательных учреждений.
-
Цель курса - способствовать формированию у учащихся старших классов средней общеобразовательной школы необходимой для их развития системы духовных, политико-правовых, экономических, социальных характеристик и представлений о закономерностях развития и функционирования институтов брака и семьи в современном обществе в условиях его трансформации и глобализации.
В результате изучения дисциплины решаются следующие задачи:
- получение знаний о состоянии брачно-семейной сферы и гендерных отношениях в современном российском обществе;
- объяснение процессов социальных изменений в системе брачных и супружеских отношений в ХХ - ХХI веках;
- комплексный анализ типов, форм, моделей семьи и брака с учётом перехода российского общества от традиционной к современной модели семейных отношений.
-
Ожидаемые результаты
Обучающийся должен знать:
-
основные понятия курса;
-
правовые основы функционирования институтов брака и семьи
-
экономические особенности ведения современного домохозяйства;
-
гендерные аспекты социальных ролей и статусов;
-
причины и последствия падения рождаемости для государства;
-
проблемы родителей в современном российском обществе;
-
особенности положения первого ребенка и последующих детей в семье;
-
альтернативные формы взаимоотношений мужчины и женщины в институтах брака и семьи;
-
психологические особенности брачно-семейных отношений в современном обществе.
Обучающийся должен уметь:
-
использовать полученные знания при сдаче ЕГЭ по обществознанию;
-
применять полученную информацию при самостоятельном анализе ситуации в брачно-семейной и гендерной сферах в современном мире;
-
понимать причины семейных проблем и конфликтов в известных ему семьях для выбора наиболее оптимального способа их решения.
-
Основные направления программы:
-
изучение истории институтов семьи и брака;
-
тенденции социально-демографического развития России, Татарстана;
-
типы социальных семейных структур, альтернативные формы традиционной семьи, традиционного брака в современном обществе;
-
социальные функции семьи в современном обществе;
-
роли матери и отца, бабушки и дедушки, братьев и сестёр в развитии и воспитании детей;
-
психологические особенности супружеских, родительских, родственных отношений в семье.
-
Формы работы
-
Организация встреч с представителями различных типов семей - многодетными, творческими, приёмными и т.д.;
-
Подготовка рефератов, докладов по темам занятий, их защита;
-
Подготовка презентации своей семьи - её генеалогического древа, профессионального, личностного портретов;
-
Участие школьников в разного рода конференциях и конкурсах - внутришкольных, городских, районных, республиканских;
-
Организация экскурсий в социальные учреждения - приюты, детские дома, интернаты для ознакомления с практикой оказания социальной помощи сиротам;
-
Подготовка и проведение семейных праздников в классе, школе - Дня семьи (15 мая), Дня пожилого человека (1 октября), Дня защиты детей (1 июня), Дня матери (29 ноября), Дня отца (18 июня) с целью пропаганды ценностей традиционной семьи и брака в аудитории учащихся и их родителей;
-
Проведение учебных занятий, разного рода мероприятий в отделе ЗАГС в ходе изучения правовых основ брака и семьи.
-
-
Содержание программы
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9-11 классов. Возраст обучающихся 16-17 лет. Занятия проводятся на базе школы. Программа курса «Семьеведение» рассчитана на 1 год из расчета 35 часов в год, 1 час в неделю.
Тематическое планирование на 2015-2016 уч.год
№№
Тема занятия
Содержание
Планируемая дата
Фактическая
дата
Примечание
/1
Вводное занятие
Введение в дисциплину. «Семьеведение» в Татарстане. Постановка целей и задач курса. Выбор тем для рефератов и докладов.
22
Понятие брака, его социальная сущность, функции и виды. Отличия брака от семьи. Брачный возраст и выбор партнера
Изучение новых понятий, обсуждение функций, типов брака. Анализ социальных особенностей личности при выборе партнера. Гомогенный и гетерогенный брак.
33
Подготовка к праздно-ванию Дня пожилого человека
(1 октября)
Сочинение «Моё отношение к пожилым людям». Знакомство с Притчей о старости. Повество-вание о пожилых родственниках, заучивание стихов и песен.
44
Проведение празднич-ного мероприятия, посвященного Дню пожилого человека
(1 октября)
Проведение бинарного урока по разработанному сценарию с приглашением гостей.
55
Мотивы расторжения брака. Повторный брак и его проблемы.
Анализ объективных и субъек-тивных мотивов расторжения брака для детей и взрослых, проблем в повторном браке.
6
Гендерные отношения и трансформация гендерных ролей в современном обществе.
Изучение понятий «гендер», «гендерные роли», «гендерные отношения».
57
Понятие семьи, её про-исхождения как социа-льного института. Роль
семьи в обществе.
Изучение понятия «семья», её социальных и индивидуальных функций в современном обществе.
68
Структура семьи, её социальные типы и модели.
Анализ типов семьи как малой группы в традиционном и современном обществе, в западной и восточной культурах.
99
Демографическая ситуация в мире.
Выступление с рефератами о демографических особенностях стран мира.
610
Социально-демографи-ческие особенности и тенденции развития института семьи в Российской Федерации.
Анализ данных статистики и демографии, существующих проблем, путей изменения кризисного положения в институте семьи.
911
Подготовка к празднованию Дня матери.
(29 ноября)
Ученицы (девочки) пишут сочинение «Какой мамой я буду», ученики - «Моя мама - самая любимая!» Учащиеся готовят рассказы о своих мамах, учат стихи и песни.
112
Проведение празднич-ного мероприятия, посвященного Дню матери (29 ноября)
Приглашаются гости, проводит-ся интегрированный урок по разработанному сценарию
113
Семейные отношения как объект права
Изучение Семейного кодекса РФ.
14
Порядок заключения и расторжения брака.
Встреча с сотрудниками отдела ЗАГС, изучение процедуры заключения брака, технологии ведения записи актов гражданского состояния.
115
Права и обязанности родителей и детей.
Изучение правовых документов РФ по определению перечня прав и обязанностей родителей и детей.
116
Семейный бюджет.
Разработка собственного бюджета семьи, анализ раз-личных вариантов расходов и доходов семейного бюджета.
117
Экономическая цена (ценность) мужчины, женщины, ребёнка в семье
Обсуждение экономической ценности ребёнка, родителя.
118
Отношение к детям в современной семье. Роль матери и отца в воспитании детей.
Анализ роли детей в современ-ных семьях, трансформация отношений родителей к детям на протяжении последних десяти-летий. Ролевые установки матери и отца в процессе воспитания ребенка.
119
Семья как среда общения и воспитания.
Изучение семьи как этапа первичной социализации личности гражданина.
120
Типы воспитания детей родителями.
Анализ методов воспитания детей, выбор оптимального варианта, анализ причин выбора.
221
Подготовка к праздно-ванию Дня отца (18 июня)
Ученики (мальчики) пишут сочинение «Каким я буду отцом для своих детей?», ученицы - «Что я думаю о роли отца в семье». Учащиеся учат стихи и песни.
222
Проведение празднич-ного мероприятия, посвященного Дню отца (18 июня)
Пригашаются гости, проводится интегрированный урок по разработанному сценарию.
223
Типы семей с негатив-ным воспитательным потенциалом.
Анализ последствий для детей ошибочных форм воспитатель-ного воздействия со стороны родителей.
224
Тактики семейного вос-питания в различных типах семьи.
Предложение собственных тактик семейного воспитания учащимися при анализе раз-личных типов семьи: с одним родителем, с присутствием бабушки, бабушки и дедушки в семье, в семье однодетной, среднедетной, многодетной и т.д.
225
Альтернативные формы брака и семьи.
Поиск материалов в печати, в массовых журналах, сообщения на уроке.
226
Тенденции, причины развития альтернатив-ных форм брачно-семейных отношений
Анализ тенденций развития альтернативных вариантов брака и семьи в современном мире.
227
Подготовка к праздно-ванию Дня семьи (15 мая)
Работа над созданием презента-ции о своей семье - её генеало-гического древа, рода занятий членов, выполняемых семейных обязанностей.
228
Подготовка к праздно-ванию Дня семьи (15 мая)
Написание эссе на тему «Счастливая семья - какая она?»
229
Проведение празднич-ного мероприятия, пос-вященного Дню семьи (15 мая)
Проводится урок по разработанному сценарию
330
Значение семейных ценностей в современном мире.
Анализ тенденций с сохранением или распадом семейных ценнос-тей в западных и восточных странах мира.
331
Роль семьи в годы Великой Отечественной войны
Написание эссе на тему «Моя семья, мой род в годы Великой Отечественной войны»
332
Подготовка к праздно-ванию Дня защиты детей (1 июня)
Подготовка презентаций о своём детстве, написание эссэ на тему «Кто и от чего должен защитить современных детей?»
333
Проведение празднич-ного мероприятия, посвященного Дню защиты детей (1 июня)
Проводится урок по разработанному сценарию.
334
Организация экскурсий в социальные учрежде-ния - приюты, детские дома, интернаты
Знакомство с практикой оказания социальной помощи сиротам
335
Заключительный урок.
Подведение итогов. Сдача зачёта по дисциплине в форме коллок-виума «Я и моя семья».
Список используемых источников и литературы:
-
Андреева Т. В. Семейная психология. - СПб.: Речь, 2004. 244 с.
-
Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. - М.: Изд-во МГУ, 1996. 304 с.
-
Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России ХХI века. - М., 2000. 414 с.
-
Архангельский В.Н. Факторы рождаемости. - М.: ТЕИС, 2006. 399 с.
-
Безрукова О.А. Модели родительства и родительский потенциал: межпоколенный анализ / Социологические
исследования. 2014. № 9. С. 85-97.
-
Беккер Г. Выбор партнёра на брачных рынках // THESIS.1994. № 6.
-
Босанац М. Внебрачная семья. - М.: Прогресс, 1981. 207 с.
-
Бурмыкина О.Н., Нечаева Н.А. Социокультурные аспекты адаптации населения к рыночной экономике // Социальные и гуманитарные науки. - 2000. - № 4. - С.110-121..
-
Бурханова Ф.Б. Брак с позиций гендерного теоретико-методологического подхода // Вестник Башкирского университета. - 2009. - т. 14, № 1.
-
Варламова С.Н. Семья и дети в жизненных установках россиян // Социологические исследования. - 2006. - № 1
-
Вершинин В.Н. Домашнее воспитание. Чебоксары, 1998.
-
Голод С.И. Будущая семья: какова она? (Социально-нравственный аспект). - М.: Знание, 1990. 64 с.
-
Голод С.И. XX век и тенденции сексуальных отношений в России/ С.И. Голод. - СПб: Изд-во "Алетейя", 1996.
-
Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая, третья, четвертая) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32. - Ст. 3301; 1996. - № 5. - Ст. 410; 2001. - № 49. - Ст. 4553; 2006. - № 52 (Часть I). - Ст. 5496.
-
Домохозяйство, семья и семейная политика / Под ред.В.В. Елизарова и Н.В. Зверевой. - М.: Диалог-МГУ, 1997. 190 с.
-
Захаров С. В. Трансформация брачно-партнерских отношений в России: «золотой век» традиционного брака близится к закату?» // Родители и дети мужчины и женщины в семье и обществе. - М.: НИСП, 2007. 640 с.
-
Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 2000.
-
Здравомыслова О.М. Семья и общество: гендерное измерение российской трансформации. - М.: Едиториал УРСС, 2003. 152 с.
-
Зритнева Е.И. Семьеведение: учебное пособие для студентов вузов / Е.И. Зритнева, Н.П. Клушина. - М.: Гуманитар.- изд. центр ВЛАДОС, 2006. 246 с.
-
Зуйкова Е.М. Ерусланова Р.И. Феминология и гендерная политика: Учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. 300 с.
-
Карцева Л.В., Яныкина А.Н., Богачёва Н.В., Низамиева О.Н., Газизова Л.Ш. Семьеведение: Учеб.-метод. пособие по элективному курсу для учащихся 10-го класса средней общеобразовательной школы. - Казань, 2014. 164 с.
-
Карцева Л.В. Российская семья на рубеже двух эпох: Научная монография. - Казань: Изд-во Мин-ва образования Республики Татарстан, 2001. 292 с.
-
Карцева Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьёй: Учеб. пособие. - 2-е изд-е. - М.: Издат.-торг. корпорация «Дашков и К», 2009. 224 с.
-
Карцева Л.В., Васильев Е.П. Молодая семья в крупном промышленном городе. - Казань: РИЦ «Школа», 2009. 152 с.
-
Карцева Л.В., Кашуркина С.С. Медицина для бедных: «PRO» и «KONTRA». - Казань: Школа, 2008. - 152 с.
-
Ковалевский М. Очерк происхождения и развития семьи и собственности: Пер. с фр./ Под ред. М.О. Косвена. - М.: ОГИЗ, 1939. 186 с.
-
Коллонтай А. Общество и материнство: Петроград: Книгоиздательство «Жизнь и знание», 1916. 641 с.
-
Коллонтай А. Социальные основы женского вопроса. - СПб.: Изд-е тов-ва «Знание», 1909. 431 с.
-
Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (Постатейный) / З.А. Ахметьянова, Е.Ю. Ковалькова, О.Н. Низамиева [и др.]; отв. ред. О.Н. Низамиева. - М.: Проспект, 2011. 560 с.
-
Кон И. С. Ребенок и общество / И. С. Кон. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. 336 с.
-
Кон И.С. Лики и маски однополой любви. Лунный свет на заре / И.С. Кон. - М.: ООО «Издательство «Олимп»: ООО «Издательство АСТ», 2003. - С.66.
-
Краснова О.М. Домашние хозяйства в современной экономической системе: Автореф…канд. экон. наук. - Казань, 1999. 25 с.
-
Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 2000.
-
Медков В. М. Демография / В. М. Медков. - М.: ИНФРА-М, 2003. 544с.
-
Михеева А. Р. Отцы и матери после развода: ответственность, права, проблемы: теоретич. материалы к курсу «Социология семьи». - Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т, 2002. 54 с.
-
Михеева А. Р. Современная городская семья в Сибири: актуализация роли отца // Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки / Новосиб. гос. ун-т. - Новосибирск, 2004. - Т.4. - Вып. 1. - С. 152 - 164.
-
Молевич Е.Ф. Гендерные сдвиги в современных брачно-семейных отношениях: смена парадигмы // Женщина в российском обществе. - 2002. - № 2-3. - С. 38-42.
-
Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2003. 319 с.
-
Савинов Л.И. Семьеведение: Учеб. пособие. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2000. 196 с.
-
Самыгин С.И., Нечипуренко В.Н., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1996. С. 542-547.
-
Семейное право: учебник / А.М. Нечаева. - М.: Волтерс Клувер, 2011. 280 с.
-
Семейное право: учебник для бакалавров / под ред. Е.А Чефрановой. - М.: Издательство Юрайт, 2012. 393 с.
-
Семейное право: учебник. 2-е изд., перераб. и доп.
/ Гонгало Б.М, Крашенинников П.В., Михеева Л.Ю., Рузакова О.А.; Под ред. П.В. Крашенинникова. - М.: Статут, 2010. 300 с. -
Семейные ценности промышленного города: к проблеме трансформации: Сб. ст. /Под ред. проф. Карцевой Л.В. - Тольятти: ТГУ, 2007. 250 с.
-
Семейный кодекс Российской Федерации / Федеральный закон от 29 декабря <?xml:namespace prefix = st1 ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:smarttags" />1995 г. № 222-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 1. - Ст. 16.
-
Скутнева С.В. Гендерные аспекты жизненного самоопределения молодежи // Социологические исследования. - 2003. - № 11.
-
Социология семьи: Учебник /под ред. проф. Антонова А.И. - М.: ИНФРА-М, 2005. - С. 43-66; 155 - 190; 291-318; 319-460.
-
Харчев А.Г. Социология семьи: проблемы становления науки. - М.: ЦСП, 2003. 342 с.
-
Черняк Е.М. Семьеведение: Учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»,2009.320 с.
-
Ярская-Смирнова Е.Р. Одежда для Адама и Евы: Очерки гендерных исследований. - М., 2001. 254 с.
Список членов кружка
-
№
Фамилия,имя учащегося
Класс
1
Андреева Екатерина
10
2
Гарапшина Алия
10
3
Губайдуллина Руфия
10
4
Денисова Диана
10
5
Зарипова Альбина
10
6
Зинатуллина Айсылу
10
7
Ибатуллин Ильдан
10
8
Митряева Вилена
10
9
Набиуллин Айдар
10
10
Петросян Роксана
10
11
Садыков Булат
10
12
Хабибуллина Гульшат
10
13
Черемисова Валерия
10
14
Коробкова Екатерина
11
15
Хакимова Диана
11