Рабочая программа по курсу Семьеведение

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Утверждено»

Директор МБОУ «Усадская средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»

___________ /Идрисов И.И./

«___»___________ 2015 г.


«Согласовано»

Заместитель директора по воспитательной работе МБОУ «Усадская средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»


____________/Назарова Д.М./


«___»________ 2015 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РУКОВОДИТЕЛЯ КРУЖКА


Ибрагимовой Наили Гильфановны



по курсу «Семьеведение»

10-11 классы







2015 - 2016 учебный год



Пояснительная записка


  1. Статус документа

Рабочая программа по курсу «Семьеведение» составлена на основе следующих документов:

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года;

Конституция Республики Татарстан от 6 ноября 1992 года;

Закон об образовании Российской Федерации от 29.12.2012 г.;

Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 N 223-ФЗ (с послед. изм. и доп.) Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Российская газета" от 27 января 1996 г. N 17, "Собрание законодательства РФ" от 1 января 1996 г. N 1 ст. 16;

Федеральный закон от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния";

Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию»;

Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей";

Федеральный закон от 16.04.2001 № 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей";

Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";

Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве";

Федеральный закон о гражданстве Российской Федерации;

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»;

Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р "О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы".


  1. Актуальность

Современный этап развития педагогической науки характеризуется особым вниманием к личности ученика, его духовному росту и полноценному развитию в сложном изменчивом мире. Современные педагогические изыскания немыслимы без постоянной интеграции выводов и результатов исследований специалистов разных областей знания для формирования внутреннего мира ребенка, правильного видения им окружающей действительности. При этом одним из важнейших путей взросления ученика является познание своего места в семье. Его погружение в мир внутрисемейных отношений, изучение семейных ролей, соответствующих им прав и обязанностей позволяет эффективно решать задачи, стоящие перед обществом и государством.

Для понимания и объяснения современного состояния института семьи в России, прогнозирования тенденций его развития в контексте мирового сообщества немаловажное значение имеет изучение курса «Семьеведение». Данный курс представляет собой одну из специальных дисциплин, которая призвана дать обучающимся более детальное представление о семье как социальном институте и малой социальной группе. Это необходимо в связи с тем обстоятельством, что семья является первейшим институтом социализации личности. Государство как основной гарант формирования и функционирования семьи осуществляет её социальную защиту и социальную поддержку, а разного рода социальные службы оказывают социальную помощь тем семьям, которые в этом нуждаются.

Материалы данного курса помимо их прямого назначения в учебном процессе могут быть использованы преподавателями средней общеобразовательной школы в воспитательной работе с учащимися, быть адаптированы к деятельности дошкольных образовательных учреждений.


  1. Цель курса - способствовать формированию у учащихся старших классов средней общеобразовательной школы необходимой для их развития системы духовных, политико-правовых, экономических, социальных характеристик и представлений о закономерностях развития и функционирования институтов брака и семьи в современном обществе в условиях его трансформации и глобализации.

В результате изучения дисциплины решаются следующие задачи:

- получение знаний о состоянии брачно-семейной сферы и гендерных отношениях в современном российском обществе;

- объяснение процессов социальных изменений в системе брачных и супружеских отношений в ХХ - ХХI веках;

- комплексный анализ типов, форм, моделей семьи и брака с учётом перехода российского общества от традиционной к современной модели семейных отношений.

  1. Ожидаемые результаты

Обучающийся должен знать:

  • основные понятия курса;

  • правовые основы функционирования институтов брака и семьи

  • экономические особенности ведения современного домохозяйства;

  • гендерные аспекты социальных ролей и статусов;

  • причины и последствия падения рождаемости для государства;

  • проблемы родителей в современном российском обществе;

  • особенности положения первого ребенка и последующих детей в семье;

  • альтернативные формы взаимоотношений мужчины и женщины в институтах брака и семьи;

  • психологические особенности брачно-семейных отношений в современном обществе.

Обучающийся должен уметь:

  • использовать полученные знания при сдаче ЕГЭ по обществознанию;

  • применять полученную информацию при самостоятельном анализе ситуации в брачно-семейной и гендерной сферах в современном мире;

  • понимать причины семейных проблем и конфликтов в известных ему семьях для выбора наиболее оптимального способа их решения.


  1. Основные направления программы:

  1. изучение истории институтов семьи и брака;

  2. тенденции социально-демографического развития России, Татарстана;

  3. типы социальных семейных структур, альтернативные формы традиционной семьи, традиционного брака в современном обществе;

  4. социальные функции семьи в современном обществе;

  5. роли матери и отца, бабушки и дедушки, братьев и сестёр в развитии и воспитании детей;

  6. психологические особенности супружеских, родительских, родственных отношений в семье.



  1. Формы работы

    1. Организация встреч с представителями различных типов семей - многодетными, творческими, приёмными и т.д.;

    2. Подготовка рефератов, докладов по темам занятий, их защита;

    3. Подготовка презентации своей семьи - её генеалогического древа, профессионального, личностного портретов;

    4. Участие школьников в разного рода конференциях и конкурсах - внутришкольных, городских, районных, республиканских;

    5. Организация экскурсий в социальные учреждения - приюты, детские дома, интернаты для ознакомления с практикой оказания социальной помощи сиротам;

    6. Подготовка и проведение семейных праздников в классе, школе - Дня семьи (15 мая), Дня пожилого человека (1 октября), Дня защиты детей (1 июня), Дня матери (29 ноября), Дня отца (18 июня) с целью пропаганды ценностей традиционной семьи и брака в аудитории учащихся и их родителей;

    7. Проведение учебных занятий, разного рода мероприятий в отделе ЗАГС в ходе изучения правовых основ брака и семьи.



  1. Содержание программы

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9-11 классов. Возраст обучающихся 16-17 лет. Занятия проводятся на базе школы. Программа курса «Семьеведение» рассчитана на 1 год из расчета 35 часов в год, 1 час в неделю.



Тематическое планирование на 2015-2016 уч.год


№№

Тема занятия

Содержание

Планируемая дата

Фактическая

дата

Примечание

/1

Вводное занятие

Введение в дисциплину. «Семьеведение» в Татарстане. Постановка целей и задач курса. Выбор тем для рефератов и докладов.



22

Понятие брака, его социальная сущность, функции и виды. Отличия брака от семьи. Брачный возраст и выбор партнера

Изучение новых понятий, обсуждение функций, типов брака. Анализ социальных особенностей личности при выборе партнера. Гомогенный и гетерогенный брак.


33

Подготовка к праздно-ванию Дня пожилого человека

(1 октября)

Сочинение «Моё отношение к пожилым людям». Знакомство с Притчей о старости. Повество-вание о пожилых родственниках, заучивание стихов и песен.


44

Проведение празднич-ного мероприятия, посвященного Дню пожилого человека

(1 октября)

Проведение бинарного урока по разработанному сценарию с приглашением гостей.


55

Мотивы расторжения брака. Повторный брак и его проблемы.


Анализ объективных и субъек-тивных мотивов расторжения брака для детей и взрослых, проблем в повторном браке.


6

Гендерные отношения и трансформация гендерных ролей в современном обществе.

Изучение понятий «гендер», «гендерные роли», «гендерные отношения».


57

Понятие семьи, её про-исхождения как социа-льного института. Роль

семьи в обществе.

Изучение понятия «семья», её социальных и индивидуальных функций в современном обществе.


68

Структура семьи, её социальные типы и модели.

Анализ типов семьи как малой группы в традиционном и современном обществе, в западной и восточной культурах.


99

Демографическая ситуация в мире.

Выступление с рефератами о демографических особенностях стран мира.


610

Социально-демографи-ческие особенности и тенденции развития института семьи в Российской Федерации.

Анализ данных статистики и демографии, существующих проблем, путей изменения кризисного положения в институте семьи.


911

Подготовка к празднованию Дня матери.

(29 ноября)

Ученицы (девочки) пишут сочинение «Какой мамой я буду», ученики - «Моя мама - самая любимая!» Учащиеся готовят рассказы о своих мамах, учат стихи и песни.


112

Проведение празднич-ного мероприятия, посвященного Дню матери (29 ноября)

Приглашаются гости, проводит-ся интегрированный урок по разработанному сценарию


113

Семейные отношения как объект права

Изучение Семейного кодекса РФ.


14

Порядок заключения и расторжения брака.

Встреча с сотрудниками отдела ЗАГС, изучение процедуры заключения брака, технологии ведения записи актов гражданского состояния.


115

Права и обязанности родителей и детей.

Изучение правовых документов РФ по определению перечня прав и обязанностей родителей и детей.


116

Семейный бюджет.

Разработка собственного бюджета семьи, анализ раз-личных вариантов расходов и доходов семейного бюджета.


117

Экономическая цена (ценность) мужчины, женщины, ребёнка в семье



Обсуждение экономической ценности ребёнка, родителя.


118

Отношение к детям в современной семье. Роль матери и отца в воспитании детей.

Анализ роли детей в современ-ных семьях, трансформация отношений родителей к детям на протяжении последних десяти-летий. Ролевые установки матери и отца в процессе воспитания ребенка.


119

Семья как среда общения и воспитания.


Изучение семьи как этапа первичной социализации личности гражданина.


120

Типы воспитания детей родителями.

Анализ методов воспитания детей, выбор оптимального варианта, анализ причин выбора.


221

Подготовка к праздно-ванию Дня отца (18 июня)

Ученики (мальчики) пишут сочинение «Каким я буду отцом для своих детей?», ученицы - «Что я думаю о роли отца в семье». Учащиеся учат стихи и песни.

222

Проведение празднич-ного мероприятия, посвященного Дню отца (18 июня)

Пригашаются гости, проводится интегрированный урок по разработанному сценарию.


223

Типы семей с негатив-ным воспитательным потенциалом.

Анализ последствий для детей ошибочных форм воспитатель-ного воздействия со стороны родителей.


224

Тактики семейного вос-питания в различных типах семьи.


Предложение собственных тактик семейного воспитания учащимися при анализе раз-личных типов семьи: с одним родителем, с присутствием бабушки, бабушки и дедушки в семье, в семье однодетной, среднедетной, многодетной и т.д.


225

Альтернативные формы брака и семьи.

Поиск материалов в печати, в массовых журналах, сообщения на уроке.


226

Тенденции, причины развития альтернатив-ных форм брачно-семейных отношений

Анализ тенденций развития альтернативных вариантов брака и семьи в современном мире.


227

Подготовка к праздно-ванию Дня семьи (15 мая)

Работа над созданием презента-ции о своей семье - её генеало-гического древа, рода занятий членов, выполняемых семейных обязанностей.


228

Подготовка к праздно-ванию Дня семьи (15 мая)

Написание эссе на тему «Счастливая семья - какая она?»


229

Проведение празднич-ного мероприятия, пос-вященного Дню семьи (15 мая)

Проводится урок по разработанному сценарию


330

Значение семейных ценностей в современном мире.

Анализ тенденций с сохранением или распадом семейных ценнос-тей в западных и восточных странах мира.


331

Роль семьи в годы Великой Отечественной войны

Написание эссе на тему «Моя семья, мой род в годы Великой Отечественной войны»


332

Подготовка к праздно-ванию Дня защиты детей (1 июня)

Подготовка презентаций о своём детстве, написание эссэ на тему «Кто и от чего должен защитить современных детей?»


333

Проведение празднич-ного мероприятия, посвященного Дню защиты детей (1 июня)

Проводится урок по разработанному сценарию.


334

Организация экскурсий в социальные учрежде-ния - приюты, детские дома, интернаты

Знакомство с практикой оказания социальной помощи сиротам


335

Заключительный урок.

Подведение итогов. Сдача зачёта по дисциплине в форме коллок-виума «Я и моя семья».



Список используемых источников и литературы:


  1. Андреева Т. В. Семейная психология. - СПб.: Речь, 2004. 244 с.

  2. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. - М.: Изд-во МГУ, 1996. 304 с.

  3. Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России ХХI века. - М., 2000. 414 с.

  4. Архангельский В.Н. Факторы рождаемости. - М.: ТЕИС, 2006. 399 с.

  5. Безрукова О.А. Модели родительства и родительский потенциал: межпоколенный анализ / Социологические

исследования. 2014. № 9. С. 85-97.

  1. Беккер Г. Выбор партнёра на брачных рынках // THESIS.1994. № 6.

  2. Босанац М. Внебрачная семья. - М.: Прогресс, 1981. 207 с.

  3. Бурмыкина О.Н., Нечаева Н.А. Социокультурные аспекты адаптации населения к рыночной экономике // Социальные и гуманитарные науки. - 2000. - № 4. - С.110-121..

  4. Бурханова Ф.Б. Брак с позиций гендерного теоретико-методологического подхода // Вестник Башкирского университета. - 2009. - т. 14, № 1.

  5. Варламова С.Н. Семья и дети в жизненных установках россиян // Социологические исследования. - 2006. - № 1

  6. Вершинин В.Н. Домашнее воспитание. Чебоксары, 1998.

  7. Голод С.И. Будущая семья: какова она? (Социально-нравственный аспект). - М.: Знание, 1990. 64 с.

  8. Голод С.И. XX век и тенденции сексуальных отношений в России/ С.И. Голод. - СПб: Изд-во "Алетейя", 1996.

  9. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая, третья, четвертая) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32. - Ст. 3301; 1996. - № 5. - Ст. 410; 2001. - № 49. - Ст. 4553; 2006. - № 52 (Часть I). - Ст. 5496.

  10. Домохозяйство, семья и семейная политика / Под ред.В.В. Елизарова и Н.В. Зверевой. - М.: Диалог-МГУ, 1997. 190 с.

  11. Захаров С. В. Трансформация брачно-партнерских отношений в России: «золотой век» традиционного брака близится к закату?» // Родители и дети мужчины и женщины в семье и обществе. - М.: НИСП, 2007. 640 с.

  12. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домаш­нее воспитание. М., 2000.

  13. Здравомыслова О.М. Семья и общество: гендерное измерение российской трансформации. - М.: Едиториал УРСС, 2003. 152 с.

  14. Зритнева Е.И. Семьеведение: учебное пособие для студентов вузов / Е.И. Зритнева, Н.П. Клушина. - М.: Гуманитар.- изд. центр ВЛАДОС, 2006. 246 с.

  15. Зуйкова Е.М. Ерусланова Р.И. Феминология и гендерная политика: Учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. 300 с.

  16. Карцева Л.В., Яныкина А.Н., Богачёва Н.В., Низамиева О.Н., Газизова Л.Ш. Семьеведение: Учеб.-метод. пособие по элективному курсу для учащихся 10-го класса средней общеобразовательной школы. - Казань, 2014. 164 с.

  17. Карцева Л.В. Российская семья на рубеже двух эпох: Научная монография. - Казань: Изд-во Мин-ва образования Республики Татарстан, 2001. 292 с.

  18. Карцева Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьёй: Учеб. пособие. - 2-е изд-е. - М.: Издат.-торг. корпорация «Дашков и К», 2009. 224 с.

  19. Карцева Л.В., Васильев Е.П. Молодая семья в крупном промышленном городе. - Казань: РИЦ «Школа», 2009. 152 с.

  20. Карцева Л.В., Кашуркина С.С. Медицина для бедных: «PRO» и «KONTRA». - Казань: Школа, 2008. - 152 с.

  21. Ковалевский М. Очерк происхождения и развития семьи и собственности: Пер. с фр./ Под ред. М.О. Косвена. - М.: ОГИЗ, 1939. 186 с.

  22. Коллонтай А. Общество и материнство: Петроград: Книгоиздательство «Жизнь и знание», 1916. 641 с.

  23. Коллонтай А. Социальные основы женского вопроса. - СПб.: Изд-е тов-ва «Знание», 1909. 431 с.

  24. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (Постатейный) / З.А. Ахметьянова, Е.Ю. Ковалькова, О.Н. Низамиева [и др.]; отв. ред. О.Н. Низамиева. - М.: Проспект, 2011. 560 с.

  25. Кон И. С. Ребенок и общество / И. С. Кон. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. 336 с.

  26. Кон И.С. Лики и маски однополой любви. Лунный свет на заре / И.С. Кон. - М.: ООО «Издательство «Олимп»: ООО «Издательство АСТ», 2003. - С.66.

  27. Краснова О.М. Домашние хозяйства в современной экономической системе: Автореф…канд. экон. наук. - Казань, 1999. 25 с.

  28. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспита­ние. М., 2000.

  29. Медков В. М. Демография / В. М. Медков. - М.: ИНФРА-М, 2003. 544с.

  30. Михеева А. Р. Отцы и матери после развода: ответственность, права, проблемы: теоретич. материалы к курсу «Социология семьи». - Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т, 2002. 54 с.

  31. Михеева А. Р. Современная городская семья в Сибири: актуализация роли отца // Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки / Новосиб. гос. ун-т. - Новосибирск, 2004. - Т.4. - Вып. 1. - С. 152 - 164.

  32. Молевич Е.Ф. Гендерные сдвиги в современных брачно-семейных отношениях: смена парадигмы // Женщина в российском обществе. - 2002. - № 2-3. - С. 38-42.

  33. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2003. 319 с.

  34. Савинов Л.И. Семьеведение: Учеб. пособие. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2000. 196 с.

  35. Самыгин С.И., Нечипуренко В.Н., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1996. С. 542-547.

  36. Семейное право: учебник / А.М. Нечаева. - М.: Волтерс Клувер, 2011. 280 с.

  37. Семейное право: учебник для бакалавров / под ред. Е.А Чефрановой. - М.: Издательство Юрайт, 2012. 393 с.

  38. Семейное право: учебник. 2-е изд., перераб. и доп.
    / Гонгало Б.М, Крашенинников П.В., Михеева Л.Ю., Рузакова О.А.; Под ред. П.В. Крашенинникова. - М.: Статут, 2010. 300 с.

  39. Семейные ценности промышленного города: к проблеме трансформации: Сб. ст. /Под ред. проф. Карцевой Л.В. - Тольятти: ТГУ, 2007. 250 с.

  40. Семейный кодекс Российской Федерации / Федеральный закон от 29 декабря <?xml:namespace prefix = st1 ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:smarttags" />1995 г. № 222-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 1. - Ст. 16.

  41. Скутнева С.В. Гендерные аспекты жизненного самоопределения молодежи // Социологические исследования. - 2003. - № 11.

  42. Социология семьи: Учебник /под ред. проф. Антонова А.И. - М.: ИНФРА-М, 2005. - С. 43-66; 155 - 190; 291-318; 319-460.

  43. Харчев А.Г. Социология семьи: проблемы становления науки. - М.: ЦСП, 2003. 342 с.

  44. Черняк Е.М. Семьеведение: Учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»,2009.320 с.

  45. Ярская-Смирнова Е.Р. Одежда для Адама и Евы: Очерки гендерных исследований. - М., 2001. 254 с.

Список членов кружка



Фамилия,имя учащегося

Класс

1

Андреева Екатерина

10

2

Гарапшина Алия

10

3

Губайдуллина Руфия

10

4

Денисова Диана

10

5

Зарипова Альбина

10

6

Зинатуллина Айсылу

10

7

Ибатуллин Ильдан

10

8

Митряева Вилена

10

9

Набиуллин Айдар

10

10

Петросян Роксана

10

11

Садыков Булат

10

12

Хабибуллина Гульшат

10

13

Черемисова Валерия

10

14

Коробкова Екатерина

11

15

Хакимова Диана

11




© 2010-2022