Обучение и воспитание дошкольников с ФФНР

Работа по речевому развитию детей занимает одно из центральных мест в нашем дошкольном учреждении, это объясняется важностью  периода дошкольного детства в речевом становлении ребёнка и направлена на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач: развитие свободного общения детей с взрослыми и сверстниками; развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны,  грамматического строя речи, произносит...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Работа по речевому развитию детей занимает одно из центральных мест в нашем дошкольном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребёнка и направлена на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач: развитие свободного общения детей с взрослыми и сверстниками; развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности; практическое овладение детьми нормами речи.

В наше дошкольное учреждение поступают дети с различными нарушениями речи. Как уже упоминалось выше, в моей группе 10 воспитанников. У 8 детей фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР), у 2 - общее нарушение речи III уровня (ОНРIII).

Рассмотрим подробнее эти нарушения речи.

Фонетико-фонематическое нарушение речи - это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Можно выделить основные проявления, характеризующие это состояние:

1. Недифференцированное произношение пар или групп звуков. В этих случаях один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или даже трех других звуков. Например, мягкий звук т' произносится вместо звуков с', ч, ш («тюмка», «тяска», «тяпка» вместо сумка, чашка, шапка).

2. Замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию и представляющие меньшую произносительную трудность для ребенка. Обычно звуки, сложные для произнесения заменяются более легкими, которые характерны для раннего периода речевого развития. Например, звук л употребляется вместо звука р., звук ф - вместо звука ш. У некоторых детей целая группа свистящих и шипящих звуков может быть заменена звуками т и д («табака» вместо собака и т.п.).

3. Смешение звуков. Это явление характеризуется неустойчивым употреблением целого ряда звуков в различных словах. Ребенок может в одних словах употреблять звуки правильно, а в других - заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Так, ребенок, умея произносить звуки р, л или с изолированно, в речевых высказываниях произносит, например, «Столял стлогает дошку» вместо Столяр строгает доску.

Отмеченные особенности могут сочетаться и с другими недостатками произношения: звук р - горловой, звук с - зубной, боковой и т.д.

Подобный характер нарушений звуковой стороны речи свидетельствует о недоразвитии фонематического слуха (способности различения фонем).

Дети ежедневно занимаются со специалистами - логопедом и психологом. Логопед дает рекомендации воспитателю по обучению детей с ФФНР. В своей работе мы используем задания и упражнения, позволяющие тренировать и закреплять речевые навыки. Еженедельно логопеды передают воспитателю так называемые «логопедические пятиминутки». Задания на отработку определенных звуков на этой неделе.

Варианты упражнений, которые мы используем на занятиях по развитию речи.

1. Определить разницу между правильным и неправильным произношением звука в собственной и чужой речи. Нередко дети не улавливают различия между своим неправильным произношением и произношением окружающих. Это происходит из-за ослабленного слухового контроля;

2. Воспроизвести за взрослым 3-4 слоговых сочетания из легких для произнесения звуков типа па-по-пу; па-ба-па.

3. Выделить определенный звук из «цепочки» звуков (например, звук с среди звуков т, ц, ч, з, с, ш, р и др.);

4. Выделить слог с определенным звуком из ряда слогов (например, слог са из слогов за, ша, са, ча, ща, са и др.);

5. Определить наличие звука в слове (например, звука с в словах санки, шуба, носки, зонт, нос, щука).

Важно обратить внимание и на состояние восприятия тех звуков, которые ребенок произносит достаточно правильно. Нередки случаи, когда нарушается или не развивается в должной степени восприятие так называемых «сохранных» звуков (т.е. произносимых с соблюдением необходимого артикуляционного уклада).

У детей, входящих в эту группу, при внешне благополучном произношении наблюдаются значительные затруднения в восприятии звуков, которые без внимательного изучения могут остаться незамеченными. Именно такие дети часто неожиданно для окружающих оказываются неуспевающими по письму и чтению.

Недоразвитие фонематического слуха отрицательно влияет на формирование у детей готовности к звуковому анализу слов.

Такие дети затрудняются:

1. В выделении первого гласного, согласного звука (называют или первый слог, или все слово).

2. В подборе картинок, включающих заданный звук. В предлагаемый ребенку набор входят картинки, в названиях которых есть нужный звук, - шапка, кошка, душ; нет нужного звука - почка, окно, ракета; есть звук, смешиваемый с заданным, - сапоги, чайник, щетка.

3. В самостоятельном придумывании и назывании слов с заданным звуком.

Своевременное исправление речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, проведение специально организованного обучения в условиях детского сада позволяет не только исправить речевой дефект, но и полностью подготовить их к обучению в школе.



© 2010-2022