• Преподавателю
  • Другое
  • «Взаимосвязь тревожности преподавателей ДМШ с тревожностью учащихся. Общие психолого-педагогические рекомендации по снижению тревожности»

«Взаимосвязь тревожности преподавателей ДМШ с тревожностью учащихся. Общие психолого-педагогические рекомендации по снижению тревожности»

Анализ деятельности детских музыкальных школ и школ искусств, в последние десятилетия показал, что школы такого типа востребованы в обществе, потому что обучение в них способствует развитию ребенка. Это выражено в том, что растет его познавательная активность, формируется ранняя профессионализация, воспитывается эмоционально-волевая сфера. Наряду с этим исследования ученых показывают, что неизбежно растет тревожность у детей, которые посещают школы дополнительного образования. А в связи ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Взаимосвязь тревожности преподавателей ДМШ с тревожностью учащихся.

Общие психолого-педагогические рекомендации по снижению тревожности»

В.В. Красавина

Преподаватель фортепиано ДШИ № 4,

педагог-психолог,

г Южно-Сахалинск


В Российской Федерации сложилась и развивается уникальная система дополнительного образования детей, которая по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства. Школы искусств, детские музыкальные школы - типовые образовательные учреждения данной системы, важными задачами которых являются развитие мотивации учащихся к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества и государства.

Анализ деятельности детских музыкальных школ и школ искусств, в последние десятилетия показал, что школы такого типа востребованы в обществе, потому что обучение в них способствует развитию ребенка. Это выражено в том, что растет его познавательная активность, формируется ранняя профессионализация, воспитывается эмоционально-волевая сфера.

Наряду с этим исследования ученых показывают, что неизбежно растет тревожность у детей, которые посещают школы дополнительного образования. А в связи с этим исследование тревожности было и остается актуальной проблемой в работе с детьми.

Катализатором тревожности детей может выступать тревожность педагогов. Беспокойство которое переживают преподаватели ДМШ обусловлены их профессиональной деятельностью, в ней заложены риски профессии, особенности труда, которые усиливают негативные переживания взрослых. А так как обучение в музыкальных школах строится индивидуально с интенсивной близкой коммуникацией, то эмоциональное состояние педагога передается ребенку. Если педагог тревожится, то это может вызвать беспокойство и у учащегося.

Риски профессии преподавателя ДМШ: в современных условиях открывается возможность для получения музыкального образования у все желающих детей, в связи с этим возникают трудности в дальнейшем обучении детей, не имеющих музыкальных данных или со средними музыкальными данными, а так же отсутствие возможности приобрести музыкальный инструмент.

Так же педагогическая деятельность преподавателя ДМШ основана на постоянной отработке навыков исполнения у учеников. Детям не очень -то хочется быть в условиях повтора, отработки, ввиду возрастных особенностей, часто дома не дорабатывают музыкальный материал, преподавателю приходится на занятиях не идти дальше с учеником . а «пробуксовывать», заниматься репетиторством, нежели его обучением. Возникают условия противостояния учеников и преподавателей

Выводы: в таких условиях преподаватели очень много вынуждены своих сил ресурсировать на то, что бы научить детей, т.е. психическое напряжение становится значительнее, растраты профессиональных, эмоциональных, личностных ресурсов больше приходится вкладывать, что бы добиться результатов.

Те результаты, которых они все-таки добиваются не могут быть на том самом уровне который предъявляется изначально к данному виду деятельности при подготовке к академическому концерту, т.к. при выступлении ученика на сцене в определенных ситуациях срабатывают личностные особенности ученика, что тоже относится к профессиональному риску (ситуативно приходится переживать негативные эмоции, все это повышает уровень тревожности преподавателя)

Особенности труда преподавателя ДМШ - взаимодействие с коллегами:

Качество в целом академического концерта, экзамена зависит от того. как каждый преподаватель подготовит своих учеников к выступлению, но при этом на академическом концерте каждый из преподавателей существует самостоятельно. Высокий профессиональный уровень выступления учащихся одного преподавателя и низкий профессиональный уровень выступления учащихся другого преподавателя тоже становится риском профессии. так как, успех или неуспех коллеги может опосредованно вызывать определенное психическое напряжение и тревожность. Так же в основе любого концертного исполнения учеников заложена оценочная профессиональная деятельность преподавателя. Преподаватель часто переживает негативные эмоции. т.к. находится в условиях постоянной конкуренции, соперничества и оценки окончательного результата .

Таким образом, рисками профессии преподавателей ДМШ является:

-недостаточно развитые музыкальные данные учащихся

-личностные особенности учащихся

-недостаточная подготовка ученика к уроку

-конкуренция и соперничество между преподавателями

-условия постоянной публичной оценки профессиональной компетенции преподавателя.

- публичное выступление на сцене самого преподавателя

Особенности обучения учащихся в ДМШ заключаются в принципиальном различии организации учебного процесса. Детская музыкальная школа является заведением дополнительного образования, и исходя из этого дети посещают занятия в свободное от средней школы время. Как правило уроки проходят во второй половине дня, т.е дети после основного обучения, продолжают учебный процесс в музыкальной школе.

Учебный план в школе искусств, в зависимости от года обучения ученика предполагает изучение различных предметов:

/Отделение специального инструмента, вокального исполнительства

( дети от 7 лет)/

- спец инструмент ( либо вокал) - индивидуальное обучение минимум 2 раза в неделю.

- сольфеджио - групповое занятие от 45 мин

- хор - групповое занятие

- музыкальная литература 1 раз в неделю от 45 мин

- ансамблевое исполнительство

Больший акцент направлен на изучении спец. инструмента

( напр. фортепиано, гитара, скрипка) или вокальное исполнительство. Занятия проводятся в индивидуальной форме , в условиях близкой коммуникации с преподавателем в течении 45 минут, как минимум 2 раза в неделю, опрос домашнего задания проходит каждый урок к которому необходимо тщательно готовиться.. Ответственность возрастает - уровень тревожности повышается.

Кроме того существует традиционная форма контроля обучения (минимум два раза в год) в виде академического концерта - учащиеся исполняют музыкальные произведения на сцене в присутствии всего преподавательского состава отдела и администрации школы. Подобные стрессогенные факторы так же способствуют повышению уровня тревожности у детей, обучающихся в музыкальной школе .

В данной статье публикуются результаты исследования тревожности преподавателей и учащихся музыкальной школы г. Южно-Сахалинска

В исследовании приняли добровольное участие 7 преподавателей музыкальной школы и 28 детей 7-12 лет ( по 4 ученика, обучающихся у данных преподавателей).

Возраст преподавателей. от 22 до 60 лет, с педагогическим стажем от1-40 лет.

Для исследования тревожности у преподавателей нами был выбран: Тест Спилбергера-Ханина «Определение уровня тревожности». Тест Спилбергера-Ханина принадлежит к числу методик, исследующих психологический феномен тревожности. Этот опросник состоит из 20 высказываний, относящихся к тревожности как состоянию (состояние тревожности, реактивная или ситуативная тревожность) и из 20 высказываний на определение тревожности как диспозиции, личностной особенности (свойство тревожности). Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера является единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние.

Для исследование тревожности у детей 7-12 лет была применена методика «Шкала явной тревожности для детей CMAS».

Предмет диагностики: Выявление тревожности как относительно устойчивого образования.

Результаты исследования взаимосвязи уровня тревожности преподавателей с уровнем тревожности учеников

В результате исследования взаимосвязи уровня тревожность преподавателей с уровнем тревожности учеников нами были полученны следующие результаты: У преподавателей Н.М и В.В. ( стаж работы 30 и 19 лет соответственно) со средним уровнем тревожности -75% учеников демонстрируют нормальный уровень тревожности, что свидетельствует об успешной адаптации и продуктивной деятельности и 25% учащихся демонстрируют высокий уровень.

У преподавателя С.А 33 года стаж (с высоким уровнем) - 100% детей с высокой тревожностью.

У Е.С. с высоким уровнем тревожности ( стаж1 год) -100% учащихся демонстрируют высокий уровень тревожности. Мы предполагаем. что недостаточный опыт преподавательской деятельности в том числе способствует беспокойству учеников.

У преподавателя Е.Н. с высокой тревожностью 50% учеников демонстрируют высокий уровень тревожности, 25% учеников -средний уровень, 25% учеников - низкий уровень, подобное « чрезмерное спокойствие» у детей с низким уровнем может иметь и не иметь защитный характер.

У преподавателей с высокой тревожностью Г.В ( 40 лет стаж) 75% детей с высокой тревожностью, Д.И ( 45 лет стаж) так же 75% учащихся демонстрируют высокую тревожность результаты отражены на рис 1

«Взаимосвязь тревожности преподавателей ДМШ с тревожностью учащихся. Общие психолого-педагогические рекомендации по снижению тревожности»Примечание: НУ -низкий уровень,СУ-средний уровень,ВУ-высокий уровень

Рис. 1 Взаимосвязь уровня тревожности

преподавателей с уровнем тревожности учеников













Сравнительный анализ показал: существует взаимосвязь между тревожностью, которую переживают преподаватели , и тревожностью,которую

переживают дети рис 2.



Рис 2 Сравнительный анализ уровня тревожности учащихся с уровнем тревожности их преподавателей.

Вывод: Высокий уровень тревожности у детей обусловлен высоким уровнем тревожности преподавателя, а преподаватель тревожится в связи с профессиональными рисками. Большинство преподавателей ДМШ демонстрируют высокий уровень личностной тревожности - 70% , а так же 60% детей 7-12 лет, демонстрируют высокую тревожность Дети, обучающиеся в классе преподавателя с высокой личностной тревожностью чаще испытывают повышенную тревожность, связанную с ограниченным кругом ситуаций, определенной сферой жизни и явно повышенную тревожность, которая обычно носит « разлитой», генерализированный характер), а так же демонстрируют низкую тревожность, подобное « чрезмерное спокойствие» у детей с низким уровнем может иметь и не иметь защитный характер.

У преподавателей преобладает высокая личностная тревожность, которая появляется в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки их компетенции и престижа.

Общие психолого-педагогические рекомендации по снижению уровня тревожности у преподавателей и у детей.

Тревожность в некоторой степени играет роль мотивационного фактора в деятельности, и для успешной деятельности оптимален средний уровень тревожности. Известно, что как низкая, так и высокая тревожность отрицательно сказывается на успешность

На основе проведенных исследований нами были сформулированы общие психолого-педагогические рекомендации:

1) Преподавателям с высокими показателями тревожности следует формировать чувство уверенности в успехе. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности и высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.

2) преподавателям с низкой тревожностью. напротив требуется побуждать активность, подчеркивать мотивационные компоненты деятельности,возбуждать заинтересованность. Высвечивать чувство ответственности в решении тех или иных задач.

3) необходимо помочь преподавателям справляться с негативными эмоциональными переживаниями посредством различных мероприятий для самих учителей:

а) организация профессиональнных семенаров, тренингов личностного роста, корректирующие программы, релаксирующие упражнения, Научить преподавателей саморегуляции посредством различных техник..

б) при оценки деятельности преподавателя более четко формулировать критерии оценок..

в) рассмотреть различные способы премирования,поощрения преподавателей после выступления детей. по номинациям ( за техническое исполнение, за осмысленное исполнение и.т.д.

г) проводить анализ результатов исполнения учащихся в динамике.

Преподаватель, работающий в напряженных условиях и не умеющий включать механизмы саморегуляции, с высокой долей вероятности подвергается опасности, называемой «синдром эмоционального выгорания», приводящей к профессиональной деформации личности. Мы предлагаем некоторые упражнения, помогающие снять эмоциональное и физическое напряжение.

Упражнения для снятия стресса

Раиса ДУНИЛОВА,
Лидия БОБРИКОВА,
Татьяна ЩЕПКОВА,
педагоги-психологи
высшей квалификационной категории,
МОУ «Тисульская средняя школа № 1»

Упражнение 1. Этот комплекс очень прост и эффективен, для его выполнения вам не потребуется ничего, кроме стены.

1. Нахмурьте лоб, сильно напрягите лобные мышцы на 10 секунд; расслабьте их тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее, напрягая и расслабляя лобные мышцы с интервалом в 1 секунду. Фиксируйте свои ощущения в каждый момент времени.

2. Крепко зажмурьтесь, напрягите веки на 10 секунд, затем расслабьте, тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее.

3. Наморщите нос на 10 секунд. Расслабьте. Повторите быстрее.

4. Крепко сожмите губы. Расслабьте. Повторите быстрее

5. Сильно упритесь затылком в стену, пол или кровать. Расслабьте. Повторите быстрее.

6. Упритесь в стену левой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьте. Повторите быстрее.

7. Упритесь в стену правой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьте. Повторите быстрее.

Упражнение 2. Если обстановка вокруг накалена и вы чувствуете, что теряете самообладание, этот комплекс можно выполнить прямо на месте, за столом, практически незаметно для окружающих.

1. Так сильно, как можете, напрягите пальцы ног. Затем расслабьте их.

2. Напрягите и расслабьте ступни ног и лодыжки.

3. Напрягите и расслабьте икры.

4. Напрягите и расслабьте колени.

5. Напрягите и расслабьте бедра.

6. Напрягите и расслабьте ягодичные мышцы.

7. Напрягите и расслабьте живот.

8. Расслабьте спину и плечи.

9. Расслабьте кисти рук.

10. Расслабьте предплечья.

11. Расслабьте шею.

12. Расслабьте лицевые мышцы.

13. Посидите несколько минут, наслаждаясь полным покоем. Когда вам покажется, что медленно плывете, - вы полностью расслабились.

Упражнение 3. Это упражнение можно делать в любом месте. Нужно сесть поудобнее, сложить руки на коленях, поставить ноги на землю и найти глазами предмет, на котором можно сосредоточить свое внимание.

1. Начните считать от 10 до 1, на каждом счете делая вдох и медленный выдох. (Выдох должен быть заметно длиннее вдоха.)

2. Закройте глаза. Снова посчитайте от 10 до 1, задерживая дыхание на каждом счете. Медленно выдыхайте, представляя, как с каждым выдохом уменьшается и наконец исчезает напряжение.

3. Не открывая глаз, считайте от 10 до 1. На этот раз представьте, что выдыхаемый вами воздух окрашен в теплые пастельные тона. С каждым выдохом цветной туман сгущается, превращается в облака.

4. Плывите по ласковым облакам до тех пор, пока глаза не откроются сами.

Чтобы найти нужный ритм счета, дышите медленно и спокойно, отгораживаясь от всевозможных волнений при помощи воображения. Этот метод очень хорошо ослабляет стресс.

Через неделю начните считать от 20 до 1, еще через неделю - от 30 и так до 50



МЕТОД БЫСТРОГО СНЯТИЯ СИЛЬНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИЛИ ФИЗИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ

Екатерина БУРМИСТРОВА,
директор Центра
экстренной психологической помощи МГППУ
Лариса КОСОЛАПОВА,
психолог ЦПМСС «Взаимодействие», г. Москва

Этот метод включает в себя серию упражнений по произвольному напряжению и расслаблению основных мышечных групп. Характерной чертой каждого упражнения является чередование сильного мышечного напряжения и следующего за ним расслабления. Противопоказаниями для выполнения отдельных упражнений по расслаблению является патология соответствующих органов, болезни костно-мышечной системы.
С целью снятия психоэмоционального напряжения и самостоятельного освоения приемов саморегуляции можно выполнить ряд упражнений, таких как «Сосулька», «Муха», «Лимон», «Воздушный шар» и др.

Упражнение «Муха»

Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

Упражнение «Лимон»

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

Упражнение «Сосулька» («Мороженое»)

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы - сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1-2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Это упражнение можно выполнять лежа на полу.

Упражнение «Воздушный шар»

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы - большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1-2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.


И наконец, при сильном нервно-психическом напряжении вы можете выполнить 20-30 приседаний либо 15-20 прыжков на месте. Данный метод снятия психоэмоционального напряжения широко используется как спортсменами, так и артистами перед ответственными выступлениями


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.


  1. Аракелов Н., Шишкова Н. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции. // Вестник МУ, сер. Психология. 1998., № 1, с. 18

  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (психологическое исследование), М., Просвещение, 1968

  3. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1996.-208 с., ил.

  4. Мэй Р. Проблема тревоги/ Пер. с англ. Гладкова А. Г. М. - 2001.

  5. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология. М.., 1996.

  6. Прихожан А.М. Психологический справочник, или как обрести уверенность в себе. Кн. Для учащихся, М.: Просвещение, 1994

  7. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие., М.: Владос, 1996, с. 529.

  8. Савина Е. Тревожные дети. // Дошк. Воспитание. 1996., № 4.

  9. Хорни К. Невротическая личность нашего времени; Самоанализ: Пер. с англ. / Общ. Ред. Т.В.Бурменской, М.: Изд-кая группа «Прогресс», 1993.





© 2010-2022