Урок чтения для слабослышащих и глухих обучающихся

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок чтения для слабослышащих и глухих обучающихся

3-й урок

Цель:

- обобщить содержание прочитанного, продолжить анализ содержания сказки.

Оборудование:

- карточки с вопросами, которые в начале урока раздаются учащимся;

- таблички со словарем;

- подвижная аппликация;

- книга. Оформление доски:

- На одной части доски - таблички с вопросами и накопленным на прошлых уроках словарем, подвижная аппликация.

- На другой части доски План урока:

1. Вспомнить, что мы узнали из сказки.

2. Прочитать:

- Что делал воробей?

- Кто подбирался к воробью?

- Воробей видел кота или нет?

3. Ответить на вопросы:

- Что мы сегодня узнали?

- Какое предложение вам понравилось?

Ход урока:

1. Организация урока.

Учитель: «Сейчас урок чтения». Фраза повторяется услышавшим, затем - хором.

2. Повторение прочитанного ранее.

Учащиеся, опираясь на план урока, сообщают: «Сейчас надо вспомнить, что мы узнали из сказки». Учитель дает учащимся карточки с вопросами. Ребята задают вопросы остальным ученикам. «У меня первый вопрос. Какую сказку мы читаем?» Форма ответа также заложена в карточке с вопросом (прочитай, расскажи и покажи, расскажи кратко и т. д.). Следующими вопросами были «Какая была погода?» и «Где лежала глыба снега?». Ученики отвечают на вопросы и оценивают ответы товарищей («Верно», «Правильно», «Ты сказал неверно», «Ты показал неточно» и т. п.). По ходу повторения учитель даст для различения на слух фразу «Сказку «Рыжий кот и весна» мы питаем на уроке чтения».

Учитель: «Что мы сделали?» Учащиеся: «Мы вспомнили, что мы читаем сказку «Рыжий кот и весна», что таял снег, что глыба снега лежала на краю крыши».

На этапе повторения используются различные формы работы: вопросы могут даваться учителем на слух; быть записанными в плане урока и задаваться учащимися (как на 2-м уроке по данной теме); учащимся раздаются карточки, по которым они задают вопросы и др. Учащимся очень нравится такая форма организации повторения, когда учитель неправильно, неточно демонстрирует прочитанное. Ребята с удовольствием находят «ошибки» учителя, это их оживляет, помогает сконцентрировать внимание, уточнить понимание прочитанного.

3. Работа над пониманием текста.

Учитель: «Сейчас надо прочитать, «поделал воробей». Табличка с вопросом прикрепляется на доску, вопрос прочитывается хором. Далее один ученик читает соответствующий вопросу отрывок сказки. Выборочное чтение осуществляется согласно описанным ранее требованиям. Второй ученик читает и демонстрирует читаем аппликации. Другие учащиеся по ходу текста задают ему вопросы: «Где снег?», «Где воробей?» и др. На доску прикрепляется табличка «сидел на снегу». Затем проводится работа по подбору синонимов, расширению вариативности высказываний, закреплению ранее полученного словаря. Учитель побуждает учащихся к этой работе вопросом: «Сидел на снегу. Как можно сказать по-другому?» Если у детей возникают затруднения, можно задать наводящий вопрос, типа «Где лежала глыба снега?» К словосочетанию «сидел на снегу» подбираются варианты ответов: «сидел у самого края», «сидел на глыбе снега», «сидел на краю крыши», «сидел на снежной глыбе». К словосочетанию «смотрел вокруг» - словосочетания «смотрел кругом», «глядел налево, вперед и направо». К словосочетанию «радовался весне» - «был рад весне». Словарь с синонимами также вывешивается на доске в виде табличек. Учитель задает вопрос для установления причинно-следственных отношений: «Почему воробей был рад весне?» Учащиеся: «Потому что тепло, весна пришла». С помощью элементов фонетической ритмики отрабатываются основные словосочетания, вывешенные на доске:

КРУ ВАК ВОКРУГ

о м кругом смотрел кругом смотрел вокруг

радовался весне

в а дава лся

радовался весне

Затем словосочетания различаются детьми I на слух: «на снегу сидел», «сидел на глыбе снега» «радовался весне» «был рад весне».

По ходу демонстрации учащиеся с помощью учителя оречевляют героев сказки. На данном уроке при демонстрации слов сказки «воробей радовался весне» на вопрос учителя «Что говорил воробей?» учащиеся отвечают: «Ура! Весна пришла. Таял снег. Кап-кап. Ура!» Оречевление героев произведения помогает учащимся развивать фантазию, варьировать высказывания, накапливать словарь и разбираться в текстах, где имеются диалоги и прямая речь.

Работа над данным отрывком текста прерывается музыкальной паузой. В качестве речевого материала для музыкальной паузы на данном уроке берется «речь» воробья: «Ура! Весна пришла. Тает снег. Кап-кап. Ура!»

Далее продолжается работа над отрывком о воробье. Последний этап - выразительное чтение осуществляется по прежней схеме (учитель - хор - один ученик).

Учитель переходит к следующему вопросу: «Кто подбирался к воробью?» После хорового чтения вопроса осуществляется выборочное чтение, затем чтение и демонстрация. В ходе демонстрации учащиеся самостоятельно или с помощью учителя оречевляют кота («Сейчас поймаю», «Я тебя съем» и т. п.). Табличка с главным словосочетанием этого отрывка «подбирался к воробью» прикрепляется на доску. Словосочетание отрабатывается с помощью фонетической ритмики:

ПАТ НАТБИРА

ПОДБИРАЛСЯ

КВА К ВОРОНЬЮ

ПОДБИРАЛСЯ К ВОРОБЬЮ

Затем к данному словосочетанию с помощью учителя подбирается синонимичное «тихо шел к воробью». Эти два словосочетания отрабатываются на слух («к воробью тихо шел», «подбирался к воробью») и вводятся в вопрос: «Зачем подбирался кот к воробью?» Учащиеся отвечают: «Кот подбирался к воробью, чтобы поймать и съесть воробья». Таблички «чтобы съесть», «чтобы поймать» прикрепляются на доску.

В данном случае выразительное чтение будет осуществляться после прочтения ответа на следующий вопрос: «Воробей видел кота или нет?», так как ответы на оба вопроса находятся в одном предложении и логически тесно связаны.

Учитель задает следующий вопрос: «Воробей видел кота или нет?» Учащиеся читают в тексте ответ на данный вопрос: «Не видел серенький, что огромный рыжий кот подбирается все ближе и ближе к нему». Учитель выясняет: «Кто это «серенький»? Ребята: «Это воробей». Прикрепляется табличка «не видел». Учитель: «Почему воробей не видел кота?» Ученики: «Потому что он радовался весне».

Далее идет выразительное чтение.

3. Итог урока.

В конце урока осуществляется обобщение того, что ребята узнали на уроке. Учитель: «Что мы сегодня узнали?». Один из учащихся рассказывает, опираясь на накопленный речевой материал на доске: «Мы узнали, что воробей сидел на снегу, смотрел кругом, радовался весне, кот подбирался к воробью, а воробей не видел кота». Учитель предлагает учащимся рассказать об этом по другому. Ребята рассказывают, используя синонимичные словосочетания. Затем учитель просит рассказать об этом кратко. Учащиеся рассказывают: «Мы узнали, что воробей сидел на снегу, а кот подбирался к воробью».

В конце урока учитель дает свое обобщение прочитанного: «На уроке мы узнали, что воробей

Сидел на снегу, а кот подбирался к воробью». Фраза повторяется хором.

Учитель ставит отметки учащимся. Урок закончен.



© 2010-2022