- Преподавателю
- Другое
- Карта урока Составление продольно – геологического разреза
Карта урока Составление продольно – геологического разреза
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Лапкина Н.Н. |
Дата | 02.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
БОУ СПО ВО «Вологодский строительный колледж»
Организационно-методическая карта занятия
ПМ. 01 Участие в изысканиях и проектировании
автомобильных дорог и аэродромов
МДК.01.01 Изыскания и проектирование
Дата 27.03.2015
Группа 220(II курс, специальность 08.02.05«СиЭАДиА»)
Преподаватель: Лапкина Н.Н.
Тема: Составление продольно - геологического разреза
Тип урока: практическая работа
Форма урока: урок информационно-коммуникационного обучения
Методы: информационно-рецептивный, алгоритмический, частично-поисковый, рефлексивный.
Перечень знаний, умений, практических навыков по теме «Составление продольно - геологического разреза»:
уметь:
- вести и оформлять документацию изыскательской партии (обработка материалов изысканий);
- проектировать продольный профиль дороги;
- пользоваться современными средствами вычислительной техники;
- пользоваться персональными компьютерами и программным комплексом AutoCAD;
- оформлять проектную документацию в соответствии с требованиями стандартов.
знать:
-изыскания автомобильных дорог и аэродромов, включая геологические изыскания;
- оценку влияния, разрабатываемых проектных решений на окружающую среду.
Форма организации учебно-педагогической деятельности: фронтальная, индивидуальная
Межпредметные связи:
обеспечиваемые: физика, математика, строительные материалы, инженерная графика, геодезия
внутрипредметные: использование материалов темы «Продольный профиль автомобильной дороги», «Строительные свойства грунтов»
обеспечивающие: ПМ. 02 «Участие в организации работ по производству дорожно-строительных материалов», ПМ. 03 «Участие в организации работ по строительству автомобильных дорог и аэродромов», ПМ. 04 «Участие в работах по эксплуатации автомобильных дорог и аэродромов», ПМ.01 «Участие в изыскании и проектировании автомобильных дорог и аэродромов» УП. 01 «Геология», выполнение и защита выпускной квалификационной работы.
Учебно-методическое обеспечение урока: учебник под редакцией В. Безрук «Геология и грунтоведение», - М.: «Транспорт», Лавриненко «Изыскания и проектирование автомобильных дорог и аэродромов», - М.: «Транспорт», компьютер с программным обеспечением AutoCAD, проектор, мультимедийная презентация, ГОСТ 25100-11«Классификация грунтов», ГОСТ ЕСКД.
Предполагаемый уровень усвоения: информационно-репродуктивный, алгоритмический.
Ход занятия:
Цели занятия
Задачи занятия
Ход занятия
Обучающая цель:
построение геологического разреза продольного профиля автомобильной дороги;
-
Выявить и закрепить опорные знания для построения продольно - геологического разреза.
-
Закрепить умение построения продольно - геологического разреза.
-
Закрепить умение по характеристике (описанию) грунта, определять его вид на основе стандартов.
-
Закрепить навык работы с программным комплексом AutoCAD.
1. Организационная часть:
1.1. Взаимное приветствие.
1.2. Проверка явки и готовности обучающихся к работе.
2. Актуализация деятельности обучающихся. Целеобразование:
2.1. Выявить наличие и закрепить опорные знания обучающихся.
2.2. Формулировка темы и цели урока с участием обучающихся.
2.3. Мотивация предстоящей деятельности обучающихся.
3. Практическая работа:
-
Отработать алгоритм выполнения практического задания.
-
Организовать практическую самостоятельную деятельность обучающихся.
-
Самостоятельное выполнение практического задания обучающимися.
-
Контроль и корректировка работы обучающихся.
4. Подведение итогов практической работы. Рефлексия:
-
Осознание обучающимися результатов собственной деятельности.
-
Оценка деятельности обучающихся.
-
Мотивация последующей деятельности обучающихся.
5. Задание на дом:
5.1. Откорректировать полученный чертеж, аналогично завершить второй километр трассы; распечатать полученный чертеж.
5.2. Разъяснение критериев успешного выполнения домашнего задания и темы самостоятельной работы.
Развивающая цель:
формирование компетенции использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
-
Развивать профессиональные компетенции, через технологию построения продольного профиля автомобильной дороги с использованием информационно - коммуникационных технологий.
-
Развивать умение сравнивать разные методы построения продольного профиля автомобильной дороги, выявлять наиболее эффективные.
-
Развивать у обучающихся умение работать с нормативной литературой.
Воспитательная цель: воспитание личностных профессионально значимых качеств, профессиональных компетентностей;
1. Воспитывать устойчивый интерес к будущей профессии через умение обосновать сущность социальной значимости и профессиональной компетентности.
2. Воспитывать профессиональные умения через эффективное и качественное использование методов выполнения профессиональных задач.
3. Формировать понимание роли предметных знаний и умений в профессиональном становлении, социальной значимости специальности.
Методическая цель:
активизация учебной деятельности через использование различных методов и средств обучения
Схема конспекта урока
Этапы работы. Цели и задачи этапа
Содержание этапа и методы
Оценка эксперта
(по базовым педагогическим компетенциям и уровню владения учебным материалом)
1.
Организационная часть.
Цель: выявить наличие и готовность обучающихся к уроку.
Взаимное приветствие. Выявление наличия и готовности обучающихся к уроку. Рапорт дежурного. Самооценка готовности обучающихся к уроку.
Методы: наблюдения; информационно-рецептивный.
2.
Актуализация деятельности обучающихся. Целеобразование:
Задачи:
-
Выявить и актуализировать опорные знания.
-
Подвести обучающихся к постановке целей урока.
-
Мотивировать учебно-познавательную деятельность обучающихся.
Формировать понимание роли предметных знаний и умений в профессиональном становлении, социальной значимости специальности.
Выявление опорных знаний обучающихся.
Мотивация учебной деятельности обучающихся через осознание значимости приобретаемых умений в форме диалога.
Осознание и принятие обучающимися целей урока.
Осознание актуальности и значимости получаемых знаний.
Методы, способствующие решению поставленных целей и задач
Фронтальная беседа. Решение профессиональных ситуационных задач.
Критерии достижения целей и задач данного этапа урока
Участие обучающихся в формулировке темы и целей урока.
Правильные ответы на поставленные вопросы.
Умение обосновать выбор способа и метода решения профессиональной задачи.
Определение возможных действий педагога в случае, если ему или обучающимся не удается достичь поставленных целей
Постановка наводящих вопросов, исправление неточностей, ошибок, подсказка.
Методы организации совместной деятельности обучающихся с учетом особенностей группы
Активизация всех каналов восприятия
Использование слов-предикатов и приёмов, работающих на ведущие каналы восприятия:
Визуалы: «посмотрели», «обратили внимание»; использование наглядности.
Аудиалы: «послушали», «повторите», «скажите вслух»; звуковое сопровождение.
Кинестетики: «представьте», «сравните», «запишите»; выполнение заданий на карточках.
Методы мотивирования (стимулирования) учебной активности обучающихся в ходе опроса
Нацеливание обучающихся на применение приобретаемых знаний и умений в профессиональной деятельности и при освоении профессиональных компетенций.
Решение профессиональных ситуационных задач
Создать положительную мотивацию через познавательный интерес студентов и сотрудничество
Методы и критерии оценивания ответов учащихся в ходе опроса.
Словесное поощрение обучающихся за правильные ответы на вопросы, создание ситуации успеха.
3.
Изложение нового материала.
Задачи:
-
Выявить и закрепить знания студентов о решении практических задач в программе AutoCAD;
-
Напомнить о способах анализа полученного результата;
-
Поставить учебно-практические задачи, нацелить учащихся на их выполнение;
-
Формировать навык организации индивидуальной работы при использовании информационных технологий в профессиональной деятельности;
-
Развивать умение осуществлять поиск и использовать информацию, необходимую для выполнения поставленных задач;
-
Формировать умение организовать собственную деятельность, исходя из поставленных задач;
-
Воспитывать аккуратность, самостоятельность, внимательность.
Демонстрация презентации для наглядности изучаемого материала.
Самостоятельная работа студентов на ПК
Контроль выполнение задания студентами
Корректировка работы студентов
Оказание помощи слабым студентам
Организация взаимопомощи (сильный-слабый)
Создавать ситуацию здорового соперничества (возможно)
Методы, способствующие решению поставленных целей и задач
Фронтальная беседа с использованием наглядного метода: программа AutoCAD, компьютеры, ноутбуки, проектор мультимедиа, экран
Критерии достижения целей и задач данного этапа урока
Правильные ответы на поставленные вопросы.
Правильность выполнения отдельных операций на компьютере.
Критерии, позволяющие определить степень усвоения студентами нового учебного материала
Правильные ответы на поставленные вопросы;
Правильное введение исходной информации, обработка и получение результата соответствующего по точности нормативным требованиям.
Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда преподаватель определяет, что часть обучающихся не выполнили практическую работу в полном объеме или выполнили работу неправильно.
Индивидуальные консультации во внеурочное время.
Методы мотивирования (стимулирования) учебной активности обучающихся в объяснении материала.
Нацеливание обучающихся на применение приобретаемых знаний и умений в профессиональной деятельности и при освоении профессиональных компетенций.
Методы и критерии оценивания ответов учащихся в ходе опроса.
Словесное поощрение обучающихся за правильные ответы на вопросы, создание ситуации успеха.
4.
Подведение итогов практической работы. Рефлексия.
Задачи:
-
Оценить результаты деятельности студентов.
-
Сопоставить результат собственной деятельности с поставленной целью и оценить результат.
-
Формировать понимание роли предметных знаний и умений в профессиональном становлении, социальной значимости специальности.
Умение оценить собственную деятельность.
Сформулировать задачи на дальнейшее развитие.
6.
Задание на дом.
Цель: Подготовить к закреплению и расширению знаний по изученной теме.
Пояснение содержания домашнего задания по расширению знаний изученного материала.
Метод: информационно-рецептивный.
Приложение 1
Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы согласно ФГОС СПО по специальности 270831 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов
Компетенции
Способности, виды деятельности
Старший техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2
Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3
Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5
Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности
ОК 6
Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7
Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий
ОК 8
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9
Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
Старший техник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
ПК 1.1
Выполнять геодезические работы в процессе изыскания автомобильных дорог и аэродромов.
ПК 1.2
Проводить геологические работы в процессе изыскания автомобильных дорог и аэродромов.
ПК 1.3
Проектировать конструктивные элементы автомобильных дорог и аэродромов.
ПК 1.4
Проектировать транспортные сооружения и их элементы на автомобильных дорогах и аэродромах.
Конспект урока
Тема: Составление продольно - геологического разреза
Цели:
1. Обучающая цель:
построение геологического разреза продольного профиля автомобильной дороги;
2. Развивающая цель:
формирование компетенции использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
3.Воспитательная цель:
воспитание личностных профессионально значимых качеств, профессиональных компетентностей;
4. Методическая цель:
активизация учебной деятельности через использование различных методов и средств обучения
Тип урока: практическая работа
Форма урока: урок информационно-коммуникационного обучения
Методы: информационно-рецептивный, алгоритмический, частично-поисковый, рефлексивный.
Форма организации учебно-педагогической деятельности: фронтальная, индивидуальная
Межпредметные связи:
обеспечиваемые: физика, математика, строительные материалы, инженерная графика, геодезия
внутрипредметные: использование материалов темы «Продольный профиль автомобильной дороги», «Строительные свойства грунтов»
обеспечивающие: ПМ. 02 «Участие в организации работ по производству дорожно-строительных материалов», ПМ. 03 «Участие в организации работ по строительству автомобильных дорог и аэродромов», ПМ. 04 «Участие в работах по эксплуатации автомобильных дорог и аэродромов», », ПМ.01 «Участие в изыскании и проектировании автомобильных дорог и аэродромов» УП. 01 «Геология», выполнение и защита выпускной квалификационной работы.
Ход урока:
-
Организационный момент.
-
Актуализация деятельности обучающихся. Целеобразование: (Введение в ситуацию, актуализация предметного содержания, целеобразование)
Дороги трудны, но трудно без дорог
-
Вам необходимо запроектировать автомобильную дорогу, что для этого необходимо знать? (природ. условия, свойства грунтов, залегание грунтов, наличие местных ДСМ)
Подробное изучение наличия, условий залегания, запасов и свойств местных ДСМ дает возможность находить оптимальные и наиболее экономичные решения при проектировании а/д.
-
С помощью каких геологических каких выработок возможно изучить наличие, условия залегания материалов? (заложение шурфов, буровых скважин)
-
Что должен знать и уметь техник - строитель в области изыскания и проектирования а/д? (геологические изыскания, уметь вести документацию изыскательской партии, пользоваться современными приборами, ПК с программным обеспечением)
-
Что включают в себя геологические изыскания? (установление происхождения, состав и свойства грунтов, степень устойчивости, гидрологические хар. местности, климат, обеспеченность ДСМ)
-
Какие документы составляют на основании данных полевых изысканий? (геологические колонки, план расположения скважин, инженерно - геологический разрез)
Преподаватель: Тема урока: Составление продольно - геологического разреза
(записать на доске и в конспекте)
Какая цель нашего урока? (уточнение, конкретизация, мотивация)
-
На основе требований стандарта определить вид, состояние грунтов;
-
Построить инженерно - геологический разрез;
Мотивация предстоящей деятельности учащихся (профессиональная значимость):
Преподаватель:
-
В 1992г. в Воронежской области был сдан в эксплуатацию участок а/дороги М 4 «ДОН» с 1164 по 1175км. При подъеме воды в весенний паводок данный участок был размыт, вследствие чего было нарушено транспортное сообщение между населенными пунктами. Как такое могло произойти?
При экспертном рассмотрении был получен результат: на стадии изысканий была допущена ошибка при определении свойств грунта, а при камеральной обработке эта ошибка не была выявлена.
-
Как Вы думаете, почему нормативными документами регламентируется расстояние между геологическими выработками при обследовании грунтов вдоль трассы? (ответы)
Каким должно быть это расстояние? (в местах перелома рельефа, через 300м)
В Вытегорском районе Вологодской области, при обследовании грунтов вдоль дорожной полосы, были допущены отступления от нормативных документов. Скважины закладывались не через 300м, а через 500м, вследствие этого не обнаружили болотистый участок (слабый торф на уч-ке дороги). Эта халатность привела к дополнительным затратам организации на сумму 2700 т.р.
Преподаватель: Какой вывод вы сделаете, проанализировав эти ситуации?
Правильное определение строительных свойств грунтов, соблюдение требований нормативной документации позволит качественно выполнить камеральную обработку материалов полевых изысканий.
-
Выполнение практической работы
Ребята, теперь Вам предстоит выполнить практическую работу по составлению продольно - геологического разреза с соблюдением всех требований нормативных документов.
Займите рабочие места за компьютерами, в соответствии со своим вариантом. Выберите на «рабочем столе» файловый документ № 1.
Практическая работа состоит из 2х этапов:
-
Вы получаете задание, в котором дана характеристика грунта;
-
На продольном профиле вычертить геологический разрез;
Поясните, пожалуйста, последовательность Ваших действий:
-
Определить с помощью ГОСТ 25100 - 11 вид грунта по его физическим характеристикам;
-
На продольном профиле вычертить геологические выработки, в соответствии с требованиями нормативных документов: на характерных точках рельефа и через 300м от запроектированной.
В местах пересечения а/дорогой рек глубина выработок - 12м, низменных участков - 6м, на остальных участках - 4м.
Ширина скважин 2мм. (на профиле)
-
Отложить в скважинах мощности геологических горизонтов;
-
Состояние грунтов «залить» в соответствии с требованиями ГОСТ.
-
Подведение итогов практической работы. Рефлексия:
Проверка выполненного задания проводится на основе сравнения участка профиля с участком продольного профиля а/дороги, выполненного в организации. Для этого откройте файловый документ
№ 2.
1) Сравните участки, сделайте выводы о правильности выполнения работы, заполнив бланк проверки (поставьте «+» или «- »):
-
Название грунта
Состояние грунта
Соответствие
ГОСТ 25100 - 11
1.Песок
мелкозернистый
Мало
влажный
2.Суглинок
Тугопластичный
3.Глина плотная
Плотная
2)Сделайте вывод: какой способ построения продольно - геологического разреза наиболее эффективный: вручную или с помощью программного обеспечения AutoCAD? Почему?
3) Какие теоретические знания и практические умения помогли Вам выполнить практическое задание? (знание основных этапов геологических изысканий, знание основных характеристик грунтов, умение работать с нормативной литературой, практические навыки работы в программном комплексе AutoCAD)
Мотивация социальной значимости выбранной специальности:
-
Проектная документация на капитальное строительство, согласно постановлению правительства РФ от 07.12.2010г. № 1006 состоит из 12 разделов. Каждый раздел составляют отдельные организации. По окончании разработки проект предоставляют на экспертизу. Вторым пунктом в исходных данных включают инженерно - геологические изыскания объекта строительства.
Внимание! Если на этой стадии (в этом разделе) будет допущена ошибка к каким последствия это приведет?
(Проект будет возвращен на доработку. Маленькая неточность приведёт к отказу от финансирования данного проекта всем 12 отделам)
-
Начальником группы изысканий был назначен «вчерашний» выпускник учебного заведения. При полевых изысканиях геодезисты, а затем геологи провели съемку с отступлением от требований ГОСТ.
Как бы Вы поступили на его месте:
- рекомендовали бы переделать выполненную работу в соответствии с ГОСТ;
- пошли на уступки и опираясь на их огромный практический опыт сдали бы документацию в первоначальном виде?
(молодому начальнику группы изыскателей необходимо проявить качества лидера; в совершенстве знать требования стандартов при изысканиях; стараясь избежать конфликтной ситуации, привести веские доводы, чтобы подчиненные исправили свои ошибки и такая ситуация впредь не повторилась)
Сегодня на практической работе нам удалось запроектировать размещение геологических выработок на 1 км а/дороги. В данном чертеже необходимо доработать второй километр трассы по аналогичной схеме, т.к. эта работа потребуется для изучения ПМ. 01 «Участие в изысканиях и проектировании автомобильных дорог и аэродромов».
-
Задание на дом:
Учебник В.М. Безрук «Геология и грунтоведение», ГОСТ 25100 - 11 «Классификация грунтов», ГОСТ ЕСКД.
Самостоятельно откорректировать выполненную часть практической работы (исправить ошибки). Выполнить вторую часть чертежа (нанести скважины, вычертить геологические горизонты). Чертеж распечатать.
Спасибо за работу. Урок окончен!!!