Карта урока Составление продольно – геологического разреза

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

БОУ СПО ВО «Вологодский строительный колледж»

Организационно-методическая карта занятия



ПМ. 01 Участие в изысканиях и проектировании
автомобильных дорог и аэродромов

МДК.01.01 Изыскания и проектирование

Дата 27.03.2015

Группа 220(II курс, специальность 08.02.05«СиЭАДиА»)

Преподаватель: Лапкина Н.Н.

Тема: Составление продольно - геологического разреза

Тип урока: практическая работа

Форма урока: урок информационно-коммуникационного обучения

Методы: информационно-рецептивный, алгоритмический, частично-поисковый, рефлексивный.

Перечень знаний, умений, практических навыков по теме «Составление продольно - геологического разреза»:

уметь:
- вести и оформлять документацию изыскательской партии (обработка материалов изысканий);
- проектировать продольный профиль дороги;
- пользоваться современными средствами вычислительной техники;
- пользоваться персональными компьютерами и программным комплексом AutoCAD;
- оформлять проектную документацию в соответствии с требованиями стандартов.

знать:

-изыскания автомобильных дорог и аэродромов, включая геологические изыскания;
- оценку влияния, разрабатываемых проектных решений на окружающую среду.

Форма организации учебно-педагогической деятельности: фронтальная, индивидуальная

Межпредметные связи:

обеспечиваемые: физика, математика, строительные материалы, инженерная графика, геодезия

внутрипредметные: использование материалов темы «Продольный профиль автомобильной дороги», «Строительные свойства грунтов»

обеспечивающие: ПМ. 02 «Участие в организации работ по производству дорожно-строительных материалов», ПМ. 03 «Участие в организации работ по строительству автомобильных дорог и аэродромов», ПМ. 04 «Участие в работах по эксплуатации автомобильных дорог и аэродромов», ПМ.01 «Участие в изыскании и проектировании автомобильных дорог и аэродромов» УП. 01 «Геология», выполнение и защита выпускной квалификационной работы.

Учебно-методическое обеспечение урока: учебник под редакцией В. Безрук «Геология и грунтоведение», - М.: «Транспорт», Лавриненко «Изыскания и проектирование автомобильных дорог и аэродромов», - М.: «Транспорт», компьютер с программным обеспечением AutoCAD, проектор, мультимедийная презентация, ГОСТ 25100-11«Классификация грунтов», ГОСТ ЕСКД.

Предполагаемый уровень усвоения: информационно-репродуктивный, алгоритмический.






Ход занятия:

Цели занятия

Задачи занятия

Ход занятия

Обучающая цель:

построение геологического разреза продольного профиля автомобильной дороги;


  1. Выявить и закрепить опорные знания для построения продольно - геологического разреза.

  2. Закрепить умение построения продольно - геологического разреза.

  3. Закрепить умение по характеристике (описанию) грунта, определять его вид на основе стандартов.

  4. Закрепить навык работы с программным комплексом AutoCAD.

1. Организационная часть:

1.1. Взаимное приветствие.

1.2. Проверка явки и готовности обучающихся к работе.

2. Актуализация деятельности обучающихся. Целеобразование:

2.1. Выявить наличие и закрепить опорные знания обучающихся.

2.2. Формулировка темы и цели урока с участием обучающихся.

2.3. Мотивация предстоящей деятельности обучающихся.

3. Практическая работа:

  1. Отработать алгоритм выполнения практического задания.

  2. Организовать практическую самостоятельную деятельность обучающихся.

  3. Самостоятельное выполнение практического задания обучающимися.

  4. Контроль и корректировка работы обучающихся.

4. Подведение итогов практической работы. Рефлексия:


  1. Осознание обучающимися результатов собственной деятельности.

  2. Оценка деятельности обучающихся.

  3. Мотивация последующей деятельности обучающихся.

5. Задание на дом:

5.1. Откорректировать полученный чертеж, аналогично завершить второй километр трассы; распечатать полученный чертеж.

5.2. Разъяснение критериев успешного выполнения домашнего задания и темы самостоятельной работы.

Развивающая цель:

формирование компетенции использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;


  1. Развивать профессиональные компетенции, через технологию построения продольного профиля автомобильной дороги с использованием информационно - коммуникационных технологий.

  2. Развивать умение сравнивать разные методы построения продольного профиля автомобильной дороги, выявлять наиболее эффективные.

  3. Развивать у обучающихся умение работать с нормативной литературой.

Воспитательная цель: воспитание личностных профессионально значимых качеств, профессиональных компетентностей;

1. Воспитывать устойчивый интерес к будущей профессии через умение обосновать сущность социальной значимости и профессиональной компетентности.

2. Воспитывать профессиональные умения через эффективное и качественное использование методов выполнения профессиональных задач.

3. Формировать понимание роли предметных знаний и умений в профессиональном становлении, социальной значимости специальности.

Методическая цель:

активизация учебной деятельности через использование различных методов и средств обучения






Схема конспекта урока


Этапы работы. Цели и задачи этапа

Содержание этапа и методы

Оценка эксперта

(по базовым педагогическим компетенциям и уровню владения учебным материалом)

1.

Организационная часть.

Цель: выявить наличие и готовность обучающихся к уроку.

Взаимное приветствие. Выявление наличия и готовности обучающихся к уроку. Рапорт дежурного. Самооценка готовности обучающихся к уроку.

Методы: наблюдения; информационно-рецептивный.

2.

Актуализация деятельности обучающихся. Целеобразование:

Задачи:

  • Выявить и актуализировать опорные знания.

  • Подвести обучающихся к постановке целей урока.

  • Мотивировать учебно-познавательную деятельность обучающихся.

Формировать понимание роли предметных знаний и умений в профессиональном становлении, социальной значимости специальности.

Выявление опорных знаний обучающихся.

Мотивация учебной деятельности обучающихся через осознание значимости приобретаемых умений в форме диалога.

Осознание и принятие обучающимися целей урока.

Осознание актуальности и значимости получаемых знаний.


Методы, способствующие решению поставленных целей и задач

Фронтальная беседа. Решение профессиональных ситуационных задач.

Критерии достижения целей и задач данного этапа урока

Участие обучающихся в формулировке темы и целей урока.

Правильные ответы на поставленные вопросы.

Умение обосновать выбор способа и метода решения профессиональной задачи.

Определение возможных действий педагога в случае, если ему или обучающимся не удается достичь поставленных целей

Постановка наводящих вопросов, исправление неточностей, ошибок, подсказка.

Методы организации совместной деятельности обучающихся с учетом особенностей группы

Активизация всех каналов восприятия

Использование слов-предикатов и приёмов, работающих на ведущие каналы восприятия:

Визуалы: «посмотрели», «обратили внимание»; использование наглядности.

Аудиалы: «послушали», «повторите», «скажите вслух»; звуковое сопровождение.

Кинестетики: «представьте», «сравните», «запишите»; выполнение заданий на карточках.

Методы мотивирования (стимулирования) учебной активности обучающихся в ходе опроса

Нацеливание обучающихся на применение приобретаемых знаний и умений в профессиональной деятельности и при освоении профессиональных компетенций.

Решение профессиональных ситуационных задач

Создать положительную мотивацию через познавательный интерес студентов и сотрудничество

Методы и критерии оценивания ответов учащихся в ходе опроса.

Словесное поощрение обучающихся за правильные ответы на вопросы, создание ситуации успеха.

3.

Изложение нового материала.

Задачи:

  • Выявить и закрепить знания студентов о решении практических задач в программе AutoCAD;

  • Напомнить о способах анализа полученного результата;

  • Поставить учебно-практические задачи, нацелить учащихся на их выполнение;

  • Формировать навык организации индивидуальной работы при использовании информационных технологий в профессиональной деятельности;

  • Развивать умение осуществлять поиск и использовать информацию, необходимую для выполнения поставленных задач;

  • Формировать умение организовать собственную деятельность, исходя из поставленных задач;

  • Воспитывать аккуратность, самостоятельность, внимательность.

Демонстрация презентации для наглядности изучаемого материала.

Самостоятельная работа студентов на ПК

Контроль выполнение задания студентами

Корректировка работы студентов

Оказание помощи слабым студентам

Организация взаимопомощи (сильный-слабый)

Создавать ситуацию здорового соперничества (возможно)

Методы, способствующие решению поставленных целей и задач

Фронтальная беседа с использованием наглядного метода: программа AutoCAD, компьютеры, ноутбуки, проектор мультимедиа, экран

Критерии достижения целей и задач данного этапа урока

Правильные ответы на поставленные вопросы.

Правильность выполнения отдельных операций на компьютере.

Критерии, позволяющие определить степень усвоения студентами нового учебного материала

Правильные ответы на поставленные вопросы;

Правильное введение исходной информации, обработка и получение результата соответствующего по точности нормативным требованиям.

Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда преподаватель определяет, что часть обучающихся не выполнили практическую работу в полном объеме или выполнили работу неправильно.

Индивидуальные консультации во внеурочное время.

Методы мотивирования (стимулирования) учебной активности обучающихся в объяснении материала.

Нацеливание обучающихся на применение приобретаемых знаний и умений в профессиональной деятельности и при освоении профессиональных компетенций.

Методы и критерии оценивания ответов учащихся в ходе опроса.

Словесное поощрение обучающихся за правильные ответы на вопросы, создание ситуации успеха.

4.

Подведение итогов практической работы. Рефлексия.

Задачи:

  • Оценить результаты деятельности студентов.

  • Сопоставить результат собственной деятельности с поставленной целью и оценить результат.

  • Формировать понимание роли предметных знаний и умений в профессиональном становлении, социальной значимости специальности.

Умение оценить собственную деятельность.

Сформулировать задачи на дальнейшее развитие.

6.

Задание на дом.

Цель: Подготовить к закреплению и расширению знаний по изученной теме.

Пояснение содержания домашнего задания по расширению знаний изученного материала.

Метод: информационно-рецептивный.







Приложение 1

Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы согласно ФГОС СПО по специальности 270831 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов



Компетенции

Способности, виды деятельности




Старший техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:


ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3

Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности

ОК 6

Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7

Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9

Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.



Старший техник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:


ПК 1.1

Выполнять геодезические работы в процессе изыскания автомобильных дорог и аэродромов.

ПК 1.2

Проводить геологические работы в процессе изыскания автомобильных дорог и аэродромов.

ПК 1.3

Проектировать конструктивные элементы автомобильных дорог и аэродромов.

ПК 1.4

Проектировать транспортные сооружения и их элементы на автомобильных дорогах и аэродромах.





Конспект урока

Тема: Составление продольно - геологического разреза

Цели:

1. Обучающая цель:

построение геологического разреза продольного профиля автомобильной дороги;

2. Развивающая цель:

формирование компетенции использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;

3.Воспитательная цель:

воспитание личностных профессионально значимых качеств, профессиональных компетентностей;

4. Методическая цель:

активизация учебной деятельности через использование различных методов и средств обучения

Тип урока: практическая работа

Форма урока: урок информационно-коммуникационного обучения

Методы: информационно-рецептивный, алгоритмический, частично-поисковый, рефлексивный.

Форма организации учебно-педагогической деятельности: фронтальная, индивидуальная

Межпредметные связи:

обеспечиваемые: физика, математика, строительные материалы, инженерная графика, геодезия

внутрипредметные: использование материалов темы «Продольный профиль автомобильной дороги», «Строительные свойства грунтов»

обеспечивающие: ПМ. 02 «Участие в организации работ по производству дорожно-строительных материалов», ПМ. 03 «Участие в организации работ по строительству автомобильных дорог и аэродромов», ПМ. 04 «Участие в работах по эксплуатации автомобильных дорог и аэродромов», », ПМ.01 «Участие в изыскании и проектировании автомобильных дорог и аэродромов» УП. 01 «Геология», выполнение и защита выпускной квалификационной работы.

Ход урока:


  1. Организационный момент.

  2. Актуализация деятельности обучающихся. Целеобразование: (Введение в ситуацию, актуализация предметного содержания, целеобразование)

Дороги трудны, но трудно без дорог


  1. Вам необходимо запроектировать автомобильную дорогу, что для этого необходимо знать? (природ. условия, свойства грунтов, залегание грунтов, наличие местных ДСМ)

Подробное изучение наличия, условий залегания, запасов и свойств местных ДСМ дает возможность находить оптимальные и наиболее экономичные решения при проектировании а/д.

  1. С помощью каких геологических каких выработок возможно изучить наличие, условия залегания материалов? (заложение шурфов, буровых скважин)

  2. Что должен знать и уметь техник - строитель в области изыскания и проектирования а/д? (геологические изыскания, уметь вести документацию изыскательской партии, пользоваться современными приборами, ПК с программным обеспечением)

  3. Что включают в себя геологические изыскания? (установление происхождения, состав и свойства грунтов, степень устойчивости, гидрологические хар. местности, климат, обеспеченность ДСМ)

  4. Какие документы составляют на основании данных полевых изысканий? (геологические колонки, план расположения скважин, инженерно - геологический разрез)

Преподаватель: Тема урока: Составление продольно - геологического разреза

(записать на доске и в конспекте)

Какая цель нашего урока? (уточнение, конкретизация, мотивация)

  1. На основе требований стандарта определить вид, состояние грунтов;

  2. Построить инженерно - геологический разрез;

Мотивация предстоящей деятельности учащихся (профессиональная значимость):

Преподаватель:

  1. В 1992г. в Воронежской области был сдан в эксплуатацию участок а/дороги М 4 «ДОН» с 1164 по 1175км. При подъеме воды в весенний паводок данный участок был размыт, вследствие чего было нарушено транспортное сообщение между населенными пунктами. Как такое могло произойти?

При экспертном рассмотрении был получен результат: на стадии изысканий была допущена ошибка при определении свойств грунта, а при камеральной обработке эта ошибка не была выявлена.


  1. Как Вы думаете, почему нормативными документами регламентируется расстояние между геологическими выработками при обследовании грунтов вдоль трассы? (ответы)

Каким должно быть это расстояние? (в местах перелома рельефа, через 300м)

В Вытегорском районе Вологодской области, при обследовании грунтов вдоль дорожной полосы, были допущены отступления от нормативных документов. Скважины закладывались не через 300м, а через 500м, вследствие этого не обнаружили болотистый участок (слабый торф на уч-ке дороги). Эта халатность привела к дополнительным затратам организации на сумму 2700 т.р.


Преподаватель: Какой вывод вы сделаете, проанализировав эти ситуации?

Правильное определение строительных свойств грунтов, соблюдение требований нормативной документации позволит качественно выполнить камеральную обработку материалов полевых изысканий.


  1. Выполнение практической работы

Ребята, теперь Вам предстоит выполнить практическую работу по составлению продольно - геологического разреза с соблюдением всех требований нормативных документов.

Займите рабочие места за компьютерами, в соответствии со своим вариантом. Выберите на «рабочем столе» файловый документ № 1.

Практическая работа состоит из 2х этапов:


  1. Вы получаете задание, в котором дана характеристика грунта;

  2. На продольном профиле вычертить геологический разрез;

Поясните, пожалуйста, последовательность Ваших действий:

  1. Определить с помощью ГОСТ 25100 - 11 вид грунта по его физическим характеристикам;

  2. На продольном профиле вычертить геологические выработки, в соответствии с требованиями нормативных документов: на характерных точках рельефа и через 300м от запроектированной.

В местах пересечения а/дорогой рек глубина выработок - 12м, низменных участков - 6м, на остальных участках - 4м.

Ширина скважин 2мм. (на профиле)

  1. Отложить в скважинах мощности геологических горизонтов;

  2. Состояние грунтов «залить» в соответствии с требованиями ГОСТ.


  1. Подведение итогов практической работы. Рефлексия:

Проверка выполненного задания проводится на основе сравнения участка профиля с участком продольного профиля а/дороги, выполненного в организации. Для этого откройте файловый документ

№ 2.

1) Сравните участки, сделайте выводы о правильности выполнения работы, заполнив бланк проверки (поставьте «+» или «- »):

Название грунта

Состояние грунта

Соответствие

ГОСТ 25100 - 11

1.Песок

мелкозернистый


Мало

влажный




2.Суглинок


Тугопластичный




3.Глина плотная


Плотная




2)Сделайте вывод: какой способ построения продольно - геологического разреза наиболее эффективный: вручную или с помощью программного обеспечения AutoCAD? Почему?

3) Какие теоретические знания и практические умения помогли Вам выполнить практическое задание? (знание основных этапов геологических изысканий, знание основных характеристик грунтов, умение работать с нормативной литературой, практические навыки работы в программном комплексе AutoCAD)

Мотивация социальной значимости выбранной специальности:

  1. Проектная документация на капитальное строительство, согласно постановлению правительства РФ от 07.12.2010г. № 1006 состоит из 12 разделов. Каждый раздел составляют отдельные организации. По окончании разработки проект предоставляют на экспертизу. Вторым пунктом в исходных данных включают инженерно - геологические изыскания объекта строительства.

Внимание! Если на этой стадии (в этом разделе) будет допущена ошибка к каким последствия это приведет?

(Проект будет возвращен на доработку. Маленькая неточность приведёт к отказу от финансирования данного проекта всем 12 отделам)

  1. Начальником группы изысканий был назначен «вчерашний» выпускник учебного заведения. При полевых изысканиях геодезисты, а затем геологи провели съемку с отступлением от требований ГОСТ.

Как бы Вы поступили на его месте:

- рекомендовали бы переделать выполненную работу в соответствии с ГОСТ;

- пошли на уступки и опираясь на их огромный практический опыт сдали бы документацию в первоначальном виде?

(молодому начальнику группы изыскателей необходимо проявить качества лидера; в совершенстве знать требования стандартов при изысканиях; стараясь избежать конфликтной ситуации, привести веские доводы, чтобы подчиненные исправили свои ошибки и такая ситуация впредь не повторилась)

Сегодня на практической работе нам удалось запроектировать размещение геологических выработок на 1 км а/дороги. В данном чертеже необходимо доработать второй километр трассы по аналогичной схеме, т.к. эта работа потребуется для изучения ПМ. 01 «Участие в изысканиях и проектировании автомобильных дорог и аэродромов».

  1. Задание на дом:

Учебник В.М. Безрук «Геология и грунтоведение», ГОСТ 25100 - 11 «Классификация грунтов», ГОСТ ЕСКД.

Самостоятельно откорректировать выполненную часть практической работы (исправить ошибки). Выполнить вторую часть чертежа (нанести скважины, вычертить геологические горизонты). Чертеж распечатать.

Спасибо за работу. Урок окончен!!!



© 2010-2022