Программа курса внеурочной деятельности Экологическая грамота

Актуальность разработанного курса продиктована необходимостью совер­шенствования системы воспитательной работы с младши­ми школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осоз­нающей свое место в Природе. А также отсутствием  программы дополнительно­го образования с экологической направленностью для младших школьников. Программа курса имеет эколого-биологическую направленность,...
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования администрации

Богородского муниципального района Нижегородской области

МБОУ Комаровская средняя общеобразовательная школа






Программа курса внеурочной деятельности

«Экологическая грамота»

(срок реализации - 1год, возраст 8-9 лет)



Авторы программы:

Маслова О.Н.,учитель биологии

Жулина Н.П., библиотекарь



п. Кудьма

2013 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одной из задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Организация внеурочной деятельности должна способствовать достижению личностных, предметных и метапредметных результатов воспитания. У младшего школьника должны сформироваться ценностно-смысловые установки, в частности экологическая культура.

Актуальность разработанного курса продиктована необходимостью совершенствования системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе. А также отсутствием программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.

Программа курса имеет эколого-биологическую направленность, в основе которой лежит познавательная деятельность. Ориентирована на реализацию общекультурного направления организации внеурочной деятельности. Разработана для обучающихся 2-3-х классов(8-9 лет), рассчитана на 8 часов ( 1 раз в две недели, 2-е полугодие).

Цель: Формирование экологически ценностных ориентаций в деятельности младших школьников

Задачи:

1. Формирование знаний о ценностном отношении к природе, осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

2.Развитие умений анализа научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.

3..Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.

Основные принципы содержания программы:

  • принцип наглядности;

  • принцип личностной ориентации;

  • принцип системности и целостности;

  • принцип экологического гуманизма;

  • принцип практической направленности.

Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, экскурсии и прогулки в природу, экологические акции.

Ожидаемые результаты

Показатели в личностной сфере ребенка:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Прогнозируемые воспитательные результаты

1 уровень: формирование понятий, знаний о животных и растениях ценностном отношении к природе;

2 уровень: получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к родной природе;

3 уровень: первоначальный опыт участия в различных видах экологической деятельности участие в природоохранной деятельности;

Учащиеся должны знать:

-наиболее типичных представителей животного мира России, своего края

- значение растений и животных в жизни человека;

- охраняемые растения и животные России, своего края;

- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

-.экологически сообразные правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

  • применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

  • заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни.

Тематическое планирование

Тема

сроки

1

Экология и мы

Март

3 неделя

2

Правила взаимоотношений человека и природы

Март

4 неделя

3

Красная книга « О редких, исчезающих видах растений»

Апрель

2 неделя

4

Красная книга « О редких, исчезающих видах животных»

Апрель

3 неделя

5

Растения и животные предсказывают погоду

Апрель

4 неделя

6

Птицы нашего двора

Май

1 неделя

7

В гости к зеленой аптеке

Май

2 неделя

8

Защита проекта «Сохраним нашу природу»

Май

3 неделя

Содержание деятельности

Тема

Содержание

1

Экология и мы

Как человек связан с природой? Может ли человек существовать вне природы и природа без человека? Осознание места человека как части природы

2

Правила взаимоотношений человека и природы

Знакомство с правилами поведения человека на природе. Положительное и отрицательное влияние человека на природу.

3

Красная книга « О редких, исчезающих видах растений»

Знакомство с редкими и исчезающими видами растений страны и своей местности

4

Красная книга « О редких, исчезающих видах животных»

Знакомство с редкими и исчезающими видами животных страны и своей местности

5

Растения и животные предсказывают погоду

Работа с источниками (подбор пословиц, рассказов)

6

Птицы нашего двора

Знакомство с многообразием птиц, выделением их существенных и отличительных признаков. Среда обитания птиц (лес, луг, водоем) Перелетные птицы. Зимующие птицы

7

В гости к зеленой аптеке

Знакомство с лекарственными растениями своей местности

8

Защита проекта «Сохраним нашу природу»

Представление мини проектов-презентаций по теме



№ п/п

Раздел. Тема занятий.

Форма занятий

Приемы и методы организации УВП

Методический и дидактический материал

Техническое оснащение

Форма подведения итогов

1

Экология и мы

Беседа, игра

Игровые моменты




2

Правила взаимоотношений человека и природы

Беседа, игра

Игровые моменты

презентация



3

Красная книга .« О редких, исчезающих видах растений»

Беседа, игра

Игровые моменты

Презентация

справочная литература


Каталог иллюстраций растений и животных

4

Красная книга .« О редких, исчезающих видах животных»

Беседа, игра

Игровые моменты

презентация


Каталог иллюстраций растений и животных

5

Растения и животные предсказывают погоду

Беседа, игра

Игровые моменты

энциклопедии, справочная литература, детские книги


Пословицы, рассказы

6

Птицы нашего двора

Экскурсия


Карточки-определители

фотоаппарат

фото

7

В гости к зеленой аптеке

Экскурсия


Карточки-определители

фотоаппарат

фото

8

Защита проекта «Сохраним нашу природу»

презентация



Мультимедийный проектор

Творческая работа

Список литературы



Список литературы для обучающихся

1 .Акимушкин И. Мир животных..Млекопитающие или звери. -М.: «Мысль», 1988 г

2.Акимушкин И. Мир леивотных..Птицы, рыбы, земноводные и пресмыкающиеся -М: «Мысль», 1989 г

3.Акимушкин И. Мир животных..Насекомые, пауки. Домашние животные.. -М.: «Мысль», 1990 Г

4..Соколов В.Е. Мир животных. Т 7. Млекопитающие. -М.: издательство «Просвещение», 1989 г

5..Соколов В.Е. Мир животных. Т 1. Простейшие. Пластинчатые. Губки. Кишечнополостные. Плоские черви. Немертины. Круглые черви. Кольчатые черви. Щупальцевые. -М.: издательство «Просвещение», 1989 г

6.Соколов В.Е. Мир животных. Т 2.Моллюски. Иглокожие. Щетинкочелюстные. Полухордовые. Хордовые. Членистоногие. Ракообразные.. -М.: издательство «Просвещение», 1988 г

7.Большой атлас животных. М.: ООО «Издательство Астрель», 2004 г.

8.Экология. Школьная энциклопедия- Смоленск:Русич,2001 г

9. Большой атлас бабочек. М.: ООО «Издательство Астрель», 2004 г

10. Атлас животных. Смоленск.: «Издательство Русич», 2004 г

Список литературы для руководителей

1.Беляева Л. Т. Ботанические экскурсии в природу.- М.: Учпедгиз, 1955.

2.Плешаков А. А. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. Москва. Просвещение. 2007г.

3.Плешаков А. А. Зеленый дом. Система учебных курсов с экологической направленностью. В сб. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. - М.: Просвещение, 1998.

4.Потапова Л. М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5-10 лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.

5.Фадеева Г. А. Экологические сказки. Пособие для учителей 1-6 классов. Волгоград: Учитель, 2005.

6.school-collection.edu

7.festival.1september.ru

8.nsc.1september.ru

9.openworld.ru



© 2010-2022