- Преподавателю
- Другое
- Программа курса внеурочной деятельности Экологическая грамота
Программа курса внеурочной деятельности Экологическая грамота
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Маслова О.Н. |
Дата | 07.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Управление образования администрации
Богородского муниципального района Нижегородской области
МБОУ Комаровская средняя общеобразовательная школа
Программа курса внеурочной деятельности
«Экологическая грамота»
(срок реализации - 1год, возраст 8-9 лет)
Авторы программы:
Маслова О.Н.,учитель биологии
Жулина Н.П., библиотекарь
п. Кудьма
2013 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одной из задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Организация внеурочной деятельности должна способствовать достижению личностных, предметных и метапредметных результатов воспитания. У младшего школьника должны сформироваться ценностно-смысловые установки, в частности экологическая культура.
Актуальность разработанного курса продиктована необходимостью совершенствования системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе. А также отсутствием программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.
Программа курса имеет эколого-биологическую направленность, в основе которой лежит познавательная деятельность. Ориентирована на реализацию общекультурного направления организации внеурочной деятельности. Разработана для обучающихся 2-3-х классов(8-9 лет), рассчитана на 8 часов ( 1 раз в две недели, 2-е полугодие).
Цель: Формирование экологически ценностных ориентаций в деятельности младших школьников
Задачи:
1. Формирование знаний о ценностном отношении к природе, осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
2.Развитие умений анализа научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
3..Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
Основные принципы содержания программы:
-
принцип наглядности;
-
принцип личностной ориентации;
-
принцип системности и целостности;
-
принцип экологического гуманизма;
-
принцип практической направленности.
Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, экскурсии и прогулки в природу, экологические акции.
Ожидаемые результаты
Показатели в личностной сфере ребенка:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Прогнозируемые воспитательные результаты
1 уровень: формирование понятий, знаний о животных и растениях ценностном отношении к природе;
2 уровень: получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к родной природе;
3 уровень: первоначальный опыт участия в различных видах экологической деятельности участие в природоохранной деятельности;
Учащиеся должны знать:
-наиболее типичных представителей животного мира России, своего края
- значение растений и животных в жизни человека;
- охраняемые растения и животные России, своего края;
- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
-.экологически сообразные правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
-
применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
-
заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни.
Тематическое планирование
№
Тема
сроки
1
Экология и мы
Март
3 неделя
2
Правила взаимоотношений человека и природы
Март
4 неделя
3
Красная книга « О редких, исчезающих видах растений»
Апрель
2 неделя
4
Красная книга « О редких, исчезающих видах животных»
Апрель
3 неделя
5
Растения и животные предсказывают погоду
Апрель
4 неделя
6
Птицы нашего двора
Май
1 неделя
7
В гости к зеленой аптеке
Май
2 неделя
8
Защита проекта «Сохраним нашу природу»
Май
3 неделя
Содержание деятельности
№
Тема
Содержание
1
Экология и мы
Как человек связан с природой? Может ли человек существовать вне природы и природа без человека? Осознание места человека как части природы
2
Правила взаимоотношений человека и природы
Знакомство с правилами поведения человека на природе. Положительное и отрицательное влияние человека на природу.
3
Красная книга « О редких, исчезающих видах растений»
Знакомство с редкими и исчезающими видами растений страны и своей местности
4
Красная книга « О редких, исчезающих видах животных»
Знакомство с редкими и исчезающими видами животных страны и своей местности
5
Растения и животные предсказывают погоду
Работа с источниками (подбор пословиц, рассказов)
6
Птицы нашего двора
Знакомство с многообразием птиц, выделением их существенных и отличительных признаков. Среда обитания птиц (лес, луг, водоем) Перелетные птицы. Зимующие птицы
7
В гости к зеленой аптеке
Знакомство с лекарственными растениями своей местности
8
Защита проекта «Сохраним нашу природу»
Представление мини проектов-презентаций по теме
№ п/п
Раздел. Тема занятий.
Форма занятий
Приемы и методы организации УВП
Методический и дидактический материал
Техническое оснащение
Форма подведения итогов
1
Экология и мы
Беседа, игра
Игровые моменты
2
Правила взаимоотношений человека и природы
Беседа, игра
Игровые моменты
презентация
3
Красная книга .« О редких, исчезающих видах растений»
Беседа, игра
Игровые моменты
Презентация
справочная литература
Каталог иллюстраций растений и животных
4
Красная книга .« О редких, исчезающих видах животных»
Беседа, игра
Игровые моменты
презентация
Каталог иллюстраций растений и животных
5
Растения и животные предсказывают погоду
Беседа, игра
Игровые моменты
энциклопедии, справочная литература, детские книги
Пословицы, рассказы
6
Птицы нашего двора
Экскурсия
Карточки-определители
фотоаппарат
фото
7
В гости к зеленой аптеке
Экскурсия
Карточки-определители
фотоаппарат
фото
8
Защита проекта «Сохраним нашу природу»
презентация
Мультимедийный проектор
Творческая работа
Список литературы
Список литературы для обучающихся
1 .Акимушкин И. Мир животных..Млекопитающие или звери. -М.: «Мысль», 1988 г
2.Акимушкин И. Мир леивотных..Птицы, рыбы, земноводные и пресмыкающиеся -М: «Мысль», 1989 г
3.Акимушкин И. Мир животных..Насекомые, пауки. Домашние животные.. -М.: «Мысль», 1990 Г
4..Соколов В.Е. Мир животных. Т 7. Млекопитающие. -М.: издательство «Просвещение», 1989 г
5..Соколов В.Е. Мир животных. Т 1. Простейшие. Пластинчатые. Губки. Кишечнополостные. Плоские черви. Немертины. Круглые черви. Кольчатые черви. Щупальцевые. -М.: издательство «Просвещение», 1989 г
6.Соколов В.Е. Мир животных. Т 2.Моллюски. Иглокожие. Щетинкочелюстные. Полухордовые. Хордовые. Членистоногие. Ракообразные.. -М.: издательство «Просвещение», 1988 г
7.Большой атлас животных. М.: ООО «Издательство Астрель», 2004 г.
8.Экология. Школьная энциклопедия- Смоленск:Русич,2001 г
9. Большой атлас бабочек. М.: ООО «Издательство Астрель», 2004 г
10. Атлас животных. Смоленск.: «Издательство Русич», 2004 г
Список литературы для руководителей
1.Беляева Л. Т. Ботанические экскурсии в природу.- М.: Учпедгиз, 1955.
2.Плешаков А. А. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. Москва. Просвещение. 2007г.
3.Плешаков А. А. Зеленый дом. Система учебных курсов с экологической направленностью. В сб. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. - М.: Просвещение, 1998.
4.Потапова Л. М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5-10 лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.
5.Фадеева Г. А. Экологические сказки. Пособие для учителей 1-6 классов. Волгоград: Учитель, 2005.
6.school-collection.edu
7.festival.1september.ru
8.nsc.1september.ru
9.openworld.ru