• Преподавателю
  • Другое
  • Историческое образование на принципах Евроклио» (опыт работы учителя истории школы – гимназии № 1567 г. Москва Тамары Натановны Эйдельман)

Историческое образование на принципах Евроклио» (опыт работы учителя истории школы – гимназии № 1567 г. Москва Тамары Натановны Эйдельман)

Раздел Другое
Класс -
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Историческое образование на принципах Евроклио» (опыт работы учителя истории школы – гимназии № 1567 г. Москва Тамары Натановны Эйдельман)Историческое образование на принципах Евроклио» (опыт работы учителя истории школы – гимназии № 1567 г. Москва Тамары Натановны Эйдельман)Историческое образование на принципах Евроклио» (опыт работы учителя истории школы – гимназии № 1567 г. Москва Тамары Натановны Эйдельман)Историческое образование на принципах Евроклио» (опыт работы учителя истории школы – гимназии № 1567 г. Москва Тамары Натановны Эйдельман)Историческое образование на принципах Евроклио» (опыт работы учителя истории школы – гимназии № 1567 г. Москва Тамары Натановны Эйдельман)Историческое образование на принципах Евроклио» (опыт работы учителя истории школы – гимназии № 1567 г. Москва Тамары Натановны Эйдельман)Историческое образование на принципах Евроклио» (опыт работы учителя истории школы – гимназии № 1567 г. Москва Тамары Натановны Эйдельман)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

Школа педагогики

филиал ДВФУ в г. Уссурийске


Контрольная работа

по дисциплине: «Теория и методика обучения истории»

Специальность 050401.65 «История»


на тему: «Историческое образование на принципах Евроклио»

(опыт работы учителя истории школы - гимназии № 1567 г. Москва

Тамары Натановны Эйдельман)



Выполнил студент 4 курса заочного

отделения:


Мочалова К. В.

Проверил:

Регистрационный №

Пчела И. В.

подпись И. О. Фамилия

« » 2013 г.


г. Уссурийск

2013


Оглавление

Введение……………………………………………………………...................3

Глава I. Учитель истории


§1.Что такое учитель, хороший учитель?............................................................5

§2. Учитель и власть. Как распознать учителя-тирана?.....................................7

§3.Отношение к ЕГЭ……………………………………………………………..8

Глава II. Преподавание истории в школе

§1. История как рассказ…………………………………………………………10

§2. Изменение понимания того, как нужно преподавать историю…………..11

§3.Учебники истории……………………………………………………………12

§4. Перемены в школьном историческом образовании в 1990-2000-е гг……15

Глава III. Проекты

§1. Проект «Уроки Клио»……………………………………………………….22

§2. Проект «Мозаика культур»………………………………………………….23

Заключение……………………………………………………………………...26

Список источников и литературы…………………………………………...27













Введение

Тамара Натановна Эйдельман - заслуженный учитель истории РФ школы-гимназии №1567 г. Москва. Автор целой серии статей по проблемам исторического образования в журнале «Преподавание истории в школе», в бюллетене «Евроклио» и «Школьное обозрение» и др. Она является членом правления Межрегиональной общественной организации «Объединение преподавателей истории», организатором учебных семинаров для учителей истории многих городов России. Более того, Т. Н. Эйдельман известна, как координатор двух международных образовательных проектов «Уроки Клио» и «Мозаика культур». В проекте «Элита России» (по версии журнала «Русский репортер») вошла в список «100 лучших учителей России» и в десятку самых авторитетных специалистов - педагогов в сфере среднего образования.

Т. Н. Эйдельман-дочь знаменитого историка Натана Яковлевича Эйдельмана, автора множества книг по истории. Благодаря ему Тамара Натановна полюбила историю и в серьёз увлеклась ею.

Она с детства варилась в истории. Натан Яковлевич всегда что-нибудь рассказывал ей - или о тех исторических сюжетах, которыми занимался в тот момент, или просто о каких-то своих любимых «историях» - про Средние века или про Древний мир.

Также на выбор будущей профессии Т. Н. Эйдельман повлияла её учитель истории Зинаида Васильевна Галкина.

Целью данной контрольной работы является знакомство с опытом работы учителя истории Тамары Натановны Эйдельман. В ходе реализации цели будут решены следующие задачи:

  1. познакомиться с интервью «История успеха Тамары Эйдельман», которое она дала в эфире радиостанции «Финам FM» 2009 г. и проследить основные вехи её профессионального пути. Определить каким, по мнению педагога, должно быть взаимоотношение учителя с учениками, какие качества должны быть присущи компетентному учителю истории.

  2. прочитать публикацию Тамары Натановны «Год реализованных утопий: школы, учителя и реформаторы образования в России 1990 г.» и выяснить, как автор оценивает перемены, которые произошли в школьном историческом образовании в 1990-2000-е гг., какие пути решения существующих проблем она видит.

  3. выяснить, на решение каких проблем школьного исторического образования нацелены проекты «Уроки Клио» и «Мозаика культур».

  4. высказать свое мнение по поводу того, почему в проекте «Элита России» учитель истории Т. Н. Эйдельман вошла в список «100 лучших учителей России» и в десятку самых авторитетных специалистов - педагогов в сфере среднего образования.

Для написания контрольной работы были использованы такие источники, как «История успеха Тамары Эйдельман». Интервью в эфире радиостанции «Финам FM» 4 августа 2009 г.; статья Эйдельман Т. Н. Год реализованных утопий: школы, учителя и реформаторы образования в России.1990 г.; статья Эйдельман Т.Н. Как мы разбили Хазарский каганат из журнала «Отечественные записки». Что касается дополнительной литературы, то использованы Тамара Эйдельман: «История как рассказ». Интервью брала

Наталья Лесскис 23 мая 2012 г.; Мозаика отличий (интервью с Тамарой Натановной Эйдельман) от 10.03.2010 г.; Тамара Эйдельман о круглом столе «Кто боится учебников истории?» 3.05.2012 г.; статья Р. Н. Гизатуллина Проект «Мозаика культур»: воспитание толерантности в поликультурном обществе.


Глава I. Учитель истории

§1.Что такое учитель, хороший учитель?

Учитель должен обладать определёнными нравственными качествами. В первую очередь - это уважение к детям. Какое-то признание за ними права на их мнение, на человеческое достоинство. Но в то же время есть другая крайность - без попустительства, без панибратства. Нельзя много позволять ученикам, т.к. известно, что свобода для учеников превращается в анархию. Здесь необходимо найти золотую середину. То есть, не быть тираном, деспотом, грубияном, и не унижать детей, но в тоже время не дать им распуститься.

Учитель должен быть честным, благородным и добрым. И эти качества очень нелегко в жизни сохранить, т.к. учитель имеет власть над детьми. Пусть дети могут устроить хорошую жизнь, но всё равно учитель ставит им оценки. Он как-то распоряжается их жизнью. Самый лёгкий путь поддержания дисциплины, по которому очень соблазнительно пойти - это высмеять того, кто тебе мешает, как-то его унизить. И чтобы от этого воздержаться, необходимы большие нравственные усилия.

Учитель ставит перед собой задачу - научить размышлять детей. Сравнивать, обдумывать, делать собственные выводы, а не просто всё воспринимать на веру. Размышлять применительно к историческому процессу, как-то заинтересовать историей, чтобы дети поняли, что в истории много материала для размышления, осмысления себя, мира, своего места в мире. Главное научить детей работать с источниками, т.е. чтобы они сами работали с информацией из учебника, из рассказа учителя, из газеты, из книги, из интернета.

Анализируя источники, выделяя в тексте факты и мнения, выявляя наличие той или иной идеологии, субъективности, пропаганды, - ученики готовятся к жизни во взрослом обществе, не зависимо от того, станут они учеными-историками или нет. Что может быть сегодня важнее умения работать с информацией. С любой информацией - от простейшего рекламного слогана до материалов предвыборной компании или сложного научного исследования. Осмыслить полученную информацию, отобрать наиболее важную, оценить ее, сформировать собственное мнение, суметь его аргументировать, опираясь на факты - всему этому учит история, как наука.

Таким образом, автор данной контрольной работы рассказала, о том, каким должен быть хороший учитель, а именно какими качествами он должен обладать и какие задачи должен перед собой ставить.









§2. Учитель и власть. Как распознать учителя-тирана?

Для того, чтобы выбрать хорошую начальную школу, Т.Н. Эйдельман советует погулять во дворе рядом со школой и послушать, что мамы рассказывают. Для начальной школы главное качество-доброта, потому что им трудно сидеть и там очень распространённый вариант - просто: «Сели! Встали! Пошли!». И они, к сожалению, к этому с детства привыкают.

Дети приходят домой и обычно всё рассказывают. И один вариант прост, приходит ребёнок и говорит: «Вот меня Иван Иванович, Марья Ивановна обидела, оскорбила». Здесь понятно, прямая агрессия, прямое воздействие, ты можешь как-то прямо ответить. Есть другой вариант, когда ребёнок приходит, и с восторгом рассказывает: «А вот Марья Ивановна сегодня такое сказала на уроке! Мы так все смеялись! Она Ваське сказала, что он идиот и кретин». Предполагается, что родитель идёт в школу и с возмущением…

В одной популярной школе, где поставили двойку мальчику, у которого в четырёх четвертях были тройки. И когда его мама пришла и сказала: «Как же так? Это вообще-то незаконно», на что ей завуч сказала: «Пожалуйста, мы можем вызвать этого учителя. Но ведь в сентябре ваш ребёнок снова придёт в класс, учитель же ему мстить будет». Поэтому администрация школы, коллеги не должны этого допускать. Но это очень трудно, практически невозможно, к сожалению.

Любой школьный конфликт можно разрешить, если в школе здоровая обстановка. Очень много зависит от школы, от конкретной атмосферы. Атмосфера зависит, прежде всего, от директора, как он обращается с учителями, и от взаимоотношений внутри коллектива учителей.


§3.Отношение к ЕГЭ.


Тамара Натановна Эйдельман относится к ЕГЭ положительно. Она говорит, что это шаг борьбы с коррупцией. То, что происходит в высших учебных заведениях - это одно из грустнейших проявлений коррупции в России. Коррупция при ЕГЭ тоже есть, но она не настолько возмутительна, как в высших учебных заведениях. Хотя бы потому, что здесь разведены: те, кто учили детей, те кто принимали экзамены, те кто проверяет экзамены и те кто принимает в ВУЗы. Когда все в руках одного университета - это залог для злоупотребления. К тому же, СМИ создали ужасающий образ ЕГЭ, не совсем соответствующий действительности: описывается, как это тяжело для детей, как это ужасно и т.д. На ЕГЭ выпускники сдают один экзамен - выпускной, он же вступительный. Так же как это происходит практически во всех развитых странах. Нигде уже нет отдельных вступительных и отдельных выпускных. Письменный экзамен намного легче устного, потому что школьник может сосредоточиться и подумать. Когда ребенок сдает устный экзамен, то он находится в руках двух взрослых людей. Это никак не подконтрольно.

Что касается ЕГЭ по истории и обществознанию, то здесь существует миф, порожденный журналистами, что тесты мешают развивать мышление, что они - только зубрежка. Но факты тестируются только в части А, частично - в части B. Причем, это достаточно ограниченное число фактов. В части В есть задания, которые направлены на выявление каких-то причин, следствий. Такие задания развивают логическое мышление. Самая главная часть - часть С, которая нацелена на работу с источниками, на получение информации, на выявление мнения автора, на формирование своей точки зрения.

Подводя итог, хотелось бы сказать, что Т. Н. Эйдельман относится к ЕГЭ положительно, но она признаётся, что необходимо ещё много дорабатывать. Во многих заданиях на ЕГЭ, в частности по истории и обществознанию, встречаются ошибки. Существует проблема организации. Она считает, что это должно исправляться, критиковаться, но критика этих недоделок не должна закрывать то, что по сути это шаг вперед для общества.

























Глава II. Преподавание истории в школе


§1. История как рассказ

Т. Н. Эйдельман очень любит рассказывать про Великую французскую революцию. Её концепция заключается в том, чтобы как можно меньше рассказывать - чтобы дети сами добывали информацию, сами быстренько прочли учебник, а на уроке вместе с учителем разбирали какие-то конкретные источники. Тема эта страшная, но довольно увлекательная и по-своему прекрасная. Ведь история Французской революции - не только про гильотину. Почти все главные деятели революции - интересные и цельные личности. Там практически не было трусов. Это были сильные люди. Также в этой теме очень много действия, событий, «экшна». Кроме того, в процессе обнаруживается масса параллелей и с современностью, и с российской историей.

На фоне предыдущих эпох гильотина смотрится как вещь гуманная, т.к. её придумали для того, чтобы всех уравнять в правах.

Т. Н. Эйдельман регулярно дает своим ученикам задание. Она помечает на бумажках: нашумевшие события. Десятиклассники вытягивают себе по одному, пишут о нем подробнее, потом обсуждают. Как созналась педагог в интервью журналу «Форбс», поначалу несут бредятину. Но затем втягиваются и сами начинают интересоваться новостями.




§2. Изменение понимания того, как нужно преподавать историю.

В начале 90-х гг. Т.Н. Эйдельман пригласили на учредительную конференцию Европейской ассоциации преподавателей истории под названием «Euroclio» в Голландию. Эту конференцию возглавляла и сейчас возглавляет голландская учительница Йоке ван дер Леув-Роорд. Она объединила в эту ассоциацию все ассоциации учителей истории всей Европы. Йоке ван дер Леув-Роорд - организатор потрясающих проектов. У неё был проект, где она посадила вместе учителей , и работали несколько лет учителя Сербии, Хорватии, Боснии, стран, которые до этого находились в кровавой гражданской войне.

Сначала Т. Н. Эйдельман была индивидуальным членом «Euroclio», потом когда создали организацию МОПИ (Межрегиональное объединение преподавателей истории), вступила как коллективный член.

Тамара Натановна участвовала в различных конференциях, семинарах. Она увидела людей, которые преподают историю по- другому, не так, как принято в русских школах. Это, прежде всего, англосаксонские и скандинавские страны. У них нет хронологической истории, как в русских школах, с самой древности, и до Дмитрия Анатольевича Медведева. Они выбирают отдельные темы, но уже эту тему изучают очень углубленно. В России большинство учителей ставят перед собой задачу-это внушить детям определённое количество фактов. Сумма этих фактов неописуема велика, и дети должны всё это зубрить. Времени для последовательного и подробного изучения истории нет, поэтому изучается всё быстро, с древности и до XX века. Естественно, дети тут же всё это забывают.

В 90-е гг.Тамара Натановна Эйдельман пришла к выводу, что, главное, что ученики должны получить от учителя-это умение получать информацию. Ученик должен хоть что-то знать, уметь получить информацию из разных источников: из учебника, из дополнительной литературы, из интернета итд. Сопоставить, проанализировать, понять, что у автора этой книги такая-то позиция, а у автора другой книги - другая позиция. Ученик должен сравнить позиции разных авторов и с кем-то согласиться или сформулировать свою точку зрения и аргументировать её.

Таким образом, автор данной контрольной работы рассказала, о том, как изменилось понимание Т. Н. Эйдельман относительно того, как нужно преподавать историю в школе.







§3.Учебники истории

В учебниках по истории людей практически нет. Если кто и появляется - то в основном государи, полководцы, министры, т.к. речь все время идет о завоеваниях и о внутренней политике государства. Почти во всех современных учебниках есть глава «Быт людей». Вот только времени на изучение этой главы не хватает, потому что для учебного процесса важнее война, чем то, как жили люди. Повседневную жизнь задают прочитать самостоятельно.

Преподавание истории ХХ века - тема настолько больная, что требует отдельного подробного разговора. В ней, как в фокусе, собираются воедино линии, проходящие сквозь весь курс отечественной истории. Дойдя до XX столетия, школьники уже напрочь забыли про варягов, хазар, половцев, смутно помнят, когда была Куликовская битва, и уж точно не могут сказать, в каком году из Московского кремля были изгнаны поляки. Зато они хорошо усвоили, что «мы» всегда были окружены врагами, что главное - это сильная государственная власть. И вообще, все, что связано с государством, обладает огромной ценностью, а судьбы, заботы, мировоззрение отдельных людей - это мелочи, пустяки.

В ближайшем будущем, необходимо решить две главные проблемы. Их можно обозначить так: люди в истории и народы в истории. Усилия в этом направлении предпринимаются, но результаты не так уж велики. Исторические персонажи - по-прежнему в основном политики и военачальники. Простые люди на страницах учебников встречаются крайне редко. Изображение повседневной жизни сплошь и рядом сводится к перечислению того, что ели и во что одевались предки. К тому же эти темы воспринимаются - не только учениками, но и учителями - как второстепенные.

В настоящее время споры об учебниках истории идут постоянно. Ведь учебник истории любой может открыть, перелистать, а затем высказаться. В России это любят делать все - премьер-министры и журналисты, родители и просто интересующиеся.

Когда-то, в советское время, по каждому периоду истории существовал один, «идеологически правильный» учебник, и можно было начать свою педагогическую деятельность, проработать в школе много лет, и выйти на пенсию, работая только с ним. Это было очень удобно - учебник запоминаешь близко к тексту, все задания придуманы раз и навсегда, - сильно облегчается подготовка к урокам.

Потом наступила перестройка. Все учебники, по крайней мере, по XX веку, моментально устарели. Какое-то время в школах работали вообще без учебников, используя газетные публикации и собственные соображения. Это было довольно увлекательно, но, конечно же, неправильно. Учебник должен помогать учителю и ученикам, без него урок - это не совсем урок.

Вскоре появились десятки учебников. Сегодня федеральный гриф, позволяющий работать с книгой в школе, стоит более чем на ста пособиях. Постоянно возникают споры о содержании учебников - прежде всего по российской истории. «Излишне либеральный» учебник Игоря Долуцкого лишили грифа и изгнали из школ, несмотря на то, что он успешно выдержал семь переизданий. Монархические учебники Александра Боханова подверглись мощной критике за их совершенно анекдотическое превознесение российского самодержавия. Чего стоит один рассказ о декабристах, которые оцениваются с привлечением одного мнения - Модеста Корфа, написавшего при Николае I разоблачительную книгу о бунтовщиках. Книга для учителей и учебник Александра Филиппова вызвали взрыв возмущения своей сталинистской концепцией.

Кроме проблемы идеологического наполнения книг, существуют и другие

проблемы.

Тамара Натановна Эйдельман считает, что при оценивании учебников стоит обращать внимание прежде всего на методику, которая уже определяет идеологию. На сегодняшний день подавляющее большинство учебников по истории строится по схеме - длинный авторский текст, небольшое количество картинок, которые просто «разбавляют» текст и, предположительно, должны смягчить невыносимую скуку от чтения. Задания направлены на воспроизведение прочитанного. Вот и все. Традиция, пришедшая даже не из советских времен, а из XIX века, живет и торжествует. Учитель рассказывает, задает на дом повторить рассказанное, дополнить прочитанным в учебнике и пересказать. Если учитель либерал, то и дети перескажут либеральную концепцию, если консерватор, - то консервативную. Здесь не выполняются важнейшие задачи образования. Учителя не развивают мышление учеников, не учат их работать с информацией.

Учебники должны отражать различные точки зрения, а не одну, в них не должно быть «псевдопатриотизма», который воспевает только военные победы страны.

В общем, проблем, связанных с учебниками, огромное количество. Учебников боятся все - ученики и родители боятся, что они не помогут им подготовиться к экзаменам, государство боится, что в учебниках будет «что-то не то», учителя не понимают, как с ними работать.





§4. Перемены в школьном историческом образовании в 1990-2000-е гг.

В 1990 г. перемены затронули школьную жизнь очень сильно, но везде по-разному. На предложение поделиться воспоминаниями о 1990 годе, помещенное на форуме Сети творческих учителей в Интернете, откликнулись учителя из Москвы, небольших городов и маленьких далеких деревень. Для кого-то этот год остался в памяти как время прекрасных экспериментов и бурного творчества, для кого-то - как период нищеты и безысходности, но никто не написал, что в это время все в школе было как раньше или что все шло тихо и мирно. Школы бурлили - где-то новшества принимали с восторгом, где-то с ужасом. Уже за спиной был 1988 год, когда растерявшееся начальство вообще отменило экзамен по истории, потому что никто не знал, что надо говорить и спрашивать. Уже был издан замечательный указ о том, что ученикам нельзя снижать отметки за то, что они высказывают собственное мнение. Уже был создан Творческий союз учителей, одно за другим стали появляться объединения преподавателей. Всесоюзная ассоциация преподавателей истории была создана в 1990 г.

Интересно, что во многих местах новое в школьной жизни концентрировалось вокруг пионерской и комсомольской организаций.

Леонид Кацва, учитель истории, автор учебников по истории России, преподаватель гимназии № 1543, г. Москва:

« В 1990 году уже начался выход из партии - может быть, не такой масштабный, как после августовского путча, но уже достаточно массовый. Интересно, что среди сдававших в это время партийные билеты были не только знаменитые политики, но и учителя, хотя школа считалась идеологическим учреждением - особенно сложно было быть беспартийными учителям истории…»

Преподавание того времени характеризует поиск новых путей. В тот момент приходилось действовать практически вслепую. В 1990 году огромное количество учителей, завучей, директоров уже ясно осознали необходимость изменений. Кое-где перемены шли по типичному российскому пути - сначала «разрушим до основанья»... а затем - непонятно что, но будет лучше. Так, во многих школах отменяли те предметы, которые не нравились преподавателям или администрации. Где-то убрали географию, где-то химию. В тот момент это было возможно. Но тогда же начались и серьезные разработки различных моделей образования.

Обновление образования шло по двум направлениям: с одной стороны, необходимо было изменить содержание - во всяком случае, гуманитарных предметов. Больше всего эти трансформации затронули историю и литературу. Содержание школьного курса истории невыносимо устарело, и это было ясно многим. Учителя - особенно старшего поколения - часто оказывались в сложнейшей психологической ситуации. В течение многих лет они представляли своим ученикам определенный, идеологический взгляд на историю - прежде всего советского периода. Многие искренне верили в то, что говорили, другие заставили себя в это поверить. Потом на всю страну - и в том числе на учеников и учителей - обрушился фантастический объем информации, часто прямо противоречившей тому, что было написано в учебниках. Для кого-то это стало долгожданным освобождением, возможностью использовать те факты, которые раньше были скрыты, не опасаясь, что родители напишут жалобу в райком, а директор устроит взбучку. Кто-то пришел в ужас. Бывало, что учителя отказывались работать в старших классах, хотя преподавание здесь всегда считалось более престижным.

К 1990 году старые учебники по советской истории стали казаться просто смешными. В поисках замены учителя кидались к толстым журналам, газетам, телевизионным передачам. Журнал «Преподавание истории в школе» за 1990 год переполнен публикациями по истории ХХ века. Печатались материалы, посвященные 1917 году, 1920-м и 1930-м годам, Второй мировой войне, биографии лидеров белого движения, статья о Милюкове, под заголовком «Задания к теме «Вторая мировая война»», публиковался текст пакта Молотова-Риббентропа и признавалось существование секретных протоколов к нему.

В то время происходили существенные перемены в самой структуре гуманитарных дисциплин, изучавшихся в школе. Вместо невыносимо идеологических, пропахших нафталином курсов обществоведения и основ государства и права ввели новый курс «Человек и общество». Главная перемена совершилась - марксистская идеология начала вытесняться из преподавания. В ПТУ в то время традиционные курсы «Основа экономических знаний» и «Политэкономия» заменили «Основами современной экономики и организации производства». Школам предложили предметы на выбор - «Основы правоведения», «Эстетика», «Этика», «История и теория религии и атеизма», «История естествознания и техники». А вели эти предметы все те же учителя, и во многих случаях это было то же самое, может быть, лишь чуть приукрашенное обществоведение. Для большого количества педагогов это был глоток свежего воздуха, возможность начать говорить с детьми о совершенно новых вещах по-новому.

Журнал «Преподавание истории в школе» провёл в 1990 году несколько «круглых столов». На одном мучительно пытались соотнести курс отечественной и мировой истории и выработать принципы сочетания в школьной программе истории России с историями других республик. Советский Союз трещал по швам, все хотели изучать свою историю, надо было как-то учесть эти пожелания. К тому же рухнул «железный занавес». Как раз в то время была очень популярна мысль об интегрированном курсе российской и всеобщей истории, но в последнее время эта мысль снова отступила на задний план.

В 1990/91 учебном году в школах был введён факультативный курс «Из истории мировых религий». Темы, которые раньше находились под строжайшим запретом, вдруг вырвались на свободу.

В 1988 году под руководством Э.Д. Днепрова был создан удивительный Временный научно-исследовательский коллектив ВНИК «Базовая школа». Целью ВНИКа была разработка общей концепции российского преподавания.

В 1989 г. ВНИК издал концепцию «Проблемы исторического образования в средней школе и пути его совершенствования». В ней была провозглашена основная цель будущего реформированного образования - «развитие личности ученика на основе знания прошлого и умения ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры, а также социализация вступающего в жизнь человека, самоопределение его как личности, понимание им своего места в обществе».

Согласно концепции «Проблемы исторического образования в средней школе и пути его совершенствования» в школе надо учить «не столько пассивному запоминанию фактов и их оценок, сколько умению самостоятельно ориентироваться в массе исторических сведений, находить причинно-следственные связи между историческими явлениями, отделять существенное в историческом процессе от второстепенного»; в центр исторического познания надо поставить человека - уделяя больше внимания историческим личностям и обращаясь к личности учащихся.

В своей книге «Образование и политика» руководитель ВНИК «Базовая школа» Эдуард Днепров писал:

«Сцепление, взаимопрорастание исходных установок, целей и задач, базовых принципов реформы образования в России составляет ее идеологию, ее этические основания. В ее ядре - два фундаментальных понятия, два ключевых слова: демократия и человечность»

Э.Д. Днепров сформулировал для себя принципы, с которыми он был в 1990 году избран министром образования РСФСР, после чего привел за собой в министерство многих «вниковцев». Это были: демократизация, плюрализм, народность, открытость, регионализация, гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, развивающий характер и непрерывность образования.

К 1990 году ВНИК, где сначала жизнь так кипела, уже изжил себя - концепции и программы были написаны, надо было двигаться дальше. Следующим шагом стало создание Научно-исследовательского центра при институте усовершенствования учителей. Здесь высказывавшимся во ВНИКе идеям попытались дать конкретное воплощение. Что касается истории, то лучшие, самые оригинальные, живые и свежие учебники были задуманы во ВНИКе, обсуждались в 1990 году в НИЦе, а затем, уже начиная с 1992 года, стали издаваться в созданном тогда Московском институте развития образовательных систем (МИРОС).

В 1990 году шла работа над хрестоматией по истории России. Там были не только источники, но и фрагменты исторических исследований, многие из которых были недоступны учителям - в первом же томе появился отрывок из «Истории русской культуры» Милюкова. Очень характерно - первый кусочек будущей хрестоматии был опубликован в журнале «Преподавание истории в школе» в 1991 году и посвящен Ивану Грозному: там были собраны различные, подчас полярные высказывания историков об опричнине - прекрасный материал и для глубокого исторического изучения, и для организации дискуссии «на злобу дня».

В хрестоматии были включены тексты, описывавшие каждодневную жизнь людей, посвященные отдельным ярким личностям, - словом, они давали возможность учителю исправить те недостатки школьного образования, на исправление которых и была направлена концепция ВНИКа.

Изменения содержания начались с самой древности - первым учебником, который начали готовить, была книга А.А. Вигасина «История древнего мира», за ней последовали совершенно блистательные книги Н.Н. Трухиной по истории Древней Греции и Древнего Рима, замечательный учебник М.А. Бойцова и Р.М. Шукурова «История Средних веков» и учебник по истории России Л.А. Кацвы и А.Л. Юрганова. Эти книги были очень разными по методике, языку, объему информации, но их объединяло то, что они были очень интересными.

Традиционная система образования - российского или советского - была построена на запоминании огромного количества фактов и затем на более или менее успешном их воспроизведении. Это касалось практически всех предметов - из такой системы, естественно, выпадала математика.

Большинство школьных предметов - будь то история, география или биология - требовали от ученика прежде всего пересказать параграф учебника.

Новые методы были жизненно необходимы, и искали их все, кто только мог. В своих поисках учителя обращались, конечно же, к тем же идеям, что и все люди, жившие в ту эпоху, - прежде всего к принципу свободы личности.

Постепенно многим становилось ясно, что одного только обновления содержания недостаточно. Белые пятна истории СССР заполнялись достаточно быстро. Уже мало было просто рассказать детям о том, какой ценой проводилась коллективизация или что представлял собой сталинский ГУЛАГ. Нужны были новые методы преподавания. Так начались поиски развивающих методов в педагогике.

Учителя-новаторы - один из ярких признаков той бурной эпохи. Большинство из них «откопал» и поднял на щит в 1986 году неутомимый идеалист и реформатор образования Симон Соловейчик. Среди «новаторов» было много интересных преподавателей, были совершеннейшие безумцы или просто авантюристы. Словесник Ильин, математик Шаталов, учительница начальных классов Лысенкова на какой-то момент привлекли к себе внимание всей страны, чтобы затем благополучно отступить в тень.

В 1990 году в Москве возникает первая вальдорфская школа «Семейный лад». В основу концепции школы был положен принцип развития прежде всего души ребенка, его личности, которую в традиционной школе, по мнению «вальдорфцев», заглушают излишними знаниями, мешая формированию человека. Это развитие должно осуществляться общими радостными усилиями детей, учителей и родителей. В том же, 1990 году возродились педагогические идеи Марии Монтессори, - популярные во всем мире и применявшиеся в России до 1920-х годов. В это время в Москве появился первый детский сад, созданный по системе Монтессори, - здесь детей тоже не заставляли ничего делать силой, а старались просто создать условия для их свободного и гармоничного развития.

Менее «альтернативный», но тоже неожиданный для традиционной педагогики путь выбрали участники «Эврики» - существовавшего с 1986 года педагогического клуба, благодаря напору и энергии его создателя Александра Адамского быстро превратившегося во всесоюзное движение со своими школами, сборами, летними курсами. На сегодняшний день «Эврика» - Институт образовательной политики. 1990 год - один из самых славных для «Эврики». Сами «эвриканцы» и Александр Адамский были тогда крайне популярны, они разрабатывали программу переподготовки учителей, проводили слеты, сборы, съезды. Сегодня «Эврика» продолжает действовать, у нее свой круг приверженцев, свои программы, семинары, занятия.







Глава III. Проекты

§1. Проект «Уроки Клио»

Проект «Уроки Клио» направлен на разработку новых подходов к содержанию исторического образования, на поиск альтернативных тем, которые могли бы органично соединиться с традиционными началами преподавания истории в России. Эти материалы основаны на современном подходе к фактам, представляемым с разных точек зрения, и на современных методах преподавания истории, развивающих в первую очередь умения и способность самостоятельной оценки исторического текста.

Проект предполагал также овладение современными методами преподавания истории как элементом практики демократии и законности, открытого сотрудничества и обмена идеями.

Участники проекта разработали новые темы современной истории, которые легко сочетались с традиционным содержанием исторического образования.

Проект «Уроки Клио», привел к созданию трех книг по истории второй половины ХХ века. Это «Послевоенное десятилетие» М. Бойцова и И. Хромовой, «Шестидесятые - иллюзии и разочарования» Ю. Кушнеревой и Т. Черниковой и «Трудные пути к демократии» Е. Саплиной, В. Сорокина и И. Уколовой. Здесь была сделана попытка по-новому взглянуть на последние пятьдесят лет - показать российскую историю в связи с мировой, уделить большее внимание повседневной жизни, культуре, отдельным ярким личностям. Новое содержание потребовало и новой методики, развивающей критическое мышление ребят. Сначала казалось, что эти книги покажутся слишком необычными и непривычными для учителей, однако семинары, проведенные в одиннадцати городах - от Архангельска до Иванова и от Пскова до Томска, - показали, что такой подход к истории был встречен на ура и учителями, и учениками.


§2. Проект «Мозаика культур»

«Евроклио», официально основанная в 1993 г., ассоциациями учителей истории из 14 стран Европы оказывает значительную поддержку историческому образованию в Европейском Союзе, прежде всего в обмене знаниями, профессиональным опытом и современными методами преподавания. В 2003 г. в её составе были уже 63 организации из 41 страны. Межрегиональная общественная организация «Объединение преподавателей истории» (МОООПИ), созданная в 1997 г., объединяет около 100 московских учителей. С марта 1998 г. она входит в состав ЕВРОКЛИО.

Совместный проект ЕВРОКЛИО и МООПИ, получивший название «Мозаика культур» начал реализовываться в феврале 2003 года. Его целью являлось формирование толерантного сознания учителей и учащихся, живущих в поликультурном обществе. Под «поликультурностью» подразумевали этническое разнообразие населения современной России. Наряду с основной целью были поставлены другие цели: обогатить представления школьников о России как о поликультурном обществе и процессах его формирования; показать позитивный исторический опыт России и других стран в сохранении традиций поликультурного общества; способствовать формированию мультиперспективности; формировать методологические умения учащихся; способствовать модернизации школьного историко-обществоведческого образования на основе принципов демократии и гуманизма.

Результат работы над проектом должен был оформиться в виде учебного пособия, состоящего из методических рекомендаций для учителя и раздаточных материалов для школьников.

Пособие «Мозаика культур» построено по проблемному признаку, т.е. там нет подробного хронологического рассказа о поликультурности в России. Пособие состоит из 8 тематических блоков, посвящённых актуальным проблемам истории и современности культурного разнообразия России: поликультурность - формирование этнической картины России; национальная политика Российского государства; религиозная палитра России; феномен границы; миграции; конфликты и противоречия; мегаполис; диалог культур в современной России.

Каждый тематический блок представляет собой комплекс учебных занятий, объединённых целевой установкой. Она даётся в начале блока, затем следует список ключевых вопросов (они структурируют блок) и умений, которые могут быть выработаны у школьников при изучении темы. Далее идёт материал для учителя и задания для учащихся.

Каждому заданию предшествуют методические рекомендации для педагога, но помещены они на отдельной - левой странице книжного разворота, а соответствующие задания ученикам - на правой.

Каждый блок заканчивается итоговым заданием творческого характера и списком рекомендованной литературы.

Особенностью пособия является использование большого количества разнообразных источников, как традиционных (дипломатические документы и фольклор, мемуары и статистика, иллюстративный материал итд.), так и достаточно новых (данные этнопсихологии и лингвистики или, допустим, обеденное меню обычной российской семьи).Многообразны предлагаемые формы работы с этими материалами, нацеленные на выработку у учащихся способности и умения самостоятельно оценивать и анализировать исторический источник.

Новаторский характер пособия во многом стал возможен благодаря постоянной методической помощи зарубежных экспертов. В семинарах проекта участвовали наблюдатели из Белоруссии, Боснии, Латвии, Румынии, США, Украины, Эстонии, Хорватии, а также российские учителя - члены МОООПИ, выступавшие в качестве экспертов-практиков. Координаторами проекта с российской стороны были Т. Н. Эйдельман и А. П. Шевырев.

Пособие нацелено на развитие у школьников навыков, необходимых для жизни в поликультурном обществе, таких как толерантность, уважение ко всем культурам, способность выявлять стереотипы и предрассудки и успешно противостоять им.

В «Мозаике культур» использованы многие западные принципы, но также много внесено своего, т.е. российского. Представители из «Евроклио» показали этот учебник за рубежом, и он вызвал потрясение и восхищение своей организацией и проблематикой.

В этом пособии можно встретить задания, где ученику предлагается описать эмоциональное состояние человека определенной эпохи и в определенной жизненной ситуации. Это очень трудное задание и не всегда ученики справляются с ним. Оно направленно на эмпатию, на то, чтобы дети учились хоть в какой-то мере чувствовать, сочувствовать, сопереживать другим людям, понимать, что есть люди другой эпохи, другого возраста, другого воспитания, другой национальности, другой религиозной принадлежности; люди, жившие в другом веке или сейчас живущие, но живущие по-другому. Цель такого подхода - попытаться их понять, даже если они не приятны, отталкивают чем-то.

Т.Н. Эйдельман является председателем межрегиональной общественной организации «Объединение преподавателей истории». Это объединение возникло в 1997 году. Входят туда в основном учителя Москвы, но есть члены-корреспонденты из разных городов. Они устраивают различные конференции. Сегодня московские учителя группируются вокруг учительского зала Исторической библиотеки. Главная задача - это профессиональное общение.

Люди встречаются, рассказывают о своих наработках, выезжают на несколько дней за город и два-два с половиной дня проводят мастер-классы друг для друга, обсуждают профессиональные проблемы. Это что-то вроде профессионального клуба, но с уклоном на повышение квалификации.


Заключение

В проекте «Элита России» (по версии журнала «Русский репортер») учитель истории школы-гимназии №1567 г. Москва Тамара Натановна Эйдельман вошла в список «100 лучших учителей России» и в десятку самых авторитетных специалистов-педагогов в сфере среднего образования.

Это человек, который обладает профессионализмом, большой практикой и высокими нравственными качествами. Её уважают и ценят ученики, выпускники, родители, коллеги. Для неё самой авторитетом является Януш Корчак - выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель. Т. Н. Эйдельман хорошо изучила его биографию и прочитала много произведений.

Как член правления Межрегиональной общественной организации «Объединение преподавателей истории» и организатор учебных семинаров для учителей истории Т.Н. Эйдельман проводит большую работу по объединению усилий учителей истории и методистов всей страны в целях дальнейшего совершенствования школьного исторического образования.

Тамара Натановна Эйдельман известна не только российским, но и европейским учителям истории и методистам, как координатор проектов «Уроки Клио» и «Мозаика культур». Она очень много писала и пишет статей по проблемам преподавания истории в журналах «Преподавание истории в школе», «Русский журнал», в бюллетене «Евроклио» и «Школьное обозрение» и др.

Подводя итог, хотелось бы сказать, что Т. Н. Эйдельман внесла огромный вклад в развитие школьного исторического образования, а именно в методику преподавания истории. Поэтому, на сегодняшний день, большое количество выпускников этой школы ежегодно поступают на исторические факультеты вузов страны.


Список источников и литературы:

Источники:


  1. История успеха Тамары Эйдельман. Интервью в эфире радиостанции «Финам FM» 4 августа 2009 г. // finam.fm/archive-viem/1373/print

  2. Эйдельман Т.Н. Год реализованных утопий: школы, учителя и реформаторы образования в России. 1990 г. // НЛО. 2007. № 83.

  3. Эйдельман Т.Н. Как мы разбили Хазарский каганат… // Отечественные записки. 2004. № 5.

Литература:


  1. Тамара Эйдельман: «История как рассказ». Интервью брала

Наталья Лесскис 23 мая 2012 г.

  1. Мозаика отличий (интервью с Тамарой Натановной Эйдельман) от 10.03.2010 г.

  2. Тамара Эйдельман о круглом столе «Кто боится учебников исто- рии?» 3.05.2012 г.

  3. Р. Н. Гизатуллин. Проект «Мозаика культур»: воспитание толерантности в поликультурном обществе // Материалы II Межрегиональной научно-практической конференции «Реализация национально-регионального компонента исторического образования в национальных республиках Поволжья и Приуралья: проблемы и перспективы» (26 октября 2004 г.), Казань-2005.

28


© 2010-2022