Научный доклад Просветительские идеи Ы. Алтынсарина

Раздел Другое
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ИДЕИ И. АЛТЫНСАРИНА В КОНЦЕНЦИИ 12- ЛЕТНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кумбасова М.Б.

ГУ «Средняя школа № 12 города Рудного»


Ибрай Алтынсарин вошел в историю Казахстана как выдающийся просветитель, педагог, общественный деятель. Говоря сегодня о реформе образования в Республике, нельзя не вспомнить его педагогическое наследие.

Просветительные идеи Алтынсарина своим острием направлены на ломку экономической и культурной отсталости казахского народа. Он страстно желал видеть казахский народ в ряду цивилизованных народов. По мнению Алтынсарина, для достижения этой цели прежде всего необходима коренная перестройка всего уклада патриархально- родового строя. Образование он рассматривал не как самоцель , а как средство, как оружие, которым необходимо овладеть молодежи для активной борьбы за преобразование социальной среды. Всю свою жизнь Алтынсарин посвятил просвещению родного народа. «Народ казахский сам по себе представляет благодатную почву для образования», - писал он. Просвещение мыслилось им как составная часть прогресса, без которого было невозможно развитие всей нации.

Знания и навыки, даваемые в школе, Алтынсарин расценивал не с точки зрения формального образования, а с учетом их реальной пользы, пользы для народа в переходный период его жизни.

Он придавал огромное значение нравственно- воспитательной роли школы первоначальное воспитание должно видеть в ребенке «не чиновника, не поэта, не ремеслиника, но человека». Основное назначение школы Алтынсарин видел в формировании у учеников высокой нравственности в усвоении ими элементарных научных знаний, в выработке естественно- научного мировоззрения. Выступая глашатаем передовой культуры, Алтынсарина особое внимание уделял формированию в молодежи интереса к науке, любви к труду , призывал ее к служению народу, развивал в ней чувство человеколюбие и понимал, что эти качества должны прививаться человеку с раннего детства, поэтому все свои силы, знания, энергию отдавал воспитанию подрастающего поколения.

Вопросы трудового воспитания в хрестоматийных материалах Алтынсарина занимают одно из центральных мест- этим подчеркнуто принципиальное значение труда и в психологическом, и в воспитательном плане .

Воспитание не только должно развить разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которой жизнь его не может быть ни достойною, ни счастливою» По словам Алтынсарина, любовь к труду укрепляет в человеке его нравственность. Смысл труда , значение труда в понимании Алтынсарина заключается не в том только, что он обеспечивает человеку личное благополучие или приносит ему удовлетворение и внутренней покой. Главное его стремление - учить детей казахов таким образом, чтобы они могли быть полезными своему народу и приобщиться к достижениям земледелия, промышленности.

Ибрай Алтынсарин всю свою жизнь посвятил подготовке первых кадров демократической интеллигенции, которая несла в степь науку и знания. Открыл четыре двухклассных училища, семь волостных школ, учительскую школу в Орске, ремесленное училище в Тургае, женскую школу в Иргизе. Созданные Алтынсариным казахские народные школы стали первыми опорными пунктами для распространения в массах передовой демократической культуры. Воспитанные им первые народные учителя-казахи служили ее проводниками, явились продолжателями начатого Ибраем Алтынсариным прогрессивного дела.

В педагогической работе, по мнению Алтынсарина, все дело в уменье учителя найти наилучшие приемы обучения и в правильном обращении с детьми. В постановке и в решении дидактических задач применительно к казахской школе И.Алтынсарин сделал большой шаг вперед , добиваясь установления в школе порядка и организованности , твердого режима в учебном процессе и дисциплины среди учащихся. Указание И.Алтынсарина об обязанностях учителя - как им учить, в отношении учащихся - как им учиться - свидетельствует о его глубокой и всесторонней осведомленности в положениях современной ему методики. Давая пояснения о разнообразных приемах словесных бесед . умственных и письменных упражнений, он писал, чтобы любой труд детей бесплодно не растрачивался на бессмысленных зазубриваниях , а имел смысл и систему. Предостерегал от верхоглядства - ограниченных поверхностных понятий в подходе к детям» На конкретных примерах разъяснял, что дурное преподавание и обращение с детьми сбивают их с толку и запутывают, и наоборот, чем бодрее дети , тем с ними лучше обходиться , чем больше нравственное влияние на учеников, тем успешнее пойдут занятия.

Учебные методы и приемы обучения детей И.Алтынсарин разъяснял учителям в их широком воспитательном значении:

а) методы обучения -это путь , идя по которому у детей пробуждается интерес (охота, желание) к школе , занятиям, , далее- к науке , самообразованию.

б) на уроках необходимы такие упражнения мыслительной деятельности детей , как, например , беседа . метод объяснительного чтениия Это помогает привлечению предметов наглядности и фактов жизни: описывать предмет и явления, сравнивать их качества, делать те или иные выводы. Таким образом могут формироваться у детей правильные мыслительные способности.

И.Алтынсарин тратил много сил и энергии на открытие ремесленных и сельскохозяйственных училищ, придавая исключительное значение подготовке из среды коренного населения специалистов , необходимых для экономического развития Казахстана .

С именем Алтынсарина связано и начало женского образования в Казахстане. Он ввел в этих школах обучения и ремеслам , продиктованные сообразно с нуждами местного населения, находящиеся в переходном уже состоянии из кочевого быта к оседлости»

Кроме прохождения теоретических предметов , мальчики обучались плотнично - столярному, кузнечному и другим ремеслам, а ученицы-казашки- «шитью, кройков, приготовлению армячины, тесемок и поясов из шерсти и конских волос», материалов, всегда имеющихся у казахов достаточном количестве.

Большинство статей, вышедших из-под его пера, являют собой нравственно-педагогическую оценку актуальной действительности.

В трудах. а именно в «Записках о киргизских волостных школах» Алтынсарин писал о необходимости изучать русский язык, он говорил о том, что у казахского народа проявляется , между прочим, и стремление к изучению языка соседних народов и их грамоты , тем более. что во- первых, обстановка их теперь в экономическом и политическом отношении такая, что на каждом почти шагу встречают нужду в знании, например, русского языка и грамоты, а во-вторых, народ этот и от природы очень любознателен и восприимчив. (Он выступал против насильственной русификации. Усвоение русского языка должно идти осознанно и постепенно)

Воспитательные идеалы педагогики и школьная система Алтынсарина базируется на высокой оценке науки и общего образования, на любви к ребенку и уважении к его личности. на стремлении подготовить молодых людей, могущих служить на пользу своему народу.

Основной задачей школы Алтынсарин считал сообщения учащимся реальных знаний, добивался, чтобы эти знания учащимися приобретались наглядно.

В основу своей деятельности по организации казахских школ И. Алтынсарин ставил следующие цели и задачи. Школа, вне всяких влияний религий, должна готовить новых граждан, борцов за новую жизнь. Она должна стать для народа азбукой усвоения культуры, науки. По своему устройству школа должна служить примером новой культурной жизни в самом широком смысле слова - новых привычек, порядков, дисциплины, начал гигиены, санитарии, ремесел и искусств в среде казахского народа. При школе должны быть опытные огород и цветник. Школа должна стать подлинным очагом культуры среди окружающего населения, иметь хорошую библиотеку, чтобы грамотная часть казахского населения могла читать научно-популярные книги. Учитель - воспитатель в школе - решает успех дела, все зависит от него, от его подготовки к педагогической работе, от его любви к своему делу. Устройство школы - дело самого народа; от правительства даже не требуется средств, лишь бы оно разрешало открыть школы и не мешало их образовательной и воспитательной работе.

. Следуя принципу историзма, реформаторская деятельность Алтынсарина рассматривалась мною с позиции его времени, если бы он был нашим современником, то непременно весь свой талант педагога-просветителя направил на реализацию современной концепции развития образования. Вчитываясь в концепцию развития образования республики Казахстан, невольно проводишь параллель с его деятельностью и видишь очень много точек соприкосновения, много общих вопросов.

В настоящее время Казахстан признан мировым сообществом как государство с рыночной экономикой. За короткий исторический период обретения независимости Казахстан сделал прорыв в экономике, интегрируясь в мировую цивилизацию, используя новые прогрессивные технологии. Определены перспективы социально-экономического развития страны. В этом контексте возрастает роль и значение современной системы образования, человеческого капитала как критериев уровня общественного развития, составляющих основу нового уровня жизни общества и являющихся важнейшими факторами, базой экономической мощи и национальной безопасности страны. В свою очередь, преобразования в системе общественных отношений оказывают влияние на образование, требуют от него мобильности и адекватного ответа на реалии нового исторического этапа и должны соответствовать потребностям развития экономики в целом. Как говорилось выше, такие же вопросы решал И. Алтынсарин в свое время. Казахстанская система образования развивается в условиях устаревшей методологической базы образования, структуры и содержания, которые недостаточны для поэтапного её вхождения в мировое образовательное пространство. Содержание обучения в современной общеобразовательной школе остается фактологическим, государственные стандарты, основанные на предметном подходе, морально устарели. Отсутствует компетентный подход, ориентированный на индивидуальность ученика. Обучение в школе не дает ученику четко выраженной позитивной мотивации к выбору жизненного пути, интересов и перспектив. Только 30% старшеклассников осознанно выбирают профессиональную деятельность, соответствующую их способностям. Следовательно, 70% старшеклассников обладают низкой самооценкой и не подготовлены к самостоятельности в жизни. Кроме того, исследования ЮНЕСКО и результаты тестирования выпускников общеобразовательных школ последних пяти лет свидетельствуют об устойчивой тенденции снижения качества образования.

Современное геополитическое, экономическое и социальное состояние казахстанского общества, интеграция в мировое образовательное пространство требует модернизации системы среднего образования Республики Казахстан.

Образование как процесс предусматривает приобщение к общечеловеческим и национально-этническим ценностям в процессе социализации как системе взаимодействий человека: с самим собой, с другими людьми (семьей, коллективом), с обществом, с природой, с религией, с культурой (материальной и духовной). (В деятельности И. Алтынсарина решение данной проблемы находит свое отражение)

Образование как результат должно отражаться в конкретной модели выпускника уровня начального, основного среднего и общего среднего образования.

Ценности находят отражение в содержании образования, преломляясь и конкретизируясь через его цели:

  • формирование ценностного отношения к природе как общему дому человечества;

  • формирование представлений о человеке как субъекте жизни и высшей ценности на Земле;

  • формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни (Родине, государству, семье, отечественной истории и настоящему);

  • формирование ценностного отношения к нормам культурной жизни в области гигиены, права, эстетики, экономики и экологии;

  • формирование ценностного отношения к различным видам трудовой деятельности, профессии, социальному общению;

  • формирование жизненной позиции, развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути, самореализации и самоактуализации.

Выпускник казахстанской школы как субъект культуры характеризуется:

  • знанием языка, истории, культуры своего народа;

  • ценностным отношением к искусству, культуре, литературе, научным достижениям, результатам свободы, труда, истины;

  • умением обращаться с современной техникой и средствами коммуникации;

  • пониманием чувств и переживаний окружающих его людей;

  • созиданием добра и красоты;

  • умением общаться на родном, государственном и иностранных языках. (И. Алтынсарин стремился воспитать это в своих учениках)

Цели среднего образования определяют базовые компетенции выпускника школы, представленных в виде жизненных ролей:

  • доброжелательный человек;

  • заботливый член семьи;

  • творческая индивидуальность;

  • ответственный гражданин;

  • здоровая и совершенствующаяся личность.

Социальные перемены, глобализация социально-экономических и политических сторон жизни общества диктуют школе как социальному институту требование обновления содержания среднего общего образования с целью предоставления подрастающему поколению возможности получения качественного общего образования.

основными направлениями обновления содержания среднего образования являются:

  • развитие ценностей, которые способствуют как развитию личности, так и общества в целом;

  • ориентирование содержания образования на целенаправленное и систематическое приобщение учащихся к научным способам познания и самостоятельным исследованиям, на широкое применение учебных ситуаций, формирующих познавательную мотивацию и учитывающих дидактические возможности информационных технологий;

  • формирование взглядов на будущее, укрепление моральных устоев, которые нужны человеку как члену общества и субъекту международного сотрудничества;

  • ориентация содержания образования на воспитание уважения к национальной культуре и открытости по отношению к другим культурным истокам.

Будущее Казахстана в значительной мере зависит от того, какое место в системе социально-экономических и духовно-нравственных ценностей занимает Учитель. Необходимо не только обеспечить качественное профессиональное образование в вузе, но и социальные гарантии для педагогических кадров с целью укрепления престижа данной профессии. (Значение роли учителя высоко оценивал И. Алтынсарин)

В связи с этим совершенствование системы подготовки и переподготовки обуславливает необходимость в осуществлении комплекса мер общегосударственного уровня, направленных на повышение качества подготовки учительских кадров

Основными причинами такого положения в системе образования стали: преобладание субъективности в конечной оценке качества образования породило отдельные негативные моменты на всех ее уровнях; недостаточная восприимчивость системы образования к нововведениям и отсутствие должной мотивации к внедрению системы качества обучения ;недостаточная эффективность механизмов формирования у подрастающего поколения этнокультурной и гражданской идентичности, основанной на знании истории государства, государственного языка, национальных культурных ценностей народов Казахстана. Сложившаяся ситуация в области образования свидетельствует о необходимости системности в преодолении негативных явлений, кардинальных организационных, структурных преобразований, обновления содержания образования и совершенствования качества подготовки специалистов в соответствии с современными социально-экономическими и политическими условиями развития республики и прогрессивным опытом высокоразвитых стран.

В заключении следует отметить, что и в просветительской деятельности И. Алтынсарина, и в Концепции 12-летнего среднего образования Республики Казахстан главная цель показать, что с использованием опыта зарубежных специалистов можно организовать казахстанское образование так, чтобы оно было ориентировано на востребованный результат.


Список использованной литературы:

  1. И. Алтынсарин . Собрание сочинений в трех томах. Издательство Алма-Ата. 1976 год

  2. И. Алтынсарин. Избранные произведения . Алма-Ата. 1968 год.

  3. И. Алтынсарин. Педагогические идеи и просветительская деятельность. Алма-Ата. 1968 год

  4. К. Джумагулов. «И. Алтынсарин» Ташкент. 1975 год

  5. Концепция развития образования Республики Казахстан.


© 2010-2022