Рефлексивный отчет D первый уровень

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мухамедалиева Г.М. Портфолио учителя Отчет D

Отчет D:

Какие методы и подходы я буду использовать для преобразования школы?

После того, как я решила,что мне необходимо сделать для преобразования в школе, основным вопросом, который волновал меня больше всего это: Какие методы и подходы я буду использовать для преобразования школы?

Чтобы начать работу по теме плана развития школы «Активизация деятельности учащихся на уроке посредством применения заданий на развитие критического мышления» я собрала инициативную группу учителей и обговорила, как необходимо действовать и что нужно учесть для достижения цели и получения ожидаемых результатов. Мы совместно распределили задания на период практики, установили правила внутри инициативной группы, обсудили варианты промежуточных результатов, возможные при достижении намеченных целей, критерии успешности, позволяющие измерить внесенные изменения.Для внедрения изменений в практику преобразований школы было запланировано организовать поддержку учителей-коллег через менторинг и коучинг, что соответствует ключевой функции учителя 1-го уровня.

Первым моим шагом во внедрении преобразования в практику школы была встреча и беседа с директором школы (рис.1).

Рефлексивный отчет D первый уровень

Рис. 1. Беседа с директором


Он, как учитель 1-го уровня, оказал большую поддержку и содействовал прохождению практики.

С целью создания группы единомышленников провела семинар, предварительно оповестив всех через вывешенное объявление. Семинар «Меняется мир - меняемся мы»был проведен для ознакомления ключевыми идеями Программы 1-го уровня Управление и лидерство в обучении (рис.2,3).После презентации слайдов провели обсуждение о Программе курсов. Участники семинара высказали свои мнения о том, что необходимо меняться, потому что в век высоких технологий учеников трудно чем-то удивить, дети больше нас знают возможности интернета, поэтому надо уметь заинтересовать их, используя новые методы и подходы в обучении. Учащиеся не умеют применять полученные знания на практике, не могут видеть, анализировать, сопоставлять, синтезировать факты, отметили участники семинара. Что для этого необходимо изменить? Ввести в практику школы модуль Обучение критическому мышлению, с помощью которого учебный процесс становится разнообразным и повышается качество обучения,учащиеся развивают в себе гибкость, готовность исправлять свои ошибки, поиск компромиссных решений, осознанность, настойчивость.

Рефлексивный отчет D первый уровеньРефлексивный отчет D первый уровень

Рис. 2. Презентация Рис. 3. Обсуждение

Чтобы научить учителей новым подходам в преподавании и обучения, стратегиям критического мышления для активизации деятельности и повышения качества знаний учащихся, а также поддержания процесса усовершенствования были запланированы коучинг-сессии.Коучинг- это процесс, в ходе которого человек узнает о собственных возможностях, составляющих его скрытый потенциал, коучинг не учит, а помогает учиться. Коучинг- процесс, позволяющий личности при использовании нужных методов и приемов добиться самых высоких результатов.А моя задача, как учителя 1-го уровня, реализовать процесс коучинга на практике в школе, как краткосрочный процесс профессиональной поддержки учителей. Первый свой коучинг я провела на тему: «Коучинг и менторинг» для того, чтобы мои коллеги изучили новые подходы в образовании, приобрели навыки применения этих процессов в своей работе, в результате этого коучинга учителя узнают о сходстве и различие процессов коучинга и менторинга, определят ключевую роль и качества коуча и ментора. Применение игры-разминки «Австралийский дождь», мишени настроения «Радуга мнений» (рис.6), обратной связи «Фейеверк» (рис.5), групповой формы работы (рис.4) сделали коучинг своеобразным и интересным, отметили учителя на своих рефлексивных стикерах.

Рефлексивный отчет D первый уровеньРефлексивный отчет D первый уровень

Рис.4.

Учителю литературы понравилось стратегия «Портрет»,она взяла её на «вооружение» для своих уроков.

Показала участникам коучинга мульти мотиватор «Зарядись на успех», всем было интересно узнать себя в персонажах, я не ожидала такого бурного обсуждения и правильных характеристик, когда я сказала, что всадник на лошади это я, то учитель С сказала, что я заблуждаюсь, ломовая лошадь вот твой портрет, с чем я, конечно, согласилась. Этот пример говорит о том, что мои коллеги уже рефлексируют.

Рефлексивный отчет D первый уровеньРефлексивный отчет D первый уровень

Рис.5. Рис.6.

Я планировала достижение цели и получение ожидаемых результатов, то есть увидеть следующие результаты, что учителя будут применять в своей работе процессы коучинга и менторинга, рефлексивные техники.

Тематика коучингов совпала с темой исследования в действии, а именно ««Активизация деятельности учащихся на уроке посредством применения заданий на развитие критического мышления». Тематика была выбрана мною после анализа стартового состояния школы и результатов анкетирования, потому что проблемы, которые были выявлены в ходе этой работы, можно было разрешить с помощью использования на уроках модуля Обучение критическому мышлению. Следующий коучинг был на тему « Как активизировать деятельность учащихся на уроке посредством заданий на развитие критического мышления» (рис.7), учителя и ученики уже знали, что такое «Шесть шляп», «Мозговой штурм», «Составление таблицы ЗХУ», и т.д., о чем свидетельствует первоначальное анкетирование (Приложение). Стратегия постановка эффективных вопросов на коучингах более развивает у учащихся и учителей навыки критического мышления, способности продемонстрировать следующее: а) готовность обосновывать и извлечь смысл из своего жизненного опыта; б) желание быть беспристрастным, задавать вопросы, давать задания и критически оценивать идеи других; в) открытость для критического оценивания своих взглядов другими и допустимость быть неправым; г) желание исследовать идеи и искать «правду» (Раздаточный материал 1 уровень, 2 неделя).

Рефлексивный отчет D первый уровеньРефлексивный отчет D первый уровень

Рис. 7.


После проведения коучинга, я планировала увидеть следующие изменения в моих учителях : умение рассуждать по принципиальным вопросам, готовность в восприятию и принятию альтернативных решений, внедрение новых или модифицированных способов мышления ; в детях: умение анализировать, интерпретировать,оценивать, умение выбирать оптимальные пути решения, адаптация к изменениям в жизни, применение полученных знаний в школе; в школе: улучшение процесса обучения и преподавания, демократизация школы, адаптация к социальным изменениям, создание сетевого сообщества учителей школы.

Поддержкой была проведение коучингов со стороны учителя ІІ уровня, которая стремилась организовать процесс так, чтобы учителя лучше поняли и использовали на уроках методы критического мышления. Их достаточно много: «Корзина идей, понятий, имён», «Составление кластера», который делают наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему, «Шесть шляп», «Составление таблицы ЗХУ», «Синквейн», «Написание эссе», «Лекция с остановками», инсерт, помогающий ученикам читать текст более внимательно, способствует лучшему запоминанию материала, кластер, сводные таблицы, и т.д.

Кроме нее был проведен коучинг и учителем-менти. При проведении инструктивного коучинга, моей подопечной были использованы следующие приемы метода, как «Шесть шляп», «Мозговой штурм», «Обратная связь».

На мой взгляд, планы запланированных и проведенных мною и моими подопечными коучингов соответствуют этих процессов. Потому что на этих процессах не было обучения и навязывания своих взглядов и мнений учителям и классам, направляя действия участников процессов к самостоятельному принятию решений в ходе рефлексии.

Планируя занятие «Планирование. Составление среднесрочного плана», я стремилась организовать процесс так, чтобы учителя после проведения смогли составить среднесрочные планы, используя мои рекомендации, и применять этот вид планирования в своей повседневной практике. Я планировала достижение цели и получение ожидаемых результатов, т.е. увидеть следующие изменения в моих учителях: умение составлять и применять на практике среднесрочное планирование, вносить в свои планы и использовать на уроках приемы критического мышления. Главное, при совместной налаженной работе, при правильном планировании своих уроков, действий, можно добиться больших успехов, чем одному.

Поддержку коллег можно увидеть и при проведении менторинга. «Менторинг ( анг. mentorihg ) -длительный процесс создания доверительных ,личностно-заинтересованных взаимоотношений между ментором и подопечным, направленный на достижения у последнего существенной динамики в совершенствований знаний ,мышления ,эффективности практических действий, с целью его профессионального становления как целостной личности педагога.» (Руководство для учителей первого уровня, стр 136). Согласно моему по плану я провела менторинг.

Тематика менторингов была подобрана в соответствии с целями и задачами проведения ИвД, а именно как подопечные добьются с помощью наводящих вопросов и рекомендаций правильного составления плана и проведения коучингов, с помощью каких приемов работы можно найти пути решения проблемы и добиться хороших результатов.

Я думаю, что больших изменений в школу внести нелегко, но коллеге смогу оказать профессиональную поддержку, научить навыкам и передать свои знания по внедрению Программы семи модулей. Я провела беседу, ознакомилась с ее подходами в обучении. Вместе разработали план совместной работы. Для начала попросила разрешения посетить ее урок, потому что посещение уроков дает самое реальное представление о процессе урока, об учителе, учениках. Результатом моих наблюдений я поделилась с подопечной. Наши беседы проходили на доверительных, доброжелательных отношениях, на взаимном уважении в неформальной обстановке. При составлении среднесрочных и краткосрочных планов учитывали новый подход, использование модуля Обучение критическому мышлению, групповую работу. Учитывая мои советы, подопечная на каждом уроке ученикам, которые были пассивными, давала ответственные роли: быть наблюдателем и таймером, чтобы привлечь их к процессу. Наблюдая за группой при выполнении заданий, я увидела: дети старались вовлечь каждого члена группы при ответах на вопросы, при защите постеров . Таким образом ,подопечная добилась участия всех учеников при проведении урока. Ученики в конце урока написали эссе на тему: «Чем мне понравился урок?». Обобщая свою работу, я хочу сказать, что менторинг, проведенный с подопечным, был результативным, но ограниченное время практики не охватило много вопросов, над которыми можно еще поработать.

Достижения проведенного менторинга:

внедрение изменений в практику подопечного,

стремление развивать профессиональный рост подопечного,

дальнейшая совместная работа с подопечным.

Измерить внесенные изменения мне позволят следующие критерии успешности: на каждой из стадий урока используются свои методические приемы. Как заранее было сказано,чтобы провести исследование, были взяты фокус группы учеников. Учителя инициативной группы - это те учителя, которые были заинтересованы в процессе, которые могут повести за собой остальных, имеющие свое «я», которые хотят применять на уроках новые методы обучения. Фокус класс, которыйбыл взят, - это типичный класс в школе, где есть и сильные, и средние, и слабые ученики, т.е. такие ученики, на примерах которых мы сможем увидеть преобразования.

В фокус классе -20 учеников, из них отличников: 1, хорошистов: 7, неуспевающих: 1

По мониторингу видно, что 5% составляют отличники, 35% -хорошисты, 55% -средние ученики, неуспевающих - 5%. Класс, в котором многие учащиеся не умеют высказать свое мнение, пассивны на уроках, именно в этом классе было проведено первоначальное анкетирование по определению стартовых потребностей школы. Так как, одним из демократических улучшений способов практики является LessonStudy,для ее проведения были взяты кандидатуры трех «исследуемых» учеников: (А), (В), (С). Характеристики на этих учеников, данные учителями, показывают на правильность их выбора для исследования. (А) является учебным сектором класса, любит брать на себя ответственность, его любят одноклассники, является лидером, отличник, любопытен, любознателен, отстаивает свое мнение, владеет большим объемом информации и свободно рассуждает на различные темы. (В)является физкультурным сектором, хорошист, берется только за то, что под силу, отзывчив. (С)учится посредственно, не любит на себя брать ответственность, рассеяна, спокойна, не является лидером (Приложение).

Характеристики, данные одноклассниками, на этих учеников.

(А)является лидером класса, завоевал любовь класса своей честностью, открытостью, умением прийти на помощь в любую минуту. Редко сердится, умеет прощать. Любит математику и биологию. (С) очень любит танцевать, рисовать. Доброжелательна, вспыльчива, но отходчива.(В)любит спорт, в свободное время поет, очень хорошо читает стихи, открытый, но он любит все делать один.При сравнении этих характеристик видно, что мнения учеников и учителей чуть-чуть расходятся, потому что одноклассники знают их больше и лучше, так как больше времени проводят с ними, нежели учителя. После серии уроков,при проведении интервью«Голос ученика» ученики дали анализ урокам, которые у них были. Они отметили, что «исследуемые»ученики в процессе уроков изменялись в лучшую сторону, (В), (С) стали активными, выражали свои мысли, помогали одноклассникам.(В) вовлекся в процесс групповой работы, а от (С) никто не ожидал массу идей при выполнении постеров, кластеров. У (С) появился интерес к учебе.

Исходя из вышесказанного, хочу сказать, существует определенный набор учебных условий, который способствует развитию критического мышления.

Так, по- моему для получения промежуточных результатов в достижении намеченных целей,необходимо:

1.Предоставить время и возможность для приобретения опыта критического мышления.

2. Давать возможность учащимся размышлять.
3. Принимать различные идеи и мнения.
4. Способствовать активности учителей и учащихся в учебном процессе.
5. Убедить учащихся в том, что они не рискуют быть высмеянными.
6. Выражать веру в то, что каждый учащийся способен на критическое суждение.
7. Ценить проявление критического мышления.

При этом учащиеся должны:
1. Развивать уверенность в себе и понимать ценность своих мнений и идей;

2.Эффективно взаимодействовать с информационными пространствами;

3. Активно участвовать в учебном процессе;
4. С уважением выслушивать различные мнения;

5. Быть готовыми как формировать суждения, так и воздерживаться от иных.

В заключение, могу отметить положительные стороны по внедрению исследования в действии:

1 .Учителя, ученики ознакомились с модулем Обучение критическому мышлению и применяют на практике.

2. На своих уроках учителя стали применять новые эффективные стратегии критического мышления: «Шесть шляп», «Ключи мудреца» и т.д., ученики работают в группах.

3. Учителя стали использовать таксономию Блума при планировании и организации уроков.

Но надо отметить и слабые стороны:

1. Нерациональное использование времени.

2. Нехватка опыта.

3. Нет четких критерий наблюдения за LS.

Планы на будущее такие:

  1. Строить доверительные отношения с учителями.

  2. Применение учителями заданий на развитие критического мышления на всех уроках.

  3. На коучингах использовать таймер.

  4. Обобщать и распространять накопленный опыт.

  5. Продолжить работу по внедрению исследования в школе.

Надеюсь, мои знания, мой опыт, а также опыт моих коллег поможет коллегам сетевого профессионального сообщества для использования и применения в своих работах.

Литература:

Раздаточный материал 1 уровень, 2 неделя.

Руководство для учителя 1 уровень.

8


© 2010-2022