Рефлективный отчет по модулю программы уровневых курсов

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

город Павлодар

Филиал АО НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР группа 6

Кажебаева Н.С.

Тренер Заречная О.П.

Рефлективный отчет по модулю «Оценивание для обучения и оценивание обучения»

Требования современного образования подразумевают планирование урока таким образом, чтобы учащимися был усвоен общеобязательный государственный стандарт. Поэтому я считаю, что одним из важных факторов планирования урока является эффективное использование новых подходов преподавания и обучения, в том числе и оценивания.

Оценивание в классе не является лишь техническим приёмом. Учителя оценивают, вы­ставляя оценки в письменной или в устной форме. За любой используемой ими формой оце­нивания значатся не только объективные или недостаточно объективные нормы и стандар­ты, но и понятия о развитии, обучении и мотивации ученика, а также ценности, касающиеся таких категорий, как самооценка, способности и усилия (Александер, 2001) (Руководство для учителя, страница 161).

В настоящее время различают два вида оценивания: суммативное и формативное.

Оценивание, направленное на определение возможностей улучшения обучения, методов и форм реализации этих возможностей, является формативным, иначе оцениванием для обучения (ОдО) (Руководство для учителя, страница 161).

Школьная практика предполагала внедрение данного модуля в серию последовательных уроков по казахскому языку в седьмом классе. Поэтому формативное оценивание мною использовалось на всех уроках серии, которое было интегрировано различными средствами. Например, на уроке по теме «Серуендеу» («Прогулка») я использовала формативное оценивание в устно-словесной форме, где учащиеся оценивали результат выполнения каждого задания.

Рефлективный отчет по модулю программы уровневых курсов

На данном примере наблюдается, как ученик Алишер на этапе проверки домашнего задания оценивал в устной форме выразительность прочитанного учащимися стихотворения «Жаз деген…».

Так как данная форма взаимооценивания занимала много времени, на следующем уроке по теме «Менің жазғы демалысым» я использовала листы взаимооценивания, что рационировало время для дальнейших этапов урока. Согласно данным листам учащиеся оценивали домашнее задание по баллам.

Рефлективный отчет по модулю программы уровневых курсов




Критерии оценивания являются неотъемлемой частью формативного оценивания. При формативном оценивании критерии оценивания сфокусированы на определенной теме или разделе, тогда как при суммативном оценивании они являются обширными.

Критерии оценивания разрабатываются и используются при применении всех видов оценивания: диагностического, формативного, суммативного.

В ходе школьной практики критериальное оценивание было использовано на всех уроках серии. Критерии формативного оценивания были разработаны мною совместно с учащимися на подготовительном этапе, которыми они руководствовались при взаимооценивании (далее на фото показано, что эти критерии были оформлены на листе формата А-4 самими учащимися).

Рефлективный отчет по модулю программы уровневых курсовРефлективный отчет по модулю программы уровневых курсов

Данные критерии были составлены с учётом возрастных особенностей и следующим образом:

«5» - ешбір қатесіз (мәнерлеп оқу), что означает выполнение любого задания безошибочно. Если речь идет о стихотворении, оценка «5» выставляется при выразительном чтении стихотворении.

«4» - бір немесе екі рет қателеседі, что означает допустимость одной или двух ошибок при выполнении задания или выразительного чтения стихотворения.

«3» - үштен беске дейін қателеседі, в данном случае допускается ошибки от трех до пяти раз.

«2» - өлеңді мүлдем айтқан жоқ, тапсырманы орындаған жоқ, өз ойын айтқан жоқ. В этой ситуации оценка «2» ставится при полном отсутствии задания.

В процессе совместного обсуждения с учащимися критериев оценивания пришли к выводу, что эти критерии можно использовать, как и при оценивании задания, так и при оценивании работы учащегося в целом на уроке.

Критерии позволили учащимся более объективно оценивать друг друга. Так как критериальное оценивание учебных достижений учащихся позволяет сделать процесс выполнения работы целенаправленным, а процесс оценивания - прозрачным.

Словесное оценивание в форме похвалы, одобрения, награждения грамотами (данный вид формативного оценивания был проведен по окончании эксперимента) со стороны учителя, аплодисментов учащихся друг другу наблюдалось на каждом уроке, что мотивировало учащихся к дальнейшей эффективной деятельности.

Рефлективный отчет по модулю программы уровневых курсовРефлективный отчет по модулю программы уровневых курсов



Рефлективный отчет по модулю программы уровневых курсов








Самооценивание учащихся наблюдалось через ведение рефлективных дневников учащимися по каждому дню школьной практики, где каждый высказывал свои мысли и идеи по проведенному мною уроку с применением новых подходов преподавания и обучения, тем самым оценивая свою работу на уроке. Можно также отметить, что учащиеся дневники вели на том языке, на котором они могли выразить свои мысли.

ВРефлективный отчет по модулю программы уровневых курсов качестве примера можно привести некоторые мысли одной учащейся:

Айнұр, 9 қазан, сейсенбі.

На уроке казахского языка нас разделили на две группы. Теперь каждый урок мы будем работать по группам. У нас в группе один мальчик и три девочки. Сегодня на уроке мы составляли правила для работы в группе и распределяли обязанности. Я в группе буду секретарем. Буду записывать все наши действия. Мне очень нравиться работать по группам. Но пока что у нас есть трудности, я буду стараться хорошо работать.

Айнұр, 22 қазан,дүйсенбі.

Сегодня у нас было два урока казахского языка. Сначала мы рассказывали правила, потом проверяли друг друга, оценивали, затем отгадывали ребус. В ребусе была загадана тема урока, на которую мы в итоге и вышли. Мы читали рассказ и по этому рассказу делали кластер. Спикер выходил и рассказывал. Мне нравиться работать в группе.

Из рефлективных дневников можно сделать вывод, что учащиеся научились рефлексировать свою деятельность, исходя из чего, планировать свои действия, а также выделять трудности и пути их решения. Возможно, не на таком высоком уровне, если учитывать тот факт, что данный вид рефлексии ими ранее не проводился.

Кроме формативного оценивания в период школьной практики я также использовала суммативное оценивание.

Если целью оценивания является подведение итогов обучения для выставления отметок, процедуры сертификации или регистрации продвижения обучения, то оценивание по своей функции является суммативным и иногда называется как оценивание обучения. В случае если суммативное оценивание используется для принятия решений, которые могут повлиять на статус или будущее ученика, учителя или школы (то есть, имеющее определяющее значение), необходимо обеспечение надежности измерений, что возможно при использовании специаль­ных тестов, устанавливающих контроль над содержанием информации и условиями ее форми­рования (Руководство для учителя, страница 161).

По окончании серии последовательных уроков мною был проведен проверяющий тест по изученным темам разделов программы за первую четверть, тем самым не нарушив выполнение календарно-тематического планирования 2012-2013 учебного года.

Тест по казахскому языку 7 класса

Тестовые задания 7 класса по казахскому языку за 1 четверть составлены в соответствии с программными требованиями к содержанию и уровню знаний, умений и навыков (Оқу бағдарламасы. Оқыту қазақ тілді емес жалпы білім беретін мектептің 5-9 сыныптарына арналған «Қазақ тілі» оқу бағдарламасы. Негізгі және орта деңгей. - Астана, 2010. Бағдарлама авторлары: Оразбаева Ф.Ш., Аяпова Т.Т., Дәулетбекова Ж.Т., Рахметова Р.С., Мадиева А.Т., Рауандина А.Қ., Қалиакпар Д.Қ., Қадашева Қ.Қ. Қазақстан Республикасы Білім және ғылым Министрінің 09.07.2010 жылғы №367 бұйрығымен бекітілген; Оқулық. Қазақ тілі. Т.М. Артықова, Г.Ғ. Ермекбаева. - Алматы: Атамұра, 2012) и технологией создания теста, рекомендованной Национальным центром оценки качества образования.

План тестовых заданий:

В качестве измерителя знаний и умений учащихся 7 класса по казахскому языку за 1 четверть используются тестовые задания. Работа состоит из 20 заданий. Они расположены по нарастанию трудности и разделены на 2 блока.

Блок А содержит 17 заданий, к каждому из которых даны варианты ответов. При выполнении этих заданий требуется из предложенных вариантов выбрать правильные ответы. Блок Б содержит 3 задания при выполнении которых требуется высказать свое собственное мнение по разделу.

Тест имеет следующую структуру:

  • Раздел «Менің отбасы мүшелерім және туыстарым қай тілде сөйлейді?» (әлеуметтік-тұрмыстық ая) включает 7 заданий, проверяющих выполнение следующих требований программы:

  • Отбасы мүшелерінің тілдеріне қатысты оқығандарын жазбаша мазмұндау.

  • Тақырып бойынша өз ойын айту. Отбасы мүшелері және олардың қай тілде қалай сөйлейтіні туралы өз ойын айту.

  • Отбасы мүшелерінің тілдеріне қатысты 9-10 сөйлемнен тұратын мәтін жазу. Берілген тірек сөздер бойынша баяндау, суреттеу, сипаттау мәтіндерін құрап жазу.

  • Раздел «Сыйлықтар. Мен досыма қандай сыйлықтар беремін?» (әлеуметтік-тұрмыстық ая) включает 7 заданий, проверяющих выполнение следующих требований программы:

  • Сыйлықтарға қатысты айтылған ақпараттарды түсіну.

  • Оқу мәтіндеріндегі тірек сөздерді ажырату. Сыйлық түрлеріне қатысты оқығандарын жазбаша мазмұндау.

  • Тақырып бойынша өз ойын айта алу. Құттықтауға қатысты сөз орамдарын пайдаланып, достарына тілек айту.

  • Сыйлық түрлері мен олардың ерекшелігіне қатысты мәтін жазу. Берілген тірек сөздер бойынша мәтін құрап жазу.

  • Раздел «Менің жазғы демалысым» (әлеуметтік-тұрмыстық ая) включает 6 заданий, проверяющих выполнение следующих требований программы:

  • Жазғы демалысқа қатысты айтылған ақпараттарды түсіну. Мазмұны бойынша өз ойын айту.

  • Оқу мәтіндеріндегі тірек сөздерді ажырата алу. Жазғы демалысқа қатысты оқығандарын жазбаша мазмұндау.

  • Тақырып бойынша өз ойын айту.

  • Өзінің жазғы демалысын қалай және қайда өткізгені туралы баяндамалық сипаттағы мәтін жазу.










Технологическая матрица

Распределение заданий по содержанию и видам

учебно-познавательной деятельности

Содержательные линии

Воспроизве-дение знаний

Применение знаний

Интеграция знаний

Процент соотношения в тесте

«Менің отбасы мүшелерім және туыстарым қай тілде сөйлейді?»

3

3

1

40%

«Сыйлықтар. Мен досыма қандай сыйлықтар беремін?»

3

3

1

15%

«Менің жазғы демалысым»

3

2

1

25%


40%

35 %

25 %

100 %

Расчет баллов для перевода их в оценку


Оценка


Интервал набранных баллов

Численность учащихся, набравших указанное количество баллов

«2»

0-11

0

«3»

12-15

4

«4»

16-18

4

«5»

19-20

2


Қазақ тілінен тест

Тест по казахскому языку

7 класс, 1 четверть

БЛОК А (лексический)


Оқушы _______________________________ 2012 жылдың 27 қазаны

1. Көп нүктенің орнына керекті сөзді қойыңдар. «Ағасы бардың ... бар»:

А) тынысы

Б) жағасы

В) көңілі

Г) отбасы

2. Төмендегі мақалдардан құрмалас сөйлемді табыңдар:

А) Бес саусақ бірдей емес.

Б) Отан - оттан да ыстық.

В) Тәрбие отбасынан басталады.

Г) Әкең өлсе де, әкеңді көрген өлмесін.

3. Тәрбие қайдан басталатынын табыңдар:

А) мектептен

Б) балабақшадан

В) отбасынан

Г) достарынан

4. Ысырап сөзінің синонимі:

А) теріс әрекет

Б) босқа шашу

В) құрметтеу

Г) зиянды

5. Тілашар қандай салт?

А) бала дүниеге келгендегі той

Б) баланы бесікке салу тойы

В) бала жүре бастағандағы той

Г) бала сөйлей бастағандағы той

6. Бақытты отбасын құруға ең қажеттісін табыңдар:

А) үй

Б) көлік

В) татулық

Г) үй ішіндегі заттар

7. Орынсыз сыйлықтардың қатарына жататынын табыңдар:

А) кітап

Б) гүл

В) картина

Г) аяқ киім

8. Зергерлік бұйымдарға жатпайтынын табыңдар:

А) жүзік

Б) алқа

В) иісмай

Г) сырға

9. Сыйлық таңдау неге байланысты?

А) жасқа

Б) уақытқа

В) тұрмысқа

Г) талғамға

10. Берілген құттықтаулардың қайсысы туған күнге қатысты?

А) Мерекеңіз құтты болсын!

Б) Шаңырақтарың биік болсын!

В) Керегелерің кең болсын!

Г) Жастан жасқа жете беріңіз!

11. Берілген сөйлемге қандай тұйық етістікті қойғанда сыйлықты тарту мәні шығады? Сыйлықты..

А) сату

Б) ұту

В) бөлу

Г) сыйлау

12. Берілген гүл атаулары құрамына қарай қандай сөздер қатарына жатады?

Итмұрын, лалагүл, ақгүл, нарғызгүл

А) дара сөздер

Б) қос сөздер

В) тіркескен сөздер

Г) біріккен сөздер

13. Жаз деген не? Сұрақтың жауабын табыңдар.

А) қыстың жалғасы

Б) күздің басы

В) көктемнің жалғасы

Г) қыстың ортасы

14. Қайсысы төрт түлік малға жатпайды?

А) піл

Б) қой

В) түйе

Г) сиыр

15. Қазақтың «Швейцариясын» табыңдар.

А) Алматы

Б) Астана

В) Көкшетау

Г) Қарағанды

16. Туынды сын есімнің қандай сөз табынан екенінанықтаңдар. Ұялшақ бала

А) зат есім

Б) сын есім

В) сан есім

Г) етістік

17. Берілген сөйлемді дұрыс аяқтаңдар:

Біз жазда саяхатқа ...

А) түсеміз

Б) көреміз

В) шомыламыз

Г) шығамыз


БЛОК Б (творческо-логический)

1. «Ағасы бардың жағасы бар, ....». Берілген мақалды жалғастырып, оның тәрбиелік мәнін түсіндіріңдер.

2. Қалай ойлайсың, сыйлықтың ақшалай берілгені дұрыс па? Жауапты дәлелде.

3. Жазғы демалыста қандай жоспарларың бар? Әңгімелеп беріңдер. Осы тақырыпқа синквейн құрып көріңдер.

Анализ данного теста показывает, что учащимися усвоен программный материал за первую четверть. Успеваемость составляет 100 %, качество знаний - 60 %, из чего можно сделать вывод, что дети подтвердили свои знания. Можно отметить, что технология создания данного теста, рекомендованной Национальным центром оценки качества образования, применима на уроке казахского языка.

Качественный анализ тестовых заданий непосредственно по разделам общеобразовательной программы можно показать следующим образом:

Содержательные линии/разделы программы

Воспроизведение знаний

% в среднем

по классу

Применение

знаний

% в среднем

по классу

Интеграция

знаний

% в среднем

по классу

«Менің отбасы мүшелерім және туыстарым қай тілде сөйлейді?»

63,29

59,97

50

«Сыйлықтар. Мен досыма қандай сыйлықтар беремін?»

66,64

49,97

80

«Менің жазғы демалысым»

83,31

49,95

70%

Исходя из выше изложенных цифровых данных, мною был сделан вывод, что в последующей деятельности необходимо составить индивидуальный план работы по коррекции ошибок, допущенных при выполнении тестовых заданий; при планировании урока необходимо обратить внимание на задания, ориентированные применению знаний; но и соответственно на задания интеграции знаний, так как у учащихся выполнение заданий данного блока вызвало затруднения, что требует систематического использования задания уровня интеграции знаний.

Могут ли суммативные данные быть использованы формативно?

Баллы и уровни групп учеников часто упоминаются как «данные». Собранные суммативные данные способствуют идентифицированию работ и обращению особого внимания учителей к группам, работающим выше или ниже ожидаемого уровня. В этом контексте суммативное оценивание (в числовой форме) не является глав­ным, и учитель возвращается к данным (наблюдение и интерпретация), на которых оно и основано. Затем учитель составляет формативное оценивание (в устной форме) о том, как эти данные опреде­ляют уровень обучения ученика, какого уровня ему необходимо достичь и как лучше это сделать (Руководство учителя, страница 164).

В заключении хотелось бы сказать, что применение данного модуля в серии уроков достигает определенных результатов в обучении и совершенствование обучения через оценивание зависит от следующих ключевых факторов:

1. Обеспечение эффективной обратной связи с учениками.

2. Активное участие учеников в собственном обучении.

3. Изменение преподавания с учетом результатов оценивания.

4. Признание значительного влияния оценивания на мотивацию и самооценку учеников, что в свою очередь решающим образом влияет на обучение.

5. Необходимость того, чтобы ученики могли оценивать сами себя и понимать, как улучшить свое обучение.

© 2010-2022