• Преподавателю
  • Другое
  • Выступление на педсовете на тему: «Учитель, воспитатель, ученик – творческий диалог» (из опыта работы)

Выступление на педсовете на тему: «Учитель, воспитатель, ученик – творческий диалог» (из опыта работы)

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГКОУ "Пензенская школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам»





Выступление на педсовете

на тему:

«Учитель, воспитатель, ученик - творческий диалог»

(из опыта работы)

Выступление на педсовете на тему: «Учитель, воспитатель, ученик – творческий диалог» (из опыта работы)

Выполнил: воспитатель

Цапулина Н.В.

Пенза

2014г.

Сегодня обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые, способные к сотрудничеству люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Федеральный государственный стандарт общего образования выдвигает в качестве главных задач школы формирование общей культуры ученика, решение в процессе обучения мировоззренческих, развивающих и воспитательных задач, задач социализации. Поэтому школа должна обеспечить учащегося универсальными знаниями.

Коллектив группы был вновь сформирован в сентябре 2013 года детьми разных возрастов (7-14 лет). Уровень развития коллектива, по методике Лутошкина А.Н, соответствовал «песчаной россыпи» (вроде все вместе и в тоже время каждый отдельно, не было общих интересов и общих дел, возникали конфликтные ситуации, из которых дети не могли найти компромиссного решения. Не все дети могли поддержать диалог, перебивали, выкрикивали).

Перед нами встала задача сплочения детского коллектива. (Как мы росли, вы увидите в презентации группы). Необходимо было создать благоприятный психологический климат в группе, который способствовал бы более полному развитию детей, их самореализации. Воспитание строилось на началах гуманности и веры в ребенка, на основе воспитания творчества и сотрудничества педагогов с детьми.

Мы принимали ребенка таким, какой он есть. Оценивали факты, а не личность. Мы одинаково любим и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и прилежного. Радуемся успехам каждого.

Старались понимать детей, то есть стать на их позицию, принимать их заботы и дела как серьезные и считаться с ними. Были оптимистами, верили в преобразующую силу воспитания.

Искали пути воспитания, обучения и развития. Каждое утро начиналось с общения воспитателя и учителя. Это был диалог двух сторон: делились успехами и проблемами воспитания и обучения. Искали совместные пути решения педагогических ситуаций.

В процессе воспитания посредством проблемно-диалоговой технологии, обеспечивалось творческое усвоение знаний учащимися. Подобная форма работы помогает поставить вопрос для исследования, вызывая интерес к новому, формируя познавательную мотивацию. Когда появлялся интерес к теме, менялся и характер высказываний детей, они становились более развернутыми и связными.

А при активизации коммуникативной деятельности решаются и познавательные задачи, совершенствуются мыслительные процессы. Проблемно - диалоговая технология воспитателями применяется повсеместно и в индивидуальной работе с детьми, и на самоподготовке, и, конечно же, на воспитательских часах, где без творческого подхода не обойтись. Творческая работа - это и процесс, и продукт деятельности, это и личное качество, и среда, создающая условия для самореализации. На воспитательских часах использовали побуждающий или подводящий диалог, который помогал поставить проблему, сформулировать тему занятия, тем самым вызывая у детей интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем посредством опять же побуждающего или подводящего диалога воспитатель организует поиск решения или «открытие» нового знания. При проблемном методе обучения информация даётся не в полном объёме, создаётся трудность, что бы дети искали недостающую информацию, либо догадывались. При этом достигается подлинное понимание детьми материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам. Ставя проблему, мы выслушивали всевозможные варианты её решения, которые предлагали дети. Существуют следующие этапы решения проблемной ситуации:

  1. Описание проблемной ситуации.

  2. Формулировка проблемы

  3. Выдвижение гипотезы

  4. Проверка гипотез и выбор правильного решения

Способы разработки проблемных ситуаций:

  1. Несоответствие между имеющимися у детей знаниями и новой информацией.

  2. Необходимость выбора 1 правильного варианта из ряда предложенных.

  3. Необходимость поиска и устранения ошибок и неточностей (в ситуацию закладываются ошибки, а дети их исправляют). Н-р, ситуации по этикету, правилам поведения.

  4. Необходимость формулировки и воспроизведения разных точек зрения разных позиций на одно и то же.

Отмечу, что решение проблемных ситуаций соответствует 5 уровню учебных задач - задачи на продуктивное творческое мышление, и дети смогут с ней справиться только в том случае, если они овладели предыдущими уровнями:

Уровни учебных задач

Ключевые фразы для заданий

1 уровень решения учебных задач (задачи на воспроизведение знаний)

Развивает память

Назовите

Перескажите

Покажите

Повторите

2 уровень (задачи, решение которых предполагает простые мыслительные операции на сравнение, различение, конкретизацию, обобщение, анализ, синтез)

Что общего

Найдите отличия

Что произойдет, если

Какова причина

Приведи свой пример

Предложи другие варианты

Объясни своими словами

3 уровень - задачи, решение которых основано на сложных мыслительных операциях (задачи на оценку чего - либо, аргументацию к-л положений)

Докажите, что

Оцените возможность

Можно ли использовать

Аргументируйте

4 уровень - задачи на сообщение знаний (задачи на воспроизведение информации, но уже на уровне интерпретации)

Подготовьте сообщение на тему

Сделайте конспект

Назовите главные признаки

Выполните самостоятельно следующую работу

5 уровень - задачи на продуктивное творческое мышление (решение проблемных ситуаций, разработка проектов, творческие задания, задачи на применение знаний в реальной жизни)

Объясните -почему

Решите проблемную ситуацию

Разработайте проект

Задания на применение знаний в реальной жизни

При создании условий для развития творческих способностей, стремления к творческому восприятию, самостоятельному мышлению, повышению мотивации в своей работе использую следующие методы и методики

  1. воспитание словом

  2. воспитание делом (давайте вместе)

  3. воспитание отношений (я очень рада, что ты.., меня огорчает, что у тебя..)

  4. воспитание общением

  5. воспитание ситуацией

  6. воспитание игрой

1) Использование элементов драматизации;

2) Обсуждение возможных вариантов продолжения рассказа.

3) Ситуативный практикум

4)Сюжетно - ролевая игра (опыт, который дети проживают в игре, остаётся у них как жизненный опыт)

5)Работа с пословицам

6)Рефлексия - дети обсуждают полученный результат, анализируют, делают выводы.

7) «Передай улыбку по кругу», «Комплимент», «Азбука добрых слов» и др. ( Для создания атмосферы доброжелательности и комфорта, преодоление отрицательных эмоций).

8) Ситуации успеха - когда каждый ребёнок сможет почувствовать и испытать вкус успеха и победы.

В процессе творческого диалога у детей развиваются и коммуникативные компетенции, что способствует их социализации.

В начале учебного года имели место конфликты, провоцируемые отдельными воспитанниками. Не всегда ладил с другими Демин М, Климов А., Ошкин А. Индивидуальные беседы, тренинговые занятия, разбор ситуаций помогли детям осознать свои ошибки, учили избегать конфликтных ситуаций. Микроклимат в группе улучшился. Дети стали вежливые, доброжелательнее, стало меньше ссор.

Уровень развития детского коллектива на конец учебного года соответствовал «мягкой глине». Более заинтересованными и ответственными в делах группы и интерната стали Рыжова О., Раскидная А., Гуськов К.

© 2010-2022