Разработка классного часа по теме

ТЕМА: ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА, ПРИЧИНЫ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ Цель урока: - познакомить учащихся с видами ЧС природного и техногенного характера, общими правилами поведения; совершенствовать навыки безопасного поведения и действий в случае возникновения ЧС; - развивать умение анализировать ЧС, принимать наиболее правильное решение в экстремальной ситуации; - воспитывать чувства ответственного отношения к своему здоровью, уверенности в своих силах, чувства с... вещества с преимущественно удушающим действием (хлор, фосген, хлорпикрин) вещества преимущественно общеядовитого действия (окись углерода, цианистый водород и др.); вещества, обладающие удушающим и общеядовитым действием (акрилонитрил, азотная кислота и окислы азота, сернистый ангидрид и др.); вещества, действующие на генерацию, проведение и передачу нервного импульса – нейротропные яды (сероуглерод, тетраэтил – свинец, фосфорорганические соединения) вещества, обладающие удушающими и нейротропным действием (аммиак, гептил, гидразин и др.); метаболические яды (окись этилена, дихлорэтан и др.); вещества, нарушающие обмен веществ (диоксин). По масштабу распространения поражающих факторов аварии на химически опасных предприятиях подразделяются на локальные(частные) – если они не выходят за границу их санитарно-защитной зоны, местные – когда они охватывают также отдельные участки близлежащей жилой застройки, и региональные – когда в них попадают обширные территории города, района, области с высокой плотностью населения. Наиболее распространенными АХОВ являются хлор и аммиак. В большинстве случаев при обычных условиях АХОВ находятся в... Брейн- ринг 2)Кроссворд (м.доска)     IV Подведение итогов
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

08/04/2015 10 класс кл.рук. Кандымов Р.И.

ТЕМА: ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА, ПРИЧИНЫ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Цель урока:
- познакомить учащихся с видами ЧС природного и техногенного характера, общими правилами поведения; совершенствовать навыки безопасного поведения и действий в случае возникновения ЧС;
- развивать умение анализировать ЧС, принимать наиболее правильное решение в экстремальной ситуации;
- воспитывать чувства ответственного отношения к своему здоровью, уверенности в своих силах, чувства сострадания.

Тип урока: комбинированный

Учебно-наглядный комплекс: ПК, проектор

Ход урока:

I. Вступительная часть

Организационный момент

II. Основная часть

- объявление темы и цели занятия

Жизнь человеческая полна неожиданностей. Никто и никогда не может быть уверен в своём постоянном благополучии, в том, что с ним завтра или через час ничего не случится. Человек идёт по улице в прекрасном настроении, думает только о хорошем и вдруг... на него или рядом с ним падает кирпич. Хорошее настроение сразу пропадает, спокойная жизнь кончается. Травма, шок или, в лучшем случае, стрессовое состояние выводят человека их строя. Каждый из нас может попасть в аварию, под удар электрического тока или, в конце концов, просто заболеть. В век техники мы не можем быть застрахованы от неожиданностей и несчастных случаев. За удобства, которые несёт нам технический прогресс, надо платить.

В любой экстремальной ситуации человек должен знать, как себя вести. Учиться этому надо с детства. Ведь от того, как поведет себя человек в той или иной ситуации, часто зависит его здоровье, а порой и жизнь.(сл.№3)

Воздействия, способные вызывать негативные нарушения в самочувствии и здоровье людей, называются опасностями.

Опасность - свойство элементов системы «человек - среда обитания», способное причинять ущерб людям, природной среде и материальным ресурсам. Все опасности по источникам их возникновения принято делить на естественные и антропогенные.

Естественные опасности возникают при стихийных явлениях в биосфере, таких как землетрясения, наводнения, ураганы, циклоны, лавины. Характерной особенностью естественных опасностей является неожиданность их возникновения, хотя некоторые из них человек научился предсказывать, например, ураганы, цунами. (сл.№4-12)

Возникновение антропогенных опасностей связано, прежде всего, с активной техногенной деятельностью человека. Источниками антропогенных опасностей являются сами люди, а также технические средства, здания и сооружения, транспортные магистрали - все, что создано человеком. (сл.№14-19)

Опасными бедствиями являются производственные аварии. Особую опасность представляют аварии на предприятиях нефтяной, газовой и химической промышленности.

(сл.№21) Химическая авария - это нарушение технологических процессов на производстве, повреждение трубопроводов, емкостей, хранилищ, транспортных средств, приводящее к выбросу АХОВ в атмосферу в количествах, представляющих опасность для жизни и здоровья людей, а также функционирования биосферы.

Химические аварии могут сопровождаться взрывами и пожарами. Опасность химической аварии для людей и животных заключается в нарушении нормальной жизнедеятельности организма и возможности отдаленных генетических последствий. При попадании АХОВ в организм через органы дыхания, кожу, слизистые оболочки, раны и вместе с пищей возможен летальный исход.

(сл.№22) Химически опасным объектом (ХОО) называется объект народного хозяйства, при авариях и разрушениях которого могут произойти массовые поражения людей, животных и растений АХОВ. (сл.№23) К таким объектам, в первую очередь, относятся предприятия оборонной, химической, нефтеперерабатывающей, целлюлозно-бумажной, пищевой промышленности. (Назовите объекты в нашем селе)

Аварийными химически опасными веществами называются токсичные химические вещества, применяющиеся в народнохозяйственных целях и способные при утечке из разрушенных и поврежденных технологических емкостей, хранилищ и оборудования вызвать массовое поражения людей. (сл.№24)

Все АХОВ условно делятся на следующие группы:

  • вещества с преимущественно удушающим действием (хлор, фосген, хлорпикрин)

  • вещества преимущественно общеядовитого действия (окись углерода, цианистый водород и др.);

  • вещества, обладающие удушающим и общеядовитым действием (акрилонитрил, азотная кислота и окислы азота, сернистый ангидрид и др.);

  • вещества, действующие на генерацию, проведение и передачу нервного импульса - нейротропные яды (сероуглерод, тетраэтил - свинец, фосфорорганические соединения)

  • вещества, обладающие удушающими и нейротропным действием (аммиак, гептил, гидразин и др.);

  • метаболические яды (окись этилена, дихлорэтан и др.);

  • вещества, нарушающие обмен веществ (диоксин).

По масштабу распространения поражающих факторов аварии на химически опасных предприятиях подразделяются на локальные (частные) - если они не выходят за границу их санитарно-защитной зоны, местные - когда они охватывают также отдельные участки близлежащей жилой застройки, и региональные - когда в них попадают обширные территории города, района, области с высокой плотностью населения. Наиболее распространенными АХОВ являются хлор и аммиак.

В большинстве случаев при обычных условиях АХОВ находятся в газообразном или жидком состоянии. Однако при производстве, использовании, хранении и перевозке газообразные вещества, как правило, сжимают, приводя в жидкое состояние. Это резко сокращает занимаемый ими объём. При аварии в атмосферу выбрасывается АХОВ, образуя облако заражения. Двигаясь по направлению приземного ветра, обла­ко АХОВ может сформировать зону заражения глубиной до десятков километров, вызывая поражения людей. Рассмотрим подробнее свойства некоторых АХОВ.

Хлор - при нормальных условиях газ жёлто-зелёного цвета с резким раздражающим специфическим запахом. Тяжелее воздуха примерно в 2,5 раза. Вследствие этого стелется по земле, скапливается в низинах, подвалах, колодцах, тоннелях. Используется он в производстве хлорорганических соединений. В большинстве случаев применяется для отбеливания тканей и бумажной массы, обеззараживания питьевой воды, как дезинфи­цирующее средство и в различных других отраслях промышленности. При воздействии хлора в незначительных концентрациях наблюдаются покраснение конъюнктивы, слизистой мягкого неба и глотки, бронхит, охриплость, легкая одышка, чувство сдавливания в груди. При малой и средней концентрации отмечаются загрудинные боли, жжение и резь в глазах, слезотечение, сухой кашель, увеличивается одышка, учащается пульс, возможно развитие токсического отека легких. Поражает лёгкие, раздражает слизистые и кожу.

Аммиак - при нормальных условиях бесцветный газ с характер­ным резким запахом («нашатырного спирта»), почти в два раза легче воздуха. При выходе в атмосферу дымит. 10% -и раствор аммиака поступает в продажу под названием «нашатырный спирт». Он находит применение в медицине и в домашнем хозяйстве (при стирке белья, выведении пятен и т.д.). Пары аммиака сильно раздражают слизистую оболочку и кожные покровы, вызывают покраснение и зуд кожи, резь в глазах, слезотечение, кашель, затрудненное дыхание, возможна рефлекторная остановка дыхания, охриплость голоса. Если воздействие аммиака продолжается, может возникнуть угроза отека легких, рвота, возбуждение, появляются судороги. При соприкосновении жидкого аммиака и его растворов с кожей возникает жжение, возможен химический ожог с пузырями.

При соприкосновении жидкого аммиака и его растворов с кожей возникает обморожение, жжение, возможен ожог с пузырями, изъязвления.

Синильная кислота - это цианистый водород, цианисто-водородная кислота - бесцветная прозрачная жидкость. Она обладает своеобразным дурманящим запахом, напоминающим запах горького миндаля

Сероводород - бесцветный газ с резким неприятным запахом. Сероводород опасен при вдыхании, раздражает кожу и слизистые оболочки. Первые признаки отравления: головная боль, слезотечение, светобоязнь, жжение в глазах, металлический привкус во рту, тошнота, рвота, холодный пот.

Первые признаки ингаляционного отравления парами ртути выражаются в тяжелом поражении дыхательных путей: озноб, насморк, одышка, бронхит, резкий сухой кашель. Через 8-24 часа появляются слабость, головные боли, боли при глотании, повышение температуры, развивается тяжелое токсическое воспаление легких и их токсический отек.

(сл.№25) Защитой от АХОВ служат фильтрующие промышленные и гражданские противогазы, промышленные респираторы, изолирующие противогазы, убежища ГО. Из простейших средств защиты можно использовать ватно-марлевую повязку, смоченную водой, а лучше 2% -м раствором питьевой соды.

От аммиака защищает противогаз марки КД и промышленные респираторы. В крайнем случае надо воспользоваться ватно-марлевой повязкой, смоченной водой или 5% -м раствором лимонной кислоты.

Защиту органов дыхания от синильной кислоты обеспечивают промышленные противогазы марок, а также гражданские противогазы ГП-5, ГП-7 и детские.

(сл.№26) Действия при химической аварии. Получив информацию об аварии и опасности химического заражения, (сл.№27) наденьте средства индивидуальной защиты органов дыхания или простейшие средства защиты кожи - плащ, накидку, затем укройтесь в ближайшем убежище или покиньте район бедствия. Ни в коем случае не прячьтесь в подвальных или полуподвальных помещениях, а также на первых этажах многоэтажных зданий, поскольку в них могут накапливаться ядовитые вещества.

Если средства защиты отсутствуют и поблизости нет убежища, оставайтесь дома. Плотно закройте окна и двери, дымоходы, вентиляционные отдушины. Заклейте щели в окнах и стыки рам лейкопластырем или обычной бумагой, завесьте двери одеялами или плотным тканями. Надежная герметизация жилища значительно уменьшает проникновение ядовитых веществ внутрь помещения.

Покидая в случае необходимости свое убежище, выключите источники тепла и электроэнергии, потушите огонь в печи, закройте газ, возьмите с собой документы и необходимые вещи. Выходя на улицу, наденьте противогаз или ватно-марлевую повязку, плащ, резиновые сапоги и шапочку.

Если не было указано куда идти, или вы не услышали этой информации, то зону заражения следует покидать в направлении, перпендикулярном направлению ветра. При этом надо соблюдать следующие правила:

- на всем пути движения используйте средства защиты кожи и органов дыхания. Для защиты органов дыхания используйте противогаз, а при отсутствии - ватно-марлевую повязку (или подручные изделия из ткани), смоченную в воде, 2-5 %-ном растворе пищевой соды (для защиты от хлора), 2 %-ном растворе лимонной или уксусной кислоты (для защиты от аммиака);

- двигайтесь быстро, но не бегите и не поднимайте пыль, избегайте проходов через тоннели, лощины, овраги и другие низменные участки местности - там возможны застой и скопление отравляющих веществ;

- выйдя из зоны заражения, снимите верхнюю одежду, промойте водой глаза и открытые участки тела, прополощите рот;

- при подозрении на отравление ядовитыми веществами исключите любые физические нагрузки, примите обильное питьё и немедленно обратитесь к медицинскому работнику.

Если вы попали под непосредственное воздействие АХОВ, при первой возможности примите душ. Зараженную одежду постирайте или выбросьте. Проведите тщательную уборку помещения. Воздержитесь от употребления водопроводной (колодезной) воды, фруктов и овощей из огорода, мяса скота и птицы, забитых после аварии, до официального заключения об их безопасности.

III Закрепление

  1. Брейн- ринг

2)Кроссворд (м.доска)

IV Подведение итогов

© 2010-2022