• Преподавателю
  • Другое
  • Рабочая программа по дисциплине Основы латинского языка с медицинской терминологией

Рабочая программа по дисциплине Основы латинского языка с медицинской терминологией

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Черемховский медицинский техникум»
















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОСНОВЫ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА С МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ


по специальности _____060101 «Лечебное дело»























2014

ОДОБРЕНА

ЦМК «Общепрофессиональных

дисциплин»

Протокол № _____

от «___» ____________ 20__ г.

Председатель __________Н.Н.Краевская

Составлена в соответствии с

Государственными требованиями

к минимуму содержания и

уровню подготовки выпускника

по специальности 060101 «Лечебное дело»

Заместитель директора по учебной работе

_________ Вершинина Н.А.

































Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования

060101 Лечебное дело, входящее в укрупненную группу 060000 Здравоохранение, по направлению 060101 Лечебное дело

Организация-разработчик: Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Черемховский медицинский техникум»

Разработчики:

Тушина Маргарита Викторовна - преподаватель высшей квалификационной категории ОГБОУ СПО «Черемховский медицинский техникум»










СОДЕРЖАНИЕ




1. Паспорт образовательной программы учебной дисциплины

2. Структура и содержание учебной дисциплины.

3. Условия реализации учебной дисциплины.

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины.

стр.


5


6


11



13



1. ПаСПОРТ РАБОЧЕЙ программы УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы латинского языка с медицинской терминологией»


1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО 060101 «Лечебное дело»

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту по специальности 060101 Лечебное дело дисциплина «Основы латинского языка с медицинской терминологией» относится к общепрофессиональным дисциплинам.

(ОП.07).

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины.

Основная цель обучения дисциплине «Основы латинского языка с медицинской терминологией»-заложить основы терминологической компетентности специалиста-медика, способность и готовность к использованию медицинской терминологии (анатомической, фармацевтической, клинической), реализации этико-деонтологических принципов при изучении профессиональных модулей и общепрофессиональных дисциплин и в дальнейшей профессиональной деятельности.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- правильно читать и писать на латинском языке медицинские (анатомические, клинические и фармацевтические) термины;

- объяснять значения терминов по знакомым терминоэлементам;

- переводить рецепты и оформлять их по заданному нормативному образцу.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- элементы латинской грамматики и способы словообразования;

- 500 лексических единиц;

- глоссарий по специальности.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов

(теория - 18 часов, практические занятия - 18 часов);

самостоятельной работы обучающегося 18 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:


практические занятия

18

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

18

в том числе:


Заполнение рецептурной тетради

1


Лингвистический проект

4

Составление таблиц

1

составление тематических кроссвордов

2

подготовка сообщений

1

Написание эссе

6

Подготовка к конференции «Общекультурное значение латинского языка»

3

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2. тематический план и содержание образовательной дисциплины

«Основы латинского языка с медицинской терминологией»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Фонетика

5


Тема 1.1.

Введение. Фонетика.

Краткая история латинского языка, его роль в медицине и общегуманитарное значение. Общие сведения о медицинской терминологии. Подсистемы медицинской терминологии.

Фонетика. Латинский алфавит. Произношение гласных и согласных букв, буквосочетания. Долгота и краткость слога. Правила ударения и правила чтения.



2



3


Практическое занятие.

2



Самостоятельная работа:

  • Подготовка сообщения «История развития латиницы».

1


Раздел 2 .

Морфология

23


Тема 2.1.

Имя существительное

1-2 склонений

Грамматические категории имен существительных. Словарная форма.

Определение склонения. Существительные 1-го и 2-го склонения. Несогласованное определение. Латинизированные греческие существительные на -on.


2


3


Практическое занятие.

2



Самостоятельная работа:

  • Составление кроссворда

2


Тема 2.2.

3-е, 4-е ,5-е склонения имен существительных


Окончания существительных мужского, женского и среднего рода 3-го склонения. Словарная форма. Исключения из правила о роде. Систематизация признаков рода существительных 3-го склонения. 4-ое и 5ое склонение существительных.

Согласование прилагательных первой и второй группы с существительными 3, 4, 5 склонений.



2



3


Практическое занятие.

2


Самостоятельная работа:

  • Подготовка эссе «Gaudeaums» в студенческом мире».

2


Тема 2.3.

Имя прилагательное

Грамматические категории прилагательных: род, число, падеж. Две группы прилагательных. Словарная форма. Прилагательные первой и второй группы. Согласованное определение. Сравнительная и превосходная степень прилагательных и их употребление в анатомической терминологии

2



3


Практическое занятие.

2



Самостоятельная работа:

  • составление таблицы «Алгоритм согласования прилагательных с существительными»


1



Тема 2.4.

Глагол


Грамматические категории: лицо, число, время, наклонение, залог. Словарная форма. Основа глагола. Четыре спряжения глаголов. Образование повелительного и сослагательного наклонений глагола, их употребление в стандартных рецептурных формулировках.



2


Практическое занятие

2



Самостоятельная работа выполнение индивидуального проектного задания «Подготовка трехъязычного словаря (русско-латинско-английского) медицинских терминов»


2


Раздел 3.

Рецепт.

5



Тема 3.1

Латинская часть рецепта.

Оформление латинской части рецепта. Предлоги в рецептах. Рецептурные сокращения. Название групп лекарственных средств по их фармакологическому действию. Частотные отрезки в названиях лекарственных веществ и препаратов. Химическая номенклатура. Название химических элементов и их соединений (кислот, оксидов, солей).



2



3


Практическое занятие.

2


Самостоятельная работа:

  • заполнение рецептурной тетради

1


Раздел 4.

Клиническая терминология

19


Тема 4.1.

Латинские и

греческие корни

и приставки

Состав слова. Понятие «терминоэлемент» (ТЭ). Важнейшие латинские и греческие приставки

Греческие клинические ТЭ.


2


3

Тема 4.2.

Греко-латинские дублеты.

Важнейшие греко-латинские дублеты. Использование в медицинской терминологии

2


Самостоятельная работа:

  • написание эссе «Клятва Гиппократа. Значение для профессиональной деятельности специалиста-медика».

2

Практическое занятие

2

3

Тема 4.3.

Суффиксы в клинической терминологии. Латинские и греческие числительные. Предлоги.

Особенности структуры клинических терминов. Суффиксы -oma, -it(is)-, -ias(is)-, -os(is)-, -ism- в клинической терминологии. Анализ клинических терминов по ТЭ, конструирование терминов в заданном значении.

Латинские и греческие числительные-приставки и предлоги в медицинской терминологии. Профессиональные медицинские выражения на латинском языке. Латинские пословицы и афоризмы.




2


Практическое занятие

2


Самостоятельная работа:

  • выполнение индивидуального проектного задания «Подготовка трехъязычного словаря (русско-латинско-греческого) медицинских терминов»


2




  • подготовка к проведению конференции «Общекультурное значение латинского языка».

3

  • подготовка эссе «Вечные истины на вечной латыни».

2

Раздел № 5 Зачетное занятие

2


Практическое занятие Выполнение итогового теста. Решение кроссворда «Лексика». Задача «Составь термин ».

2



Всего:

В том числе

Практические занятия

Самостоятельная работа обучающихся

54


18

18








Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)















3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета основ латинского языка с медицинской терминологией.

Оборудование учебного кабинета


Наглядные пособия: таблицы (фонетические, морфологические, грамматические), плакаты (пословицы, поговорки, афоризмы), слайды, компакт-диски с учебным материалом.

Инструктивно-нормативная документация: государственные требования к содержанию и уровню подготовки обучающихся по дисциплине, постановления, приказы, инструкции, информационные письма Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, соответствующие профилю дисциплины; инструкции по охране труда и противопожарной безопасности; перечень информационного и материально-технического оснащения кабинета.

Учебно-программная документация: примерная учебная программа, рабочая учебная программа, календарно-тематический план.

Методические материалы: учебно-методические комплексы, контролирующие и обучающие программы, учебно-методические рекомендации для студентов по самостоятельной работе, схемы логико-дидактических структур, ориентировочных основ действий, контрольно-оценочные средства.

Технические средства обучения: компьютерное и мультимедийное оборудование, видео-аудиовизуальные средства обучения.

3.2 Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.


Основные источники:


  1. Панасенко Ю. Ф. Основы латинского языка с медицинской терминологией. - ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 352 с. Гриф МО РФ.



Дополнительные источники:

  1. Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь. - Москва, Русский язык, 2000

  2. Барсов С.Б. Вечные истины на вечной латыни. - Москва, Центрополиграф, 2004

  3. Ахтёрова О.А. Латинский язык. - Москва, Проспект, 2006

  4. Нечай М.Н. Латинский язык. - Ростов -на-Дону, Феникс, 2007







4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий с использованием тестовых заданий, терминологических диктантов / блиц-опроса, чтения и перевода упражнений; составления таблиц, схем, а также выполнения индивидуальных заданий, подготовки докладов, эссе, лингвистического проекта.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

- правильно читать и писать на латинском языке медицинские (анатомические, клинические и фармацевтические) термины;

- блиц-опрос, контроль навыков чтения и письма, тестирование, терминологический диктант, контроль выполнения упражнений, контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы;

- объяснять значения терминов по знакомым терминоэлементам;

- тестирование лексики и грамматики, контроль навыков словообразования, контроль лексического минимума, терминологический диктант, контроль выполнения упражнений, контрольная работа, выполнение индивидуальных проектных заданий;

- переводить рецепты и оформлять их по заданному нормативному образцу;

- тестирование, выполнение контрольных заданий/ упражнений по чтению, переводу и оформлению рецептов;

- элементы латинской грамматики и способы словообразования;

- тестирование, контроль лексического минимума, контроль выполнения упражнений, контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы, контрольная работа, выполнение индивидуальных проектных заданий;

- 500 лексических единиц;

- тестирование, контроль лексического минимума, терминологический диктант/блиц-опрос, контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы (докладов, эссе, промежуточных и итоговых результатов проекта);

Зачет.

6

© 2010-2022