• Преподавателю
  • Другое
  • Мастер-класс, как одна из форм распространения опыта профессиональной деятельности педагога

Мастер-класс, как одна из форм распространения опыта профессиональной деятельности педагога

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 27» г. Белгорода










Мастер-класс, как одна из форм распространения опыта профессиональной деятельности педагога.

(Выступление на методическом объединении)



Выступила:

руководитель МО

Гостищева Эльвира Рафаиловна







Содержание

Введение

Мастер-класс - одна из форм творческой самореализации учителя.

Технология пошаговой организации мастер-класса

Заключение

Литература

Введение

Новой формой проявления педагогического мастерства в передаче инновационного опыта стал мастер-класс.

Этимология словосочетания мастер-класс: «мастер» означает «профессионал, обладающий знаниями, практическими навыками, методиками, которыми не обладает основная масса специалистов». А «класс» - это показатель высокого качественного уровня.

В педагогической литературе существует несколько десятков определений понятия «мастер-класс». По определению М. М. Поташника, мастер-класс-это ярко выраженная форма ученичества у МАСТЕРА, то есть мастер передает ученикам опыт, мастерство, искусство в точном смысле - путем прямого и комментированного показа приемов работы [4]. Таким образом, здесь, в определении обозначены ключевые свойства мастер-класса, основная цель которого передача педагогического опыта, системы работы, авторских находок, всего того, что помогло достичь учителю наибольших результатов в педагогической деятельности.

  1. Мастер-класс - одна из форм творческой самореализации учителя.

Мастер-класс - ярко выраженная форма передачи педагогического опыта путём прямого и комментированного показа методов и приёмов работы общественно признанного педагога. Вместе с тем педагог - мастер осуществляет учебную, методическую и транслирующие функции с целью повышения профессионального уровня всех участников образовательного процесса.

Мастер-класс - это форма работы, в которой педагогу предоставлена возможность публичной демонстрации педагогического мастерства в передаче инновационного опыта. Это деятельность мастера по передаче СЕКРЕТОВ своего мастерства коллегам, представителям общественности. В целом же мастер-класс проводит УЧИТЕЛЬ для УЧИТЕЛЕЙ.

Мастер-класс в образовании - форма повышения профессионального мастерства педагогов, цель которой - знакомство с авторскими наработками, освоение и отработка практических навыков по различным методикам и технологиям обучения и воспитания.

Цель мастер-класса- представление учителем наиболее результативных элементов собственной системы работы, методических приемов, педагогических действий, обеспечивающих эффективное решение учебно-воспитательных задач.

Задачи мастер-класса:

- передача педагогом - мастером своего опыта, методов, приемов и форм педагогической деятельности;

- совместная отработка методических приемов педагога-мастера и приемов решения проблемы, поставленной в теме мастер-класса;

- создание условий для развития профессионализма его участников на основе рефлексии собственного педагогического мастерства, обмена опытом работы.

Методика проведения мастер-класса не имеет каких-то строгих и единых норм. Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это делать и научу вас». Форма работы на мастер-классе зависит от стиля профессиональной деятельности педагога-мастера, но на мастер-классе должен быть диалог, основанием для которого могут служить материалы, подготовленные мастером. Наличие оформленных разработок позволяет участникам мастер-класса за короткое время погрузиться в сущность представляемого педагогического опыта.

При подготовке мастер-класса педагогу-мастеру важно определить для себя следующие позиции:

- Какие аспекты своего опыта лучше представить в ходе мастер-класса?

- Каким способом лучше представить теоретические и практические наработки для раскрытия темы мастер-класса?

- Как организовать коллективную интерпретацию представленного опыта?

- Какие методические разработки и иллюстрации нужно подготовить и представить для участников?

Особенности подготовки и проведения мастер-класса.

  • постановка проблемы и решение ее идет через проигрывание различных ситуаций,

  • предполагается активная деятельность всех участников мастер-класса,

  • создается атмосферы инициативности, творчества

Занятие должно:

  • обладать логической завершенностью, быть результативным, содержать набор оптимальных средств решения целей и задач занятия;

  • демонстрировать личные интересы и особенности педагога, его образованность, широту кругозора, умение выйти за рамки своего предмета, подняться до философских обобщений;

  • показать социальную, гражданскую зрелость.

Передать продуктивные способы работы - одна из важнейших задач для Мастера. Прогнозировать результативность мастер-класса можно при следующих условиях:

  1. мотивация осознанной деятельности всех присутствующих и принимающих участие в работе мастер-класса;

  2. методически грамотное построение показа форм, методов организации педагогической деятельности;

  3. рефлексия деятельности Мастера и участников в процессе мастер-класса.

2. Технология пошаговой организации мастер-класса

Следует обратить внимание при подготовке мастер-класса на то, что в технологии проведения мастер-класса главное - не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то технология, методика, метод или прием.

Технологию подготовки мастер - класса, как одной из форм презентации профессиональной деятельности педагога можно представить, как систему последовательных действий, которая включает:


  1. Осознание творческого задания темы мастер-класса:

а) Выделение образовательного объекта

Образовательным объектом могут быть предмет, явление, действие, которое является ключевым в мастер-классе. Образовательный объект может быть в мастер-классе только ОДИН, иначе мастер-класс превратится в калейдоскоп различных видов деятельности - красивые, но бессмысленные картинки. Образовательный продукт, естественно, должен быть озвучен явно или косвенно в теме мастер-класса.

б) Определение образовательного продукта и критериев его оценки.

При организации мастер-класса важно заранее спланировать результат, продукт деятельности. То есть то самое достижение, которое оценивается по предложенным критериям, является основой для формирования ситуации успеха и представляется зрителям.

Продукт не может быть случайным, он является логичным следствием действия, осуществляемого над объектом.

в) Разработка идеи мастер-класса.

Рождение идеи находится в поле творчества мастера. Именно здесь проявляются индивидуальные особенности педагога, как профессионала.


  1. Отбор содержания материала для раскрытия темы мастер-класса

а) Предметное содержание.

Мастер-класс должен быть построен на предметном материале.

б) Культурологическое содержание.

Не весь материал может стать содержанием для раскрытия темы мастер-класса.

Во-первых, нужно помнить, что участниками мастер-класса являются учащиеся разных уровней по успеваемости.

Во-вторых, наибольший интерес представляют не предметные знания как таковые, а их культурологическая составляющая, которая в разных темах может быть более или менее выраженной.

в) Методическое содержание. Нужно помнить, мастерство заключается в особенностях организации образовательного процесса (формы, методы и приемы, используемые мастером, особенности отбора содержания или оценки, структуры занятия и т.д.).

  1. Разработка этапов мастер-класса

Структура мастер-класса отражает его идею как способа передачи концептуальной идеи педагогической системы мастера в форме проблемных, практико-ориентированных, творческих заданий.

а) первый этап - «индуктор» (лат. «inductor» - возбудитель). Необходимо продумать начало мастер-класса, мотивирующее творческую деятельность каждого участника. Здесь важно, чтобы начало было ярким, загадочным, личностно значимым для каждого участника.

б) второй этап - работа с проблемным материалом. На этом этапе участники мастер-класса сталкиваются с проблемой, пробуют решить ее, используя свой арсенал знаний. Определяется способ организации мастер-класса, происходит отбор содержания материала для раскрытия темы, апробируют методику мастера (его секрет) и убеждаются в ее эффективности.

Нужно помнить: фирменные приемы, методы, способы организации деятельности педагога являются ключевым содержанием мастер-класса.

в) третий этап - «инсайт». Участники переживают ситуацию озарения, построения нового видения предмета мастер-класса, происходит запечатление способа решения проблемы, который был предложен мастером и осознание его эффективности.

г) четвертый этап - «рефлексия». Оценка мастер-класса включает рефлексию деятельности и рефлексию состояния участников.

Оценка деятельности участников и ее результатов должна носить развернутый характер, здесь важно показать, как происходят внешние (конкретизация целей деятельности, логичность рассуждений, самостоятельно сконструированное понятие, теоретическая модель, четко формулируются проблемы или найденные противоречия и осознанные способы их решения и др.) и внутренние изменения (критичность и гибкость мышления, открытая познавательная позиция, богатое и адекватное проявление эмоций и чувств, расширение диапазона коммуникаций и др.).

  1. Составление комментария мастер-класса

Продумать комментарии к мастер-классу: они могут быть по ходу занятия, так и в конце. Мастер комментирует методические и педагогические приемы, методы, которые обеспечили эффективное решение поставленной проблемы и раскрытия темы.


  1. Определение позиции мастера

Проводя мастер-класс, педагогу необходимо задействовать участников в процесс занятия. Все задания Мастера и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение участников, создать такую атмосферу, чтобы они проявили себя как творцы. Мастеру необходимо создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении. С этой целью педагогу необходимо:

  1. проявлять мягкое, демократичное, незаметное руководство деятельностью участников мастер - класса;

  2. во взаимоотношениях с учащимися Мастер должен применять определённый стиль, проявляя свои личностные качества: коммуникативность, общекультурное развитие, интеллигентность, взгляды, убеждения, мировоззрение, характер, волю, и др.

  3. уметь сосредоточиться на предмете разговора, владеть мнемотехникой;

  4. обладать навыками педагогической импровизации: умение работать по плану «в голове», привлекать личный опыт, управлять незапланированными ситуациями;

  5. иметь психологическую зоркость: умение выделять людей из присутствующих, которые станут вашими помощниками;

  6. обладать коммуникативной культурой и чувством времени.

Особо следует обратить внимание на:

  • речь и голос (тон, сила, выразительность, дикция, интонация, техника речи);

  • мимику, жест, управление эмоциями, чтение эмоционального состояния на лице;

  • пантомимику (осанка, умение стоять, сидеть, наблюдать за поведение участников);


  1. Рефлексия

Обратную связь можно уподобить зеркалу, отражение которого побуждает к размышлению. Для получения обратной связи необходимо «проиграть» мастер-класс с целью его коррекции (при необходимости): можно расшифровать успешность - неуспешность какого-либо действия, вскрыть причины психологического дискомфорта при проведении мастер-класса, декодировать причины негативных эмоциональных реакций участников, отработать механизмы вовлечения в коммуникативную деятельность; рассмотрения мастер-класса в рамках соответствия критериям его оценивания.

Заключение

Подготовка и проведение мастер-класса является хорошей школой повышения профессионального мастерства, а также одной из эффективных форм приобщения педагогов к творчеству, содействует раскрытию личного потенциала и роста мастерства.

Учитель - Мастер проводит занятие, демонстрируя приёмы эффективной работы, стараясь задействовать участников в процесс занятия, сделать их активными участниками его действа. Все задания Мастера и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение участников, создать такую атмосферу, чтобы они проявили себя как творцы и стали соучастниками раскрытия темы.

Литература


  1. Гузова, Л. П. Развитие профессиональной культуры учителя - фактор успешной работы [Текст] / Л. П. Гузова // Методист. - 2005. - № 2. - С. 34 - 37

  2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» //Вестник образования России - 2010. - № 4. - С. 63

  3. Панина Т. С. Модернизационная деятельность методических служб учреждений профессионального образования [Текст]: методическое пособие / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова. - Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2009. - 408 с.

  4. Панина, Т. С. Современные способы активизации обучения: Учебное пособие для студентов высших учебных заведение [Текст]/ Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова. Под ред. Т. С. Паниной - Издательский центр «Академия», 2006. - 176 с.

  5. Поташник, М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе: методическое пособие [Текст] / М. М. Поташник - М.: Педагогическое общество России, 2010. - 448 с.

  6. Русских, Г. А. Мастер-класс - технология подготовки учителя к творческой профессиональной деятельности [Текст] / Г. А. Русских //Методист. - 2002 - № 1 - С. 38 - 40

  7. Селевко, Г.К. Альтернативные педагогические технологии [Текст] / Г. К. Селевко - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 224 с.

  8. Советова, Е. В. Эффективные образовательные технологии [Текст] / Е. В. Советова. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 285с.

  9. Хуртова, Т.В. Формы профессионального обучения педагогов: мастер-классы [Текст] / Т. В. Хуртова - Волгоград: Учитель, 2008. - 76 с..


© 2010-2022