• Преподавателю
  • Другое
  • Доклад по живому миру Общение с природой, как средство коррекции эмоциональной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья

Доклад по живому миру Общение с природой, как средство коррекции эмоциональной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБС(К)ОУ Сокольская специальная (коррекционная)

школа - интернат VIII вида













Общение с природой, как средство коррекции эмоциональной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья



















Учитель Толстова Н.Т.





Тема: Общение с природой, как средство коррекции эмоциональной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья

На современном этапе развития большое внимание воспитатели уделяют воспитанию общения с природой учащихся, главная задача которого - формирование у детей чувства прекрасного. Наилучшим воспитателем этих чувств является природа. В процессе изучения природы раскрываются ее красота и многообразие. День проведенный в общении с природой, ребенком посреди рощ, полей, стоит многих недель, проведенных на учебной скамье. О

Общение с природой научит воспитанника слушать музыку леса, шелест листвы, пение птиц, журчание воды и т.д. - все это вызывает эмоциональное воспитание.

Впервые учебные дни экскурсии, учитель обращает внимание детей на то, как преобразился парк осенью, зимой, весной: какие листья деревьев окрашены в ярко - зеленый или желтый цвет и т.д.Педагог предлагает воспитанникам остановиться и послушать шелест листьев, шум ветра, а затем объяснить, есть ли что общее в шелесте листьев с тихой музыкой. Затем он может предложить детям почитать стихи о природе или сделает это сам. Для эмоциональной сфере воспитания воспитанников немаловажное значение имеет уборка листьев или снега на закрепленной территории. У детей появляется цель, как больше собрать листья (снег) в большую кучу и поваляться на ней.

Приобщение ребенка к эмоциональному общению к природе в целом только тогда дает результаты, когда ребенок через собственную трудовую деятельность придет к освоению, к пониманию системы взаимосвязей, существующих в мире природы. Чтобы они были прочными, важно в ребенке пробудить интерес к познанию окружающего мира, желание видеть обыденном чудесное, в привычном - чудесное.

М. Пришвин писал: «Чтобы беречь землю, природу, надо ее полюбить,

Чтобы полюбить, надо узнать. Узнав - невозможно не полюбить».

Творческое отношение к природе требует знания ее. Трудно охранять животных и растения, не имея представления о них, не зная ничего об их образе жизни.

Чаще проводя экскурсии или гуляя на природе, учитель конкретно и более глубоко знакомит детей с большим количеством растений, животных, дает историка- культурные сведения о них, проникает в чудесные тайны их жизни. Для этого совершаются экскурсии в мир народных примет, легенд наблюдений. И если природа предстанет перед детьми в живом показе и не менее в живом рассказе, то они лучше усвоят задание, охватят его не только умом, но и воображением, образной памятью.

Вот некоторые темы для наблюдений: Смотрю и вижу», «Твое маленькое открытие», «О том, что не сразу увидишь». Почти в каждой теме дети делают самостоятельное открытия, получая задание для наблюдения до занятия, и посла. Важно, чтобы при этом сочетались научность и доступность, увлекательность, занимательность, эмоциональность, т.е., чтобы наблюдения были одной из основ рационально - образного познания природы. Необходимо воспитывать детей не просто видеть и слышать, а учить их общаться и чувствовать сердцем родную природу.

Умелое сочетание художественного слова с непосредственными наблюдениями и природной - трудовой деятельностью детей поможет развивать у них внимание и интерес к окружающему миру, Общение детей с природой повышает эмоциональную сферу чувств, познания, восприятия.

Мир, для детей с ограниченными возможностями, необычен, загадочен, удивительный, мир, где каждая травинка, каждая птица - чудо. Ребенок с добрыми глазами смотрит на мир, однако не менее важно учиться удивляться и общаться с этим миром. Открывая удивительное вокруг себя, ребенок меняет отношение к окружающей его природе. Например, говоря о травах, дети узнают, что такое скромное растение, как лебеда, не просто сорняк, а спасшая тысячи людей трава. В трудные годы войны она употреблялась в пищу. Ее подмешивали в хлеб. Тем самым многие жизни были спасены. Вот оказывается, какую добрую службу сослужила людям эта простенькая трава.

Мы привыкли ухаживать за растениями в группе. И эта привычность скрывает от нас столько интересного, если растение не просто полить, а поговорить с ним просто сказать: «Попей водички, ты наверное пить захотел», то у ребенка появиться совсем другое отношение к растениям.

Мир природы - вечный источник детского разума. Именно там, в явлениях природы, множество проблем, вопросов, пусть даже открытых людьми, но вновь и вновь открываемых людьми в процессе воспитания. Одна из целей - учителя приобщение детей к тем радостям, которыми так богато проникновение в чудесные тайны природы. Поэтому важно построить обучение так, чтобы каждая тема несла ребенку открытия, сделанные им самостоятельно, чтобы воспитанник познал себя, как активную, творческую силу, переживал чувство гордости от того, что все это он увидел и потрогал сам. Общение с природой не менее важно, чем знание о ней, умение улавливать ее жизнь чутким сердцем - свидетельство родства с ней.

Задача учителя- вместе с детьми постичь истинную красоту, которая не всегда яркая, громкая, напротив, часто тихая, спокойная, скромная и неброская, по - новому взглянуть на осенний лист, маленький затерявшийся цветок в траве, крылышки ночной бабочки, почувствовать особое очарование в красоте природы.

Говоря о насекомых, следует отметить, что они изумительно совершенное и прекрасное образование в природе, с которым никто и ничто не может соперничать по богатству красок и форм.

Красота здесь многолика. Она проявляется в виде силы, ловкости, легкости, быстроты, грации, мощи. Чтобы научиться оценивать красоту форм растений, грациозность животных, контрасты цвета и света, гармонию звуков, надо подключиться к познанию, как чувство, так и абстрактно - логическое мышление. Пробуждению эстетической чуткости детей способствуют привлечение их к наблюдению над природой, специальные эмоциональные - познавательные задачи и упражнения, ряд проблемных ситуаций. Это побуждает детей с О.В.З. воспринимать, осмысливать, оценивать познаваемые объекты как красивые и выразительные. Например, можно предложить прислушаться к голосам птиц, пообщаться с животными, полюбоваться красками заката, найти на пустыре самое красивое растение.

Если эти и другие разнообразные задания предлагать на занятиях постоянно, то они, быть может, помогут детям услышать «музыку» лугов и лесов, подивиться движению облаков, полюбоваться травами, насекомыми, птицами - одним словом, пристально всмотреться в жизнь. Такие задания, наблюдения чаще всего требуют уединенного созерцания природы, они совершенствуют и сам способ эмоционального восприятия. При этом создаются условия для столь необходимого каждому человеку сосредоточенного духовного общения с природой.

Любование красотой природы - это лишь первый росток доброго чувства, которое надо развивать, превращая его в активное стремление к плодотворной деятельности. Мало учить воспринимать прекрасное и доброе, надо постараться подвести детей к тому, чтобы они могли не только любоваться красотой, но и беречь, и охранять ее, а на доброту не только откликаться, но и самим творить добро. Из крупинок знаний о природе и капелек доброты вырастает еще одно чувство - ответственность за свою землю.

Развитие эмоционально - волевой сферы детей с нарушением интеллекта позволяет сделать вывод о необходимости коррекционной работы по развитию: речи, памяти, внимания, познавательных способностей и представлений об окружающем мире, так как это необходимо для дальнейшей жизни.



© 2010-2022