• Преподавателю
  • Другое
  • Методическая разработка Современная продовольственная проблема и «зеленые революции»

Методическая разработка Современная продовольственная проблема и «зеленые революции»

Методическая разработка занятия по дисциплине «Экологические основы природопользования»- (90 минут) Учебная встреча проводится в рамках изучения дисциплины «Экологические основы природопользования» и представляет собой комбинированное занятие по III разделу вышеуказанной дисциплины(Определение загрязнений окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами).Основные цели урока: дать представление о причинах глобальной продовольственной проблемы и о попытках выхода из нее; создать условия ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ростовской области

«Зимовниковский педагогический колледж»











Методическая разработка

Современная продовольственная проблема и «зеленые революции».

Автор: Плотникова Наталья Викторовна преподаватель естествознания, экологических основ природопользования.

























п. Зимовники 2014 г.

Методическая разработка занятия по дисциплине «Экологические основы природопользования» - (90 минут)

Учебная встреча проводится в рамках изучения дисциплины «Экологические основы природопользования» и представляет собой комбинированное занятие по III разделу вышеуказанной дисциплины (Определение загрязнений окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами).

Основные цели урока: дать представление о причинах глобальной продовольственной проблемы и о попытках выхода из нее; создать условия для определения противоречий в последствиях 1-й и 2-й «зеленых революций»; содействовать формированию у студентов представлений об экологической культуре и связанной с ней активной жизненной позиции.

Одной из задач урока является совершенствование умения обучающихся излагать материал, строить свои выступления в соответствии с общественными законами, развивать умения формировать коллективное решение, обсуждать проблемы, доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ.

Между экологией и культурой существует неразрывная связь: качество взаимодействия человека с окружающей его средой всегда отражает тот уровень культуры, носителем которого он является. Воспитание у молодого поколения экологической культуры поможет восстановить утраченное равновесие и гармонию в отношениях "человек - природа".


















Тема занятия: Продовольственная проблема и «зеленые революции».

Цель:

  • дать представление о причинах глобальной продовольственной проблемы и о попытках выхода из нее;

  • создать условия для определения противоречий в последствиях 1-й и

2-й «зеленых революций»;

  • содействовать формированию у студентов представлений об экологической культуре и связанной с ней активной жизненной позиции.

Задачи:

  1. Устанавливать и развивать причинно-следственные связи как последовательность событий в цепи: фактор (причина) - изменения в окружающей среде, обществе (последствия) - реакции биосоциологической системы (результат);

  2. Совершенствовать умения обучающихся излагать материал, строить свои выступления в соответствии с общественными законами, развивать умения формировать коллективное решение, обсуждать проблемы, доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ;

  3. Определять ответственность каждого человека за принятые решения в отношении глобальных проблем человечества, воспитывать толерантность, способность формулировать собственные нравственные суждения.

Методы и формы обучения:

  • по источникам знаний: словесный, наглядный;

  • по типу познавательной деятельности: частично-поисковый;

  • по логике передачи: индуктивный (от частного к общему - итоговая схема);

  • бинарное сочетание со стороны учителя: объяснительно-побуждающий, со стороны учащихся: частично-поисковый (учитель - ученик - учитель).

Оборудование:

  1. Компьютер

  2. Мультимедийный проектор

  3. Интерактивная доска

  4. Презентация, раздаточный материал для работы в группах, песочные часы, магниты.

Ход занятия:

Ι. Оргмомент.

  1. Актуализация опорных знаний

- Как связаны между собой следующие понятия: «народонаселение», «численность населения», «демографический взрыв», «демографический кризис», «смертность», «рождаемость»?

Задание: составить схему с использованием предложенных понятий (Приложение 1).

- Чтение стихотворения

Много нас - людей на белом свете.
Маются серьезные умы:
В этой жизни, в этой круговерти,
Сумасшедшие, расплодились мы!
Бьют демографические взрывы,
Сохнут реки, и чернеет наст,
Города вступают, как нарывы.
Очень много, слишком много нас!....

Р. Рождественский

- Подумайте, почему современная демографическая ситуация может вызывать страх? (ответы студентов).

Экологическая ситуация в мире во многом зависит от состояния народонаселения. Чем больше людей на Земле, тем больше они осваивают природу, развивают промышленность, сельское хозяйство и так далее, следовательно, тем сильнее давление на биосферу, природную среду в целом.

(Демонстрация кривой роста численности населения Земли) (Приложение 2)

- Каковы же последствия увеличения численности людей на Земле?

Возможные ответы сопоставляются с информацией на слайде презентации:

- увеличение плотности населения;

- рост численности городского населения, урбанизация;

- увеличение потребления природных ресурсов;

- истощение природных ресурсов;

- загрязнение среды, изменение генофонда;

- проблема продовольствия (голод).

ΙΙ. Изучение нового материала.

  1. Мотивация

В числе глобальных проблем человечества стоит проблема голода

- Посмотрите, у меня в руках песочные часы - символ быстротечности времени.

Пока пересыпается песок, проходит минута, другая, третья…

Известно, что

каждую минуту

- уничтожается 50 тонн плодородного грунта из-за неправильного его использования!

- уничтожается более 21 гектара тропических лесов!

А каждый час:

- 688 гектаров продуктивной земли становится пустыней!

-55 человек отравляются и гибнут от пестицидов и других химических веществ!

- около 2000 детей умирает от голода! (слайды презентации).

2. Проблемная лекция (Презентация).

План:

  1. Историческая справка.

  2. Голод - проблема только развивающихся стран?

  3. Норман Борлоуг и первая «зеленая революция».

  1. Глобальная продовольственная проблема - едва ли не древнейшая из всех глобальных проблем человечества. Голод - как крайнее ее проявление и огромное социальное бедствие - обрушивался на массы людей и в древности, и в Средние века, и в периоды новой и новейшей истории. Об этом свидетельствуют примеры Древнего Рима, средневековой Европы, России, Индии, Китая. Например, еще в мифах индейцев Центральной Америки упоминается божество голода. В легендах и мифах античной Греции Пандора, открыв врученный ей богами сосуд, выпустила на волю заключенные в нем людские пороки и несчастья, включая голод, расползшийся по Земле. В средние века голод косил миллионы людей, за ним следовали всякого рода эпидемии (голодный тиф и другие). Только в Англии в период с 1005 по 1322 год было зафиксировано 36 голодных эпидемий. Позже, в связи с развитием торговли, транспорта и так далее, эта проблема несколько ослабела, но так и не исчезла. Таким образом, продовольственная проблема, возникнув одновременно с появлением рода человеческого, по мере его развития меняла свои черты и масштабы, превратившись во второй половине XX в. в мировую, планетарную.

  2. Современная мировая продовольственная ситуация трагична из-за своей противоречивости. С одной стороны, голод является причиной смерти миллионов людей: только во второй половине 1970-х годов от голодной смерти погибло больше народа, чем за последние 150 лет в результате войн и социальных потрясений. С другой стороны, масштабы мирового производства продуктов питания в целом соответствуют продовольственным потребностям населения мира.

Вопрос 1. Какова же причина этой противоречивости? (ответы студентов)

По различным оценкам, в мире голодает и недоедает от 0,8 до 1,2 миллиарда человек, подавляющее большинство которых проживает в развивающихся странах.

Продовольственная проблема имеет глобальный характер и в силу своей гуманистической значимости, и в силу своей тесной взаимосвязанности со сложной задачей преодоления социально-экономической отсталости бывших колониальных и зависимых государств. Неудовлетворительное обеспечение продовольствием значительной части населения развивающихся стран является не только тормозом прогресса, но и источником социальной и политической нестабильности в этих государствах. Глобальность проблемы проявляется и с иной стороны. В мире нет государства, в котором производство, распределение и внешняя торговля продовольствием не были бы заботой правительства. В то время как одни страны страдают от голода и недоедания, другие стремятся достичь гармоничного рациона питания; а некоторые вынуждены даже «бороться» либо с излишками пищевых продуктов, либо с избыточным их потреблением. Ясно одно: подлинного решения мировой продовольственной проблемы невозможно добиться изолированными усилиями отдельных государств. Наконец, к ней нельзя подходить в отрыве от анализа других глобальных проблем человечества - войны и мира, демографической, энергетической, экологической. Таким образом, продовольственная проблема является актуальной, многоаспектной проблемой, решение которой выходит за рамки собственно сельского хозяйства.

В настоящее время продовольственной проблемой занялись многие официальные межгосударственные и общественные организации и учреждения ООН, в том числе ФАО (Организация по продовольствию и сельскому хозяйству), созданная уже в 1945 году в рамках ООН. К этому делу присоединились и влиятельные банки: Международный банк реконструкции и развития (МБРР).

По данным ООН количество недоедающих ежегодно увеличивается на 5 млн. Если Китай сумел за последние 25 лет уменьшить количество голодающих на 250 млн., то ситуация в Южной Африке резко ухудшилась вследствие эпидемии СПИДа. Семь миллионов умерших от этой страшной болезни оставили более 14 млн. сирот, которые пополнили ряды голодающих.

В Западной Африке от голода могут умереть 300 тысяч детей. Всего в Африке голодают 1,5 млн. детей. Правда, ситуация в цивилизованных странах обстоит не лучшим образом. В России 7 миллионов детей живет на грани голода, 4 миллиона из них бродяжничают. В США же голодающих вдвое больше.

- Что является причиной голода в цивилизованных странах?

Вопрос 2. Что необходимо предпринять, чтобы выйти из сложившейся ситуации? (ответы студентов).

  1. Норман Борлоуг - мексиканский селекционер. Этот ученый- один из самых известных людей в мире. Он спас от голодной смерти столько людей, сколько не удавалось до него никому. Его считают отцом «зеленой революции». Она охватила более 15 стран, расположенных в поясе, протягивающемся от Мексики до Кореи. В ней явно преобладают страны Азии, а среди них - страны с очень большим или довольно большим населением, где пшеница и (или) рис служат основными продовольственными культурами. Быстрый рост их населения привел к еще большему увеличению нагрузки на пахотную землю, и без того уже сильно истощенную. При крайнем малоземелье и безземелье, преобладании мелких и мельчайших крестьянских хозяйств с низкой агротехникой более 300 млн. семей в этих странах в 60-70-е гг. XX в. либо находились на грани выживания, либо испытывали хронический голод. Вот почему «зеленая революция» была воспринята в них как реальная попытка найти выход их создавшегося критического положения.

3. Работа в группах с материалами, характеризующими причины и последствия 1-й и 2-й «зеленой революции». Создание кластера.

Задание: Вам необходимо за ограниченное время изучить особенности проводимых мероприятий в 1-й и 2-й «зеленых революциях» (Приложение 3) и отобрать соответствующие карточки для составления кластера.

Кластер Сравнение сельского хозяйства после первой и второй зеленых революций.

Первая зеленая революция

Признаки

Вторая зеленая революция


Очень высокие


Вложения антропогенной энергии


Умеренные


Низкое


Общее биологическое разнообразие


Высокое


Низкое


Разнообразие выращиваемых культур


Высокое


Не применяются


Севообороты


Применяются


Химические


Методы контроля вредителей, сорняков и болезней


Биологические


Высокая


Доля пашни в агроэкосистеме


Умеренная, лесоаграрные экосистемы


На повышение продуктивного потенциала

сорта - рекордсмены


Основное направление селекции растений


На повышение адаптивного потенциала



сорта - труженики


Высокая; доля корма, получаемого с пашни, большая


Роль животноводства


Умеренная; доля корма, получаемого с пашни, небольшая




- деградация почв

- загрязнение биосферы

ядохимикатами;

- болезни;

- нарушение природного

равновесия

Решается проблема голода!

- требуется много времени;

- используются ГМО

- экологически чистые продукты;

- минимальное загрязнение окружающей среды

Вопрос:

1. Можно ли однозначно сказать о вреде или пользе проведения «Зеленых революций»?

  1. Нужна ли 3-я «зеленая революция? Каковы на ваш взгляд ее методы? Какие бы слова-призывы были бы на ее эмблеме? (ответы студентов).

Вывод: В последние 10 лет активно развиваются биотехнологические методы выведения новых сортов с использованием генной инженерии. Такие растения называются генетически модифицированными (ГМР). Генные инженеры за счет ГМР обещают накормить человечество. ГМР высокопродуктивны и устойчивы к неблагоприятным условиям, они обладают комплексом признаков, который был недостижим до развития биотехнологии. Например, удалось получить «золотистый рис», зерно которого содержит витамин В. Этого витамина хронически не хватало жителям тех стран, где рис является основным продуктом питания. Получен гибрид африканского и индийского риса, который в первую половину лета растет как «африканец» и не требует много воды, а во вторую - быстро формирует высокий урожай как водолюбивые индийские сорта. Получены десятки сортов разных видов растений, устойчивых к грибным, бактериальным и вирусным заболеваниям.

Перспектива использования ГМР является на сегодняшний день предметом жарких споров. Экологи (особенно в экономически благополучных странах со стабилизировавшейся численностью народонаселения: Западная Европа, США, Канада, Австралия) выступают против этих сортов, поскольку неизвестны последствия их использования для здоровья человека. Кроме того, есть риск гибридизации ГМР с видами естественной флоры, особенно с сорными растениями. Эти спонтанные гибриды могут быть очень агрессивными и потому экологически опасными.

Генетики-биотехнологи ратуют за повсеместное внедрение ГМР. ГМР как путь к повышению продуктивности культурных растений поддерживается общественностью в развивающихся странах (в Африке, Индии и др.), так как продовольственная ситуация в них неблагополучна.

По-видимому, с учетом того, что народонаселение планеты будет продолжать расти в ХХI веке, ГМР будут широко использоваться в странах «третьего мира». Однако необходим жесткий экологический контроль за последствиями их применения.

ΙΙΙ Заключение:

Продолжение безответственного обращения с природными ресурсами способно настолько изменить нашу планету, что она окажется не в состоянии сохранить жизнь людей на достигнутом уровне. В связи с чем, необходимы решительные перемены в подходе к управлению ресурсами планеты и жизнедеятельностью людей, если мы хотим избежать огромных несчастий для всего человечества и безвозвратного разрушения нашего общего дома на этой планете. Сегодня нельзя стоять в стороне от решения глобальных проблем экологии. И в первую очередь всем необходимо иметь элементарную экологическую грамотность.

Отношение к природе - это критерий культуры общества. Ещё П.И. Чайковский в своё время говорил: «Потомки никогда не простят нам опустошения Земли, надругательства над тем, что по праву принадлежит не только нам, но и им». Давайте помнить об этом и жить по законам природы.

Домашнее задание

Темы рефератов:

1. Возможно ли сельское хозяйство при отказе от химии?

2. Роль леса и других естественных экосистем в структуре сельскохозяйственного ландшафта.

3. Основные сорные виды растений и возможности контроля засоренности с использованием экологически безопасных методов.

Список литературы

1. Борлоуг Н.Э. «Зеленая революция»: вчера, сегодня и завтра / Норман Э. Борлоуг // Экология и жизнь. - 2001. - № 4. - С.16-24

2. Зеленая революция // ВикипедиЯ: свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ru.wikipedia.org

3. «Зеленая революция» в сельском хозяйстве развивающихся стран // География для школьников и студентов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http :// ww.geoinfoed.ru

4. Зерзан Д. Агрокультура: демонический двигатель цивилизации / Джон Зерзан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: primitiv.anho.org

5. Печчеи А.. Человеческие качества / А. Печчеи. - М.: Прогресс, 1980. - 302 с.

6. Привалов А. "Зеленая революция" в России / Александр Привалов // Вести.RU [Электронный ресурс]. - Режим доступа: vesti.ru

7. Философия природы [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http :// www . Grandars . ru










Приложение1

Методическая разработка Современная продовольственная проблема и «зеленые революции».







Приложение2

Методическая разработка Современная продовольственная проблема и «зеленые революции».

Методическая разработка Современная продовольственная проблема и «зеленые революции».



Приложение3

Зеленая революция произошла в 60-70-е годы нашего столетия, ее «отцом» был мексиканский селекционер Норман Борлауг. Он вывел сорт пшеницы «Мексикале», которая давала урожай в 3 раза выше, чем старые сорта. Вслед за Борлаугом и другие селекционеры начали выводить высокоурожайные сорта кукурузы, сои, хлопка, риса и прочих сельскохозяйственных культур.

Вместе с этими сортами-рекордсменами были введены новые интенсивные системы обработки почвы с оборотом пласта, высокие дозы удобрений, полив, самые разнообразные пестициды и монокультура, т.е. выращивание на одном поле одной и той же культуры в течение многих лет. Появились и высокопродуктивные животные, для поддержания здоровья которых нужны были не только обильные корма, но и витамины, антибиотики, а для быстрого наращивания массы - стимуляторы роста. Первая зеленая революция была особенно успешной в странах тропического пояса, так как при круглогодичном выращивании растений доход от новых сортов был особенно велик.

Эта революция резко повысила урожаи сельскохозяйственных культур, но привела к ухудшению почв в результате разрушения гумуса и активизации эрозии. Увеличилось также загрязнение среды пестицидами и удобрениями. Качество продуктов сельского хозяйства ухудшилось. Для выращивания сортов-рекордсменов и животных-«монстров» требовались удобрения и пестициды, на производство которых затрачивалось слишком много энергии угля, нефти, газа. Резкое возрастание потребления исчерпаемых энергоресурсов и истощение ресурсов почвы особенно сильно проявились к началу 80-х годов.

Методическая разработка Современная продовольственная проблема и «зеленые революции».Методическая разработка Современная продовольственная проблема и «зеленые революции».Методическая разработка Современная продовольственная проблема и «зеленые революции».



Приложение 4

С середины 80-х годов нашего столетия ученые заговорили о начале второй зеленой революции, в результате которой сельское хозяйство пойдет по пути снижения вложений антропогенной энергии. В ее основе - адаптивный подход, т.е. ориентация на более экологичные технологии возделывания сельскохозяйственных культур и разведения сельскохозяйственных животных. Селекционеры переключились с выведения сортов-«рекордсменов» на селекцию сортов-«тружеников», которые могут давать достаточно высокий (хотя и не рекордный) урожай при невысоких дозах удобрений и без полива, могут сами защитить себя от вредителей, болезней и сорняков.

При этом, если во время первой зеленой революции селекционеры работали примерно с десятью видами культурных растений, то теперь их внимание обращено на несколько десятков видов. Ученые широко используют местные популяции («народные сорта») культурных растений. Растет доля севооборотов с восстанавливающими почву сидератами и смешанных посевов.

По мнению сторонников второй зеленой революции, перспектива земледелия - не в наращивании, а в сокращении площади пашни (в первую очередь на эродированных почвах) с заменой ее травянистыми (посевами трав, естественным путем восстановившимися лугами или степями) или лесными сообществами. В таких экосистемах (их называют лесоаграрными) останавливается эрозия почв и растет биологическое разнообразие, в составе которого много «врагов наших врагов», что позволяет снизить пестицидные нагрузки.







Приложение 5

Методическая разработка Современная продовольственная проблема и «зеленые революции».Методическая разработка Современная продовольственная проблема и «зеленые революции».Методическая разработка Современная продовольственная проблема и «зеленые революции».Методическая разработка Современная продовольственная проблема и «зеленые революции».

Методическая разработка Современная продовольственная проблема и «зеленые революции».

© 2010-2022