• Преподавателю
  • Другое
  • ПРИМЕНЕНИЕ ЛОГОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО КАБИНЕТА БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА V ВИДА

ПРИМЕНЕНИЕ ЛОГОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО КАБИНЕТА БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА V ВИДА

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРИМЕНЕНИЕ ЛОГОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО КАБИНЕТА БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА V ВИДА

Половинко О.К.

ГКОУ РО школа-интернат v вида,

Зерноград

[email protected]

На современном этапе развития общества одним из приоритетных направлений является внедрение «здоровьесберегающих технологий» в образовательный процесс школ.

В настоящее время в логопедической практике широко применяются компьютерные технологии, которые позволяют не только эффективно проводить коррекционную работу по восполнению пробелов всех компонентов речи, но и оздоравливает организм в целом. Использование компьютерных программ позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность всей коррекционной деятельности.

Актуальным является и поиск новых эффективных методов коррекции, использующих резервные возможности и формирующих новое здоровое состояние организма. Одним из таких методов является метод биологической обратной связи (БОС) А.А.Сметанкина, который позволяет использовать эти возможности и решить ряд определенных коррекционных задач [1].

С 1 сентября 2009 года в речевой школе-интернате города Зернограда организована работа по формированию функционального состояния, совершенствованию, коррекции речи детей с алалией, афазией, дизартрией, ринолалией, ринофонией, дисграфией, дислексией, а также работа с детьми, страдающими заиканием.

Коррекция речи осуществляется в два этапа:

1) формирование диафрагмально-релаксационного типа дыхания по методу БОС с максимальной ДАС (дыхательной аритмии сердца);

2) формирование равномерного выдоха под контролем максимальной ДАС и физиологической длительности выдоха.

Коррекционная работа состоит из пяти этапов.

1 этап - диагностический:

- обследование детей, их речи и функционального состояния для определения причин возникновения речевого дефекта, механизмов его формирования, структуры дефекта;

- составление индивидуальной, дифференцированной схемы проведения лечебно-коррекционного курса методом БОС по максимальной ДАС.

Создается документация диагностического обследования: анкетные данные, заявление родителей, договор с родителями о проведении занятий в кабинете БОС «Логотерапевтический».

До поступления учащихся на коррекционный курс в логотерапевтический кабинет проводится обязательное обследование у специалистов (неврапотолога, психиатра, кардиолога). Это важно для исключения противопоказаний к применению метода БОС по максимальной ДАС и для уточнения задач коррекционной работы.

На каждого ребенка заполняется индивидуальная карта в программе «Cardio 2.1. Logo», в которой содержатся необходимые анкетные, анамнестические и клинические данные, а также результаты обследования и наблюдения за динамикой состояния учащихся.

Важно, что в любое время можно просмотреть результаты в виде графиков, таблиц и прослушать звукозапись.

В коррекционно-оздоровительный процесс активно вовлекаются родители воспитанников. С ними проводится планомерная систематическая работа - консультации, беседы, совместно обсуждаются и анализируются результаты коррекционного курса.

После диагностического обследования учащихся составляется программа индивидуального курса занятий, в которой разрабатываются шаблоны ДАС-БОС тренинга с использованием сюжетов программ «Дыхание» и «Cardio.2.1.Logo».

2 этап - обучение диафрагмально-релаксационному дыханию с максимальной ДАС под контролем тренажера БОС.

На этом этапе проводится работа по ознакомлению учащихся с сущностью метода БОС по максимальной ДАС, с приборами, сюжетами программы «Дыхание» и «Cardio.2.1.Logo», сигналами БОС.

Основной задачей для учащихся является освоение навыков мышечной релаксации, формирование навыка диафрагмального вдоха и удлиненного равномерного плавного выдоха на фоне ДРД по максимальной ДАС, коррекция и нормализация дыхания (увеличение объема, налаживание ритма, тренировка носового дыхания, дифференцировка носового и ротового дыхания), устранение избыточного психоэмоционального и мышечного напряжения.

На данном этапе мы также используются методические материалы, включающие упражнения для релаксации, методика расслабления, психогимнастика, гимнастика для глаз, словесное внушение при БОС - тренинге.

Период отдыха предназначен для отдыха учащихся во время занятия и проверки нами правильности и устойчивости нового формирующегося навыка ДРД с максимальной дыхательной аритмией сердца.

Его коррекционные задачи направлены на развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти (слайды, музыка, сказки); развитие и пополнение пассивного словаря (на материале сказок) и активного словаря учащихся (с учетом возможного обсуждения в дальнейшем увиденных слайдов, услышанной музыки, пережитых эмоций и впечатлений, связанных с ними, или пересказа прослушанной сказки); анализ функционального состояния обучающихся в период отдыха на различных сюжетах; воспроизведение навыка ДРД без биологической обратной связи на различном психоэмоциональном фоне, дальнейшее развитие активности, сознательности, целеустремленности, усидчивости, познавательного интереса.

3 этап - работа над основными компонентами речи.

На данном этапе ведется работа над формированием удлиненного плавного выдоха как основы нового навыка речи, где осуществляется контроль взаимосвязи работы дыхания и сердца. Обучающимися осваиваются правила и навыки использования речевого диафрагмально-релаксационного дыхания по методу БОС с максимальной ДАС.

Нужно отметить, что программа содержит большую базу языкового материала, с помощью которого ведется работа над основными компонентами речи (чтение и произнесение мысленно, шепотом и вслух звуков, слогов, слов, словосочетаний, появляющихся на экране монитора [2].

4 этап - формирование навыков слитной, плавной, интонированной речи.

Данный этап направлен на формирование навыков слитной, плавной речи, где компьютерный тренажер ДАС-БОС контролирует произнесение речевого материала на плавном удлиненном выдохе.

Каждому учащемуся дается индивидуальная речевая нагрузка в зависимости от нарушений звукопроизношения, ведется контроль физиологических параметров.

Основной задачей является закрепление навыка свободной речи под контролем БОС. Учащимся для чтения даются стихотворные и прозаические тексты. Детьми устно излагаются рассказы по тематическим картинкам на экране монитора, они свободно разговаривают, отрабатывают отдельные компоненты голоса и речи по имеющимся показателям.

Четвертый этап является самым продолжительным по времени и по количеству занятий. На данном этапе на основе сформированных ранее навыков и полученных знаний развивается и совершенствуется навык свободной слитной речи [3].

5 этап - закрепление полученных навыков и подведение итогов лечебно-коррекционной работы.

На данном этапе закрепляются полученные навыки и нового стереотипа в реальной жизни, подводятся итоги лечебно-коррекционного курса по методу биологической обратной связи с максимальной дыхательной аритмией сердца.

Далее с воспитанниками проводятся речевые тренинги по общению без контроля БОС, где выявляется применение ими новых сформированных (дыхательного, речевого и поведенческого) стереотипов при общении в различных коммуникативных ситуациях; проверяется умение использовать сформированные навыки диафрагмально-релаксационного типа дыхания и мышечной релаксации для устранения избыточного психоэмоционального и мышечного напряжения при общении; предоставляются обучаемому рекомендации на дальнейший период.

Перед окончанием лечебно-коррекционного курса по методу биологической обратной связи с максимальной ДАС учащийся проходит контрольное обследование, аналогичное при поступлении.

Этап завершается заключительной беседой с детьми и его родителями, подведением итогом и предоставлением рекомендаций на дальнейший период по преодолению возможных трудностей, связанных с речью.

Таким образом, для успешного проведения коррекционно-педагогической деятельности необходимо с опорой на знания методики БОС правильно проводить работу по коррекции речевых нарушений [4]. На каждом этапе фиксируется динамика развития не только устной речи, но и учитывается психофизическое состояние учащихся в процессе занятий. Использование различных тестов, тренингов, анкет позволяет нам получить наиболее достоверные результаты коррекционной работы.

Опыт работы и обобщение полученных данных определяет динамику эффективности коррекции речи и физиологического состояния всех учащихся экспериментальной группы с применением метода БОС.

Благодаря систематическим индивидуальным занятиям по методу ДАС-БОС на протяжении пяти лет наблюдается положительная динамика, о чем свидетельствуют представленные данные учителей-логопедов нашего образовательного учреждения, работающих с этой категорией детей:

- у многих обучающихся устранились тревожные и невротические состояния, речевая неуверенность и сократилась частота нарушений темпоритмической организации речи, обусловленной судорожным состоянием мышц речевого аппарата детей, страдающих заиканием;

- улучшились показатели нарушенных речевых функций;

- выработался навык самоконтроля с использованием диафрагмального типа дыхания;

- расширился активный и пассивный словарь.

- улучшилось качество чтения.

Таким образом, применение логотерапевтического кабинета биологической обратной связи для коррекции речевых нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната v вида позволяют индивидуализировать обучение детей с речевой патологией и значительно повысить эффективность коррекционной деятельности [5].

Список использованной литературы:

  1. Ванина Л.А. Метод биологической обратной связи в логопедии.// Тез. докл. Общероссийского форума «Здоровье России и биологическая обратная связь». СПб., 2009.

  2. Сметанкин А.А. Метод биологической обратной связи по дыхательной аритмии сердца - путь к нормализации центральной регуляции дыхательной и сердечно-сосудистой систем (метод Сметанкина) // Биол.обратная связь. -2009. №1.

  3. Сметанкин А.А. «Здоровье на 5 +». - СПб.:ЗАО «Биосвязь», 2007.

  4. Сметанкин А.А. «Дыхание по Сметанкину».- СПб. «Биосвязь», 2007.

  5. Степанец Л.Е. Использование метода биологической обратной связи в логопедической коррекции // Тез. докл. Общероссийского форума «Здоровье России и биологическая обратная связь». СПб., 2008.



© 2010-2022