- Преподавателю
- Другое
- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Мотыцина В.В. |
Дата | 12.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция - назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, так и обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи. Речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь. Включаясь в процесс реальных практических отношений, общей деятельности людей, речь через сообщение (выражение, воздействие включает в него сознание человека. Благодаря речи сознание одного человек становится данностью для другого.
Основная функция сознания - это осознание бытия, его отражение, функцию язык и речь выполняют специфическим образом: они отражают бытие, обозначая его. Речь, как и язык, если взять их сначала в их единстве, обозначающее отражение бытия. Но речь и язык и едины, и различны. Они обозначают два различных аспекта единого целого.
Речь - это деятельность общения - выражения, воздействия, сообщения посредством языка; речь - это язык в действии. Речь, и единая с языком отличная от него, является единством определенной деятельности - общения - и определенного содержания, которое обозначает и, обозначая, отражает бытие. Точнее, речь - это форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности, или форма существования мышления.
Речь - это язык, функционирующий в контексте индивидуального сознания. В соответствии с этим психология речи отграничивается от языкознания, изучающего язык; вместе с тем определяется специфический объект психологии речи в отличие от психологии мышления, чувств и т. д., которые выражаются в форме речи. Фиксированные в языке обобщенные значения, отражающие общественный опыт, приобретают в контексте индивидуального сознания в связи с мотивами и целями, определяющими речь как акт деятельности индивида, индивидуальное значение или смысл, отражающие личное отношение говорящего не только его знания, но и его переживания в том неразрывном их единстве и /взаимопроникновении, в котором они даны в сознании индивида. Так же как индивидуальное сознание отлично от общественного сознания, психология от
идеологии, так же речь отлична от языка. Вместе с тем они взаимосвязаны: как индивидуальное сознание опосредовано общественным, психология человека - идеологией, так и речь, а вместе с ней речевое мышление индивида обусловлены языком: лишь посредством отложившихся в языке форм общественного мышления может индивид в своей речи сформулировать собственную мысль.
Речь, слово являются специфическим единством чувственного и смыслового, содержания. Всякое слово имеет смысловое - семантическое - содержание, которое составляет его значение. Слово обозначает предмет (его качества, действия и т. д.), который оно обобщенно отражает. Обобщенное отражение предметного содержания составляет значение слова.
Значение слова - это познавательное отношение человеческого сознания к предмету, опосредованное общественными отношениями между людьми.
На основе анализа современной психологической литературы в первой главе данной работы было дано определения речи, рассмотрены ее виды и функции, также был рассмотрен процесс развития навыков речи у детей старшего дошкольного возраста.
В речи человека обычно выявляется весь психологический облик личности. Такая существенная сторона, как степень и особенность общительности, которая лежит в основе многих классификаций характеров, непосредственно проявляется в речи. Показательно обычно бывает уже то, как человек завязывает разговор и как он его заканчивает; в темпах речи более или менее отчетливо выступает его темперамент, в ее интонационном, ритмическом, вообще экспрессивном рисунке - его эмоциональность, а в ее содержании просвечивают его духовный мир, его интересы, их направленность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Аркин Е.А. Ребёнок в дошкольные годы. - М.: Просвещение, 2002.
-
Богуш А.М. Обучение русскому языку в детском саду. - К.: Радянська школа, 2005.
-
Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. Гамезо М.В. - М.: Просвещение, 2001.
-
Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. Петровского А.В. - М.: Просвещение, 2004.
-
Жуковская Р.И. Игра и её педагогическое значение. М.: Просвещение, 2004.