Мастер-класс «Обучение талантливых и одарённых учеников»

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Мастер-класс «Обучение талантливых и одарённых учеников»

ФИО: Ревтова Ольга Николаевна

Стаж работы: 19 лет

Место работы: г. Сарань, КГУ «Общеобразовательная школа №1»

Должность: учитель начальных классов

Категория/уровень: высшая /первый (продвинутый)



ФИО: Филатова Елена Сергеевна

Стаж работы: 15 лет

Место работы: г. Сарань, КГУ «Общеобразовательная школа №1»

Должность: учитель химии

Категория/уровень: высшая/ второй (основной)








ПЛАН МАСТЕР-КЛАССА


Тема:

«Обучение талантливых и одарённых учеников»

Цель:

создание возможностей для полноценного проявления и развития педагогического мастерства его участников на основе организации условий для профессионального общения и обмена опытом работы.

Задачи:

- обощить и распространить опыт работы с талантливыми и одарёнными учениками путём демонстрации форм, методов и приёмов обучения;

- повысить профессиональное мастерство участников мастер-класса с помощью групповой работы через стратегии критического мышления;

- предоставить средства, позволяющие им личностно саморазвиться, осознать самих себя и свои возможности.

Ожидаемый результат:

участники мастер-класса узнают, как с помощью различных форм, методов и приёмов работы с одарёнными и талантливыми детьми можно улучшить эффективность и результативность обучения не только учащихся, но и самих учителей.

Целевая аудитория:

сертифицированные учителя 1 и 2 уровней, руководители школ, зам.директора, прошедшие уровневые курсы.

Методы и приемы:

приёмы технологии критического мышления, диалогового обучения.

Ресурсы:

Мультимедийное оборудование, компьтер, доска, проектор, презентация; ватман для групп, маркеры, клей, стикеры (разных цветов), листочки для выполнения задания, конфеты, карточки с фамилиями великих композиторов и учёных для деления на группы; фотоаппарат, видеоролики (нарезки).

Дополнительная литература:

  1. cpm.kz, «Руководство для учителя», 3-е издание, АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012.

  2. cpm.kz, Раздаточные материалы. Вторая неделя, 3-е издание, АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012.





ХОД МАСТЕР-КЛАССА

Этапы работы

Содержание этапа

Деятельность участников

1.Психологический настрой

Задача:создать эмоциональный настрой на дальнейшую работу.

3 мин

Участникам предлагается прослушать стихотворение.

Когда мы улыбаемся, мы реже ошибаемся.

И чаще награждаемся подарками судьбы.

Когда мы улыбаемся, мы жизнью наслаждаемся.

И вмиг освобождаемся от горестей любых.

Улыбка-вещь бесплатная, простая и понятная,

Смешная и понятная, доступная для всех.

Когда мы улыбаемся, мы самоисцеляемся.

И силой наполняемся, дарующей успех!

-Улыбнёмся и пожелаем друг другу интересной, полезной и плодотворной работы на нашем мастер-классе.

Участники желают друг другу интересной и плодотворной работы на мастер-классе.

2.Создание коллаборативной среды

Задача: знакомство участников МК

3 мин

Участникам предлагается взять любое количество конфет.

-По количеству взятых конфет охарактеризуйте себя.

Участники представляются и дают себе характеристику по количеству взятых конфет.

3.Стадия «Вызов»

Задача: определить тему и цель мастер-класса.

5 мин

- Предлагаем посмотреть видеоролик. (Видеоролик «Расписание на послезавтра»)

- Как думаете, какова тема нашего мастер-класса?

Участники знакомятся с содержанием видеоролика и определяют тему мастер-класса.

4.Деление на группы

Задача: создать условия для эффективной работы участников МК.

3 мин

Участникам предлагается взять любую карточку, с обратной стороны которой написана фамилия гениального учёного или композитора (Ломоносов, Эйнштейн, Моцарт, Бетховен, Бах, Е.А. Букетов, Курмангазы, Фарадей, Ом, Рахманинов) и разделиться на группы.

- Уважаемые коллеги, просим Вас взять любую карточку, прочитать её содержание и объединиться в группы в соответствии с содержанием карточки.

- Как считаете, по какому принципу произошло разделение на группы?

Вывод:

- Итак, 1 группа - великие композиторы;

2 группа - великие учёные.

Участники берут любую карточку, читают фамилию учёного или музыканта.

Затем определяют, по какому принципу необходимо разделиться на группы.

Работа в группах

Приём «Собери определение»

5 мин

Предлагаем из предложенных карточек составить определеия:

- 1 группа: «Что такое одарённость?»

- 2 группа: «Что такое талнт?»

Участники выбирают необходимые карточки, в результате получаются определения «Одарённость», «Талант».

Рефлексия

Приём «Теоретический калейдоскоп»

3 мин

Просмотр презентации.

Предлагаем презентацию с теоретическим обзором.

Участники сравнивают свои ответы с ответами на слайде.

2.Стадия «Осмысление»

Работа в группах

10 мин

Предлагаем посмотреть отрывки из фильмов: «Приключение Маши и Вити», «Приключения Шерлока Холмса», «Расписание на послезавтра» и, обсудив свой ответ в группе, определить, кто из них является талантливым, одарённым или гениальным героем.

От каждой группы выступает спикер.

Рефлексия

Приём «Мозговой штурм»

3 мин

- Какие выводы можно сделать из вышесказанного?

Вывод: нет чёткой грани между талантом, одарённостью, гениальностью.

Индивидуальные ответы участников.

Обмен опытом

Решение практических задач

2 мин









Групповая работа

5 мин

-Все Вы знаете о том, что вся образовательная система нашей Республики стоит на пороге перехода на 12-летнее образование. Это позволит интегрировать систему образования нашей страны в мировое образовательное пространство. С этой целью Правительством РК утвержден Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы, который включает комплекс мероприятий по развитию функциональной грамотности школьников.

Этот документ занимает одно из главных мест в процессе модернизации образования. Он определяет конкретную цель - использование знаний на практике.

- Если взять результаты международных исследований TIMSS, PIZA, то можно сделать вывод, что наши ученики не могут применить теоретические знания в нестандартной ситуации.

-Для решения данной проблемы педагоги нашей школы на уроках и внеклассных мероприятиях (в соответствии с возрастными способностями обучающихся) используют проблемные, поисковые, аналитические и практические задачи, которые вызывают огромный интерес у учащихся и способствуют развитию нестандартного мышлени учащихся.

- А сейчас предлагаем побывать в роли учеников и решить подобные задачи.

При этом, из текста задания выделить: ситуацию, противоречие и принцип решения (или решений) предлагаемой задачи.

1 группа «Сеть паука»

Ситуация: - Чтобы ловить насекомых лесной паук делает свою сеть липкой. В то же время паук сам бегает по сети и не прилипает к ней. Как это может быть?

Противоречие : Сеть должна быть липкой, чтобы прилипали насекомые, сеть не должна быть липкой, чтобы по ней мог бегать паук.

Выбор принципа разрешения противоречия: - Два противоречивых требования - быть липкой и не липкой, должны выполняться в один момент времени, поэтому выбирается принцип разнесения противоречивых требований в пространстве - тоесть часть сети должна быть липкой, часть не липкой.

Мастер-класс «Обучение талантливых и одарённых учеников»

Решение:- Паук делает все кольцевые нити сети липкими, а радиальные нити не липкими. Сам паук бегает по сети только по радиальным нитям.

2 группа

Морская одежда.

Ситуация: - Паруса на кораблях, как правило, белого цвета. Чтобы капитану отдавать команды, он должен хорошо видеть матросов, находящихся на мачтах и реях. Для этого матросы должны быть одеты в синею одежду, которую хорошо видно на фоне белых парусов. Но на фоне синего моря и синего неба, куда часто попадает матрос, такая одежда уже плохо заметна. Как быть?

Противоречие: Одежда должна быть синей, когда матрос находится на фоне парусов и не должна быть синей, когда матрос находится на фоне неба или моря.

Выбор принципа разрешения противоречия: - Два противоречивых требования - быть синей и быть не синей, должны выполняться в один момент времени, поэтому выбирается принцип разнесения противоречивых требований в пространстве - то есть одна часть одежды должна быть синей, другая - не синей.

Мастер-класс «Обучение талантливых и одарённых учеников» Мастер-класс «Обучение талантливых и одарённых учеников»

Решение:- В большинстве стран матросы парусного флота носили полосатую одежду на которой были синие и белые цвета.













Участники обсуждают в группах предложенные ситуации, предлагают своё решение нестандартной задачи.

Выступает спикер

Рефлексия

5-7 мин

- Как Вы считаете, на развитие каких навыков направлены эти задания?

- На каких уроках можно использовать данные задания?

- Есть ли у Вас собственные примеры применения таких задач на практике, поделитесь опытом.

(Предлагаем буклет с примерами подобных задач).

Обмен опытом

3.Стадия «Рефлексия МК»

5 мин

Приём критического мышления «5+5+1»

  1. 5 предложений о семинаре.

  2. Сократить до 5 слов (из 5 предложений взять 5 основных слов).

  3. Сократить до 1 слово.

Участники озвучивают до 1 слова.

Для того, чтобы подвести итог нашей работы, предлагаем оценить фразеологическим оборотом свои ощущения от МК

  1. «Каша в голове»

  2. «Ни в зуб ногой»

  3. «Светлая голова»

Участники прикрепляют стикеры к фразеологическим оборотам.

Раздаточный материал

Для групповой работы

Нестандартная задача «Сеть паука»

1 группа

Чтобы ловить насекомых лесной паук делает свою сеть липкой. В то же время паук сам бегает по сети и не прилипает к ней. Как это может быть?

Мастер-класс «Обучение талантливых и одарённых учеников»

__________________________________________________________________



2 группа

Нестандартная задача «Морская одежда»

Паруса на кораблях, как правило, белого цвета. Чтобы капитану отдавать команды, он должен хорошо видеть матросов, находящихся на мачтах и реях. Для этого матросы должны быть одеты в синею одежду, которую хорошо видно на фоне белых парусов. Но на фоне синего моря и синего неба, куда часто попадает матрос, такая одежда уже плохо заметна. Как быть?

Мастер-класс «Обучение талантливых и одарённых учеников» Мастер-класс «Обучение талантливых и одарённых учеников»





Приём «Собери определение»

Талант -

_____________________________________________________________

определённые

__________________________________________________________________

или

________________________________________________________________

выдающиеся способности,

_______________________________________________________________

которые открываются

______________________________________________________________

с приобретением

опыта, формируя навык.

_______________________________________________________________

Одарённость -

_______________________________________________________________

наличие потенциально высоких

________________________________________________________________

способностей у какого-

либо человека.

_______________________________________________________

Деление на группы

Михаил Ломоносов





Альберт Эйнштейн







Амадей Моцарт







Людвиг ван Бетховен



_____________________________________________________________________________



Иоганн Себастьян Бах







Евней Арстанович Букетов







Курмангазы Сагырбайулы

Майкл Фарадей







Георг Ом









Сергей Рахманинов

Рефлексия «Фразеологизмы»





«Каша в голове»

_______________________


«Ни в зуб ногой»

_______________________



«Светлая голова»

________________________



















Листы обратной связи





  1. 5 предложений о мастер-классе.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Сократить до 5 слов (из 5 предложений взять 5 основных слов).

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. Сократить до 1 слова.

___________________________________________________________



© 2010-2022