- Преподавателю
- Другое
- Мастер-класс «Обучение талантливых и одарённых учеников»
Мастер-класс «Обучение талантливых и одарённых учеников»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ревтова О.Н. |
Дата | 14.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ФИО: Ревтова Ольга Николаевна
Стаж работы: 19 лет
Место работы: г. Сарань, КГУ «Общеобразовательная школа №1»
Должность: учитель начальных классов
Категория/уровень: высшая /первый (продвинутый)
ФИО: Филатова Елена Сергеевна
Стаж работы: 15 лет
Место работы: г. Сарань, КГУ «Общеобразовательная школа №1»
Должность: учитель химии
Категория/уровень: высшая/ второй (основной)
ПЛАН МАСТЕР-КЛАССА
Тема:
«Обучение талантливых и одарённых учеников»
Цель:
создание возможностей для полноценного проявления и развития педагогического мастерства его участников на основе организации условий для профессионального общения и обмена опытом работы.
Задачи:
- обощить и распространить опыт работы с талантливыми и одарёнными учениками путём демонстрации форм, методов и приёмов обучения;
- повысить профессиональное мастерство участников мастер-класса с помощью групповой работы через стратегии критического мышления;
- предоставить средства, позволяющие им личностно саморазвиться, осознать самих себя и свои возможности.
Ожидаемый результат:
участники мастер-класса узнают, как с помощью различных форм, методов и приёмов работы с одарёнными и талантливыми детьми можно улучшить эффективность и результативность обучения не только учащихся, но и самих учителей.
Целевая аудитория:
сертифицированные учителя 1 и 2 уровней, руководители школ, зам.директора, прошедшие уровневые курсы.
Методы и приемы:
приёмы технологии критического мышления, диалогового обучения.
Ресурсы:
Мультимедийное оборудование, компьтер, доска, проектор, презентация; ватман для групп, маркеры, клей, стикеры (разных цветов), листочки для выполнения задания, конфеты, карточки с фамилиями великих композиторов и учёных для деления на группы; фотоаппарат, видеоролики (нарезки).
Дополнительная литература:
-
cpm.kz, «Руководство для учителя», 3-е издание, АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012.
-
cpm.kz, Раздаточные материалы. Вторая неделя, 3-е издание, АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012.
ХОД МАСТЕР-КЛАССА
Этапы работы
Содержание этапа
Деятельность участников
1.Психологический настрой
Задача:создать эмоциональный настрой на дальнейшую работу.
3 мин
Участникам предлагается прослушать стихотворение.
Когда мы улыбаемся, мы реже ошибаемся.
И чаще награждаемся подарками судьбы.
Когда мы улыбаемся, мы жизнью наслаждаемся.
И вмиг освобождаемся от горестей любых.
Улыбка-вещь бесплатная, простая и понятная,
Смешная и понятная, доступная для всех.
Когда мы улыбаемся, мы самоисцеляемся.
И силой наполняемся, дарующей успех!
-Улыбнёмся и пожелаем друг другу интересной, полезной и плодотворной работы на нашем мастер-классе.
Участники желают друг другу интересной и плодотворной работы на мастер-классе.
2.Создание коллаборативной среды
Задача: знакомство участников МК
3 мин
Участникам предлагается взять любое количество конфет.
-По количеству взятых конфет охарактеризуйте себя.
Участники представляются и дают себе характеристику по количеству взятых конфет.
3.Стадия «Вызов»
Задача: определить тему и цель мастер-класса.
5 мин
- Предлагаем посмотреть видеоролик. (Видеоролик «Расписание на послезавтра»)
- Как думаете, какова тема нашего мастер-класса?
Участники знакомятся с содержанием видеоролика и определяют тему мастер-класса.
4.Деление на группы
Задача: создать условия для эффективной работы участников МК.
3 мин
Участникам предлагается взять любую карточку, с обратной стороны которой написана фамилия гениального учёного или композитора (Ломоносов, Эйнштейн, Моцарт, Бетховен, Бах, Е.А. Букетов, Курмангазы, Фарадей, Ом, Рахманинов) и разделиться на группы.
- Уважаемые коллеги, просим Вас взять любую карточку, прочитать её содержание и объединиться в группы в соответствии с содержанием карточки.
- Как считаете, по какому принципу произошло разделение на группы?
Вывод:
- Итак, 1 группа - великие композиторы;
2 группа - великие учёные.
Участники берут любую карточку, читают фамилию учёного или музыканта.
Затем определяют, по какому принципу необходимо разделиться на группы.
Работа в группах
Приём «Собери определение»
5 мин
Предлагаем из предложенных карточек составить определеия:
- 1 группа: «Что такое одарённость?»
- 2 группа: «Что такое талнт?»
Участники выбирают необходимые карточки, в результате получаются определения «Одарённость», «Талант».
Рефлексия
Приём «Теоретический калейдоскоп»
3 мин
Просмотр презентации.
Предлагаем презентацию с теоретическим обзором.
Участники сравнивают свои ответы с ответами на слайде.
2.Стадия «Осмысление»
Работа в группах
10 мин
Предлагаем посмотреть отрывки из фильмов: «Приключение Маши и Вити», «Приключения Шерлока Холмса», «Расписание на послезавтра» и, обсудив свой ответ в группе, определить, кто из них является талантливым, одарённым или гениальным героем.
От каждой группы выступает спикер.
Рефлексия
Приём «Мозговой штурм»
3 мин
- Какие выводы можно сделать из вышесказанного?
Вывод: нет чёткой грани между талантом, одарённостью, гениальностью.
Индивидуальные ответы участников.
Обмен опытом
Решение практических задач
2 мин
Групповая работа
5 мин
-Все Вы знаете о том, что вся образовательная система нашей Республики стоит на пороге перехода на 12-летнее образование. Это позволит интегрировать систему образования нашей страны в мировое образовательное пространство. С этой целью Правительством РК утвержден Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы, который включает комплекс мероприятий по развитию функциональной грамотности школьников.
Этот документ занимает одно из главных мест в процессе модернизации образования. Он определяет конкретную цель - использование знаний на практике.
- Если взять результаты международных исследований TIMSS, PIZA, то можно сделать вывод, что наши ученики не могут применить теоретические знания в нестандартной ситуации.
-Для решения данной проблемы педагоги нашей школы на уроках и внеклассных мероприятиях (в соответствии с возрастными способностями обучающихся) используют проблемные, поисковые, аналитические и практические задачи, которые вызывают огромный интерес у учащихся и способствуют развитию нестандартного мышлени учащихся.
- А сейчас предлагаем побывать в роли учеников и решить подобные задачи.
При этом, из текста задания выделить: ситуацию, противоречие и принцип решения (или решений) предлагаемой задачи.
1 группа «Сеть паука»
Ситуация: - Чтобы ловить насекомых лесной паук делает свою сеть липкой. В то же время паук сам бегает по сети и не прилипает к ней. Как это может быть?
Противоречие : Сеть должна быть липкой, чтобы прилипали насекомые, сеть не должна быть липкой, чтобы по ней мог бегать паук.
Выбор принципа разрешения противоречия: - Два противоречивых требования - быть липкой и не липкой, должны выполняться в один момент времени, поэтому выбирается принцип разнесения противоречивых требований в пространстве - тоесть часть сети должна быть липкой, часть не липкой.
Решение:- Паук делает все кольцевые нити сети липкими, а радиальные нити не липкими. Сам паук бегает по сети только по радиальным нитям.
2 группа
Морская одежда.
Ситуация: - Паруса на кораблях, как правило, белого цвета. Чтобы капитану отдавать команды, он должен хорошо видеть матросов, находящихся на мачтах и реях. Для этого матросы должны быть одеты в синею одежду, которую хорошо видно на фоне белых парусов. Но на фоне синего моря и синего неба, куда часто попадает матрос, такая одежда уже плохо заметна. Как быть?
Противоречие: Одежда должна быть синей, когда матрос находится на фоне парусов и не должна быть синей, когда матрос находится на фоне неба или моря.
Выбор принципа разрешения противоречия: - Два противоречивых требования - быть синей и быть не синей, должны выполняться в один момент времени, поэтому выбирается принцип разнесения противоречивых требований в пространстве - то есть одна часть одежды должна быть синей, другая - не синей.
Решение:- В большинстве стран матросы парусного флота носили полосатую одежду на которой были синие и белые цвета.
Участники обсуждают в группах предложенные ситуации, предлагают своё решение нестандартной задачи.
Выступает спикер
Рефлексия
5-7 мин
- Как Вы считаете, на развитие каких навыков направлены эти задания?
- На каких уроках можно использовать данные задания?
- Есть ли у Вас собственные примеры применения таких задач на практике, поделитесь опытом.
(Предлагаем буклет с примерами подобных задач).
Обмен опытом
3.Стадия «Рефлексия МК»
5 мин
Приём критического мышления «5+5+1»
-
5 предложений о семинаре.
-
Сократить до 5 слов (из 5 предложений взять 5 основных слов).
-
Сократить до 1 слово.
Участники озвучивают до 1 слова.
Для того, чтобы подвести итог нашей работы, предлагаем оценить фразеологическим оборотом свои ощущения от МК
-
«Каша в голове»
-
«Ни в зуб ногой»
-
«Светлая голова»
Участники прикрепляют стикеры к фразеологическим оборотам.
Раздаточный материал
Для групповой работы
Нестандартная задача «Сеть паука»
1 группа
Чтобы ловить насекомых лесной паук делает свою сеть липкой. В то же время паук сам бегает по сети и не прилипает к ней. Как это может быть?
__________________________________________________________________
2 группа
Нестандартная задача «Морская одежда»
Паруса на кораблях, как правило, белого цвета. Чтобы капитану отдавать команды, он должен хорошо видеть матросов, находящихся на мачтах и реях. Для этого матросы должны быть одеты в синею одежду, которую хорошо видно на фоне белых парусов. Но на фоне синего моря и синего неба, куда часто попадает матрос, такая одежда уже плохо заметна. Как быть?
Приём «Собери определение»
Талант -
_____________________________________________________________
определённые
__________________________________________________________________
или
________________________________________________________________
выдающиеся способности,
_______________________________________________________________
которые открываются
______________________________________________________________
с приобретением
опыта, формируя навык.
_______________________________________________________________
Одарённость -
_______________________________________________________________
наличие потенциально высоких
________________________________________________________________
способностей у какого-
либо человека.
_______________________________________________________
Деление на группы
Михаил Ломоносов
Альберт Эйнштейн
Амадей Моцарт
Людвиг ван Бетховен
_____________________________________________________________________________
Иоганн Себастьян Бах
Евней Арстанович Букетов
Курмангазы Сагырбайулы
Майкл Фарадей
Георг Ом
Сергей Рахманинов
Рефлексия «Фразеологизмы»
«Каша в голове»
_______________________
«Ни в зуб ногой»
_______________________
«Светлая голова»
________________________
Листы обратной связи
-
5 предложений о мастер-классе.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Сократить до 5 слов (из 5 предложений взять 5 основных слов).
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Сократить до 1 слова.
___________________________________________________________